Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Василий Шикин

К.и.н., эксперт РСМД

Новость о создании Пула условных валютных резервов и Нового банка развития была воспринята многими экспертами как вызов стран БРИКС Международному валютному фонду и Всемирному банку. Однако новые механизмы финансовой стабилизации и институтов развития скорее дополняют и укрепляют сложившуюся валютно-кредитную систему, чем угрожают ее существованию.

Новость о создании Пула условных валютных резервов и Нового банка развития была воспринята многими экспертами как вызов стран БРИКС Международному валютному фонду и Всемирному банку. Однако новые механизмы финансовой стабилизации и институтов развития скорее дополняют и укрепляют сложившуюся валютно-кредитную систему, чем угрожают ее существованию.

Самое знаковое событие VII саммита БРИКС случилось за день до прибытия лидеров стран-участниц в Уфу почти в полутора тысячах километрах от этого города. 7 июля в Москве было подписано соглашение, запустившее работу Пула условных валютных резервов, и прошло первое заседание Совета управляющих Нового банка развития. Мировые СМИ и некоторые официальные лица как в странах БРИКС, так и за их пределами не раз ссылались на новые институты как на альтернативу международным организациям, которые формируют основу современного экономического порядка, заложенную еще в 1944 г. на конференции в Бреттон-Вудсе. Смогут ли страны БРИКС пересмотреть сложившуюся мировую экономическую систему, создав конкурентоспособную альтернативу МВФ и Всемирному банку, и предложить новую глобальную валютно-финансовую систему регулирования, более точно отражающую нынешнюю расстановку сил в мире?

Как будет работать «финансовый рычаг» БРИКС

Цель Нового банка развития (НБР) — мобилизация ресурсов на реализацию инфраструктурных проектов по всему миру.

Цель Нового банка развития (НБР) — мобилизация ресурсов на реализацию инфраструктурных проектов по всему миру. НБР будет участвовать в них через выделение кредитов, долевое участие и другие финансовые инструменты. Первоначальный объем уставного капитала Нового банка должен составить 50 млрд долл., распределенных в равных долях между странами-членами БРИКС. Формирование правления Банка — результат политического компромисса, выработанного сторонами: места в Совете управляющих распределены в равной степени между представителями всех стран-членов БРИКС. Должность президента будет переходить по принципу ротации каждые пять лет от представителя одной страны к другой. Штаб-квартира организации будет располагаться в Шанхае, а первый региональный офис откроется в ЮАР.

vestifinance.ru

Пул условных резервных валют представляет собой механизм взаимной финансовой поддержки. Центральные банки стран-участниц берут на себя обязательства предоставить средства в долларах США на случай возникновения проблем с ликвидностью. Общий объем обязательств должен составить 100 млрд долл., из них на Китай придется 41 млрд долл., на Россию, Индию и Бразилию — по 18 млрд, на ЮАР — 5 млрд долл. Созданный механизм должен помочь странам-участницам БРИКС бороться с дефицитом платежного баланса и его последствиями, а также поддерживать стабильность национальных валют, т.е. послужить альтернативой кредитам МВФ. В рамках Пула взявшие на себя обязательства стороны могут подать заявку на получение финансовой помощи. В случае одобрения заявки простым большинством средства выделяются в виде валютного свопа — запрашивающая сторона покупает у других участников Пула доллары США за свою национальную валюту и обязуется выкупить эту сумму в будущем по заранее оговоренному курсу. Предоставление помощи ложится на плечи остальных участников пропорционально их вкладу в Пул.

В чем разница между старыми и новыми институтами?

Даже при поверхностном рассмотрении задач финансовых институтов БРИКС становится понятно, что Пул условных валютных резервов и НБР дублируют функции МВФ и Всемирного банка. Новые финансовые институты возникли как реакция БРИКС на «несправедливость» современного экономического миропорядка. Однако, судя по всему, БРИКС не собирается пересматривать фундаментальные основы этого порядка, а создает аналогичные финансовые институты, которые, по сути, основываются на тех же дисбалансах, что МВФ и Всемирный банк.

Sputnik News

Главная претензия, предъявляемая БРИКС мировым валютно-кредитным институтам, заключается в том, что степень влияния участников группы на принятие решений в этих институтах не отражает их реального вклада в мировую экономику. По итогам 2014 г. на долю стран БРИКС приходилось 21,82% мирового производства, а в МВФ они располагали только 11% голосов, что в совокупности меньше, чем у США, сохраняющих за собой контроль над 16,7% голосов. Однако изменить ситуацию в ближайшее время вряд ли удастся, и в МВФ сохранится доминирование развитых стран, так как при действующей методике расчета голосов, причитающихся каждой стране, удельный вес объема экономики в формуле составляет лишь 50%. Остальные слагаемые — объем резервов и более субъективные показатели, такие как открытость и волатильность экономики. Такая методика подсчета не позволит странам БРИКС, несмотря на их экономические успехи, существенно повысить свой вес в МВФ.

Однако реальный объем экономик не нашел своего отражения и в новых финансовых институтах БРИКС. Равные доли участия стран-учредителей в НБР стали результатом политического консенсуса, так как Индия возражала против явного перекоса в пользу Китая, который изначально предлагал более солидный объем уставного капитала. Более того, в соглашении о создании Банка прописаны искусственные ограничения, которые должны закрепить главную роль в принятии решений за странами-учредителями в случае расширения числа государств-акционеров. Доля стран БРИКС в капитале Банка не должна опускаться ниже 55%, а доля каждого нового акционера не должна превышать 7%.

БРИКС не собирается пересматривать фундаментальные основы этого порядка, а создает аналогичные финансовые институты, которые, по сути, основываются на тех же дисбалансах, что МВФ и Всемирный банк.

Распределение обязательств в рамках механизма Пула условных резервных валют, на первый взгляд, соответствует масштабам экономик стран-участниц, однако существует дисбаланс в праве на заимствование средств. Потолок заимствования определяется индивидуально для каждой страны путем умножения объемов ее обязательств на присвоенный ей коэффициент. Для Китая этот коэффициент равен 0,5, для ЮАР — 2. Таким образом, за Пекином фактически закрепляется роль главного кредитора, а за ЮАР и новыми потенциальными членами — роль заемщика финансовых средств.

Sputnik News

Другая особенность глобальных валютно-кредитных институтов, вызывающих недоверие у развивающихся стран, — кондициональность выделяемой помощи: страна-заемщик должна следовать предписаниям экспертов из МВФ, которые зачастую требуют проведения фундаментальных экономических преобразований. Подобная практика уже не раз доказывала свою несостоятельность: проекты экономических реформ зачастую писались под копирку для совершенно разных стран с разным экономическим потенциалом, а в некоторых случаях сотрудничество с МВФ было чревато для обратившегося за помощью правительства социальным взрывом и потерей власти (так произошло, например, с режимом Х. Сухарто в Индонезии в 1998 г.).

Россия, Индия и Китай по отдельности проявляют большую гибкость в предоставлении льготных кредитов и средств содействия международному развитию, не вмешиваясь во внутренние дела стран-заемщиков. Формально единственный критерий, позволяющий выделить средства в рамках Пула условных резервных валют, — отсутствие ранее непогашенной задолженности и наличие угрозы давления на платежный баланс. Однако можно предположить, что на практике получить финансовую помощь будет не так уж просто, и решение будет связано, в первую очередь, с политической волей стран БРИКС. Средства, составляющие Пул, хранятся на счетах их собственных центральных банков, которые не смогут принимать решения о финансировании иностранных государств без согласия руководства стран.

Россия, Индия и Китай по отдельности проявляют большую гибкость в предоставлении льготных кредитов и средств содействия международному развитию, не вмешиваясь во внутренние дела стран-заемщиков.

Пожалуй, главное отличие финансовых институтов БРИКС от МВФ и Всемирного банка заключается не в более «справедливом» устройстве, а в степени влияния на мировые экономические процессы. Хотя институты БРИКС открыты для новых членов, их нынешняя структура управления делает весьма маловероятной возможность расширения до глобального географического охвата. Не стоит забывать и о том, что МВФ — это организация, которая может выступать на международной арене в качестве стороны переговоров с национальными правительствами, а Пул валют БРИКС — всего лишь механизм взаимопомощи, а не самостоятельный политический игрок.

Новый банк — старый тренд

Само по себе решение стран БРИКС создать собственные финансовые институты вряд ли способно подорвать основы Бреттон-Вудской системы. Объем финансовых средств, который попытаются аккумулировать страны БРИКС после саммита в Уфе, — 100 млрд долл. в Пуле резервных валют и 50 млрд долл. в уставном капитале НБР, — может показаться не столь уж внушительным по сравнению со средствами, имеющимися в распоряжении МВФ (327 млрд долл.) и Всемирного банка (223,2 млрд долл.). Однако если рассматривать появление финансовых институтов БРИКС как продолжение заданного еще в 1970-х годах тренда на фрагментацию мировой валютно-кредитной системы, то позиции МВФ и Всемирного банка отнюдь не кажутся такими уж непоколебимыми.

Страны БРИКС не первыми столкнулись с неэффективностью международных валютно-кредитных институтов. В 1970 г. страны Латинской Америки учредили Андскую корпорацию развития (CAF), цель которой заключалась в финансировании инфраструктурных проектов без помощи Всемирного банка и его регионального аналога Межамериканского банка развития (IDB). Несмотря на скромные, по сравнению с Бреттон-Вудскими конкурентами, объемы средств, сегодня именно на CAF приходится большая часть денег, выделяемых в Латинской Америке на проекты развития. Неспособность МВФ оказать поддержку странам Юго-Восточной Азии в ходе азиатского финансового кризиса 1997–1998 гг. обусловила появление Чиангмайской инициативы (CMI) — системы двусторонних валютных свопов. Эта система объединила страны АСЕАН, Китай, Японию и Южную Корею с целью предотвратить резкие колебания курсов национальных валют. Из недавно появившихся организаций стоит отметить Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (AIIB), который был учрежден Китаем в 2013 г. как альтернатива Азиатскому банку развития для финансирования инфраструктурных проектов в Азии, в частности, для строительства транспортной инфраструктуры Нового Шелкового пути.

Не стоит забывать и о том, что МВФ — это организация, которая может выступать на международной арене в качестве стороны переговоров с национальными правительствами, а Пул валют БРИКС — всего лишь механизм взаимопомощи, а не самостоятельный политический игрок.

С учетом вышеупомянутых региональных институтов Бреттон-Вудские валютно-кредитные организации рискуют в долгосрочной перспективе потерять свое некогда монопольное право называться «кредиторами последней инстанции». Уже сейчас деятельность МВФ по кредитованию стран ограничивается преимущественно пределами западного мира. 45% всех открытых на сегодня кредитных линий приходится на Европу — Грецию, Украину, Румынию, Польшу и балканские страны. В то же время государства Латинской Америки, Африки и Азии все чаще предпочитают изыскивать средства внутри региона или по линии сотрудничества Юг-Юг, чтобы не связывать себя обременительными обязательствами с МВФ и Всемирным банком.

Банков много не бывает

Преждевременно говорить о том, что страны БРИКС стремятся подорвать основы современного экономического миропорядка, частью которого сами, безусловно, являются. Напротив, они стремятся расширить свое участие в нем и взять на себя дополнительные обязательства по поддержанию его стабильности. Участие стран БРИКС в региональных валютно-кредитных организациях не отменяет их желания добиться большего влияния в МВФ и Всемирном банке. Наличие конкуренции между старыми и новыми организациями не означает, что Бреттон-Вудские институты будут полностью заменены новыми механизмами стабилизации мировой экономики.

Валютно-кредитные механизмы БРИКС, по сути, работают на тех же принципах, что МВФ и Всемирный банк, отличаясь от своих конкурентов объемом средств, репрезентативностью и условиями финансирования. Не будет преувеличением сказать, что новые институты не только не подрывают основы Бреттон-Вудской системы, но даже дополняют и укрепляют ее. На данный момент Бреттон-Вудские институты не справляются с задачей содействия развитию во многих регионах мира. Не все государства могут позволить себе следовать «дорогостоящим» рецептам МВФ и Всемирного банка и зачастую относятся к ним с недоверием, так как последние уже успели дискредитировать себя в ходе предыдущих кризисов. Поэтому такие институты, как Пул условных резервных валют БРИКС и НБР востребованы многими развивающимися странами, которые не хотят переплачивать и лишний раз рисковать финансовой и социальной стабильностью ради решения краткосрочных хозяйственных задач. Вместе с тем всегда найдутся страны, заинтересованные не просто в льготных источниках финансировании, а в проведении структурных реформ и полагающиеся в большей степени на техническую помощь экспертов МВФ и Всемирного банка.

Таким образом, институты БРИКС могут помочь заполнить вакуум, возникший в мировой валютно-кредитной системе, и занять весьма востребованную нишу, из которой постепенно уходят глобальные финансовые институты.

 

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся