Распечатать Read in English
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Вячеслав Сутырин

К.полит.н., проректор Государственного академического университета гуманитарных наук, главный редактор Eurasia.Expert, член Научно-экспертного совета при председателе Коллегии ЕЭК, эксперт РСМД

14–15 декабря 2015 г. состоялся официальный визит президента Белоруссии в Россию. В совместном заявлении В. Путин и А. Лукашенко подтвердили курс на углубление сотрудничества двух стран. Основной вызов сегодня — это адаптация российско-белорусских отношений к новой международной ситуации, кардинальным образом отличающейся от реалий последних двух десятилетий. Способность найти совместный ответ на обозначенный вызов определит будущее Союзного государства России и Белоруссии.

14–15 декабря 2015 г. состоялся официальный визит президента Белоруссии в Россию. В совместном заявлении В. Путин и А. Лукашенко подтвердили курс на углубление сотрудничества двух стран. Основной вызов сегодня — это адаптация российско-белорусских отношений к новой международной ситуации, кардинальным образом отличающейся от реалий последних двух десятилетий. Главная черта международных отношений сегодня — возрастающая непредсказуемость в условиях усугубляющегося кризиса международного порядка, который, по всей видимости, не будет разрешен в ближайшие годы. Способность найти совместный ответ на обозначенный вызов определит будущее Союзного государства России и Белоруссии.

Стратегическая взаимозависимость

С момента создания Союзного государства прошло почти два десятилетия. За этот период достигнуты значительные успехи в военной интеграции (создание единой группировки войск и системы ПВО) и военно-техническом сотрудничестве, сопровождающиеся растущей взаимосвязанностью экономик двух стран. Сегодня около 45–50% внешнеторгового оборота Белоруссии приходится на Россию. Причем, если европейский экспорт составляет в основном сырьевая продукция (по некоторым оценкам, ее доля доходит до 90%), то в Россию и страны ЕАЭС поставляются белорусские товары с более высокой добавленной стоимостью.

По итогам переговоров в Москве А.Лукашенко заявил о необходимости поступательного углубления евразийской экономической интеграции. Речь идет не только о планах по созданию единого рынка в ЕАЭС и развитии промышленного сотрудничества, но и крупных инфраструктурных проектах. Важнейший из них — строительство Белорусской АЭС, на которое Россия выделила кредит в объеме $10 млрд. Около половины данной суммы получат белорусские промышленники.

В итоге Белоруссия не только обеспечит собственные потребности, но и сможет экспортировать электроэнергию. В стране будет создано более 10 тысяч рабочих мест в высокотехнологичном секторе и смежных отраслях. Речь идет о качественном изменении геоэкономической роли Белоруссии в регионе Восточной Европы, открывающем перспективы для масштабного технологического перевооружения промышленности с опорой на Союзное государство и рынок ЕАЭС.

REUTERS/Alexei Druzhinin
Полемика экспертов из Белоруссии:
«ЕАЭС нужны новые драйверы роста»

Достигнутый уровень взаимодействия России и Беларуси — это следствие не только исторического и культурного фундамента российско-белорусских отношений, но глубокого переплетения стратегических интересов двух стран на современном этапе. По территории Белоруссии проходят важнейшие трубопроводы, соединяющие газотранспортные системы России и Европы. Военная интеграция в рамках Союзного государства обеспечивает оборону западных границ ОДКБ. Миллионы рабочих мест в обеих странах зависят от двухсторонней экономической кооперации и торговли.

Безопасность превыше всего

Международный кризис в Восточной Европе, эпицентром которого стала Украина, увеличивает взаимозависимость России и Белоруссии, предъявляя новые требования к качеству двухсторонней интеграции. Россия заинтересована в надежных транспортных коридорах через Белоруссию в обход Украины. В белорусском экспертном сообществе большие надежды возлагаются на китайский проект Экономического пояса Шелкового пути, одна из веток которого может пройти через Белоруссию. Однако ставка белорусского руководства на роль страны как «западных ворот» ЕАЭС сработает лишь в случае, если будет надежно обеспечена безопасность государства.

В этой связи следует отметить, что размещение российской авиабазы на территории Белоруссии на переговорах в Москве не обсуждалось. Перед президентскими выборами в октябре 2015 г. белорусское руководство подчеркивало, что размещение российской авиабазы может поставить под угрозу ее отношения с Западом. Хотя позднее постпред США в НАТО Д. Льюит заявил, что авиабаза не меняет баланс сил в регионе и не несет прямых угроз для альянса.

Речь идет о качественном изменении геоэкономической роли Белоруссии в регионе Восточной Европы.

В связи с нехваткой средств на перевооружение, Белоруссия вынуждена вывести из эксплуатации часть военного авиапарка, что ослабляет противовоздушную оборону на западных границах ОДКБ. Особенно учитывая рост военного присутствия сил НАТО по периметру границ Белоруссии и планы полного развертывания базы ПРО США в Польше в 2018 г. Реальную угрозу представляет и непредсказуемое развитие украинского кризиса. В рамках единой системы ПВО Союзного государства «пробелы» могут быть ликвидированы за счет российской авиабазы, что позволило бы Белоруссии сэкономить средства на развитие социально-экономической сферы.

Достигнутый уровень взаимодействия России и Беларуси — это следствие глубокого переплетения стратегических интересов двух стран на современном этапе.

В Москве с пониманием отнеслись к неготовности Белоруссии обсуждать вопрос авиабазы на высшем уровне, хотя о процессе согласования данного решения по линии военных ведомств было заявлено еще в 2013 г. Россия имеет достаточно инструментов по обеспечению безопасности на западных рубежах с использованием систем вооружений на своей территории.

В условиях роста военного присутствия НАТО в Восточной Европе Москва будет вынуждена укреплять западные границы ОДКБ для предотвращения опасного дисбаланса военных потенциалов и сдерживания потенциальной эскалации. Перед Минском как ближайшим союзником стоит задача определить свое место в данном процессе.

Многовекторность как кредо?

В совместном заявлении глав государств России и Белоруссии по итогам встречи в Москве подтверждается стратегический приоритет на интеграцию ЕАЭС с торговыми объединениями на Востоке и Западе, в том числе с Евросоюзом. В стратегическом плане позиции Москвы и Минска едины, но с учетом текущей внешнеполитической конъюнктуры подходы союзников существенно различаются.

Белорусское руководство рассматривает наметившуюся оттепель в своих отношениях с Западом именно как движение по пути «интеграции интеграций». В российском экспертом сообществе сложился достаточно широкий консенсус, что в обозримой перспективе «интеграции интеграций» с Евросоюзом ждать не стоит, хотя в стратегическом плане двери ЕАЭС открыты для сотрудничества как с партнерами на Востоке, так и на Западе. Фактически, «интеграция интеграций» между ЕС и ЕАЭС и отношения Белоруссии с Западом –не тождественны, и в ближайшие годы их не удастся конфигурировать по принципу «матрешки».

Ставка белорусского руководства на роль страны как «западных ворот» ЕАЭС сработает лишь в случае, если будет надежно обеспечена безопасность государства.

Сегодня в условиях международного кризиса в Восточной Европе и ориентации ЕС на экономическую интеграцию с США Брюссель не готов к прямому диалогу с ЕАЭС, что в ноябре подтвердил в письме В.Путину глава Еврокомиссии Ж.-К.Юнкер. Несмотря на то, что Госсекретарь США Дж. Керри заявил о фактическом отказе США от политики по изоляции России, разногласия в вопросах безопасности и риски новых кризисов по-прежнему актуальны.

В условиях роста военного присутствия НАТО в Восточной Европе Москва будет вынуждена укреплять западные границы ОДКБ.

Брюссель предпочитает вести переговоры с Минском отдельно от ЕАЭС, используя недавнюю приостановку санкций против Белоруссии как один из основных рычагов давления. Это явная демонстрация неготовности ЕС выстраивать равноправные отношения с Белоруссией и странами ЕАЭС. Делегация Госдепартамента США, посетившая Белоруссию в ноябре, потребовала (1, 2) от Минска «позитивных шагов» в ответ на приостановку санкций. Американские эксперты, посещающие Белоруссию, заявляют о важности перехода страны к нейтральному военно-политическому статусу, что de facto означает выход из ОДКБ. В этих условиях для России важна предсказуемость внешнеполитического курса Белоруссии как военного и экономического союзника.

«Интеграция интеграций» между ЕС и ЕАЭС и отношения Белоруссии с Западом –не тождественны, и в ближайшие годы их не удастся конфигурировать по принципу «матрешки».

При этом традиционный лейтмотив многочисленных западных публикаций об угрозах утраты Белоруссией суверенитета при взаимодействии с Россией не выдерживает столкновения с самыми поверхностными фактами. О многовекторности внешней политики Минска можно судить по расписанию руководства страны. За день до визита А. Лукашенко в Москву глава МИД Белоруссии В. Макей провел переговоры в Брюсселе с главами МИД стран ЕС, а также обсудил вопросы безопасности с заместителем генерального секретаря НАТО А. Вершбоу.

Игры в нейтралитет

Многовекторная политика и балансирование между Западом и Россией в ходе украинского кризиса позволили Минску обратить ряд угроз в возможности. Нейтралитет по украинскому вопросу сделал возможным размещение в Минске переговорной площадки, особенно учитывая географическую близость к эпицентру кризиса по сравнению, например, с Астаной. Нейтральная позиция Минска стала предпосылкой к повышению внимания Запада к стране. Российское продуктовое эмбарго позволило белорусским производителям нарастить экспорт сельскохозяйственной продукции в Россию. Открылись возможности для участия белорусских высокотехнологичных предприятий в программе импортозамещения российского ОПК. Минск выступает значимым связующим звеном в торговле и авиасообщении между Россией и Украиной.

Политика балансирования может принести дивиденды лишь когда проводится в ясно очерченных рамках. Это позволяет избежать кризиса обманутых ожиданий, сыгравшего значительную роль при выборе Западом конфронтационной модели взаимодействия с предыдущим украинским руководством.

Для России важна предсказуемость внешнеполитического курса Белоруссии как военного и экономического союзника.

Один из основных вопросов в диалоге Минска с Западом — это условия получения кредита МВФ в объеме до $3 млрд, о котором сегодня ведутся переговоры. Данная цель уже находится в зоне видимости. Однако попытка Минска сыграть на повышение ставок, рассчитывая на получение политического признания и крупных западных инвестиций, резко поднимет риски нового кризиса в отношениях Белоруссии с Западом. Приостановка санкций рассматривается там как аванс, в обмен на который могут быть выдвинуты высокие политические требования.

Старая новая восточная политика ЕС

«Интеграция интеграций» между ЕС и ЕАЭС и отношения Белоруссии с Западом –не тождественны, и в ближайшие годы их не удастся конфигурировать по принципу «матрешки».

Сегодня очевидно, что надеждам на создание общего европейского дома не суждено сбыться. По всей видимости, отношения между политическими центрами в Большой Евразии в обозримом будущем будут выстраиваться не на основе доверия и открытости, но на основе соотношения сил и интересов. Следствием станет неизбежное усиление трений и снижение предсказуемости. В ближайшие годы между Россией и ЕС, безусловно, будет взаимодействие, но без твердых правил, гарантий и, тем более, интеграции.

Возвращение к идее «интеграции интеграций» станет возможным, если процесс активной перестройки международного порядка и сдвигов в соотношении сил в Европе замедлится, обеспечив формирование более сбалансированной системы. В текущей ситуации максимум — это налаживание механизмов сдерживания и предупреждения рисков, своеобразная дипломатическая «деконфликтация».

Для России важна предсказуемость внешнеполитического курса Белоруссии как военного и экономического союзника.

Так, если декларируемые в последнее время изменения в подходах Брюсселя к политике соседства, а именно — постепенность и учет специфики каждой из стран-участниц программы «Восточное партнерство» — будут реализованы, то возникнет реальная возможность снизить напряженность в Восточной Европе. Вместе с тем, как показывает анализ обновленной политики соседства ЕС, пересмотра основополагающих принципов курса Брюсселя в Восточной Европе не произошло. Упомянутый ваше отказ Еврокомиссии от диалога с ЕАЭС означает сохранение status quo в восточной политике ЕС, который мог бы быть изменен с началом реального диалога между двумя объединениями, отхода от односторонности в реализации восточной политики.

По всей видимости, отношения между политическими центрами в Большой Евразии в обозримом будущем будут выстраиваться не на основе доверия и открытости, но на основе соотношения сил и интересов.

Свежий доклад экспертной группы ОБСЕ, подготовленный к министерской конференции в декабре 2015 г., подтверждает принципиальные расхождения в позициях России и Запада — перекинуть мосты не удается даже на экспертном уровне. Запад рассматривает Россию как «реваншистскую силу», которая должна играть по существующим правилам. Россия исходит из того, что в последние 20 лет в Европе de facto шла игра без правил, учитывая расширение НАТО на Восток и отказ Запада от диалога по формированию коллективной системы безопасности в Европе. Данные расхождения носят принципиальный характер. Следовательно, ждать разрешения международных противоречий в Европе, даже если украинский кризис будет локализован, в обозримом будущем вряд ли стоит.

REUTERS/Luke MacGregor
Игорь Иванов:
Россия и Европа: к новым правилам

В этих условиях пока нет четких гарантий, что Запад не будет предпринимать более настойчивых (пусть и постепенных) усилий, чтобы подтолкнуть Белоруссию к нейтральному статусу. Москва обозначила свою позицию предельно ясно: попытки одностороннего вмешательства извне в ситуацию в странах на постсоветском пространстве вызовут максимально жесткую реакцию.

Приоритет предсказуемости

Союз России и Белоруссии развивается сегодня в качественно иной международной ситуации, чем в предыдущее десятилетие. Изменение мирового баланса политических и экономических сил ведет к росту международной напряженности, более острым столкновениям интересов мировых субъектов.

Москва обозначила свою позицию предельно ясно: попытки одностороннего вмешательства извне в ситуацию в странах на постсоветском пространстве вызовут максимально жесткую реакцию.

Кризис в Восточной Европе — лишь один из сюжетов ускоряющейся перестройки мира, наряду со взрывоопасным Ближним Востоком, неспокойными китайскими морями, уязвимой Центральной Азией. На этом фоне все четче проступают контуры новых региональных экономических блоков, в первую очередь, Тихоокеанского и Трансатлантического торговых партнерств. Фактически, это означает усиление пограничных барьеров в торговле со странами, не входящими в данные объединения.

В этих условиях евразийская интеграция, несмотря на ряд технических проблем и противоречий, фактически является безальтернативной для России и Белоруссии. В конечном итоге только это позволит сформировать сильную консолидированную позицию в переговорах с другими международными объединениями, выйти с ними на равноправное взаимодействие. Планы интеграционного строительства в рамках ЕАЭС намечены на годы вперед — необходима их выверенная реализация, координация внешнеполитических позиций. В этих условиях самой ценной «валютой» в союзнических отношениях становится предсказуемость.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся