Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 15, Рейтинг: 4.67)
 (15 голосов)
Поделиться статьей
Юлия Сокольщик

Независимый аналитик

США и Китай часто прибегают к экономическим инструментам достижения политических целей, имея достаточную мощь для этого. В последнее время они активно используют экономические меры для сдерживания. Торговая война была объявлена президентом Д. Трампом весной 2018 г., но нынешнее противостояние США и Китая выходит далеко за ее пределы. Противостояние двух держав с крупнейшими экономиками несет в себе риски для них же, а также может оказать значительное влияние на мировую экономику.

США и Китай являются крупнейшими экономиками мира. Их взаимный торговый оборот по итогам 2019 г. составил 541,22 млрд долл.; несмотря на значительное снижение по сравнению с 2018 г., показатель остается высоким. Глубокая торговая связь обусловливает уязвимость экономик двух государств от использования экономических мер в политических и экономических целях. Ограничительные меры чреваты экономическими потерями для обеих сторон, однако пока противостояние продолжается. Новые санкции против Китая в связи с COVID-19 в случае принятия соответствующих законопроектов или новых исполнительных указов ознаменуют очередной виток эскалации.

США и Китай часто прибегают к экономическим инструментам достижения политических целей, имея достаточную мощь для этого. В последнее время они активно используют экономические меры для сдерживания. Торговая война была объявлена Президентом Д. Трампом весной 2018 г., но нынешнее противостояние США и Китая выходит далеко за ее пределы. Противостояние двух держав с крупнейшими экономиками несет в себе риски для них же, а также может оказать значительное влияние на мировую экономику. Кроме того, оно интересно с точки зрения сопоставления стратегий Пекина и Вашингтона.

Авторы доклада «A New Arsenal for Competition: Coercive Economic Measures in the U.S.-China Relationship» (сотрудники Центра новой американской безопасности Э. Розенберг, П. Харрелл и Э. Фенг) выделяют две основные тенденции, связанные с воздействием Вашингтона на Китай. Во-первых, речь идет об увеличении числа применяемых мер и интенсивности их использования против Китая. Во-вторых — о росте числа задач, которые США планируют решить посредством применения экономических мер против Китая.

США разработали обширный инструментарий для оказания влияния на политику Китая. Среди инструментов авторы доклада выделяют тарифы, регулирование экспорта передовых технологий, тщательную проверку китайских инвестиций в экономику США и возможность ограничения инвестирования, экономические точечные санкции

Тарифные ограничения — один из способов борьбы с недобросовестными торговыми практиками Китая. Примерно 2/3 китайского экспорта в США облагается пошлинами. Ограничения инвестирования представляют собой проверки определенных трансакций с участием иностранных инвесторов и определенные операции с недвижимостью с участием иностранных граждан, осуществляемые Комитетом по иностранным инвестициям в Соединенных Штатах, с возможностью последующей блокировки трансакций в случае выявления их угрозы для национальной безопасности США. В 2017 г. Комитет проверил 60 трансакций с участием китайских лиц (последние данные по трансакциям датируются 2017 г.). Для сравнения, в 2015 г. были проверены 29 трансакций, в 2016 г. — 54. В целом, с 2010 г. Комитет заблокировал лишь четыре трансакции, однако все прямо или косвенно имеют отношение к Китаю. Санкции против Пекина в основном представлены мерами Министерства финансов США и Государственного департамента США против отдельных физических и юридических лиц Китая за нарушение ими существующих санкционных режимов — против Ирана, Северной Кореи, программы санкций за распространение ОМУ и др. Законодательная власть США также вовлечена в разработку санкций против Китая. Это стало особо заметно в последние месяцы, когда некоторые конгрессмены представили на рассмотрение свои законопроекты, подразумевающие введение санкций против Китая за ситуацию с распространением коронавирусной инфекции. Так, сенатор Тед Круз представил проект Ending Medical Censorship and Cover Ups Act of 2020; Том Коттон — Li Wenliang Global Public Health Accountability Act of 2020; Линдси Грэм — COVID-19 Accountability Act; Даг Коллинс — To authorize the imposition of sanctions with respect to the People's Republic of China for its obstruction or failure to cooperate in investigations relating to the outbreak of COVID-19, and for other purposes. Пандемия стала новым витком в закручивающейся спирали информационной войны. Другое направление, по которому намечается санкционная эскалация, — тема прав человека. Сенат США одобрил Uighur Human Rights Policy Act of 2020. Законопроект подразумевает введение санкций против должностных лиц Китая за нарушения прав человека в отношении уйгурского населения и других мусульманских меньшинств. Теперь законопроект отправится на рассмотрение в Палату Представителей.

Особо интересен вопрос использования американцами экспортных ограничений против Китая. Управление промышленности и безопасности (BIS) Министерства торговли США создало т.н. список организаций, попадание в который чревато для компаний запретом экспорта. Пример компаний из этого спискаHuawei, Megvii, SenseTime, Yitu, IFLYTEK, Hikvision и Dahua Technology.

Изначально американские экономических меры были направлены против телекоммуникационных гигантов Huawei и ZTE. Эти компании оказались перед риском потери доступа к американским технологиям и программному обеспечению, которые они использовали. В марте 2017 г. ZTE заключила соглашение с властями США, согласно которому должна была выплатить штраф за нарушение режима санкций США против Ирана, изменить внутренние практики и впредь соблюдать американские санкции. Однако уже в апреле 2018 г. США разорвали соглашение с ZTE и ввели экспортные ограничения против компании на основании нарушений ею условий соглашения марта 2017 г. — компания не осуществила своевременную рассылку писем с выговорами и не снизила ежегодные премии сотрудникам, связанным с нарушениями правил экспортного контроля, а также сделала ряд недостоверных заявлений в ходе переговоров с правительством США. Д. Трамп позднее отменил введенные против ZTE экспортные ограничения.

В мае и августе 2019 г. Бюро промышленности и безопасности Министерства торговли США объявило о внесении Huawei и ее филиалов в «список организаций». Причина — нарушение компанией Закона о чрезвычайных экономических полномочиях (International Emergency Economic Powers Act (IEEPA)). В частности Huawei, по сообщению BIS, оказывала финансовые услуги Ирану и препятствовала проведению расследования по этим нарушениям.

28 апреля 2020 г. Управление промышленности и безопасности (BIS) Министерства торговли США опубликовало финальные правила с учетом ужесточения режима контроля за экспортом технологий в отношении Китая, России и Венесуэлы. Новые правила начнут действовать через 60 дней после подписания документа — с 26 июня 2020 г. Американцы таким образом преследуют цель не допустить использование товаров из США в военных целях. Расширен перечень товаров и отраслей, на которые распространятся новые ограничения: телекоммуникации, аэрокосмический сектор, полупроводники, сенсоры, лазеры, сектор информационной безопасности. Понятие «военное использование» подразумевает как прямое использование, так и косвенное (создание и разработка оружия, испытание, обслуживание, поддержание).

Экспортные ограничения в долгосрочной перспективе могут идти вразрез с экономическими целями и целями укрепления национальной безопасности. Такие компании, как Huawei, попавшие в «список организаций», вероятно, найдут иных поставщиков технологий в Южной Корее, ЕС, Японии. Нахождение замены американским технологиям — это, скорее, вопрос времени. Для США наличие на рынке аналогов их технологий совсем не выгодно в экономическом плане, особенно при наличии строгого экспортного контроля. А само присутствие на рынке альтернативных поставщиков технологических товаров и возможность приобретения Китаем товаров двойного назначения, пусть и не американских, также может представлять угрозу с точки зрения национальной безопасности США.

В целом США разработали достаточно действенный (для своих политических целей) инструментарий воздействия на Китай. Некоторые китайские компании оказались на грани выживания, будучи отрезанными от доступа к американским технологиям. США также активно ведут информационную войну против Китая. Причем «блейм гейм» инициирована сверху. В марте американское интернет-издание «The Daily Beast» опубликовало новость о том, что Белый дом намерен стимулировать различные федеральные органы государственной власти выступать с критикой в отношении Китая — c обвинениями против него в сокрытии информации эпидемиологического характера, которое привело к росту числа инфицированных во всем мире. Призывы были подхвачены. По данному вопросу неоднократно высказывался Д. Трамп, а госсекретарь М. Помпео заявил о том, что «Коммунистическая партия Китая делала все, чтобы мир своевременно не узнал о распространении» коронавирусной инфекции. В конгрессе были подготовлены законопроекты по санкциям против Китая в связи с COVID-19 и по вопросам несоблюдения прав человека. США нетерпеливы и напористы в своих обвинениях.

Китай сдержан в риторике, но недружественные действия против него не остаются без ответа. Он в своей внешней политике использует и метод «кнута», и метод «пряника». Экономические меры, применяемые Китаем, в основном представляют собой тарифы, торговые бойкоты, ограничения торговли, давление на определенные иностранные компании и другие точечные финансовые меры. КНР постоянно совершенствует и дополняет свой инструментарий экономических мер.

Опыт последних лет подтверждает, что использование Китаем экономических мер против США носит, скорее, реактивный характер. Меры Китая, как правило, пропорциональны мерам, применяемым против него. Такая позиция объясняется в том числе высокой степенью зависимости Китая от США, в частности — в плане технологий.

Китай прибегал к методам точечного давления на американские компании, которые извлекают выгоду из работы на его рынке. Например, китайские власти предупреждали иностранные компании (например, Microsoft, Dell, Samsung) о том, что любой шаг по выводу производства из Китая, который будет выходить за рамки стандартной диверсификации в целях безопасности бизнеса, может привести к тому, что правительство Китая установит административные барьеры или прямой запрет на торговлю для такой компании.

Действия Китая по экономическому воздействию включают в себя как ответные меры в отношении США (например, ответное введение тарифов на американский импорт), так и меры против союзников США. Китай ввел торговые ограничения против Канады вслед за арестом финансового директора китайской телекоммуникационной компании «Huawei» Мэн Ваньчжоу. 1 декабря 2018 г. она была задержана в аэропорту Ванкувера по запросу США. Стоит отметить, что в этом случае экономические меры сопровождались политическими. В декабре 2018 г. в Китае были задержаны граждане Канады М. Ковриг и М. Спэйвор, которым позднее были предъявлены официальные обвинения в шпионаже. Китай также ввел торговые ограничения в отношении Австралии, что стало реакцией на ряд ее недружественных действий, среди которых — запрет компаниям Huawei и ZTE на предоставление технологий 5G в Австралии.

КНР применяет экономические меры против отдельных организаций или физических лиц. Например, власти страны приостановили трансляции матчей Национальной баскетбольной лиги США (НБА) после того, как представитель клуба «Хьюстон» выразил солидарность с участниками протестов в Гонконге. Его заявление привело к масштабному бойкоту «Хьюстона» — Коммерческие партнеры команды в Китае (в т.ч. Li Ning) немедленно объявили о приостановке сотрудничества с клубом, а принадлежащая Alibaba онлайн-платформа «Taobao» прекратила продавать атрибутику команды.

Таким образом, Китай придерживается, скорее, реактивной стратегии, применяя ответные экономические и политические меры. Ввиду тарифов США Пекин был вынужден переориентировать торговлю, компенсировав потери наращиванием экспорта в другие государства. Китайские компании с разным успехом справляются с ограничением экспорта технологий — одни приостанавливают свою деятельность, другие продолжают. На примере ZTE ясно, что все же компании готовы к диалогу и компромиссам, чтобы сохранить партнерские связи с американскими производителями технологий.

***

США и Китай являются крупнейшими экономиками мира. Их взаимный торговый оборот по итогам 2019 г. составил 541,22 млрд долл.; несмотря на значительное снижение по сравнению с 2018 г., показатель остается высоким. Глубокая торговая связь обусловливает уязвимость экономик двух государств от использования экономических мер в политических и экономических целях. Ограничительные меры чреваты экономическими потерями для обеих сторон, однако пока противостояние продолжается. Новые санкции против Китая в связи с COVID-19 в случае принятия соответствующих законопроектов или новых исполнительных указов ознаменуют очередной виток эскалации.


Оценить статью
(Голосов: 15, Рейтинг: 4.67)
 (15 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся