Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Андрей Казанцев

Д.полит.н., главный научный сотрудник ИМИ МГИМО МИД России, эксперт РСМД

В настоящее время Киргизия находится в процессе присоединения к Таможенному Союзу (ТС) ЕврАзЭС, а также к Единому экономическому пространству России, Белоруссии и Казахстана (напомним, что Киргизия уже давно является членом ЕврАзЭС). Однако процесс интеграции Киргизии сопряжен с определенными рисками, которые стали еще более очевидными в связи с усилением политического кризиса в стране в октябре 2012 г. Остановимся подробнее на этих рисках и путях их преодоления.

В настоящее время Киргизия находится в процессе присоединения к Таможенному Союзу (ТС) ЕврАзЭС, а также к Единому экономическому пространству России, Белоруссии и Казахстана (напомним, что Киргизия уже давно является членом ЕврАзЭС).

Решение о начале процедуры присоединения к ТС было принято киргизским правительством 11 апреля 2011 г. 19 октября 2011 г. решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС была создана рабочая группа по вопросу участия этого государства в ТС. 18 сентября 2012 г. на очередном заседании Коллегии Евразийской экономической комиссии был утвержден план мероприятий по присоединению Киргизии к ТС. Визит В.В. Путина в Киргизию 20 сентября 2012 г. привел к ускорению процесса включения страны в евразийские интеграционные структуры. Сами киргизские власти уже давно к этому готовы. Еще в 2009 г. президент К. Бакиев сделал заявление о предстоящем вступлении республики в ТС. В 2011 г. нынешний президент А. Атамбаев, в то время занимавший пост премьер-министра, заявил, что «начиная с 1 января 2012 г. Кыргызстан станет частью Таможенного Союза».

Однако процесс интеграции Киргизии сопряжен с определенными рисками, которые стали еще более очевидными в связи с усилением политического кризиса в стране в октябре 2012 г. Остановимся подробнее на этих рисках и путях их преодоления.

Визит В.В. Путина: гидроэнергетика как еще одна ставка в «новой большой игре»?

Фото: rushydro.ru
Макет Акбулунской ГЭС – первой станции
перспективного Верхне-Нарынского каскада

В ходе упомянутого визита В.В. Путина в Бишкек Россия пошла на уступки Киргизии в плане списания долгов и оказания экономической помощи при строительстве гидроэлектростанции «Камбарата-1» и Верхне-Нарынского каскада ГЭС. Москва уступила даже при разделе акций (50/50) этих объектов – ранее она настаивала на получении 75% акций в обоих проектах. Российская экономическая помощь необходима Бишкеку, поскольку страна находится в глубоком экономическом и политическом кризисе. В обмен на эту помощь Россия получила продление срока пребывания на киргизской территории своих баз, формально ставших одной интегрированной базой, до 2032 г. Необходимость присутствия российских войск в Киргизии очевидна: ситуация в регионе очень напряженная, а после вывода войск НАТО из Афганистана в 2014 г. станет еще более напряженной. Кроме того, базы служат определенной гарантией от излишнего внешнего давления, прежде всего, со стороны соседнего Узбекистана, особенно в вопросах энергетики.

Россия сталкивается со следующей дилеммой: помощь Киргизии в использовании гидроэнергии в рамках евразийской интеграции приведет к серьезным региональным проблемам, отсутствие такой помощи сохранит кризисную ситуацию в экономике этой страны.

Несмотря на очевидную своевременность достигнутых договоренностей, в них есть один аспект, который указывает на возможность нового обострения всего комплекса отношений Россия–Киргизия–Узбекистан–США. Накануне визита В.В. Путина Ташкент выразил непримиримое отношение ко всем гидропроектам, которые могут привести к уменьшению поступления воды в Узбекистан, причем президент И. Каримов упомянул в Астане даже о возможной «водной войне». В этом плане позицию Ташкента поддержал Ашхабад. Узбекистан попытался найти понимание и в Казахстане. В результате могут резко усилиться противостояние Москвы и Ташкента, а также застарелые конфликты Ташкента с соседями (прежде всего, с Таджикистаном и Киргизией) по водной проблематике. Еще более важным в этом плане представляется недавнее сближение Ташкента с Вашингтоном, которое привело к выходу Узбекистана из ОДКБ летом 2012 г. В этой ситуации любые противоречия по поводу гидроресурсов между Россией и Киргизией, с одной стороны, и Узбекистаном и США, с другой, способны вылиться в затяжной конфликт во всем регионе.

Итак, крупнейшим риском евразийской интеграции Киргизии является риск геополитический, а именно усиление противостояния по линиям Россия–США и Узбекистан–Киргизия (потенциально в связке с противостоянием Узбекистан–Таджикистан). Этот риск способен серьезно усилить общие проблемы безопасности региона, которые могут возникнуть после 2014 г. Однако ничего не делать для России тоже не выход, так как вода – основной ресурс развития для деградирующей экономики Киргизии.

Таким образом, Россия сталкивается со следующей дилеммой: помощь Киргизии в использовании гидроэнергии в рамках евразийской интеграции приведет к серьезным региональным проблемам, отсутствие такой помощи сохранит кризисную ситуацию в экономике этой страны.

Продолжение кризиса киргизской государственности

Фото: ria.ru
Переворот 2010 года: 7 апреля толпа
митингующих захватила здание
правительства

По американскому «индексу несостоявшихся государств» (2011 г.) Кыргызстан – самое проблемное постсоветское государство (сходные оценки дает и «Политический атлас современности» МГИМО [1]). После двух революций (свержение А. Акаева в 2005 г. и К. Бакиева в 2010 г.) в этой стране налицо кризис государственности. Он проявляется, прежде всего, в слабости правоохранительных органов, порожденной недофинансированием и коррупцией. Демократические механизмы начинают давать сбои, тогда как механизм переворота отработан до мелочей. В условиях клановой системы и противостояния «Север–Юг» политические лидеры легко мобилизуют большую толпу народа из односельчан или выходцев из того же региона. Их сажают в автобусы и везут в столицу. Там к этой толпе за деньги присоединяется масса безработных и обнищавших жителей. Возможно также участие представителей криминальных структур, в том числе наркоторговцев. Затем толпа, часто вооруженная камнями и палками, идет на штурм Дома правительства, и если ей удается избить и разогнать довольно слабые полицейские силы, происходит очередной переворот. Пикантность ситуации заключается в том, что организация такой «революции» – дело относительно дешевое. Переворот оказывается даже дешевле полноценной кампании по выборам в парламент (а в Киргизии парламент всегда играл и играет более серьезную роль, чем в других государствах Центральной Азии). Поэтому любая сторона, недовольная ситуацией с распределением власти, может легко инициировать очередную «революцию».

Если Киргизия интегрируется в евразийские структуры, то эти структуры и Россия как их основной спонсор должны будут взять на себя ответственность за перманентный внутриполитический кризис в этой стране.

Именно это и произошло 3 октября 2012 г.: представители парламента с Юга совершили попытку переворота. В этот день на площади Ала-Тоо в Бишкеке депутатами Жогорку Кенеша от партии «Ата-Журт» (она опирается на южан, ранее была тесно связана с силами, поддерживавшими свергнутого президента К. Бакиева), Камчыбеком Ташиевым, Талантом Мамытовым и Садыром Жапаровым был организован митинг под лозунгом «За национализацию Кумтора». Кумтор – это золотоносное месторождение, принадлежащее канадскому инвестору и являющееся одним из основных источников наполнения бюджета государства. Очевидно, что национализация данного предприятия привела бы к ухудшению и без того катастрофической экономической ситуации в стране.

Заявление премьер-министра Джанторо Сатыбалдиева о недопустимости национализации собственности иностранной компании и сообщение о намерении парламента поддержать позицию премьера вызвали резкий накал страстей у митингующих. Их собралось примерно 600–1000 человек. В какой-то момент часть из них бросилась к Дому правительства. На этот раз революции не произошло, так как штурм был отбит бойцами ОМОН и конной полицией. Однако за арестами депутатов, инициировавших митинг и, по данным обвинения, призывавших к смене власти насильственным путем, последовали новые волнения на юге страны с перекрытием магистрали, связывающей Юг и Север. Очевидно, что даже в такой «скромной», по киргизским меркам, революционной ситуации серьезно пострадала и так находящаяся в тяжелом состоянии экономика, а также были напуганы потенциальные инвесторы.

Здесь мы сталкиваемся со второй дилеммой евразийской интеграционной политики России: если Киргизия интегрируется в евразийские структуры, то эти структуры и Россия как их основной спонсор должны будут взять на себя ответственность за перманентный внутриполитический кризис в этой стране.

Риски евразийской экономической интеграции Киргизии

Фото: time.kg
Швейное производство, Кыргызстан

В целом в Киргизии сложилась весьма специфическая экономическая модель, сильно отличающая эту страну от других стран Центральной Азии.

Некоторые характерные для Киргизии направления экономической деятельности вполне позитивны в плане интеграции с Россией, Казахстаном и Белоруссией. Например, текстильная промышленность республики, благодаря дешевой, в основном женской, рабочей силе, переживает расцвет, тогда как в целом на постсоветском пространстве (за исключением Туркменистана и Узбекистана) она находится в упадке. Прямой экспорт швейных изделий, произведенных на территории Киргизии, достиг 1,1 млрд долл. в год или 22% ВВП страны.

Однако не все специфические моменты экономической жизни Киргизии столь же позитивны для интеграции.

Во-первых, Киргизия уже сейчас является одним из основных «узлов» распределения по постсоветскому пространству китайской продукции (причем она чаще всего попадает в страну нелегально, о чем свидетельствует, например, чудовищное расхождение между данными китайской и киргизской официальной статистики об объемах торговли). Локомотив этой торговли – мелкий бизнес. Численность мелких торговцев, получающих выгоду от реэкспорта товаров, достигла 800 тыс. человек при пятимиллионном населении страны. Для 90% этих торговцев основными рынками являются Россия и Казахстан.

Кстати, и здесь лицо киргизской экономики преимущественно женское, так как именно «слабый пол» преобладает среди челночных торговцев. Одним из «хабов» этой торговли является Дордой, крупнейший торговый рынок в Центральной Азии, ежегодный объем услуг которого достигает 1 млрд долл. или 20% ВВП страны. Вхождение Бишкека в Таможенный Союз может привести к резкому росту де-факто контрабанды китайских товаров. Соответственно, оно ускорит и так имеющее место сползание постсоветских стран на позиции «сырьевых придатков» КНР.

Принятие Киргизии в евразийские структуры приведет к резкому усилению их проблем, тогда как непринятие не решит проблем этого государства, и они будут и дальше воздействовать на Россию и Казахстан даже через государственные границы.

Во-вторых, в Киргизии действуют относительно низкие пошлины на ввозимые товары (примерно 50% от российских). Интеграция за счет увеличения пошлин приведет к резкому повышению цен на большинство импортируемых товаров. Может также произойти то, что уже имело место в Казахстане, – резкий скачок цен, выходящих на российский уровень (в России достаточно высокие цены по сравнению с другими странами СНГ). Даже в относительно богатом Казахстане инфляция вызвала всплеск недовольства и националистических настроений, направленных против России. В условиях, когда огромные массы населения Киргизии еле сводят концы с концами, скачок цен в результате интеграции с Россией может привести к новой революции.

В-третьих, Киргизия уже сейчас является одним из крупнейших (наряду с Таджикистаном и Узбекистаном) доноров трудовых мигрантов для России и Казахстана. В этих странах работают, по разным оценкам, от 400 тыс. до 1,5 млн граждан (1, 2) из пятимиллионного населения (последняя оценка явно завышена). Соответственно, есть риск, что интеграция приведет к снижению степени контролируемости миграционных потоков и к их взрывному увеличению. Ведь общее экономическое пространство предполагает свободное передвижение рабочей силы и равные права работников для всех государств-членов.

В-четвертых, как отмечается в докладе Управления ООН по наркотикам и преступности (UNODC), в случае открытия границ России и Казахстана в направлении Киргизии и Таджикистана может произойти резкое увеличение объемов транспортировки наркотиков по маршруту Афганистан–Таджикистан–Киргизия–Казахстан–Россия–Восточная и Северная Европа («Северный путь»). Уже сегодня Россия как крупнейший потребитель афганского героина теряет, по официальным данным, до 30 тыс. жизней в год.

Все описанные выше риски представляют для России еще одну политическую дилемму: принятие Киргизии в евразийские структуры приведет к резкому усилению их проблем, тогда как непринятие не решит проблем этого государства, и они будут и дальше воздействовать на Россию и Казахстан даже через государственные границы.

Как минимизировать риски вступления Киргизии в евразийские структуры?

Фото: centralasiaonline.com
Киргизские мигранты перед посадкой
в поезд Бишкек-Москва

Если принятие Киргизии в евразийские структуры будет сопровождаться политикой России и соответствующих организаций (например, Евразийской экономической комиссии), направленной на решение проблем Бишкека, описанные выше риски удастся минимизировать. Если же Киргизия вступит в евразийские структуры, а ее проблемы решаться не будут, высока вероятность, что идея интеграции постсоветских государств будет надолго дискредитирована. Как видим, ставка высока. Однако следует понимать, что решение всех проблем Киргизии потребует очень серьезных усилий и материальных вложений.

Меры, направленные на решение киргизских проблем, целесообразно осуществлять поэтапно.

Первый этап – оказание помощи в налаживании работы, модернизации и укреплении силовых структур. Прежде всего, естественно, помощь нужна тем структурам, которые заняты борьбой с транспортировкой наркотиков. Необходимо содействовать мерам по снижению степени коррумпированности и повышению эффективности государственного аппарата, особенно таможни. Все это позволит справиться с угрозой превращения страны в «несостоявшееся государство». Важно также наладить контроль над миграционными потоками, причем это должно быть сделано, прежде всего, внутри России.

На втором этапе потребуются экономическая помощь, инвестиции и займы, которые позволят преодолеть последствия роста цен в случае интеграции. Меры по адаптации к новой ситуации будут особенно необходимы для челночной торговли и текстильной промышленности.

Если Киргизия вступит в евразийские структуры, а ее проблемы решаться не будут, высока вероятность, что идея интеграции постсоветских государств будет надолго дискредитирована.

Третий, наиболее сложный блок, касается связки гидроресурсов Киргизии с геополитическими проблемами. В.В. Путин, выступая в Бишкеке, справедливо отметил, что российская помощь в плане строительства гидроэлектростанций не должна идти в ущерб интересам Узбекистана. К этому можно добавить еще и интересы крупных внерегиональных игроков (прежде всего, США и КНР), которые могут заблокировать строительство ГЭС на любом этапе, если почувствуют давление на свои интересы посредством «водных инвестиций».

Чтобы этого не произошло, вопрос строительства гидроэлектростанций в Киргизии и Таджикистане, на наш взгляд, должен решаться «пакетом». А чтобы такой «пакет» состоялся, нужно создать консорциум с участием четырех центральноазиатских государств (Узбекистана, Таджикистана, Киргизии и Казахстана) и четырех внерегиональных игроков (России, Китая, США и ЕС). Причем внерегиональные игроки должны предоставить Узбекистану экономическую компенсацию за его потери в виде сокращения объемов поступающей воды, а также дать Ташкенту гарантии, что вода не будет использоваться против него в качестве оружия.

1. Политический атлас современности: Опыт многомерного статистического анализа политических систем современных государств. М.: Изд-во МГИМО-Университет, 2007. C. 246.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся