Оценить статью
(Голосов: 10, Рейтинг: 4.6)
 (10 голосов)
Поделиться статьей
Иван Кряжев

Ведущий советник АНО «Дирекция Всемирного фестиваля молодежи», стажер-исследователь ИМВЭС НИУ ВШЭ

Многонациональное Государство Боливия на протяжении последних лет находится в состоянии глубокого внутриполитического кризиса, который усугубляется тяжелой социально-экономической ситуацией и ростом пессимистических настроений в обществе. 17 августа 2025 г. в Боливии должны состояться президентские и парламентские выборы, возможные результаты которых стоит комментировать с осторожностью, поскольку в условиях политической нестабильности в электоральный процесс могут вмешаться любые факторы.

Ни одна из сторон конфликта «Моралес — Арсе» не стала в нем победителем. Так, действующий глава государства полностью растерял общественную поддержку населения за свой срок, его рейтинг одобрения бьет антирекорды (по данным того же мартовского уровень общественного доверия Л. Арсе опустился до 1%), что сделало шансы на переизбрание практически неосуществимыми. Финальную точку в вопросе своего участия в избирательном процессе Л. Арсе поставил 14 мая, официально объявив, что не будет баллотироваться на пост главы государства и призвав сторонников поддержать кандидата от левых сил Андронико Родригеса. В свою очередь, Э. Моралес, хотя и пользующийся поддержкой в отдельных районах страны и опирающийся на ядро преданных сторонников, на законодательном уровне лишен возможности баллотироваться в президенты. Даже в условиях беспрецедентного давления со стороны «эвистас» на все ветви власти страны, альтернативные съезды партии MAS и марш на Ла-Пас, экс-главе государства не удалось добиться внесения поправки в текст Основного закона страны, которая бы позволила ему избраться на новый срок. Тем не менее Э. Моралес отказывается следовать примеру своего оппонента и продолжает вести активную избирательную компанию, несмотря на юридические препятствия.

Непременными условиями победы любого политика на грядущих боливийских выборах, которую бы приняли остальные кандидаты и поддерживающие их общественные силы, служат начало диалога и достижение гражданского мира внутри боливийского общества, а также осознание представителями политического класса необходимости скорейшего преодоления кризиса совместными усилиями. Без этих базовых истин выход южноамериканской страны из череды затяжных кризисов представляется мало реализуемым.

Многонациональное Государство Боливия на протяжении последних лет находится в состоянии глубокого внутриполитического кризиса, который усугубляется тяжелой социально-экономической ситуацией и ростом пессимистических настроений в обществе. 17 августа 2025 г. в Боливии должны состояться президентские и парламентские выборы, возможные результаты которых стоит комментировать с осторожностью, поскольку в условиях политической нестабильности в электоральный процесс могут вмешаться любые факторы.

Избегая электорального прогнозирования, следует более внимательно рассмотреть первопричины и динамику развития политического кризиса в стране, исход которого потенциально может оказать значительное влияние на российско-боливийские отношения. За последние годы сотрудничество между Москвой и Сукре возросло, свидетельством чему служит частота встреч между официальными лицами двух стран на высоком уровне: в 2023–2024 гг. состоялись сразу четыре встречи глав МИД России и Боливии. На саммите БРИКС в Казани 22–24 октября 2024 г., где лично присутствовал боливийский президент Луис Арсе, было принято официальное решение о присоединении южноамериканского государства к объединению в качестве страны-партнера. Показательна динамика голосования Боливии в Генеральной Ассамблее ООН — власти страны не поддержали ни одну из резолюций, направленных против действий России на Украине, как правило предпочитая воздерживаться от голосования, а иногда голосуя против. Крупнейший российский государственный холдинг «Росатом» уже построил или ведет строительство целого ряда крупных объектов на территории южноамериканской страны, в числе которых завод по производству карбоната калия, промышленный комплекс по производству карбоната лития, а также Центр ядерных исследований и технологий, ставший самым высокогорным атомным объектом в мире. Анализ состояния двусторонних связей между странами свидетельствует, что приверженность Боливии дружественному внешнеполитическому курсу в отношениях с Россией и общий взгляд на мировые проблемы, равно как и сохранение благоприятных условий для российских компаний в стране, отвечают долгосрочным интересам Москвы. В условиях возможных перемен во внутренней и внешней политике Боливии российской стороне следует с особым вниманием относиться к событиям, происходящим в южноамериканской стране, и оценивать потенциальные риски и перспективы двустороннего сотрудничества.

Противостояние Моралес — Арсе

Нынешние политические пертурбации в Боливии берут начало в 2019 г. Тогда, после оглашения официальных результатов президентских выборов 20 октября, победителем которых стал действующий лидер левой партии «Движение к социализму» (Movimiento al Socialismo, MAS) Эво Моралес, в стране вспыхнули акции протеста несогласных с результатами голосования. Основанием для общественного недовольства стало прекращение трансляции подсчета голосов избирателей, при этом после ее возобновления количество бюллетеней, отданных за кандидатуру Э. Моралеса, резко выросло. Непрозрачный процесс подведения итогов переполнил чашу терпения боливийского общества, которое еще в 2016 г. проголосовало против инициированного властями референдума о внесении поправки в Конституцию, разрешающей действующему президенту баллотироваться на четвертый срок подряд. Несмотря на итоги плебисцита, Э. Моралесу удалось провести поправку с помощью решения Конституционного суда, который признал ограничение на число сроков противоречащим Основному закону страны. Решение суда было воспринято многими гражданами как свидетельство неуважения властей к общественному мнению, а прекращение трансляции подсчета голосов после голосования только усугубило это ощущение и лишило режим легитимности в глазах большинства боливийцев.

Спаду протестной активности в 2019 г. не помогло и предложение Э. Моралеса провести второй тур выборов. Окончательной точкой невозврата стало вмешательство армии и открытый переход органов правопорядка на сторону протестующих: 10 ноября 2019 г. главнокомандующий вооруженными силами страны заявил о необходимости отставки президента. Вскоре глава государства действительно подал в отставку и покинул Боливию, получив политическое убежище в Аргентине. Смещение Э. Моралеса, одного из главных «старожилов» латиноамериканской политики, однако, не привело к перестройке политической системы, масштабным переменам во внутренней или внешней политике Боливии. Временное правительство Жанина Аньеса носило технократический характер и завершило свои полномочия сразу после президентских выборов в стране в октябре 2020 г. Победу на них одержал Луис Арсе, давний соратник Э. Моралеса, глава министерства финансов и министерства экономики и госфинансов при прошлых администрациях Моралеса, возглавивший партию MAS после вынужденного отъезда ее лидера. Для многих Л. Арсе казался техническим кандидатом, над которым нависала «тень Моралеса», косвенным подтверждением чему стало скорое возвращение экс-президента на родину после победы однопартийца.

Хотя политика Л. Арсе сохранила внутри- и внешнеполитическую преемственность по отношению к курсу Э. Моралеса, она не привела ни к дуумвирату, ни тем более к ситуации, когда президент стал бы послушным исполнителем воли предшественника, на что мог рассчитывать опальный глава государства. Уже в 2021–2022 гг. в отношениях между действующим и бывшим президентом, не получившем в новой администрации государственного поста, появились первые трещины. Показательно, что после вступления в должность президент Л. Арсе сформировал кабинет министров полностью из молодых специалистов, среди которых не нашлось места выходцам из команды Э. Моралеса, в чем СМИ увидели сигнал о «дистанцировании» нового президента от политики предшественника. Первые публичные свидетельства напряженности между Л. Арсе и Э. Моралесом были связаны с заявлениями последнего — в 2022 г. в социальных сетях Э. Моралес стал регулярно говорить о планах властей избавиться от него и попытках боливийских спецслужб прослушать его телефон. В 2023 г. Арсе назначил на пост министра правительства (аналог министра внутренних дел) Эдуардо де Кастильо, одного из главных критиков и политических оппонентов Эво Моралеса, что стало новым сигналом роста напряженности в отношениях между двумя политиками. В течение последующего периода риторика Э. Моралеса в адрес властей и лично Л. Арсе только ужесточалась, а конфликт между двумя лидерами и поддерживающими их политическими силами стал набирать новые обороты.

Как отмечают исследователи, противостояние между Л. Арсе и Э. Моралесом обусловлено тремя ключевыми факторами — стремлением Э. Моралеса оказывать давление на высокопоставленных лиц в правительстве Л. Арсе, мобилизацией лояльной Э. Моралесу фракции внутри партии MAS для противостояния инициативам властей, а также борьбой двух политиков за руководство над Единой профсоюзной конфедерацией сельских трудящихся Боливии (Confederación Sindical Única de Trabajadores Campesinos de Bolivia, CSUTCB) — крупнейшим профсоюзом страны. Э. Моралес, занимавший президентское кресло в течение 13 лет и снискавший славу одного из самых успешных и харизматичных латиноамериканских президентов, не смог смириться с второстепенной ролью, которую ему отвела администрация Л. Арсе, и начал борьбу за власть, используя имеющиеся у него ресурсы. Так, личные амбиции в отношениях между Л. Арсе и Э. Моралесом оказались сильнее общего политического прошлого и стали основой для глубокого и болезненного раскола как в самой MAS, так и внутри боливийского общества, который лежит в основе политического кризиса в Боливии, продолжая определять его внутреннее содержание вплоть до настоящего момента.

Еще одним объяснением политических пертурбаций в Боливии может служить специфика политической культуры и общая слабость политических институтов страны. Движущими силами политического процесса в стране выступают харизматичные лидеры, склонные к популистским лозунгам, авторитарному стилю правления и использованию насильственных методов борьбы за власть. В результате консолидация общества происходит не вокруг парламентских партий или низовых движений, а вокруг влиятельных политиков, что ведет к высокой степени персонализации политической власти. В исследовательской литературе такая политическая традиция, характерная и для других латиноамериканских стран, получила название «каудильизм». Нынешний кризис в Боливии действительно связан с противостоянием двух «каудильо», которое происходит как в стенах парламента, так и на улице.

Внутрипартийное размежевание ярко проявилось в работе Палаты депутатов Законодательной Ассамблеи — нижней палаты боливийского парламента. После парламентских выборов 2020 г. более половины депутатских мандатов досталось членам партии MAS, однако в результате мобилизации Э. Моралесом своих сторонников образовалась фракция, получившая название «эвистас» от имени их лидера, которая стала на регулярной основе голосовать против инициатив исполнительных властей. В противовес группировке сторонников Э. Моралеса в парламенте возникла фракция из лояльных администрации Л. Арсе членов партии MAS, известных как «арсистас». Опираясь на данные результатов голосования в нижней палате парламента, боливийские СМИ оценили число фракции сторонников Э. Моралеса в 33, а сторонников Л. Арсе — в 44 депутата. Внутрипартийное разделение на фракции «эвистас» и «арсистас» лишило MAS парламентского большинства и усложнило процедуру одобрения законодательных инициатив властей. Обе фракции выдвинули собственных лидеров и заняли противоположные позиции в вопросах назначения министров и иных высокопоставленных должностных лиц: так, осенью 2023 г. впервые в истории боливийского парламентаризма члены одной партии выдвинули две кандидатуры на посты председателей Сената и Палаты депутатов.

Раскол на два противоборствующих лагеря внутри Единой профсоюзной конфедерацией сельских трудящихся Боливии проходил с еще большим ожесточением. В августе 2023 г. в ходе ежегодного съезда CSUTCB, защищающего интересы боливийского крестьянства, между делегатами из крыла Л. Арсе и Э. Моралеса произошла потасовка с применением холодного оружия, а число пострадавших, по данным национальных СМИ, составило 450 человек. Как в случае с голосованием в парламенте, сторонники «арсистас» и «эвистас» избрали собственных лидеров, а крупнейший в стране профсоюз фактически прекратил существование в прежнем виде, разделившись на два крыла. При этом сторонники экс-президента, для которых характерен больший радикализм в действиях, не просто ограничились критикой в адрес однопартийцев, но заявили своей готовности к забастовкам и блокированию дорог в знак протеста.

Значимой вехой в развитии кризиса стало проведение лояльной Э. Моралесу частью MAS конгресса в городке Лаука-Энье департамента Кочабамба, где тот пользуется наибольшей поддержкой среди местных жителей. Конгресс постановил исключить из партии Л. Арсе по причине неявки, а также выдвинул Э. Моралеса в качестве единственного кандидата от MAS на президентские выборы 2025 г. В ответ на эти события действующий президент и его сторонники признали ничтожными резолюции, принятые в Лаука-Энье, и провели свой конгресс в городе Эль Альто, призвав Верховный избирательный трибунал страны (аналог ЦИК) аннулировать решения оппонентов. Кроме того, в декабре того же года Конституционный суд подтвердил невозможность переизбрания на третий срок любого кандидата, что стало ударом по планам Э. Моралеса принять участие в будущей президентской гонке.

События конца 2023 г. стали своего рода завершением начального этапа боливийского кризиса, который сопровождался нарастанием противоречий между Л. Арсе и Э. Моралесом после победы первого на президентских выборах и возвращения второго из изгнания. Неготовность Л. Арсе делиться властью и политические амбиции Э. Моралеса привели сначала к взаимной критике между политиками и их последующему разрыву, парламентским прениям и формированию двух фракций внутри правящей партии MAS и профсоюза CSUTCB и ситуации, когда недавние товарищи ведут необъявленную войну друг против друга, победой в которой должен стать контроль над исполнительной и законодательной властями. При этом если в течение первого этапа кризиса в 2022–2023 гг. борьба между Л. Арсе и Э. Моралесом имела институциональные рамки, то уже в 2024 г. она перекинулась на улицу и привела к настоящему политическому хаосу в стране.

«Самопереворот», экономический кризис и поход на Ла-Пас

Свидетельством эскалации кризиса в стране стало неудавшаяся попытка военного переворота 26 июня 2024 г., которая привлекла внимание мировых, в том числе российских, СМИ к боливийским событиям, до этого остававшимся в тени мировой политической повестки. Мятеж поднял командующий вооруженными силами страны генерал Хуан Хосе Суньига, заявивший о коррупции в высших эшелонах власти и призвавший «вернуть боливийцам их родину». По его приказу воинские части заняли центральную площадь Ла-Паса и осуществили штурм правительственного дворца Кемадо, где впоследствии состоялся короткий диалог между мятежным генералом и президентом страны, после чего Х. Суньига покинул здание. Л. Арсе также обратился к боливийскому народу, призвал сограждан к сопротивлению действиям мятежников и назначил нового главнокомандующего вооруженными силами. Новый главком приказал войскам покинуть площадь Ла-Паса, что те и сделали, а сам лидер мятежа вместе с ближайшим окружением был задержан, против них возбудили уголовные дела.

Скоротечность мятежа и легкость, с которой генерал Х. Суньига отступил от своей цели, вызвали сомнения у боливийских политиков, экспертов и журналистов в подлинности намерений лидера мятежа. Председатель Сената страны окрестил события 26 июня «самопереворотом» (от исп. autogolpe). Этот термин используется в испаноязычной литературе для обозначения инспирированного властями государственного переворота, нацеленного на получение чрезвычайных полномочий или поднятие собственной популярности в обществе. Схожую оценку произошедшим событиям дал сам Э. Моралес, назвав мятеж генерала Х. Суньиги спланированным президентом Л. Арсе. На эту версию указывают и показания опального генерала, который признался в том, что глава государства лично приказал ему вывести армию на улицы. Официальную версию властей о подготовке, ходе и итогах мятежа представили широкой публике спустя почти год после июньских событий — в апреле 2025 г. был опубликован полуторачасовой документальный фильм, посвященный событиям неудавшегося переворота. Несмотря на свидетельства и показания участников, стоит предположить, что вышедший с задержкой фильм не переубедил сторонников идеи «самопереворота» и противников Л. Арсе, популярность которого в обществе стремительно падает в течение последних лет.

В настоящий момент с уверенностью можно утверждать одно: произошедшая в июне 2024 г. попытка военного переворота, вне зависимости от подлинных мотивов его участников, стала свидетельством глубокого кризиса политической системы Боливии. Если принять точку зрения властей, то из нее вытекает, что боливийский президент никак не контролирует вооруженные силы страны, которые могут в любой момент начать мятеж, когда посчитают это нужным. Если придерживаться противоположной точки зрения, то идея Л. Арсе организовать военный переворот, чтоб затем его остановить и выставить себя победителем, указывает на тяжелейшее внутриполитическое положение президента, для которого такая рискованная затея служит возможностью упрочить собственную власть. Хотя мятеж в Боливии не был напрямую связан с противостоянием Л. Арсе и Э. Моралеса, он стал возможным в условиях растущей внутриполитической нестабильности в стране, падения авторитета исполнительной и законодательной властей, вызванных борьбой между двумя крупнейшими политиками, расколом внутри правящей партии, а также глубоким экономическом кризисом, который заслуживает отдельного внимания.

Экономические неурядицы стали следствием расстройства боливийской модели развития, существовавшей с 2006 г. и на начальном этапе обеспечивающей динамичный рост экономики и благосостояния граждан. В основе социально-экономической модели страны, созданной Эво Моралесом, лежали принципы государственного капитализма и коммунитарного социализма с опорой на крестьянские общины. Государство контролировало добычу полезных ископаемых и крупные объекты инфраструктуры, а доходы от экспорта позволяли боливийским властям щедро инвестировать средства в социальные программы и накапливать валютные резервы в период «золотого десятилетия» 2006–2014 гг. После падения цен на энергоресурсы в середине 2010-х гг. экспортные доходы страны упали, однако власти страны отказывались пересматривать бюджетную политику и сокращать расходы на социальные программы и субсидии. К таким, в частности, относится государственная субсидия на топливо, которая устанавливает фиксированную цену за литр бензина на всей территории Боливии в размере 0,50 долл. США. В последние годы эта мера лежит тяжким бременем на боливийской экономике, но власти не решаются отменить ее, опасаясь всплеска народного гнева.

Сохранение высоких государcтвенных расходов привело к тому, что резервы Центрального банка страны, составлявшие 15 млрд долл. в 2014 г., сократились до 1,9 млрд долл. в 2024 г. Согласно данным социологического опроса Latinobarómetro, 88% респондентов охарактеризовали экономическую ситуацию в Боливии как «плохую» или «очень плохую», а 87% согласились с мнением о том, что стране следует идти в отличном от проводимого администрацией Л. Арсе экономического курса. Хотя политика действующего главы государства в социально-экономической области мало чем отличается от политики его предшественника, Э. Моралес регулярно ее критикует. В свою очередь, протестные действия сторонников Моралеса наносят дополнительный ущерб боливийской экономике.

После событий июня 2024 г. экс-президент перешел к новой стратегии давления на оппонентов с помощью «улицы» — массовых демонстраций своих сторонников, маршей, блокировок дорог и забастовок. В сентябре Э. Моралес объявил о походе вместе со сторонниками на Ла-Пас для «спасения Боливии». Поход сопровождался столкновениями с органами правопорядка и завершился массовым митингом на центральной площади крупнейшего города, выдвижением ультиматума властям с требованием заменить нескольких министров в правительстве. По всей видимости, поход на Ла-Пас имел для Э. Моралеса прежде всего символическое значение и не рассматривался в качестве боливийского «Похода на Рим» в духе итальянских фашистов под руководством Муссолини. Акция «эвистас» стала демонстрацией сохраняющегося за Э. Моралесом политического авторитета и влияния в обществе, а ее главным адресатом была администрация Л. Арсе.

Не ограничившись походом, в октябре сторонники Э. Моралеса приступили к блокировкам основных дорог страны и забастовкам на общественном транспорте в знак протеста против недопуска на президентские выборы Э. Моралеса. Согласно заявлениям президента Л. Арсе, возложившего вину за дезорганизацию транспортной системы страны лично на Моралеса, блокировки дорог нанесли боливийской экономике ущерб в 1,7 млрд долл. Особого накала события достигли в конце октября – начале ноября 2024 г. в связи с попыткой покушения на Э. Моралеса, когда по его машине было произведено 14 выстрелов, однако пострадал только водитель автомобиля. По сообщениям СМИ, обвинив в нападении власти страны и президента Л. Арсе, группа «эвистас» в ответ на попытку покушения захватила казарму в городе Кочабамба и взяла в заложники 20 военнослужащих боливийских ВС, а сам Моралес объявил голодовку, пока правительство не вступит в диалог с протестующими.

Боливийские события лета-осени 2024 г., в первую очередь, указывают на рост радикализма в стане сторонников Э. Моралеса, которые отказались от методов легальной политической борьбы и предпочли ей акции прямого действия. Ухудшение социально-экономической и внутриполитической ситуаций, проявлением чего стала попытка военного переворота в июне, явно благоприятствовало такому развитию событий. Радикализм «эвистас» во главе с их лидером, как можно предположить, стал нарушением негласных договоренностей и правил политической борьбы, которые могли существовать между Л. Арсе и э. Моралесом. На это косвенно указывает возобновление властями расследования в отношении экс-президента по уголовному делу о сексуальном насилии над несовершеннолетними осенью 2024 г. В октябре суд постановил арестовать Э. Моралеса, что безуспешно попыталась осуществить боливийская полиция, так как ему удалось скрыться от преследования силовиков. Других попыток задержать Моралеса уже не предпринималось — политик не покидает пределы департамента Кочабамба, где сосредоточено большинство его сторонников, а любая новая попытка ареста чревата народными волнениями и новым витком кризиса. Сложившаяся ситуация выступает красноречивым свидетельством общей деградации политической системы Боливии, низкой эффективности действий силового аппарата и отсутствия полного контроля президента Л. Арсе над ситуацией на территории всей страны.

Таким образом, второй этап развития кризиса в Боливии оказался отмечен стремительным ростом общей внутриполитической нестабильности, эрозией системы политических институтов и радикализацией сторонников Э. Моралеса. Последний, изначально боровшийся за контроль над правящей партией и влияние на исполнительную власть, превратился в главного лидера боливийской оппозиции и самого ярого критика администрации Л. Арсе. В этом же амплуа он собирается участвовать в президентских выборах — в апреле 2025 г. Э. Моралес официально вышел из состава членов партии MAS, бессменным лидером которой он оставался в течение 30 лет, тем самым окончательно порвав со своим политическим прошлым. Он возглавил новообразованную партию, «Эво Пуэбло», носящую его имя, которую он позиционирует как новую политическую силу, призванную обновить политическую систему Боливии. Тем не менее конституционное ограничение в два президентских срока для любого из кандидатов остается в силе, что не позволяет Э. Моралесу на законных основаниях участвовать в предстоящем электоральном процессе и баллотироваться на третий срок.

Грядущие выборы и рекомендации для России

Анализ событий последних пяти лет в Боливии наглядно демонстрирует, как конфликт между двумя влиятельными политиками страны, где по-прежнему сильны традиции каудильзма, может привести к общенациональном кризису, деградации политических институтов и дезориентации граждан. На последнее указывают данные социологии, согласно которым популярность Л. Арсе и Э. Моралеса не соответствует их политическим амбициям: так, по данным опроса Latinobarómetro, в декабре 2024 г. общественная поддержка Л. Арсе и его администрации упала до рекордно низкого уровня в 9%. В то же время, согласно проведенному исследованию Центра гражданского наблюдения за демократией в Боливии (OCD Bolivia), рейтинг Моралеса не превышает 20%, чего недостаточно для превращения экс-президента в общенационального лидера движения протеста. Подавляющее число боливийцев не поддерживает ни действующего президента Л. Арсе, при котором социально-экономическая ситуация в стране заметно ухудшилась и разразился политический кризис, ни экс-главу Э. Моралеса, отличающегося радикализмом в отстаивании политических целей и не имеющего легальной возможности баллотироваться в президенты.

Сложившаяся ситуация, на первый взгляд, создает благоприятные условия для правых сил, которые в течение последних двадцати лет находились на задворках политической жизни страны. Однако несмотря на беспрецедентный по масштабу и длительности кризис в лагере левых, правым пока не удалось выдвинуть единого кандидата. Подписание в декабре 2024 г. четырьмя оппозиционным политиками соглашения о формировании «Единого блока оппозиции» завершилось неудачей после того, как один из подписантов политик Висенте Куэллар отказался выдвигать свою кандидатуру на выборы и вышел из соглашения. Другим препятствием для успешного участия правой оппозиции в предстоящих выборах можно назвать то, что она представлена преимущественно «старожилами» боливийской политики, например, экс-президентами Хорхе Кирогой (2001–2002 гг.) и Карлосом Месой (2005–2006 гг.), которые не пользуются широкой общественной поддержкой. До победы Э. Моралеса на президентских выборах 2005 г. в руководстве находились правые силы, которые не смогли создать эффективную и, главное, справедливую модель социально-экономического развития в стране, где значительную массу населения составляют индейцы-крестьяне. В этих условиях доверие боливийцев к традиционным правым, которые представлены набившими оскомину политиками, остается низким. Вдобавок к этому экономические меры, предлагаемые правыми силами, предполагают проведение непопулярных в обществе мер по сокращению расходов государственного бюджета, приватизации и защите крупного бизнеса в ущерб интересам трудящихся.

Таким образом, несмотря на растущую инфляцию, продолжающееся ухудшение экономической ситуации и недоверие к официальным властям, боливийское общество демонстрирует неготовность к радикальным переменам, пропагандируемым правыми политиками. На это указывают данные общенационального опроса общественного мнения, проведенного в марте, согласно которому ни один из потенциальных кандидатов на пост президента страны 2025 г., в том числе правые политики, не пользуется поддержкой более чем 20% избирателей.

В настоящее время исходных данных пока недостаточно, чтобы сформулировать детальный прогноз исхода президентских выборов в стране и оценить шансы на победу каждого кандидата, которых уже насчитывается 17 человек. С уверенностью можно констатировать лишь то, что боливийское общество остается во многом дезориентированным и деморализованным, недовольным социально-экономической ситуацией в стране и одновременно неготовым к ее масштабной перестройке по аналогии с той, что проводит, например, администрация Х. Милея в соседней Аргентине.

Данные мартовского опроса общественного мнения

Примечательно, что ни одна из сторон конфликта «Моралес — Арсе» не стала в нем победителем. Так, действующий глава государства полностью растерял общественную поддержку населения за свой срок, его рейтинг одобрения бьет антирекорды (по данным того же мартовского уровень общественного доверия Л. Арсе опустился до 1%), что сделало шансы на переизбрание практически неосуществимыми. Финальную точку в вопросе своего участия в избирательном процессе Л. Арсе поставил 14 мая, официально объявив, что не будет баллотироваться на пост главы государства и призвав сторонников поддержать кандидата от левых сил Андронико Родригеса. В свою очередь, Э. Моралес, хотя и пользующийся поддержкой в отдельных районах страны и опирающийся на ядро преданных сторонников, на законодательном уровне лишен возможности баллотироваться в президенты. Даже в условиях беспрецедентного давления со стороны «эвистас» на все ветви власти страны, альтернативные съезды партии MAS и марш на Ла-Пас, экс-главе государства не удалось добиться внесения поправки в текст Основного закона страны, которая бы позволила ему избраться на новый срок. Тем не менее Э. Моралес отказывается следовать примеру своего оппонента и продолжает вести активную избирательную компанию, несмотря на юридические препятствия.

Таким образом, два недавних соратника Л. Арсе и Э. Моралес, ставшие врагами, истратили изрядное количество ресурсов на противостояние друг с другом, поставив политические амбиции выше государственных интересов, что привело к известным последствиям: «саморазрушению» партии MAS, дискредитации в глазах общества политической системы страны и вместе с ней модели коммунитарного социализма. Следует предположить, что дальнейшее развитие событий в Боливии по мере приближения к президентским выборам 17 августа 2025 г. во многом будет непредсказуемым. В условиях общей нестабильности в Боливии решающее значение на итог голосования (если оно состоится в назначенный срок) может иметь любой «черный лебедь». В стране с дезориентированным обществом, находящейся в тяжелой даже по меркам региона экономической ситуации и где только за последний год произошли попытка военного переворота, многотысячный марш несогласных на столицу и захват казармы гражданскими лицами, с трудом можно представить мирный электоральный процесс и транзит власти, протекающие в строгом соответствии с законодательством.

Одним из наиболее благоприятных из возможных сценариев развития президентской гонки в Боливии представляется тот, при котором одному из кандидатов удастся заручиться поддержкой критического числа избирателей, уставших от войны «эвистас» с «арсистас» и при этом не готовых отказываться полностью от социальных благ, предоставляемых государством. В настоящий момент наиболее подходящим на эту роль представляется самый молодой участник президентской гонки 37-летний сенатор и приверженец левой идеологии Андронико Родригес. Политик стремится дистанцироваться от партии MAS и принимает участие в президентской гонке в качестве независимого левого кандидата, не примыкающего ни к группировке «эвистас», ни к сторонникам Л. Арсе. Согласно данным мартовского опроса, кандидатура А. Родригеса пользовалась наибольшей популярностью среди электората — 18% боливийцев выразили готовность отдать за него свой голос на выборах. При удачном стечении обстоятельств молодой и несистемный политик А. Родригес действительно может аккумулировать голоса избирателей, не готовых расставаться с существующими социальными программами и льготами, но при этом недовольными действиями бывшего и действующего президентов. Тем не менее отсутствие большого политического опыта и собственной партии вместе с сильнейшим давлением со стороны оппонентов по левому лагерю, могут стать серьезными препятствиями для успеха в президентской гонке.

Завершая обзор боливийского кризиса, следует особо подчеркнуть: непременными условиями победы любого политика на грядущих боливийских выборах, которую бы приняли остальные кандидаты и поддерживающие их общественные силы, служат начало диалога и достижение гражданского мира внутри боливийского общества, а также осознание представителями политического класса необходимости скорейшего преодоления кризиса совместными усилиями. Без этих базовых истин выход южноамериканской страны из череды затяжных кризисов представляется мало реализуемым.

В свою очередь, сотрудничество между Москвой и Сукре на государственном уровне и на уровне бизнес-структур испытывает подъем в течение последних лет и должно быть застраховано от любых раздражителей. Несмотря на перипетии внутренней политики Боливии, ее внешнеполитический курс и нацеленность на углубление отношений с Россией и другими странами — участницами БРИКС остаются последовательными и устойчивыми. С высокой долей вероятности они сохранятся в прежнем виде при любой администрации, где будут преобладать представители левых сил.

Следует отметить, что вопросы внешней политики волнуют среднестатистического боливийца в гораздо меньшей степени, чем любые внутриполитические вопросы, что необходимо иметь в виду российской стороне при разработке новых проектов в южноамериканской стране: строительство научно-исследовательских объектов или производств, создающих дополнительные рабочие места, могут стать эффективным средством позиционирования России в боливийском обществе. Учитывая сложную социально-экономическую ситуацию в южноамериканской стране, одним из способов преодоления кризиса могут стать займы, предоставленные Новым банком развития при посредничестве России.

Потенциально самым неблагоприятным сценарием в Боливии для долгосрочных интересов Москвы и российского бизнеса может стать приход к власти в стране правых сил, настроенных на приоритетное сотрудничество США и получение кредитов от МВФ. Тем не менее подобное развитие событий пока представляется маловероятным, учитывая сохраняющуюся разрозненность правых политических сил в Боливии, их низкую популярность и негативный опыт нахождения у власти правых в прошлые эпохи.

Оценить статью
(Голосов: 10, Рейтинг: 4.6)
 (10 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся