Распечатать Read in English
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

20 апреля 2016 г. в Брюсселе состоялось первое за два года заседание Совета Россия-НАТО. Двумя неделями ранее в Нидерландах прошел референдум об ассоциации Украины в ЕС. Ричард Саква, профессор кафедры изучения европейской и российской политики Кентского университета, поделился своим мнением относительно итогов референдума и перспектив Украины в ЕС, украинского кризиса, а также проблем в отношениях России и НАТО.

20 апреля 2016 г. в Брюсселе состоялось первое за два года заседание Совета Россия-НАТО. Двумя неделями ранее в Нидерландах прошел референдум об ассоциации Украины в ЕС. Ричард Саква, профессор кафедры изучения европейской и российской политики Кентского университета, поделился своим мнением относительно итогов референдума и перспектив Украины в ЕС, украинского кризиса, а также проблем в отношениях России и НАТО.

20 апреля 2016 г. состоялось первое за два года заседание Совета Россия-НАТО. Можно ли считать это событие признаком долгожданного потепления в отношениях сторон? И как стабилизировать отношения между Россией и НАТО?

То, что Россию пригласили за стол переговоров — хороший знак. Хорошо и то, что именно Запад инициировал возобновление работы Совета Россия-НАТО. На мой взгляд, было глупо рушить этот формат в самый разгар кризиса, то есть тогда, когда он особенно нужен. А ведь в свое время Совет мог бы стать площадкой для устранения целого ряда потенциальных угроз. Все только и говорят о том, что возврат к прежней схеме взаимодействия невозможен. Многие российские политики настаивали, что России не следует соглашаться на встречу, поскольку это будет свидетельствовать о признании статус-кво. А ведь именно этот статус-кво и стал источником текущего кризиса. Нужно проработать такую повестку, которая позволила бы выйти из тупика в отношениях и добиться взаимопонимания. Только это позволит разорвать порочный круг и преодолеть прошлые неудачи. Так что встречаться необходимо, и эта встреча — действительно хороший знак. В данный момент сторонам приходится воссоздавать каркас системы, которая, как мы убедились, не работает.

www.flickr.com/photos/natorussiacouncil/
Дмитрий Данилов:
Совет Россия — НАТО: состоится ли
диалог?

Почему Нидерланды на референдуме 6 апреля выступили против ратификации Соглашения об ассоциации Украины с ЕС? Как это скажется на «европейском» будущем Украины?

Должен признаться, что я лично участвовал в дискуссии по поводу Соглашения об ассоциации между ЕС и Украиной, выступал на двух представительных форумах в Амстердаме и на голландском телевидении, где высказывался против ратификации Соглашения. Этот документ — результат тех провалов, о которых мы только что говорили. Теоретически Соглашение должно свидетельствовать об общности ценностей ЕС и Украины. Однако на деле украинское правительство, преследуя российские культурные институты, а также журналистов, отвергает эти ценности. Оно рвет имеющиеся связи, принимает законы о декоммунизации и т.д. Более того, бывший министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский открыто заявляет, что программа ЕС «Восточное партнерство» изначально была запущена для того, чтобы отделить Украину и другие страны бывшего СССР от России. Сегодня нам нужна новая модель отношений. Еще до референдума было предельно ясно, что Украина не вступит в ЕС ни через 25 лет, ни позже. Об этом вопрос вообще никогда не стоял. А итоги голландского референдума только подтверждают тот факт, что между сторонами существует пропасть отчуждения.

Референдум в Нидерландах указывает на неприятие той модели отношений, которая существовала 25 лет и которая в итоге привела к возникновению кризиса. Нам нужен план примирения на европейском континенте, о чем недвусмысленно и говорят голландцы. Когда я был в Амстердаме, многие там критиковали Атлантическое сообщество и, соответственно, НАТО и США, за их близорукую регрессивную политику, хотя НАТО в данный момент не представляет для России прямой военной угрозы. Речь шла о новой модели отношений, о новой модели «панъевропейского континентализма», которая позволила бы Украине не выбирать между Россией и Западом. В течение последних 25 лет Германия ежегодно выделяет 5% ВВП на то, чтобы выровнять экономическую ситуацию Запада и Востока страны. Вот референдум в Нидерландах — хороший пример.

В своей книге Frontline Ukraine: Crisis in the Borderlands Вы пишете: «вместо того, чтобы преодолеть логику конфликта, ЕС стал инструментом для его воспроизведения в новых формах». Можем ли мы говорить о том, что Европейский союз сегодня провоцирует конфликты вместо того, чтобы способствовать их разрешению? И какова в этом процессе роль НАТО?

Европейский союз поглощен превосходящим его по масштабам Атлантическим сообществом, поэтому потерял большую часть своих прерогатив и политическую автономию. После заключения Берлинских соглашений 2002 г. НАТО и ЕС четко разделяют функции. Теперь они как бы две половинки одного целого. Одни занимаются военной безопасностью, а другие — экономикой. В этом и вся проблема. Евросоюз теперь входит в герметично закрытое от остального мира Атлантическое сообщество, и поэтому Россия находится вне европейского миропорядка. А украинский кризис — симптом более масштабного кризиса. Европейский союз перестал быть мирным проектом. И это трагедия. Думаю, что некоторые в ЕС тоже начинают это понимать.

Что нужно сделать для окончательного разрешения украинского кризиса?

Такое возможно только после разрешения европейского и глобального кризисов, суть которых намного глубже. Надеюсь, что нам удастся его приглушить, найти некие пути через выполнение минских договоренностей или через схему «Минск плюс». Недавно Виктор Медведчук предложил поставить во главе Донбасса Рината Ахметова. Похоже, что Россия восприняла эту инициативу вполне позитивно. Вопрос в первую очередь состоит в том, чтобы остановить гибель людей, прекратить войну. Этому отчасти может способствовать и смена премьер-министра, поскольку А. Яценюк — ярый милитарист.

Где еще в Европе и Центральной Азии можно ожидать возникновение кризисов?

Крупный кризис назревает на севере Афганистана, угрожая Таджикистану, Туркменистану и Центральной Азии в целом. Недавно из пакистанской долины Сват было переброшено в Северный Афганистан 8 тыс. боевиков. На сегодняшний день потенциально это одна из самых горячих точек в мире. Нужно отметить, что также неспокойно и в Приднестровье с Молдовой.

Можно ли считать кризис в отношениях между Россией и Западом новой холодной войной или это продолжение старой холодной войны?

Налицо элементы прошлой холодной войны, которая и не прекращалась из-за сохранения институциональной и идеологической базы НАТО и идеи относительно исходящей от России потенциальной угрозы. Но пришла и новая холодная война, ведь условия изменились. Я отвергаю обе эти модели. Элементы старой холодной войны, конечно, сохраняются. Но, как мне кажется, нам необходимо понять, что перед нами стоит целый ряд новых вызовов. Нам нужно всерьез начать думать о создании нового миропорядка. Атлантическое сообщество сегодня не способно воспринимать новые идеи. В июне 2008 г. Дмитрий Медведев предложил обсудить новый договор о европейской безопасности, причем аналогичных предложений поступило немало. Однако ни одно из предложений не получило развития, поскольку все заявили, что «старая система работает отлично». Однако, как мы увидели в 2014 г. на примере Украины, система далека от идеала. Если во всем винить Россию, далеко не продвинешься. Вот мы и попали в порочный круг, а потом замкнули его наглухо. Но теперь пришло время этот круг разорвать.

Беседовала Ирина Сорокина, программный ассистент РСМД

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся