Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Марко Ди Лиддо

Глава аналитического отдела по вопросам постсоветсткого пространства и Балкан в Центре международных исследований (Италия)

После прихода к власти Владимира Путина отношения между Россией и Ватиканом укрепляются за счет сочетания прагматического сближения позиций по различным аспектам международной политики и стратегического и идеологического видения, отличающегося общностью взглядов на некоторые вопросы. Понтификат Франциска I может стать основой для дальнейшего развития такого подхода. Это означает, что визит Владимира Путина в Ватикан, запланированный на 10 июня 2015 г., станет тем самым пробным камнем, по которому можно будет оценить потенциал будущего диалога между Москвой и Ватиканом.

В 1991 году распад Советского Союза не только ознаменовал начало формирования нового политического баланса сил в Европе, но и перевернул страницу в дипломатических отношениях между Ватиканом и Россией — после 70 морозных лет холодной войны, отмеченной идеологической и ценностной конфронтацией между католицизмом и коммунизмом.

Поразительно, что за относительно короткий период времени Кремлю и Святому Престолу удалось пройти путь от открытого геополитического противостояния, кульминацией которого стала поддержка Ватиканом польской «Солидарности», до общности взглядов на многие внешнеполитические, идеологические и ценностные вопросы. Взять хотя бы войну в Югославии и Косово, когда и Святой Престол, и Кремль были противниками действий США и НАТО на Балканах.

После прихода к власти Владимира Путина отношения между Россией и Ватиканом продолжали укрепляться за счет сочетания прагматического сближения позиций по различным аспектам международной политики и стратегического и идеологического видения, отличающегося общностью взглядов на некоторые вопросы. Понтификат Франциска I мог бы стать основой для дальнейшего развития такого подхода.

Это означает, что визит Владимира Путина в Ватикан, запланированный на 10 июня 2015 г., станет тем самым пробным камнем, по которому можно будет оценить потенциал будущего диалога между Москвой и Ватиканом.

В. Путин и Папа Франциск I разделяют опасения о том, что некоторые монархии Персидского залива оказывают завуалированную поддержку Аль-Каиде и Исламскому государству, а также их сторонникам и союзникам в Средиземноморском и Ближневосточном регионах.

Во-первых, и Владимир Путин, и Папа выступают против исламского фундаментализма как идеологии терроризма. В этом контексте оба лидера придерживаются единого мнения о необходимости установления прочных и долгосрочных контактов с умеренными представителями и деятелями исламского мира – в целях изолирования наиболее радикальных движений, а при необходимости и оказания решительного отпора действиям джихадистских групп, представляющим угрозу мирной жизни и безопасности обширных регионов – от Кавказа до Средней Азии, от Ближнего Востока до Африки и Европы. В. Путин и Папа Франциск I разделяют опасения о том, что некоторые монархии Персидского залива (Катар и Саудовская Аравия) оказывают завуалированную поддержку Аль-Каиде и Исламскому государству, а также их сторонникам и союзникам в Средиземноморском и Ближневосточном регионах. Осязаемым примером эффективности политического курса «оси» Москва – Святой Престол можно считать сирийский кризис: поддерживая Башара Асада, или точнее «светскую» баасистскую власть, Россия и Ватикан руководствовались разными соображениями, ставили перед собой разные цели и шли к ним разными путями, но реальность заключается в том, что именно эта власть могла обеспечить как гарантии соблюдения геополитических интересов (В. Путин), так и защиту католических и православных меньшинств от джихадистского фанатизма.

То же самое касается и диалога с Ираном. И Россия, и Ватикан абсолютно уверены в необходимости возвращения Тегерана в центр ближневосточной политической жизни и постепенного снятия международного бойкота, наложенного Соединенными Штатами. И хотя иранская ядерная программа внушает серьезные опасения, католическая церковь твердо верит, что на сегодняшний день пространство для маневра в переговорном процессе с Ираном значительно шире, нежели в отношении других ближневосточных реалий. С точки зрения Ватикана, Тегеран — один из ключевых участников проекта противостояния ваххабизму Саудовской Аравии, кроме того, Иран пытается повлиять на политику Хезболлы в Ливане — государстве, которому Папа Франциск I уделяет особое внимание в связи со значительным числом проживающих в нем христиан.

Однако на встрече В. Путина и Папы Франциска I 10 июня 2015 г. неминуемо будет обсуждаться и украинский кризис, и новый ветер холодной войны, который веет сегодня в Европе. Что касается войны в Донбассе и отделения Крыма от Украины, Ватикан придерживается исключительно осторожной дипломатической линии, сочетая постоянные призывы к миру и упреки в адрес Запада и России в неспособности обеих сторон к выстраиванию конструктивного диалога. С большой долей уверенности можно предположить, что на нынешней встрече Папа Франциск I обратится к президенту России с призывом сделать все возможное для снижения градуса напряженности и обеспечить соблюдение духа и буквы вторых Минских соглашений.

REUTERS/Vincenzo Pinto/Pixstream
Татьяна Зонова:
Вечное сияние Святого Престола

Следует подчеркнуть, что Украина всегда была яблоком раздора между Ватиканом и Россией, главным образом в связи с противоречиями между Украинской Униатской и Русской Православной Церквями. Духовные лица православной церкви не раз обвиняли Ватикан в «нечестной» прозелитической деятельности среди православного населения. «Революция достоинства» и последовавшая за ней гражданская война донельзя обострила противостояние между католицизмом и православием: одна из Церквей присоединилась к проевропейскому альянсу, другая встала на пророссийские позиции. Вполне естественно ожидать, что Путин попытается склонить Ватикан к нейтральной позиции по Украине  в обмен на определенные гарантии защиты прав католиков как на Украине, так и в России. Задача, стоящая перед Путиным, непроста: российской дипломатии придется столкнуться с очень жесткой позицией польского и американского духовенства, отнюдь не склонного к компромиссам.

Учитывая политический вес Ватикана в Италии и в Европе, Путин, возможно, попытается заручиться поддержкой Святого Престола в конфликте с приверженцами непримиримого антикремлевского курса, так называемыми санкционными ястребами. В Италии, где про- и антироссийские позиции представлены в приблизительно равных пропорциях, малейшее выражение симпатий Ватикана легко склонит чашу весов в одну из сторон. Однако и в этом случае разыгрываемая партия беспрецедентно сложна: ватиканская дипломатия не может игнорировать обвинения в непосредственном участии в войне в Донбассе, выдвигаемые международным сообществом в адрес Кремля.

При столь запутанной международной ситуации диалог между Москвой и Ватиканом будет неизбежно строиться по формуле adhoc, то есть в зависимости от быстроменяющейся конъюнктуры.

И Россия, и Ватикан абсолютно уверены в необходимости возвращения Тегерана в центр ближневосточной политической жизни и постепенного снятия международного бойкота, наложенного Соединенными Штатами.

Однако если абстрагироваться от текущего кризиса, можно констатировать наличие несомненной общности между позициями Владимира Путина и Папы Франциска I. Оба они весьма критически относятся к процессам политической, экономической и моральной глобализации, стирающим многообразие человеческой жизни и навязывающим единую — стандартизованную и унифицированную — модель существования всем народам и всем государствам. Оба не симпатизируют «однобокой» политике США и отрицательно относятся к международным последствиям этой политики. Оба считают необходимым пересмотр нынешнего миропорядка в пользу многополярности и учета политико-экономических реалий бурно развивающихся стран (БРИКС и Ко.).

Главное, они оба признают важность традиционных ценностей, ключевое значение семьи, национального своеобразия и христианских принципов как основы существования современного общества. При всей своей открытости современным реалиям папа Франциск I остается прежде всего иезуитом, а значит — стихийным консерватором, сторонником неделимости этики и политики и их ориентированности на религиозные заповеди. Что же касается В. Путина, с самого начала строившего «путинизм» как пригодную к экспорту модель, основанную на сочетании рыночной экономики, принципа главенства государства, управляемой демократии и консерватизма, он вполне может найти благодарного слушателя в лице Ватикана. И не будем забывать, что глава Кремля может стать посредником в процессе примирения католиков и православных.

 

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся