Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Вадим Войников

Д.ю.н., профессор кафедры интеграционного права и прав человека МГИМО МИД России, профессор института управления и территориального развития БФУ им. И. Канта, эксперт РСМД

После распада СССР три прибалтийские республики взяли курс на интеграцию в евроатлантические структуры. Каким образом вступление стран Балтии в НАТО отразилось на России? Как Россия и НАТО должны выстраивать диалог по вопросам ЕвроПРО? Может ли положительный опыт взаимодействия в области транзита военных грузов в Калининградскую область и из Афганистана, в котором задействованы страны Балтии, стать основой для полноценного сотрудничества России–НАТО?

После распада СССР три прибалтийские республики взяли курс на интеграцию в евроатлантические структуры. Каким образом вступление стран Балтии в НАТО отразилось на России? Как Россия и НАТО должны выстраивать диалог по вопросам ЕвроПРО? Может ли положительный опыт взаимодействия в области транзита военных грузов в Калининградскую область и из Афганистана, в котором задействованы страны Балтии, стать основой для полноценного сотрудничества России–НАТО?

Вступление стран Балтии в НАТО: политические и правовые последствия для России

29 марта 2004 г. Латвия, Литва и Эстония вступили в Североатлантический альянс. Этот шаг прибалтийских государств вызвал резко негативную реакцию со стороны России.

Расширение НАТО на Восток, безусловно, не отвечало национальным интересам России, поскольку приближение военного присутствия альянса к ее границам могло нарушить установившийся баланс сил в Европе. Размещение военных баз НАТО в непосредственной близости от российских границ не соответствовало духу добрососедства и создавало напряженность в отношениях между сторонами.

Создание военно-воздушной базы НАТО на территории стран Балтии вызвало у России серьезную озабоченность, поскольку подлетное время боевых самолетов до крупных российских городов, включая Москву и Санкт-Петербург, сократилось до 5–30 минут.

Кроме того, ориентация Литовской Республики на евроатлантические структуры осложняла передвижение граждан и перемещение грузов в Калининградскую область. В первую очередь это касалось перевозки военнослужащих и транзита военных грузов. Вступление в НАТО накладывало на Литву дополнительные обязательства, поэтому транспортировка российских военных грузов перестала быть сугубо двусторонней проблемой.

Более того, в период осложнения отношений с Россией проблема военного транзита не раз использовалась как средство давления на российскую сторону. В частности, такая ситуация имела место во время военного конфликта в Южной Осетии в 2008 г.

Вообще, Калининградская область оказалась в определенном смысле заложником ситуации, поскольку дислоцированные здесь вооруженные силы заведомо отрезаны от основных воинских частей. Калининградский особый район находится в окружении государств-членов НАТО, что снижает уровень его безопасности. С учетом этого российское руководство стало искать пути восстановления баланса сил в регионе Балтийского моря и обеспечения военной безопасности Калининградской области.

В ответ на проект создания системы противоракетной обороны в Европе (ЕвроПРО) Россия объявила о планах по развертыванию в Калининградской области ракетных систем малой дальности «Искандер».

Фото: www.militaryphotos.net
Мобильный «Искандер-Э»

Ракеты «Искандер» предназначены для мобильных устройств, действующих в автономном режиме, и способны поражать цели на расстоянии 50–280 км. Таким образом, в зону действия этих ракет попадает вся территория Литвы, а также значительная часть территории Польши и Латвии.

Реакция на эти планы России ее ближайших соседей по Балтийскому морю, а также НАТО в целом была резко негативной.

В 2009 г. планы по развертыванию систем «Искандер» в Калининградской области были временно заморожены в обмен на обещание США приостановить продвижение проекта ЕвроПРО. В ноябре 2010 г. на саммите в Лиссабоне Россия и НАТО договорились сотрудничать по проекту ПРО в Европе, но в 2011 г. переговоры зашли в тупик. В связи с этим президент России Д. Медведев объявил о комплексе мер военно-технического и дипломатического характера, который предусматривал, в частности, ввод в строй радиолокационной станции предупреждения о ракетном нападении в Калининградской области и развертывание ракетного комплекса «Искандер».

В ответ Литва заявила о готовности активно сотрудничать с НАТО для защиты своей территории в рамках системы ЕвроПРО.

Еще одна проблема связана с патрулированием воздушного пространства стран Балтии военными самолетами НАТО.

Создание военно-воздушной базы НАТО на территории стран Балтии вызвало у России серьезную озабоченность, поскольку подлетное время боевых самолетов до крупных российских городов, включая Москву и Санкт-Петербург, сократилось до 5–30 минут.

Фото: bmpd.livejournal.com
2 января 2012 года на авиабазу Шауляй в
Литве прибыли первые четыре из шести
истребителей McDonnell Douglas F-4F
Phantom II из состава истребительной
эскадры JG71 ВВС ФРГ, которые с 4 января
приняли на себя патрулирование воздушного
пространства Прибалтики в рамках
миссии НАТО Baltic Air Policing

В настоящее время патрулирование воздушного пространства стран Балтии осуществляется вооруженными силами других членов альянса на ротационной основе в рамках программы «Baltic Air Policing». Дежурство каждой страны длится по четыре месяца. С 31 августа 2012 г. на дежурство заступил контингент из Чешской Республики, который включает 60 военнослужащих и четыре боевых самолета Jas-39C «Gripen». Для патрулирования используется авиабаза Зокняй под Шауляем. В феврале 2012 г. Совет НАТО принял решение о продлении срока патрулирования до 2014 г.

Безусловно, объем сил для патрулирования не может представлять сколько-нибудь серьезную угрозу для России. Для НАТО значительно важнее было продемонстрировать заботу о странах Балтии. Поэтому тревогу у России вызывает не столько наращивание военного присутствия альянса, сколько сам факт развертывания военно-воздушной базы НАТО в непосредственной близости от российских границ.

Несмотря на значительные вложения НАТО в совершенствование инфраструктуры ВВС на территории Латвии, Литвы и Эстонии, сегодня еще рано говорить о создании в государствах региона военно-воздушных сил, способных решать в полном объеме возложенные на них задачи [1].

Реальная ситуация показывает, что вступление стран Балтии в Североатлантический альянс существенно не изменило сложившийся баланс сил в Европе. Даже при участии военных НАТО в странах Балтии не удалось создать вооруженные силы, которые были бы способны нанести ущерб обороноспособности России.

Пути минимизации негативных последствий для России от вступления стран Балтии в НАТО

Вступление стран Балтии в Североатлантический альянс существенно не изменило сложившийся баланс сил в Европе. Даже при участии военных НАТО в странах Балтии не удалось создать вооруженные силы, которые были бы способны нанести ущерб обороноспособности России.

Участие Литвы, Латвии и Эстонии в Европейском Союзе и НАТО в определенной степени означает отказ этих государств от части своего национального суверенитета, в том числе в сфере обороны.

При обсуждении многих вопросов, касающихся сотрудничества с Россией, страны Балтии не могут выступать в качестве полноправных участников переговоров из-за отсутствия у них необходимых полномочий. В связи с этим акцент в развитии сотрудничества в сфере безопасности смещается на уровень Россия–НАТО и Россия–ЕС. При этом Россия должна быть заинтересована в том, чтобы в этом переговорном процессе страны Балтии не стояли в стороне, а активно участвовали в выработке конструктивных предложений.

К сожалению, в последние годы участие стран Балтии в выстраивании сотрудничества между Россией и НАТО чаще всего носит негативный характер. Основная причина здесь кроется в существовании огромного числа стереотипов, а также неразрешенных проблем в двусторонних отношениях, которые мешают развитию полноценного сотрудничества.

В прибалтийских странах по-прежнему в политических целях нередко используется образ России как агрессора. Образ потенциального врага и виновника всех бед весьма удобен для оправдания внутренних неудач. Такая политика вызывает у российской стороны ответную реакцию, которая не всегда бывает пропорциональной. В итоге сторонам достаточно сложно договориться.

Для развития более плодотворного сотрудничества стороны должны избавиться от существующих стереотипов и попытаться разрешить такие извечные проблемы двусторонних отношений, как положение неграждан в Латвии и Эстонии, необоснованные претензии к России имущественного характера, по возмещению ущерба, причиненного присоединением стран Балтии к Советскому Союзу, и т.д.

Фото: Росэнергоэатом
Строительство Балтийской АЭС,
сентябрь 2012

Стороны должны более адекватно воспринимать потенциальные угрозы безопасности. За восемь лет нахождения стран Балтии в НАТО стало понятно, что непосредственная угроза от расширения альянса на Восток была преувеличена. Ни Россия не представляет угрозы для стран Балтии, ни расширение НАТО на Восток не является серьезной угрозой для безопасности России.

В то же время, экономические связи России и стран Балтии развиваются достаточно динамично. По данным Федеральной таможенной службы, за январь–июль 2012 г. общий внешнеторговый оборот России со странами Балтии составил 11705,7 млн долл., тогда как за весь 2004 год он не превысил 6665,9 млн долл. Именно развитие экономических контактов наиболее позитивно влияет на уровень сотрудничества в политической и военной сферах.

Кроме того, для нейтрализации негативных последствий от вступления Литвы в ЕС и НАТО и снижения зависимости от литовского транзита следует уделять больше внимания альтернативным способам жизнеобеспечения Калининградской области, в том числе в военном отношении. В частности, следует более активно развивать морскую паромную переправу, собственные региональные источники энергоснабжения (проект Балтийской АЭС), поощрять развитие в регионе производства и т.д. Эти меры позволят России в меньшей степени зависеть от политики стран Балтии и, в частности, от политики Литовской Республики.

Формы и направления сотрудничества России со странами Балтии в области безопасности

Сотрудничество в сфере безопасности будет на пользу как России и НАТО, так и отдельным государствам, поскольку оно позволит, во-первых, предотвратить возникновение реальных угроз безопасности, во-вторых, отработать эффективные механизмы взаимодействия в тех регионах, которые требуют повышенного внимания.

Россия и НАТО заинтересованы в развитии сотрудничества в регионе Балтийского моря. Обе стороны прекрасно осознают необходимость такого сотрудничества и выражают готовность его развивать.

Можно выделить следующие сферы такого сотрудничества.

Первое. Военный транзит в/из Калининградской области.

Военный транзит в Калининградскую область осуществляется железнодорожным транспортом и представляет для сторон взаимный интерес. Литва заинтересована в военном транзите, в первую очередь, с экономической точки зрения, тем более что роль России в железнодорожных перевозках Литвы весьма велика. Ежегодно в Калининградскую область через Литовскую Республику железнодорожным транспортом перевозятся около 18 млн т грузов.

До настоящего времени проблему военного транзита через Литовскую Республику нельзя считать полностью решенной. Литва не пропускает ни вооружение, ни опасные грузы – железнодорожным транспортом перевозится только топливо, продовольствие и другие аналогичные грузы, предназначенные для снабжения дислоцированных на территории области вооруженных сил.

В последнее десятилетие для перевозки вооружения, боеприпасов и иных грузов, транзит которых через Литву невозможен, активно используется морская паромная переправа [2].

Несмотря на развитие паромного сообщения, военный железнодорожный транзит через территорию Литвы по-прежнему необходим России, поскольку, по сравнению с воздушным и морским транзитом, он является более стабильным, не зависящим от погодных условий, а в определенных случаях и менее затратным. Более того, учитывая нынешнюю инфраструктуру в регионе, ни паромная переправа, ни транспортная авиация не способны без железнодорожного транзита справиться с потребностями находящихся в Калининградской области вооруженных сил.

В связи с этим Россия не собирается отказываться от военного транзита и готова к развитию сотрудничества с Литовской Республикой.

Второе. Транзит военных грузов из Афганистана через территорию Российской Федерации.

Афганистан – один из немногих регионов, где интересы России и НАТО совпадают. Поэтому Россия изначально оказывала содействие проведению операции НАТО в Афганистане, в частности, обеспечивала транзит через свою территорию грузов в Афганистан [3].

Фото: www.portofbaltiysk.narod.ru
Железнодорожный паромный комплекс
в Балтийске

В 2010 г. Россия и НАТО договорились об обратном транзите военных грузов из Афганистана [4]. А в 2012 г. Россия согласовала комбинированный характер обратного транзита, сочетающего различные виды транспорта – железнодорожный, автомобильный и воздушный [5].

Страны Балтии также задействованы в этой схеме, поскольку грузы будут доставляться железнодорожным транспортом до морских портов Риги, Таллина и Клайпеды.

Для России такой транзит выгоден, прежде всего, с экономической точки зрения. Транспортировка одного контейнера будет стоить около 1800 долл., а годовой доход России составит, по экспертным оценкам, 15–20 млн долл.

Помимо экономического аспекта, для России важен сам факт плодотворного сотрудничества. Кроме того, успешный транзит грузов НАТО будет служить залогом обеспечения надежного транзита российских военных грузов в Калининградскую область.

Третье. Сотрудничество по вопросам ПРО в Европе.

В ходе саммита в Чикаго в мае 2012 г. страны НАТО достигли договоренности о том, что система ПРО в Европе будет охватывать, в том числе, территорию Литвы, Латвии и Эстонии.

Каким образом НАТО будет сотрудничать с Россией по ЕвроПРО, пока не ясно. Переговоры по этому вопросу зашли в тупик. Вместе с тем возможности для продолжения переговоров все же есть. Такое сотрудничество должно предусматривать регулярный обмен информацией, получаемой в результате слежения, взаимное инспектирование объектов противоракетной обороны, справедливое распределение ответственности за те или иные участки и т.д.

Сотрудничество в сфере безопасности будет на пользу как России и НАТО, так и отдельным государствам, поскольку оно позволит, во-первых, предотвратить возникновение реальных угроз безопасности, во-вторых, отработать эффективные механизмы взаимодействия в тех регионах, которые требуют повышенного внимания.

За восемь лет нахождения стран Балтии в НАТО стало понятно, что непосредственная угроза от расширения альянса на Восток была преувеличена.

Таким образом, вступление стран Балтии в НАТО существенно не повлияло на уровень обороноспособности России. Проблемы, связанные с присоединением прибалтийских стран к альянсу, идентифицированы, намечены пути их решения.

Россия осознавала, что вступление стран Балтии в Североатлантический альянс – это их суверенный выбор, которому она не в состоянии препятствовать. Поэтому следует рассматривать участие этих стран в НАТО как данность и стремиться использовать для выстраивания отношений с альянсом. В частности, необходимо дальше развивать сотрудничество по тем направлениям, по которым стороны уже достигли определенного прогресса и где очевиден взаимный интерес. В первую очередь, речь идет о транзите военных грузов через Литву в Калининградскую область и из Афганистана через Россию и страны Балтии.

Положительные результаты такого сотрудничества, безусловно, будут способствовать более тесной интеграции, повышению уровню доверия между сторонами и в целом благоприятно скажутся на атмосфере партнерства России–НАТО.

1. Малов И. Военно-воздушные силы стран Балтии // Зарубежное военное обозрение. 2010. № 6. С. 44–52.

2. Балтийский транзит // Страж Балтики, 22.06.2012.

3. Постановление Правительства РФ от 28.03.2008 № 219 «О порядке наземного транзита через территорию Российской Федерации вооружения, военной техники и военного имущества, следующих в адрес Международных сил содействия безопасности в Исламской Республике Афганистан и в обратном направлении» // Собрание законодательства РФ, 31.03.2008, № 13, ст. 1317.

4. Постановление Правительства РФ от 17.11.2010 № 926 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 28 марта 2008 г. № 219» // Собрание законодательства РФ, 22.11.2010, № 47, ст. 6142.

5. Постановление Правительства РФ от 25.06.2012 № 637 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 марта 2008 г. № 219» // Собрание законодательства РФ, 02.07.2012, № 27, ст. 3746.


Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся