Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 3, Рейтинг: 5)
 (3 голоса)
Поделиться статьей
Иван Тимофеев

К.полит.н., генеральный директор РСМД, член РСМД

Офис контроля зарубежных активов (OFAC) министерства финансов США выпустил пояснительную записку «Об обеспечении гуманитарной помощи и торговли для противодействия COVID-19».

Записка обобщает информацию о существующих возможностях оказывать гуманитарную поддержку или вести экономическую деятельность в гуманитарных целях со странами, которые находятся под санкциями США. Многие исключения из санкций по гуманитарной линии были сделаны задолго до эпидемии COVID-19. OFAC собрал информацию о них в единый документ, а также обозначил ряд возможных направлений работы применительно к борьбе с эпидемией.

В тексте дается информация об исключениях и изъятиях в режимах санкций, отраженных в генеральных лицензиях или требующих получения специальных лицензий. Они касаются работы с Ираном, Венесуэлой, Кубой, Сирией, КНДР, а также находящимся под блокирующими санкциями Крымом.

Публикация документа — своевременный шаг Минфина, как по внутриполитическим, так и по внешнеполитическим причинам.

На фоне COVID-19 крайне важна оперативность поставок. OFAC обозначил ряд направлений, по которым не требуются согласования или получение дополнительных разрешений. Например, поставки многих медицинских товаров в Иран, необходимых для борьбы с эпидемией, подпадают под генеральные лицензии, то есть могут осуществляться без всяких препятствий. Подобные исключения есть и по другим странам, хотя по каждой они имеют свою специфику.

Впрочем, санкции остаются политическим инструментом, и в гуманитарных сюжетах политические проблемы стоят во весь рост. Например, помощь должна быть направлена «народам», а не «режимам». На практике борьбу с COVID-19 ведут государственные органы, то есть «режимы». Их разделение хорошо в теории, но вряд ли годится для практики.

Офис контроля зарубежных активов (OFAC) министерства финансов США выпустил пояснительную записку «Об обеспечении гуманитарной помощи и торговли для противодействия COVID-19».

Записка обобщает информацию о существующих возможностях оказывать гуманитарную поддержку или вести экономическую деятельность в гуманитарных целях со странами, которые находятся под санкциями США. Многие исключения из санкций по гуманитарной линии были сделаны задолго до эпидемии COVID-19. OFAC собрал информацию о них в единый документ, а также обозначил ряд возможных направлений работы применительно к борьбе с эпидемией.

В тексте дается информация об исключениях и изъятиях в режимах санкций, отраженных в генеральных лицензиях или требующих получения специальных лицензий. Они касаются работы с Ираном, Венесуэлой, Кубой, Сирией, КНДР, а также находящимся под блокирующими санкциями Крымом.

Публикация документа — своевременный шаг Минфина, как по внутриполитическим, так и по внешнеполитическим причинам.

К смягчению санкций в гуманитарных целях призывал демократический кандидат в президенты США Джо Байден. Сходные призывы озвучивались генеральным секретарем ООН Антонио Гутерришем. К ним призывали и СМИ, включая «Ъ». Игнорирование этих и многих других требований вполне могло ударить по имиджу как администрации президента Дональда Трампа, так и самих США. Получалось бы, что Вашингтон предстает исключительно как циничный игрок, преследующий политические цели независимо от чрезвычайных обстоятельств, связанных с COVID-19. Записка OFAC дает в руки администрации аргументы для отстаивания своего политического курса.

Документ важен и для НКО, и для коммерческих компаний, которые либо оказывают помощь, либо ведут бизнес со странами под санкциями. Тем более что случаи возникновения проблем у НКО с властями США при осуществлении гуманитарной работы в санкционных странах были. В 2010 году внимание OFAC привлекла организация Christ for all Nations, которая вела работу в Судане, но своевременно не обратилась в OFAC за лицензией.

Гораздо более серьезные проблемы возникли у организации Life for Relief and Development. В 2015 году ей пришлось заплатить OFAC штраф в размере 780 тыс. долл. Ее обвинили в сговоре для перевода средств в Ирак в 2002–2003 годах через Иорданию.

Еще больше проблем возникало у бизнеса. Под штрафы OFAC за последние 10 лет попали 13 поставщиков медицинского оборудования. Почти все — за работу с Ираном. Причем многие из них работали с Ираном не напрямую, а через третьи страны. В их числе, например, Dentsply Sirona, совершившая 37 поставок зубоврачебного оборудования в Иран через дистрибьютеров из других стран. В 2017 году она заплатила штраф в 1 220 400 долл. Сходная участь постигла United Medical Instruments, которая поставила через ОАЭ в Иран рентгеновское оборудование и заплатила штраф 515,4 тыс. долл.

Все эти компании были американскими. Но риск вторичных санкций актуален и для иностранцев.

На фоне COVID-19 крайне важна оперативность поставок. OFAC обозначил ряд направлений, по которым не требуются согласования или получение дополнительных разрешений. Например, поставки многих медицинских товаров в Иран, необходимых для борьбы с эпидемией, подпадают под генеральные лицензии, то есть могут осуществляться без всяких препятствий. Подобные исключения есть и по другим странам, хотя по каждой они имеют свою специфику.

Впрочем, санкции остаются политическим инструментом, и в гуманитарных сюжетах политические проблемы стоят во весь рост. Например, помощь должна быть направлена «народам», а не «режимам». На практике борьбу с COVID-19 ведут государственные органы, то есть «режимы». Их разделение хорошо в теории, но вряд ли годится для практики.

Впервые опубликовано в Коммерсанте.

Оценить статью
(Голосов: 3, Рейтинг: 5)
 (3 голоса)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся