Распечатать Read in English
Оценить статью
(Голосов: 25, Рейтинг: 3.84)
 (25 голосов)
Поделиться статьей
Сюй Вэньхун

Доктор права, доцент Института России, Восточной Европы и Центральной Азии Китайской академии общественных наук

Система SWIFT — это международная межбанковская система передачи информации и совершения платежей. Функция оплаты банковской картой, поддерживаемая системой SWIFT, является отражением финансовой безопасности страны. В ходе кризиса на Украине, в 2014 г. Соединенные Штаты и Европа ввели антироссийские санкции в ряде секторов, в том числе финансовом. Одной из радикальных мер называлось отключение банков России от системы SWIFT, что привело бы к краху российской системы расчетов с помощью банковских карт и подорвало бы внутреннюю и внешнюю экономическую деятельность страны. Хотя до претворения этой меры на практике дело так и не дошло, проблема предотвращения столь опасной угрозы для российской финансовой системы потребовала безотлагательного решения. Чтобы противостоять американским и европейским санкциям и защитить свою финансовую безопасность, Россия быстро создала собственную национальную платежную систему с использованием карт, а также Систему передачи финансовых сообщений (СПФС). В марте 2019 г. Венесуэлу охватили политические беспорядки, во время которых банковские карты, выпущенные Россией, были снова заморожены. В данной статье предлагается системный анализ конфликта между США и Россией вокруг системы SWIFT и перспектив его развития.

После окончания холодной войны сохранилась международная модель сосуществования «одной сверхдержавы и множества держав». Всякий раз, когда на международной арене или в определенной стране вспыхивают политические беспорядки, Соединенные Штаты используют свое доминирующее положение, чтобы повлиять на развитие событий в свою пользу, причем делают это в основном военными и другими средствами. Однако из-за снижения общей национальной мощи США и усиления антивоенных настроений внутри страны предпочтительным инструментом проведения Вашингтоном своей внешней политики становятся финансовые санкции [1].

Действия США во время украинского кризиса 2014 г. и беспорядков в Венесуэле в 2019 г. позволяют констатировать, что в списке своих финансовых санкций США отводят ключевую роль использованию SWIFT для разрушения в странах, на которые распространяются санкции, системы расчетов с помощью банковских карт. А «крайней мерой» в этом плане считается отключение финансовых институтов стран от системы SWIFT. Таким образом, в современных международных политических и экономических отношениях система SWIFT стала центром санкционных мер и усилий по противодействию им. Фактически, от системы SWIFT уже были отключены Иран, Северная Корея и некоторые другие страны, России также угрожала подобная участь. Однако до настоящего времени аналитические статьи о санкциях и системе SWIFT по-прежнему являются большой редкостью. Даже в России, которой серьезно угрожает отключение от системы SWIFT, лишь несколько ученых, в частности В. Катасонов, высказали свое мнение по этому вопросу в форме онлайн-комментариев, а научных статей с системным анализом проблемы крайне мало.

Что касается России, то в ответ на американские и европейские финансовые санкции, введенные после украинского кризиса, были предприняты активные меры, чтобы обезопасить себя от разрушительных для экономики последствий. Благодаря принятию законодательных решений, созданию предприятий, развитию систем и решительному действию правительство Россия за короткий период времени сумело создать независимую национальную карточную платежную систему и СПФС, что помогло нейтрализовать финансовые санкции США и Европы и укрепило финансовую безопасность страны. Меры России по противодействию санкциям дали определенный положительный эффект. По прошествии всего трех с небольшим лет после создания российской национальной платежной системы и СПФС США, и Европа больше не рассматривают российскую платежную систему с использованием банковских карт в качестве объекта новых финансовых санкций против России. Непосредственную угрозу США и Европы функционированию российской платежной системы с использованием банковских карт и СПФС удалось устранить. Однако политические беспорядки в Венесуэле в марте 2019 г. еще раз продемонстрировали доминирование США в международном финансовом секторе и зависимость России от финансовых технологий США. Кроме того, карта платежной системы «Мир» может свободно использоваться только в России, где ей не страшны западные санкции. Однако для ведения хозяйственной деятельности за пределами России возможности карты «Мир» ограничены.

Чем чаще США вводят подобные санкции, тем активнее другие страны будут стремиться разработать альтернативные варианты расчетов. Как только альтернативный вариант подтвердит свою эффективность, он не только ослабит санкции США, но и нанесет удар по их гегемонии. Соединенные Штаты по-прежнему являются единственной сверхдержавой, и международному сообществу еще предстоит пройти долгий путь до установления нового политического и экономического порядка. Альтернативные варианты только начинают появляться, однако меры по противодействию санкциям уже предпринимаются и начинают давать желаемые результаты. Начавшись однажды, этот процесс будет только набирать силу.

Система SWIFT — это международная межбанковская система передачи информации и совершения платежей. Функция оплаты банковской картой, поддерживаемая системой SWIFT, является отражением финансовой безопасности страны. В ходе кризиса на Украине, в 2014 г. Соединенные Штаты и Европа ввели антироссийские санкции в ряде секторов, в том числе финансовом. Одной из радикальных мер называлось отключение банков России от системы SWIFT, что привело бы к краху российской системы расчетов с помощью банковских карт и, в свою очередь, подорвало бы внутреннюю и внешнюю экономическую деятельность страны. Хотя до применения этой меры на практике дело так и не дошло, проблема предотвращения столь опасной угрозы для российской финансовой системы потребовала безотлагательного решения. Чтобы противостоять американским и европейским санкциям и защитить свою финансовую безопасность, Россия быстро создала собственную национальную платежную систему с использованием карт, а также Систему передачи финансовых сообщений (СПФС). В марте 2019 г. Венесуэлу охватили политические беспорядки, во время которых банковские карты, выпущенные Россией, были снова заморожены. В данной статье предлагается системный анализ конфликта между США и Россией вокруг системы SWIFT и его перспектив.

После окончания холодной войны сохранилась международная модель сосуществования «одной сверхдержавы и множества держав». Всякий раз, когда на международной арене или в определенной стране вспыхивают политические беспорядки, Соединенные Штаты используют свое доминирующее положение, чтобы повлиять на развитие событий в выгодном им русле, причем делают это в основном военными и другими средствами. Однако из-за снижения общей мощи США и усиления антивоенных настроений внутри страны, предпочтительным инструментом проведения Вашингтоном своей внешней политики становятся финансовые санкции [2].

Действия США во время украинского кризиса 2014 г. и беспорядков в Венесуэле в 2019 г. позволяют констатировать, что в списке своих финансовых санкций против стран США уделяют особое внимание использованию SWIFT для разрушения в них системы расчетов с помощью банковских карт. А «крайней мерой» в этом плане считается отключение финансовых институтов стран, на которые распространяются санкции, от системы SWIFT. Таким образом, в современных международных политических и экономических отношениях система SWIFT стала центром санкционных мер и усилий по противодействию им. Фактически, от системы SWIFT уже были отключены Иран, Северная Корея и некоторые другие страны, России также угрожала подобная участь. Однако до настоящего времени аналитические статьи о санкциях и системе SWIFT по-прежнему являются большой редкостью. Даже в России, которой серьезно угрожает отключение от системы SWIFT, лишь несколько ученых, в частности В. Катасонов, высказали свое мнение по этому вопросу в форме онлайн-комментариев, а научных статей с системным анализом проблемы крайне мало.

Сегодня большинство академических статей о SWIFT в Китае описывают систему с технической точки зрения прикладного финансирования. К ним, в частности, относятся «Разработка и применение SWIFT в Китае» [3] и «Анализ характеристик передачи финансовой информации SWIFT между банками» [4]. Статьи, посвященные целенаправленному исследованию роли SWIFT в финансовых санкциях в контексте международной политической и экономической жизни, встречаются гораздо реже. Среди доступных материалов по этой теме можно упомянуть представленный Ченом Хангом анализ нового канала международных расчетов, обслуживающего китайско-российскую торговлю. Этот канал — альтернатива нынешней системе расчетов, которая в значительной степени завязана на европейские и американские банки и организации SWIFT [5]. Следует упомянуть и ряд исследований Ли Руйхуа, посвященных анализу системы SWIFT как важного компонента системы стратегического контроля, осуществляемого США и Европой над торговыми операциями [6].

Обобщая вышесказанное, заметим, что влияние системы SWIFT на международную политическую и экономическую модель является очень важной темой, которая не стала предметом обстоятельных исследований. В нашей статье рассматриваются меры, предпринятые Россией после 2014 г. для противодействия финансовым санкциям США, связанным с угрозой отключения страны от SWIFT. Эти меры позволяют провести системное исследование статуса, роли, функционирования и значения системы SWIFT в современных международных отношениях, а также ее влияния на глобальное политическое и экономическое мироустройство.

Глобальное влияние системы SWIFT

В современной жизни банковские карты являются носителями информации о состоянии счета физических лиц, предприятий и финансовых учреждений. Впервые банковские карты появились в США в 1950-х гг. Оживление международной экономической и торговой деятельности после Второй мировой войны придало импульс формированию международного финансового сектора. Начиная с 1970-х гг., ускоренное развитие электроники и техники и, что особенно важно, повсеместная компьютеризация связали финансы и технологии воедино, что вскоре привело к распространению банковских карт по всему миру. Появление банковских карт позволило осуществлять три основных вида перевода финансовых средств: во-первых, перевод денег с карты на карту; во-вторых, перевод денег на карту при помощи телекса; в-третьих, быстрый перевод денег в общей системе с помощью короткого кода. Распространенность банковских карт не только сокращает оборот наличных денег и чеков, но и снимает проблему временных и пространственных ограничений, что существенно повышает эффективность банковской платежной системы. Развитая система оплаты банковскими картами свидетельствует об экономическом процветании страны, развитости финансового сектора, передовых технологиях, торговой и финансовой безопасности.

Кроме того, США, Япония и другие страны с передовыми финансовыми системами и технологиями разработали свои собственные независимые платежные системы и системы обмена финансовой информацией. Благодаря постоянному расширению международного сотрудничества, эти системы постепенно завоевали значительную долю мирового рынка, что привело к появлению знаменитой «Большой пятерки»: MasterCard, VISA, American Express, JBC и Dinner. Эти пять групп являются самостоятельными предприятиями, выросшими в таких развитых странах, как США и Япония. Эти страны в силу своей экономической мощи активно развивали бизнес в сфере международных платежей и передаче международной финансовой информации и со временем стали монополистами на международной финансовой арене. Для ведения международного бизнеса финансовые учреждения страны должны установить деловые связи с одной или несколькими группами, чтобы интегрироваться в международную платежную систему и систему обмена финансовой информацией.

На этом фоне в мае 1973 г. международные банки создали некоммерческую организацию Общество всемирных межбанковских финансовых каналов связи (SWIFT). За десятилетия развития SWIFT ее членами стали около 11 тыс. финансовых организаций из 215 стран всех регионов мира. В настоящее время SWIFT является наиболее распространенной, безопасной и удобной системой денежных переводов, соединяющей международные финансовые институты.

Головной офис SWIFT располагается в Брюсселе (Бельгия), и у сообщества есть еще два центра — в Амстердаме (Нидерланды) и в Нью-Йорке (США). Основные средства SWIFT включают информационную платформу, компьютеризованную систему кодирования и систему финансовых стандартов. В каждой стране, в которой развертывается система SWIFT, общество создает свою региональную администрацию, занимающуюся сбором и обработкой информации и данных, осуществляющую транзакции и клиринговую деятельность международных банков. Оба центра SWIFT обмениваются всеми данными в режиме реального времени. После 2009 г. для усиления защиты европейских центров хранения и обработки данных в Швейцарии был создан третий центр SWIFT. С тех пор европейские данные хранятся и обрабатываются в центрах Нидерландов и Швейцарии, а трансатлантические — в центрах США и Швейцарии. Членство в SWIFT [7] не только отражает международный статус финансового учреждения, но и позволяет эффективно использовать глобальную финансовую инфраструктуру или финансовую инфраструктуру третьей страны (не страны-отправителя и не страны-получателя). Отключение от системы SWIFT означает отделение национальной банковской системы от мировой финансовой системы и подрывает возможность перевода средств между правительствами, предприятиями и финансовыми учреждениями, что наносит им серьезнейший ущерб.

В рамках системы SWIFT банки-участники эффективно взаимодействуют друг с другом посредством стандартного сообщения на языке SWIFT. Каждый банк в сообщении идентифицируется благодаря своему уникальному SWIFT-коду, состоящему из 8–11 английских букв и арабских цифр. SWIFT-код присваивается участнику при вступлении в систему SWIFT и сертифицируется ISO как идентификационный код данного финансового учреждения. Вот почему у каждого отделения банка имеется свой уникальный код.

Что касается состава членов SWIFT, то ими являются практически все важные финансовые институты мира. Технически, SWIFT-коды используются для быстрого и «точечного» перевода средств по всему миру. Если говорить о возможностях SWIFT, то они позволяют передавать 11 млн сообщений в день; сегодня количество передаваемых сообщений составляет 5 млн в день, а общая сумма переводов — триллионы долларов. Деловая активность системы SWIFT прямо или косвенно оказывает влияние на политическое и экономическое благополучие международного сообщества. По своей природе SWIFT является частной акционерной компанией, принадлежащей своим акционерам и управляемой ими в соответствии с уставом и законодательством. Акционеры — представители всех членов — держателей акций SWIFT со всего мира, которые избирают из своих рядов членов Совета директоров (25 человек).

Исполнительный совет акционеров является высшим органом SWIFT, его возглавляет председатель. Штаб-квартира SWIFT находится в Брюсселе (Бельгия), зарегистрирована компания также в Брюсселе, ее деятельность должна соответствовать законодательству Бельгии и ЕС, поскольку Бельгия является членом Евросоюза. Национальный банк Бельгии (НББ) играет ведущую роль в ежедневном надзоре за SWIFT с помощью центральных банков G-10 [8]. Теоретически, в силу факторов, упомянутых выше, в системе SWIFT должен доминировать Европейский союз. Однако, благодаря своей гегемонии в международной политике, а также сильной позиции и большого количества американских финансовых институтов, Соединенные Штаты стремятся подчинить SWIFT своей воле. В 1980-х гг. Казначейство США попыталось, правда, безуспешно, получить контроль над базой данных SWIFT. После террористической атаки «9/11» американские организации финансовой безопасности и разведки под предлогом борьбы с терроризмом постепенно усилили свой контроль над системой SWIFT, пригрозив санкциями в случае отказа SWIFT выполнить требования США [9]. Так, в 2011 г. Государственный департамент США начал отслеживать данные системы SWIFT, а Казначейство США завело черный список «неправильных» банков. После внесения члена в черный список Казначейства США банкам по всему миру надлежит приостановить перевод средств этому участнику. С тех пор из-за растущего доминирования США над системой SWIFT платформа предоставления финансовой информации, созданная международными финансовыми институтами, постепенно превратилась в инструмент обслуживания внешней политики США. В первый раз Соединенные Штаты отключили Иран от системы SWIFT в 2012 г. [10]. Впоследствии США угрожали этой мерой не только «враждебным государствам», но и членам ЕС, имевшим экономические связи с Ираном, о чем США стало известно благодаря мониторингу системы SWIFT. В силу продолжающегося ухудшения отношений между США и Россией после распада Советского Союза Россия стала главной потенциальной целью для атаки США с использованием их господствующего влияния на систему SWIFT.

Связь российской банковской системы с системой SWIFT

Российская банковская система создана на основе бывшей советской банковской системы и состоит из двух частей. На первом уровне находится Центральный банк России (Банк России) — административный орган; а на втором — все коммерческие банки. Банк России отвечает в основном за эмиссию рубля, разработку финансовой и кредитной политики, мониторинг инфляции, надзор за коммерческими банками и другими предприятиями. В зависимости от характера своей деятельности, коммерческие банки подразделяются на специализированные банки и банки общего назначения. Специализированные банки предоставляют только определенные типы или виды услуг, в то время как банки общего назначения могут осуществлять все виды деятельности, включая кредитование, расчеты и управление финансами.

Центральный банк России

После провозглашения Россией независимости «Государственный банк Российской Федерации» был переименован в «Центральный банк Российской Федерации» и теперь является Банком России [11]. 11 июля 2002 г. президент России Владимир Путин подписал Закон о Центральном банке Российской Федерации (Банке России), принятый Государственной Думой 27 июня того же года. Закон определяет статус, права, функции и полномочия Центрального банка России. Банк России выполняет следующие основные функции:

(1) осуществляет эмиссию наличных денег, поддерживает стоимость рубля и стабильность обменного курса рубля по отношению к иностранным валютам;

(2) организует денежное обращение, клиринг и валютный надзор;

(3) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп, разрабатывает и проводит денежно-кредитную политику;

(4) создает механизм защиты вкладов и укрепления доверия вкладчиков к банкам;

(5) проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации, публикует соответствующие отчеты и статистические данные;

(6) организует систему рефинансирования коммерческих банков;

(7) осуществляет валютное регулирование и пр.

Коммерческие банки России

В начале 1992 г. в России началась радикальная реформа, названная «шоковой терапией», которая сняла ограничения на банковскую деятельность, финансируемую частным капиталом (в том числе — иностранным), разрешила функционирование банков любого вида собственности и значительно ослабила требования к ведению банковской деятельности. Это привело к быстрому росту банков. С тех пор банковская система пережила несколько кризисов, в том числе: кризис ликвидности на межбанковском рынке в августе 1995 г., финансовый кризис в августе 1998 г., кризис доверия к банковской системе в мае 2004 г., мировой финансовый кризис в 2008 г. и др. После начала украинского кризиса в 2014 г. количество российских банков сократилось с более чем 3000 в 1995 г. до 438 в апреле 2019 г. В настоящее время коммерческие банки России можно разделить на следующие группы:

(1) Банки, которые принадлежат государству или контролируются им. К ним относятся Сбербанк, Банк ВТБ и ряд других, в которых доля государства превышает 50% акций. После приватизационной реформы число государственных банков в России сокращается. На сегодняшний день в России действуют 17 государственных банков [12]. Хотя их количество невелико, но все они являются крупными банками и намного превосходят банки других типов российской банковской системы.

(2) Иностранные банки. В 1995 г. делегация ЕС убедила президента Бориса Ельцина снять ограничения на доступ иностранных банков на российский рынок. В ноябре 2002 г. российский Центральный банк отменил требование о предельном размере участия иностранного капитала в уставном капитале банка. В 2006 г. иностранному капиталу было разрешено приобретать акции российских кредитных организаций. Таким образом, иностранный капитал законодательно получил значительно больше прав на осуществлении в России банковской деятельности. К 2019 г. иностранный капитал контролировал в России 65 банков и занимал важное место в российской банковской системе.

(3) Крупные частные банки. По состоянию на 2019 г. в России действовало 322 частных банка. Крупнейшие 200 банков (не считая государственных и контролируемых иностранным капиталом банков) являются частными.

(4) Малые и средние банки, чьи головные офисы расположены в Московском регионе.

(5) Местные малые и средние банки, чьи головные офисы расположены за пределами Москвы.

(6) Небанковские кредитные организации, не имеющие права принимать депозиты.

Банки первых трех перечисленных выше групп могут выпускать банковские карты, а остальные — выпускать определенные карты с отдельными функциями, но их доля незначительна. Подобно финансовым учреждениям в других частях мира, для ведения международного бизнеса российские коммерческие банки наладили деловое сотрудничество с одной или всеми группами «Большой пятерки» и установили необходимое для пользования их услугами оборудование. Кроме того, они присоединились к системе SWIFT в качестве участников. К 2014 г. таких финансовых учреждений в России насчитывалось более 600, что свидетельствует об установлении тесных связей с системой SWIFT российского Центрального банка и финансовых институтов четырех вышеупомянутых групп.

Санкции США против России: использование системы SWIFT

После украинского кризиса 2014 г. Запад начал вводить санкции против России в различных секторах, таких как экономика, финансы, оборона и энергетика. Финансовые санкции в марте 2014 г. были направлены на банковские карты, выпущенные семью российскими банками, и были введены в соответствии с Административным указом № 13661, подписанным президентом США Бараком Обамой. Об этом объявило Управление по контролю за иностранными активами (OFAC) Казначейства США, на которое было возложено претворение указа в жизнь. Указ был сначала доведен до сведения штаб-квартир Visa и MasterCard, а затем — уже в рамках внутреннего процесса — их юридическим лицам, зарегистрированным в России, для исполнения. Пострадали семь российских банков, связанных с Visa и MasterCard [13], а операции по почти 500 тыс. кредитных и дебетовых карт, эмитированных этими семью банками, были заморожены. Эти семь банков включают четыре банка-эмитента в России — АБ «Россия» (акционерный коммерческий банк), его «дочка» «Собинбанк», СМП-банк и Инвесткапиталбанк и др.

СМП-банк, подконтрольный близким к президенту Владимиру Путину бизнесменам братьям Ротенберг, входил в тридцатку крупнейших российских банков и оказался наиболее уязвим для санкций, поскольку выпустил 170 тыс. банковских карт, связанных с Visa и MasterCard. После введения в 2014 г. западных санкций против России организации Visa и MasterCard (две из «Большой пятерки») без какого-либо предварительного уведомления внезапно приостановили операции по банковским картам, выпущенным СМП-банком, заблокировав их функции перевода и оплаты. Клиентов СМП-банка охватила паника, и в течение первых двух дней действия санкций со сберегательных счетов банка был снят почти 1 млрд рублей, что составляло 23% вкладов. Паника начала распространяться и на другие крупные банки России, и за короткий период все они понесли ущерб.

Санкции США, заморозившие функции платежа отдельных российских банковских карт Visa и MasterCard, оказали прямое негативное воздействие на экономическую активность россиян как внутри страны, так и за рубежом. Российские клиенты были вынуждены сократить поездки за границу, что привело к стагнации деловой активности; возникла необходимость использовать большие суммы наличности в зарубежных сделках. Российским клиентам неудобно и небезопасно перевозить большие суммы наличными при выезде за границу, поскольку в странах ЕС существуют определенные ограничения на количество наличных денег, которые туристы могут ввозить в ЕС. В западных странах укоренился стереотип «первородного греха» русских (как юридических, так и физических лиц), будто все средства из России тесно связаны с коррупцией, растратами, отмыванием денег, финансированием терроризма, подрывом США, признанием Крыма территорией России или поддержкой Путина и т.д. Это позволяет европейским странам конфисковывать деньги российских туристов при въезде в Европу.

Счета в иностранных банках стали использоваться для проведения платежей. Чтобы помочь россиянам в проведении неотложных платежей для осуществления экономической деятельности внутри страны и за рубежом, Центральный банк России опубликовал список из 11 филиалов западных банков, работающих в России, на которые санкции не распространяются (ЮниКредит, Райффайзенбанк, Росбанк и др.). Однако с юридической точки зрения эти финансовые учреждения тоже являются юридическими лицами, зарегистрированными в России, и потому выпускаемые ими банковские карты не освобождаются от санкций США. Санкции не затрагивают только банковские карты, эмитированные чисто иностранными банками, такими как британский Barclays Bank of UK и американский JP Morgan Chase Bank [14]. Однако для открытия счета этим западным банкам требуется большая сумма депозита и подтверждение легального источника дохода. Для «новых русских», быстро обогатившихся в 1990-х гг., выполнение подобных требований может представлять серьезную проблему.

Вот почему самым безопасным вариантом для россиян стало сокращение поездок за границу. Однако это серьезно сказалось на экономической деятельности жителей страны в России и за рубежом, а также на международных экономических обменах и внешней торговле РФ.

В марте 2014 г. из «Большой пятерки» только Visa и MasterCard применили санкционные меры. Однако россиян гораздо больше беспокоит тот факт, что для усиления режима санкций сразу после их введения США оказывали давление на систему SWIFT, чтобы та напрямую отключила Россию. Как уже отмечалось, принятие решений в организации осуществляет руководство SWIFT, которому удалось выдержать давление со стороны США. Большинство членов SWIFT заинтересованы в проявлении профессионализма, сохранении политического нейтралитета и долгосрочном развитии системы, которое несовместимо с ее превращением в инструмент противостояния США и России. В конечном итоге, SWIFT посчитала, что предложение Соединенных Штатов «разорвать связи с российскими финансовыми институтами» является «нарушением прав членов и нанесет ущерб интересам соответствующих сторон», и не предприняла требуемых от нее действий.

Вопрос об отключении России от системы SWIFT неоднократно поднимался после инцидента с Крымом. В августе 2014 г. сообщалось, что Великобритания предложила отключить Россию от SWIFT, однако другие европейские страны не поддержали подобную инициативу. В марте 2015 г. на совместной пресс-конференции в Варшаве с министром иностранных дел Великобритании Филипом Хаммондом министр иностранных дел Польши заявил: «Существует много вариантов санкций. Отключение страны от системы SWIFT будет “ядерным оружием”, которое нанесет вред всем сторонам» и «является самой крайней мерой». В апреле 2018 г. президент и председатель правления Сбербанка Герман Греф назвал отключение России от системы SWIFT маловероятным и выразил надежду, что «до такой крайности геополитика не дойдет». В декабре 2018 г. в разгар конфликта между Россией и Украиной по поводу инцидента в Керченском проливе спецпредставитель Госдепа США по Украине Курт Волкер дал интервью «Голосу Америки», в котором вновь предложил отключить Россию от системы SWIFT. Однако это снова не нашло поддержки у других сторон.

Во время введения санкций в марте 2014 г. вопрос о принятии крайних мер и отключении российских финансовых учреждений от системы SWIFT поднимался неоднократно. Хотя эта угроза так и не стала реальностью, она превратилась в дамоклов меч, нависший над Россией. Как предотвратить и избежать такой потенциальной угрозы российским финансовым институтам — вот вопрос, который должна рассмотреть и решить Россия.

Ответные меры России

Ввиду важности SWIFT для международной финансовой архитектуры и того факта, что Запад неоднократно угрожал России отключением от системы, Россия приняла ряд мер по защите российских банков и клиентов от санкций со стороны США и Европы, направленных на подрыв российской финансовой платежной системы.

Во-первых, была создана национальная платежная система. Учитывая вышеупомянутые потенциальные угрозы, российское правительство приняло решение о создании национальной платежной системы с опорой на Банк России. 5 мая 2014 г. Государственная Дума приняла Закон о создании национальной системы платежных карт (НСПК), который впоследствии был подписан президентом В. Путиным. Согласно этому закону, для выполнения функций основного оператора Национальной системы платежных карт создается Акционерное общество «Национальная система платежных карт». 23 июля 2014 г. ОАО «НСПК» было официально зарегистрировано, и 100% его акций принадлежит Банку России. Ключевая задача этой системы — создание операционного и платежного центра для обработки транзакций по банковским картам в России. В июле 2015 г. по результатам Всероссийского творческого конкурса на лучшие название и логотип первой общенациональной платежной карты России победило название «Мир». К первой половине 2019 г. к системе присоединились 312 российских банков.

15 декабря 2015 г. российская международная платежная система начала выпуск первой партии банковских карт, соответствующих стандартам отечественной платежной системы России, — карт «Мир» [15]. В целях их продвижения российское правительство приняло соответствующие нормативные акты, согласно которым все зарплаты, пенсии и перечисления из федерального бюджета выплачиваются с помощью карт «Мир». Благодаря активной поддержке российского правительства, количество карт «Мир» за короткий период времени резко увеличилось. В апреле 2017 г. оно превысило 5 млн, а к июлю того же года — 10 млн. К апрелю 2019 г. их количество достигло 54 млн, а доля рынка составила свыше 20%. Сегодня карты «Мир» выпускают уже 160 российских банков. Ожидается, что к концу 2019 г. их эмиссия достигла 67 млн, а сфера применения расширится. Статистика российских банков также подтверждает быстрое развитие системы «Мир»; если в 2015 г. банковские платежи с ее помощью составили 2,6 млрд рублей, то в 2018 г. достигли уже 11,8 млрд.

Во-вторых, стало происходить укрепление международного сотрудничества и активное освоение международного рынка. Помимо внутреннего развития, НСПК планирует взаимодействовать с иностранными финансовыми институтами с целью выпуска кобейджинговых карт, способных работать в нескольких платежных системах. Как уже отмечалось выше, для установления связи новых карт с международными финансовыми институтами, необходимо наладить сотрудничество с «Большой пятеркой». В декабре 2015 г. Газпромбанк России начал выпуск кобейджинговых карт под брендами Мир-MasterCard. Сегодня в России выпущено несколько кобейджинговых карт, в том числе Мир-MasterCard [16], Мир-EX, Мир-JCB, Мир-Unionpay и др. [17]. При этом НСПК идет в ногу со временем и активно использует самые продвинутые технологии. В апреле 2016 г. с помощью карты «Мир» была совершена первая онлайн-покупка. В декабре 2017 г. функция электронных платежей в платежной системе «Мир» получила дальнейшее развитие, и теперь она поддерживает, среди прочих, сервис Google Pay.

Кроме того, ОАО «НСПК» продолжает укреплять свои позиции на международном рынке. 12 ноября 2015 г. ОАО «НСПК» подписало меморандум с вьетнамской платежной системой Banknet VN. Карта «Мир» уже действует в Армении и Кыргызстане, и Россия планирует расширить ареал ее действия на все страны Евразийского экономического союза. Кроме того, ряд банков Турции и Казахстана начали предоставлять услуги по обслуживанию российских карт «Мир». Ожидалось, что к концу 2019 г. картой «Мир» можно будет пользоваться в 12 странах (в том числе Узбекистане, Таджикистане, Азербайджане, Болгарии и др.). Карта «Мир» официально стала основным средством платежа в российской платежной карточной системе.

В-третьих, условия деятельности международных эмитентов карт в России были приведены в соответствие с российской Национальной системой платежных карт. Помимо активных защитных действий Россия также принимает активные наступательные меры. Российское правительство не планирует запрещать различные международные банковские карты, которые сегодня используются на российском рынке, а Банк России стремится обеспечить лишь максимально возможную локализацию их транзакций. Что касается банковских карт Visa, MasterCard и других международных платежных систем, используемых в России, то после изучения существующих технологий и возможных вариантов Банк России не препятствует их дальнейшему обращению, однако считает нецелесообразным одновременное функционирование в России нескольких профильных предприятий и операционных центров. В первом квартале 2015 г. был создан единый российский операционно-клиринговый центр для обработки внутрироссийских операций по картам международных платежных систем. Для продолжения своей деятельности международные эмитенты карт должны подписать новое соглашение о сотрудничестве с российской Национальной системой платежных карт и перевести внутрироссийские операции в эту систему. В то же время карты, выпущенные Visa, MasterCard и другими международными платежными системами, должны проходить через процессинг российской Национальной системы платежных карт. Эти меры позволят российской международной платежной системе держать в поле зрения деятельность иностранных эмитентов карт в России.

Кроме такого, была создана отечественная система обмена финансовой информацией. По своей сути SWIFT является международной системой обмена финансовой информацией. Чтобы эффективно нейтрализовать угрозу отключения России от системы SWIFT, в конце 2014 г. Центральный банк России запустил собственную Систему передачи финансовых сообщений (СПФС). Для снятия озабоченности российских клиентов и необходимости менять устоявшуюся практику использования принцип функционирования системы СПФС сделали таким же, как и системы SWIFT. СПФС была запущена в 2015 г., и к 2018 г. 403 российских компании использовали эту систему в качестве альтернативы SWIFT на случай отключения России от SWIFT. В настоящее время система СПФС используется в основном финансовыми институтами на территории России, но за рубежом пока не действует. Россия прилагает активные усилия для продвижения своей системы с помощью различных средств, в том числе сокращения расходов, укрепления связи между российскими финансовыми институтами и СПФС на законодательном уровне и др. Для продвижения системы на международном уровне Россия развивает взаимодействие с Китаем, Турцией, Ираном и другими странами. На встречах с руководителями Китая и Монголии на полях саммита ШОС в Бишкеке в июне 2019 г. российский президент поднимал этот вопрос. Если систему СПФС будут широко использовать международные финансовые институты, то негативные последствия отключения России от системы SWIFT для российской экономики не выйдут за рамки контроля.

Наконец, установилась координация с другими механизмами международного сотрудничества для совместного решения проблем. Как упоминалось, перед лицом американских санкций в финансовом секторе Россия быстро создала собственную национальную платежную систему и систему обмена финансовой информацией. В ответ на санкции США и Европы Россия приняла меры по защите своей финансовой системы и достигла первых существенных успехов в повышении ее безопасности. Кроме того, Россия прилагала усилия по укреплению стратегической координации с другими международными механизмами для совместной нейтрализации негативных последствий санкций США и Европы в форме отключения России от системы SWIFT.

Поскольку Соединенные Штаты часто прибегают к угрозе «отключить от системы SWIFT», а Иран, Россия, Северная Корея, Венесуэла и др. [18] уже пострадали от этого, многие страны начали искать способы обезопасить себя от оков системы SWIFT. Так, помимо российской системы СПФС появились еще две международные альтернативы системе SWIFT.

Первая — это китайская «Трансграничная межбанковская платежная система» (CIPS), запущенная в 2015 г. и преследовавшая цель интернационализации юаня. К маю 2019 г. юань стал пятой наиболее широко используемой платежной валютой в мире, уступив только доллару США, евро, фунту стерлингов и иене. По состоянию на первую половину 2019 г., система CIPS насчитывала в общей сложности 31 прямого участника и 847 косвенных участников, в том числе 650 в Азии (365 в Китае), 105 в Европе, 25 в Северной Америке, 18 в Океании, 16 в Южной Америке и 33 в Африке.

Вторая — это «Инструмент поддержки торговых обменов» (INSTEX) Евросоюза. Когда США пригрозили отключить страны, имевшие торговые отношения с Ираном, от системы SWIFT, европейские государства запустили свою систему трансграничных платежей. Европейская международная платежная система появилась на свет в 2018 г. и первоначально называлась SPV («Механизм специального назначения»), а затем сменила название на «INSTEX». Она была разработана главным образом для торговли членов ЕС с Ираном, однако сегодня представляет собой простую торговую площадку для сделок по бартеру [19]. На этой платформе торгуется в основном продукция сельского хозяйства и гуманитарного назначения, а также лекарства, медицинское оборудование; нефть в этот список не входит. Для Ирана любая платежная система, исключающая экспорт нефти, не представляет особого практического интереса, поскольку Иран сильно зависит именно от нефтяного экспорта. Более того, поскольку конфронтация между США и Ираном продолжается, Иран, скорее всего, выйдет из Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Если это произойдет, то перспективы этой системы станут весьма туманными. В июле 2019 г. Россия выразила готовность присоединиться к системе INSTEX и предложила включить в нее экспорт нефти из Ирана, что делает ее будущее еще более неопределенным.

Кроме того, страны БРИКС создали Банк развития БРИКС и резервный валютный фонд и приступили к прокладке волоконно-оптических кабелей для обеспечения безопасности сетевой связи. Прокладка волоконно-оптических кабелей БРИКС означает, что государства-участники этой организации вышли на новый уровень сотрудничества в области финансов, валюты, связи, информации и сетей, основанного на глубоком стратегическом взаимном доверии. Это, безусловно, придаст импульс развитию новой системы международного обмена финансовой информацией.

Венесуэльский инцидент: новая проверка финансовой системы России на прочность

Благодаря усилиям, предпринятым Россией за последние пять лет, стране удалось создать свою банковскую платежную систему и систему обмена финансовой информацией. Россия добилась значительных успехов в обеспечении своей финансовой безопасности и предотвращении угроз, вызванных гегемонией США в международных финансах. Однако политические потрясения в Венесуэле в марте 2019 г. вновь подняли вопрос о безопасности российской национальной системы платежных карт.

Чтобы контролировать нефтяные ресурсы Венесуэлы и противодействовать левым силам в Латинской Америке, США постепенно наращивали санкционное давление на Венесуэлу. Чтобы противостоять санкциям и обуздать внутреннюю инфляцию, в 2018 г. Венесуэла запустила национальную криптовалюту «петро», а российский Еврофинанс Моснарбанк [20] стал основным международным учреждением, готовым ее финансировать. Инвесторы могут переводить деньги в Венесуэлу через счет, открытый в этом российском банке, в петро. Правительство Мадуро надеялось, что богатые нефтяные ресурсы страны, криптовалюта петро и поддержка российских банков (включая российскую банковскую платежную систему и систему обмена финансовой информацией) могут нейтрализовать санкции США. Однако в январе 2019 г. ситуация в Венесуэле продолжала ухудшаться [21]. 11 марта Казначейство США внесло российский Еврофинанс Моснарбанк в санкционный список США за поддержку Н. Мадуро и связи с венесуэльской государственной нефтедобывающей компанией «PDVSA». Все активы банка в американской юрисдикции были заморожены, а физическим и юридическим лицам США запретили заключать с ним сделки или проводить какие-либо транзакции. 13 марта международные платежные системы Visa и Mastercard приостановили членство Еврофинанс Моснарбанка.

Хотя санкция предусматривала запрет лишь на операции банка с гражданами США или внутри Соединенных Штатов, многие союзники Вашингтона под его давлением также присоединились к санкции и отказались признавать правительство Н. Мадуро. Таким образом, фактическим результатом санкций стало то, что банковские карты, выпущенные Еврофинанс Моснарбанком, нельзя было использовать ни дома, ни за рубежом даже в банкоматах этого банка. Теоретически, система платежных карт Еврофинанс Моснарбанака была частью российской национальной платежной системы, созданной в 2015 г., и, соответственно, должна пользоваться защитой со стороны национальной системы. Руководство НСПК заявило, что трансакции по картам обрабатываются в НСПК корректно, но не получают авторизации от банка-эмитента, от имени которого выступает процессинг ЗАО ПЦ «КартСтандарта». Эксперты провели «внеплановую проверку» «КартСтандарта» и пришли к выводу, что приостановка обслуживания произошла по «техническим причинам». Возникает вопрос, каким образом финтех-компания, будучи российским юридическим лицом, может поддерживать Вашингтон в столь критический момент по «техническим причинам»? По сути, ЗАО ПЦ «КартСтандарт» — это компания, которая сотрудничает с Visa и Mastercard, и она должна прекратить обслуживание, если это сделают вышеуказанные организации. ЗАО ПЦ «КартСтандарт» — российская компания, которая оказывает процессинговые услуги более чем 100 кредитным организациям. Вот почему трудно вообразить ущерб, который будет нанесен экономике и финансовой системе России, если США проведут атаку на несколько десятков российских банков одновременно.

Комментируя этот инцидент, председатель правления Российской ассоциации «Финансовые инновации» Роман Прохоров отметил, что российская Национальная система платежных карт фактически управлялась не Центральным банком России, а Казначейством США через финансовые и процессинговые центры, находящиеся под его контролем. Алма Обаева, председатель правления Национального платежного совета Российской Федерации, также признала, что половина операционных систем российских финансовых учреждений принадлежит компаниям, связанным с компаниями США. Если США наложат санкции на российскую банковскую систему, в России будет парализовано обслуживание половины платежей по банковским картам. Услышав это, член комитета Госдумы по бюджету и налогам Владислав Резник предложил «ввести санкции против российских компаний, которые исполняют западные санкции на территории РФ».

В целом, венесуэльский инцидент показал, что гегемония Соединенных Штатов в международной финансовой системе сохраняется. По сравнению с системой SWIFT, функционирующей уже много лет, российской национальной платежной системе с использованием карт и Системе передачи финансовых сообщений (СПФС) еще предстоит окрепнуть и окончательно встать на ноги. Однако всё еще существует угроза использования Соединенными Штатами системы SWIFT в качестве инструмента давления.

***

В существующих условиях США имеют возможность вводить односторонние санкции (особенно в финансовой сфере) против других стран, главным образом в силу уникального статуса доллара США в международной резервной, транзакционной и банковской системах. Сама система SWIFT представляет собой общество, образованное международными финансовыми институтами с целью адаптации к научно-техническому прогрессу и повышения эффективности. Соединенные Штаты, господствующие на международной политической и экономической арене, всегда стремились доминировать и в системе SWIFT. Хотя она сохраняет определенную независимость, под давлением США она вынуждена время от времени становиться инструментом политики американских санкций против других стран.

Конечная цель экономических санкций состоит в том, чтобы нанести ущерб подвергнутой санкциям стороне и лишить ее возможности им противостоять. Тем самым последнюю вынуждают пойти на уступки, принять навязываемые условия и, соответственно, изменить свою политику. США пригрозили России «отключением от системы SWIFT». Однако эта крайняя мера не была реализована на практике из-за отказа SWIFT пойти на нее. Американские махинации с Visa и MasterCard, направленные на разрушение российской платежной системы, не только не смогли заставить Россию уступить, но и привели к тому, что Россия «превратила кризис в возможность». России удалось быстро создать национальную платежную систему с использованием карт, СПФС и укрепить защиту своей финансовой системы. Нападение США на российскую банковскую платежную систему обернулось потерей американскими финансовым институтами некоторых долей российского рынка, и этот рынок перестал быть предметом последующих дальнейших санкций США против России.

Что касается России, то в ответ на американские и европейские финансовые санкции, введенные после украинского кризиса, были предприняты меры, чтобы обезопаситься от разрушительных для экономики последствий. Благодаря принятию законодательных решений, созданию предприятий, развитию систем и решительным действиями правительства Россия за короткий период сумела создать независимую национальную карточную платежную систему и СПФС, что помогло нейтрализовать финансовые санкции США и Европы и укрепило финансовую безопасность страны. Меры, принятые Россией по противодействию санкциям, принесли свои плоды. Всего через три года после создания российской национальной платежной системы с использованием карт и СПФС США и Европа перестали рассматривать функцию оплаты российских банковских карт в качестве объекта новых финансовых санкций против России. Угрозу США и Европы проведению в России платежных операций по банковским картам и СПФС предварительно удалось устранить. Вместе с тем политические потрясения в Венесуэле в марте 2019 г. в очередной раз продемонстрировали гегемонию США в международном финансовом секторе и зависимость России от финансовых технологий США. Кроме того, карта «Мир» может свободно использоваться и не бояться западных санкций только на территории России, а использование ее для хозяйственной деятельности за пределами страны носит ограниченный характер.

Чем чаще США вводят подобные санкции, тем активнее другие страны будут стремиться разработать альтернативные варианты расчетов. Как только альтернативный вариант подтвердит свою эффективность, он не только ослабит санкции США, но и нанесет удар по их гегемонии. Соединенные Штаты по-прежнему являются единственной сверхдержавой, и международному сообществу еще предстоит пройти долгий путь до установления нового политического и экономического порядка. Различные альтернативы только начинают появляться, однако меры по противодействию санкциям уже предпринимаются и начинают давать желаемые результаты. Однажды начавшись, этот процесс будет только набирать силу.

1. Xu Wenhong: The Impact of the Financial Sanction against Russia by the West and some considerations, Academic Journal of Russian Studies, 2017 Vol. 5.

2. Xu Wenhong: The Impact of the Financial Sanction against Russia by the West and some considerations, Academic Journal of Russian Studies, 2017 Vol. 5.

3. YANG, Shihua: Development and Application of SWIFT in China, Financial Computerizing 2008 Vol. 10

4. HE, Dong: Analysis of the Bank SWIFT Messages, Journal of Huazhong Agricultural University, 2006 Vol. 1

5. CHEN, Hang: Mitigation of Risks of Sanctions on Russia, China Forex, 2017 Vol. 6.

6. LI, Ruihua: U.S. and Europe Enhance the Economic Sanction on Iran to Cut off Its Financial Lifeline, Economy, 2012 Vol. 5.

7. Членство в SWIFT предоставляется по заявке и после оплаты единовременного взноса. Участник получает код и соответствующую акцию, после чего ему надлежит оплачивать операционные сборы и ежегодную комиссию. В зависимости от уплаченных ими взносов участники разделяются на несколько категорий. Штаб-квартира SWIFT предоставляет своим членам различные аналитические данные, отчеты и отраслевые сводки.

8. G-10 – это группа из 10 стран, которые присоединились к Генеральному соглашению о займах 1962 г., и включает Бельгию, Нидерланды, Канаду, Швецию, Францию, Швейцарию, Германию, Великобританию, Италию, США и Японию.

9. В соответствии с Законом «О международных чрезвычайных экономических полномочиях» (IEEPA), администрация Джорджа Буша-младшего предоставила Управлению по контролю за иностранными активами Министерства финансов США (OFAC) доступ к информации по финансовым операциям и потоках капитала, «связанным с террористической деятельностью».

10. В марте 2012 г. от системы SWIFT были отключены более 30 финансовых учреждений Ирана.

11. Центральный банк России — это Банк России. Существует также Акционерное общество «Акционерный Банк “Россия”», головной офис которого находится в Санкт-Петербурге.

12. 17 государственных банков включают: ВТБ,Промсвязьбанк,Траст,Россельхозбанк,ФК «Открытие»,Связь-Банк,Российский Капитал,Почта банк,Крайинвестбанк,РНКБ Банк,МСП Банк,Росгосстрах Банк,Росэксимбанк,Дальневосточный Банк,ОИКБ «Русь»,Новикомбанк.

13. В число семи банков входят Банк Москвы, Банк ВТБ и Россельхозбанк.

14. Barclays Bank был основан в 1690 году, и его головной офис располагается Лондоне. Он является одним из крупнейших банковских и финансовых учреждений в мире. Barclays Bank первым в мире установил банкомат и в 1966 году выпустил первую кредитную карту в Англии. В1987 году он же выпустил первую в Англии дебетовую карту. JP Morgan Chase является многонациональным учреждением финансовых услуг и одним из крупнейших банков в США. Его головной офис располагается в Нью-Йорке, а отделения имеются более чем в 60 странах мира.

15. Первые семь банков-эмитентов карт «Мир»: Газпромбанк, МДМ Банк, Московский Индустриальный Банк, Банк «Россия», Связь Банк, СМП Банк, а также Сбербанк, присоединившийся к ним позже.

16. В декабре 2015 г. Газпромбанк выпустил карту Мир-MasterCard. Тем временем, МДМ Банк, Московский Индустриальный Банк, РНКБ Банк, Банк Россия, Связь Банк, СМП Банк и Сбербанк также начали выпуск карты «Мир».

17. В июле 2016 г. была выпущена карта Мир-JCB; а в июне 2017 г. — карта Мир-BA совместно с China Unionpay.

18. В марте 2012 г. более 30 финансовых учреждений Ирана были отключены от системы SWIFT. В марте 2014 г. системы Visa и MasterCard перестали проводить операции клиентов российских банков, попавших в санкционный список. 8 марта 2017 г. Корея была отключена от системы SWIFT, поскольку продолжала осуществлять свою ядерную программу. В марте 2019 г. Венесуэла была отключена от систем Visa и MasterCard.

19. Предположим, некая французская компания хочет купить иранский шафран. INTEX поможет найти, скажем, немецкую компанию, желающую экспортировать станки в Иран, и объединит эти две сделки. Таким образом, французская компания, покупающая шафран, может перевести деньги на счет немецкой компании по продаже станков. Вот почему эта система, по сути, представляет собой площадку для бартерных сделок.

20. «Еврофинанс Моснарбанк» — российско-венесуэльское совместное предприятие, головной офис которого находится в Москве. Он был образован в конце 2003 года в результате присоединения КБ «Моснарбанк» ЗАО к ОАО АКБ «Еврофининс», после чего и появилось его нынешнее название. В основном, его услугами пользовались в 2009 г. для финансирования совместных проектов во время президентства Уго Чавеса (1999-2013). На 1 октября 2018 г. в рейтинге «Интерфакс-ЦЭА» Еврофинанс Моснарбанк занимал 591-е место среди российских банков по размеру активов (591 млн. рублей). Венесуэльскому фонду национального развития (Fenden) принадлежит 50% минус 2 акции банка, а Газпромбанку и компаниям его группы принадлежат 25% +1 акция. Российский банк внешней торговли и его зарубежный филиал ITCC Holdings владеют 25% +1 акция. «Еврофинанс Моснарбанк» имеет представительство в Пекине и разместил свои акции на Гонконгской фондовой бирже при содействии Промышленно-коммерческого банка Китая.

21. 22 января 2019 г. вице-президент США Пенс позвонил лидеру оппозиции Венесуэлы Гуайдо и сообщил, что Соединенные Штаты поддерживают Гуайдо в качестве временного президента Венесуэлы. Он пообещал ему всевозможную помощь, а также содействие в получении международной поддержки. 22 января 2019 г. Гуайдо провозгласил себя «временным президентом Венесуэлы».

Оценить статью
(Голосов: 25, Рейтинг: 3.84)
 (25 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся