Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 9, Рейтинг: 3.56)
 (9 голосов)
Поделиться статьей
Сергей Серёгичев

К.и.н., доцент кафедры всеобщей истории РГГУ, эксперт РСМД

В ночь с 10 на 11 апреля 2019 г. в Республике Судан (РС) произошел очередной военный переворот: армия отстранила от власти президента страны Омара аль-Башира и его ближайшее окружение. Военные сформировали в качестве временного органа власти Переходный совет. Его возглавил министр обороны РС Авад бен Ауф. Бывший президент находится под охраной военных в своей резиденции. Вместе с ним арестованы бывший первый вице-президент Али Осман Таха, исполняющий обязанности председателя партии Национальный конгресс Судана (НКС) Ахмед Харун, и другие ведущие лидеры НКС (по некоторым данным около 150 человек).

Существует версия, что военные совершили контрпереворот, направленный на срыв исламистского заговора. Последний готовили исламистские офицеры вооруженных сил вместе с руководством НКС и «силами народной безопасности» (исламская милиция, официально созданная в начале 1990-х гг. для борьбы с южносуданскими сепаратистами лидером суданских исламистов Хасаном ат-Тураби). Иными словами, они хотели повторить сценарий «революции национального спасения 30 июня 1989 г.», когда офицеры-исламисты во главе с Омаром аль-Баширом захватили власть в Судане.

В настоящее время по данным СМИ правительство страны отправлено в отставку, парламент распущен, выборы должны пройти через два года, приостановлено действие Временной конституции Судана 2005 года, объявлено чрезвычайное положение сроком на три месяца. Суданская ассоциация профессионалов (САП) призвала своих сторонников продолжать борьбу до полного восстановления демократии и гражданского правления.

В ночь с 10 на 11 апреля 2019 г. в Республике Судан (РС) произошел очередной военный переворот: армия отстранила от власти президента страны Омара аль-Башира и его ближайшее окружение. Военные сформировали в качестве временного органа власти Переходный совет. Его возглавил министр обороны РС Авад бен Ауф. Бывший президент находится под охраной военных в своей резиденции. Вместе с ним арестованы бывший первый вице-президент Али Осман Таха, исполняющий обязанности председателя партии Национальный конгресс Судана (НКС) Ахмед Харун, и другие ведущие лидеры НКС (по некоторым данным около 150 человек).

Существует версия, что военные совершили контрпереворот, направленный на срыв исламистского заговора. Последний готовили исламистские офицеры вооруженных сил вместе с руководством НКС и «силами народной безопасности» (исламская милиция, официально созданная в начале 1990-х гг. для борьбы с южносуданскими сепаратистами лидером суданских исламистов Хасаном ат-Тураби). Иными словами, они хотели повторить сценарий «революции национального спасения 30 июня 1989 г.», когда офицеры-исламисты во главе с Омаром аль-Баширом захватили власть в Судане.

В настоящее время по данным СМИ правительство страны отправлено в отставку, парламент распущен, выборы должны пройти через два года, приостановлено действие Временной конституции Судана 2005 года, объявлено чрезвычайное положение сроком на три месяца. Суданская ассоциация профессионалов (САП) призвала своих сторонников продолжать борьбу до полного восстановления демократии и гражданского правления.

Исходя из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы по текущей общественно-политической ситуации в Республике Судан:

1. Сценарий идущих сейчас событий очень сильно похож на аналогичную ситуацию со свержением армией режима Джаафара Нимейри 6 апреля 1985 г., поэтому мы можем вполне предложить, что выход из нынешнего кризиса не слишком будет отличаться от сценария 1985 г. То есть военные по истечению двухлетнего переходного периода (или раньше, смотря как сильно будет давить на них суданская оппозиция и влиятельные внешние игроки в лице США, КСА, ЕС и КНР) передадут власть через выборы (или без них) гражданским политикам. В этом сценарии неясна только судьба Национальной службы разведки и безопасности (НСРБ), так как аналогичная нимейриевская структура (Служба государственной безопасности) была сразу после апрельского переворота 1985 г. распущена. Мы предполагаем, что НСРБ сохранят, ограничившись её «декоративной» чисткой, в противном случае суданцы лишатся источника ценной для Вашингтона развединформации, что сильно ослабит их переговорные позиции.

2. Сейчас перед новой военной властью стоят две главные задачи: найти общий язык с оппозицией, или хотя бы со значительной её частью, чтобы не допустить эскалации конфликта и его перерастание в гражданскую войну, а также договориться с внешнеполитическими партнерами Судана об оказании стране скорейшей финансовой помощи. Полагаем, что это (договориться с оппозицией и получить финпомощь из-за рубежа) удастся новому руководству страны и, тем самым, будут сведены на нет в ближнесрочной перспективе риски скатывания Судана в состояние острого вооруженного гражданского конфликта по образцу сирийского.

3. Мы также считаем, что нет никаких угроз достигнутому уровню российско-суданских отношений, наоборот, Москве вполне стоит ожидать очередной «волны» уверений в «теплой братской дружбе» как со стороны официального Хартума, так и со стороны оппозиции.

Оценить статью
(Голосов: 9, Рейтинг: 3.56)
 (9 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся