Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 8, Рейтинг: 4.5)
 (8 голосов)
Поделиться статьей
Дмитрий Попцов

Независимый политолог

1 апреля 2020 г. Евросоюз объявил о запуске новой операции EUNAVFOR Med — операции IRINI (в переводе с греческого — мир) в Центральном Средиземноморье со сроком проведения до 31 марта 2021 г. Основной задачей IRINI указывалась реализация эмбарго на поставки оружия в зону конфликта на территории Ливии посредством применения воздушных, морских и спутниковых сил и средств.

За девятимесячный срок проведения миссии командование IRINI сосредоточило в Центральном Средиземноморье на ротационной основе сравнительно крупные военные активы.

Принимая во внимание развитие ситуации в Ливии в течение лета-осени, можно предположить, что наращивание морской группировки IRINI в отдельных случаях могло быть связано с наличием оперативных данных о возможных крупных поставках оружия в зону конфликта. На этом фоне оценить степень влияния операции на обеспечение эмбарго на поставки оружия и военных материалов в Ливию сложно. Тем не менее следует констатировать, что переброска морским путем тяжелых вооружений оказалась достаточно рискованным предприятием, поскольку привлеченные к миссии корабли осуществляли досмотровые действия в рамках мандата.

Наиболее резонансные конфликтные случаи в рамках миссии оказались преимущественно связаны с Турцией — и в июне, и в ноябре именно турецкие суда оказывались объектом досмотра. Очевидно, что это связано с глубокой вовлеченностью Турции в ливийский конфликт.

Что характерно, в обоих случаях оппонентами турок стали французы и немцы — достаточно важные партнеры по НАТО. При этом генсек НАТО в целом занял сдержанную позицию в отношении конфликтных ситуаций. Более того, отдельные проблемные моменты не отразились на привлечении турецких сил, в том числе морских, к учениям и операциям Североатлантического альянса. То есть НАТО стремится не занимать самостоятельной позиции в ливийском конфликте, предпочитая оставлять за скобками несовпадение внешнеполитических интересов отдельных членов Североатлантического альянса в Центральном Средиземноморье.

К промежуточным результатам миссии можно также отнести обострение отношений между Турцией и рядом европейских стран — Францией, Германией и Грецией. На этом фоне Италия, несмотря на формальное руководство миссией, сохраняет нейтральные отношения с Турцией.

Помимо несовпадения интересов Турции и ряда европейских стран относительно урегулирования ситуации в Ливии также обозначился комплекс противоречий между ними и в Восточном Средиземноморье. Сложившийся баланс сил и интересов оказался нарушенным. Можно констатировать, что происходит выработка нового status quo. И в этом процессе не последнюю роль играют действия сил Евросоюза в рамках миссии IRINI.

В целом, можно ожидать, что к годовщине запуска IRINI обстановка в зоне ответственности миссии по-прежнему будет оцениваться как сложная. Во многом дальнейшие результаты операции будут зависеть от способности основных интересантов ливийского урегулирования найти баланс интересов в регионе. При этом напряженность в двусторонних отношениях Турции с рядом европейских стран, по всей видимости, будет нарастать.

1 апреля 2020 г. Евросоюз объявил о запуске новой операции EUNAVFOR Med — операции IRINI (в переводе с греческого — мир) в Центральном Средиземноморье со сроком проведения до 31 марта 2021 г.

Основной задачей IRINI указывалась реализация эмбарго на поставки оружия в зону конфликта на территории Ливии посредством применения воздушных, морских и спутниковых сил и средств. Мандат миссии позволяет осуществлять инспекцию судов в открытом море у побережья Ливии, предположительно перевозящих оружие или его компоненты.

В качестве дополнительных целей IRINI были обозначены:

  • отслеживание и сбор информации о незаконном экспорте нефти, сырой нефти и нефтепродуктов из Ливии;
  • обучение и поддержка береговой охраны Ливии;
  • сбор информации о сетях контрабанды и маршрутах перевозки людей, в том числе посредством организации авиапатрулирования.

Запуск миссии стал возможен по итогам Берлинской конференции по Ливии, состоявшейся 19 января 2020 г. Ее участники обязались в том числе полностью соблюдать и осуществлять эмбарго на поставки оружия в Ливию, установленное резолюциями Совета Безопасности ООН 1970 (2011 г.), 2292 (2016 г.) и 2473 (2019 г.).

Командующим операцией IRINI был назначен контр-адмирал итальянских ВМС Ф. Агостини, его заместителем — контр-адмирал ВМС Франции Ж.-М. Мартинет, штаб-квартира операции находится в Риме. Операционный командующий (командующий морскими силами миссии) назначается на ротационной основе на срок до шести месяцев. Первым стал Э. Соччи, контр-адмирал ВМС Италии, затем в октябре его сменил Т. Микропулос, коммодор ВМС Греции.

По итогам девяти месяцев проведения операции можно подвести некоторые ее промежуточные итоги.

Так, по данным командующего миссией контр-адмирала Ф. Агостини, с мая по декабрь в рамках IRINI были запрошены данные 1 560 судов; досмотрены 62 корабля по протоколу «дружеский осмотр», 6 кораблей — в формате инспекционных действий. При этом один танкер был отконвоирован в греческий порт для конфискации груза (авиационного керосина) в связи с нарушением эмбарго (поставки военных материалов).

Кроме того, в целях мониторинга обстановки в зоне проведения операции были использованы 436 наборов спутниковых снимков, предоставленных SatCen (Центр космического мониторинга ЕС).

Наблюдение также осуществлялось в отношении 16 портов и нефтяных объектов Ливии, проверялись 25 аэропортов и взлетно-посадочных полос, расположенных в стране. Велось отслеживание 155 авиарейсов, которые, возможно, доставляли грузы военного назначения в Ливию и обратно.

Собранные сведения были использованы при подготовке 17 специальных отчетов, направленных командованием операции IRINI в адрес Группы экспертов ООН по Ливии в связи с нарушением или возможным нарушением резолюций Совета Безопасности ООН об эмбарго на поставки оружия и о предотвращении контрабанды нефти.

По открытым данным, за девятимесячный период проведения операции IRINI в зоне ответственности миссии, были зафиксированы четыре инцидента с кораблями — возможными нарушителями эмбарго на поставки оружия, военных материалов или участвовавших в контрабандных поставках нефти.

В конце мая французский фрегат Jean Bart D615 совершил перехват нефтяного танкера Jal Laxmi вблизи побережья Тобрука, следовавшего под флагом Габона и перевозящего контрабандную ливийскую нефть (корабль не получил разрешение Ливийской национальной нефтяной корпорации, находящейся в Триполи, на транспортировку нефти).

В июне грузовое судно Cirkin, следовавшее под флагом Танзании, не подчинилось требованиям о праве досмотра, озвученным по радиосвязи греческим фрегатом Spetsai F453, входившим в состав сил IRINI. После этого греческие моряки отправили на осмотр подозрительного судна корабельный вертолет с абордажной группой.

В ответ на эти действия турецкий эскорт (до 3 фрегатов) потребовал право «суверенного иммунитета» для судна, находящегося под его охраной. В то же время, по другим данным, турецкие военные пояснили, что груз являлся медицинским оборудованием, поставлявшимся в Ливию.

Контр-адмирал Ф. Агостини, командующий миссий IRINI, отозвал Spetsai F453 из зоны конфликта, но информация была размещена в эфире греческого телевидения. В результате инцидент получил международную огласку.

Чуть позже попытку досмотра подозрительного судна предпринял французский фрегат Courbet F712 (на тот момент флагмана операции НАТО Sea Guardian). По версии французской стороны, в ответ на требования Courbet F712 обозначить себя и дать пояснения о характере груза, судно Cirkin отключило систему слежения, замаскировало свой идентификационный номер и отказалось сообщить, куда идет. Затем турецкий эскорт трижды облучал в течение 30–40 секунд Courbet F712 при помощи РЛС управления огнем.

В турецких СМИ факт конфликта между французским кораблем и турецкими фрегатами отрицался. Утверждалось, что турки перед инцидентом заправили Courbet F712 топливом.

Генеральный секретарь НАТО Й. Столтенберг (J. Stoltenberg) факт инцидента между французским и турецкими фрегатами признал и объявил о проведении военного расследования. По его итогам специалисты НАТО пришли к выводу, что действия турецкой стороны можно рассматривать как провокационные, но при этом «благодаря технологии разведки экипаж французского фрегата должен был точно знать, что его преследует союзник, а не потенциальный противник. Поэтому, по крайней мере, риск военной конфронтации, вызванной недоразумением, был минимальным».

С подобной трактовкой не согласились французские власти, и в итоге генеральному секретарю НАТО Й. Столтенбергу было направлено письмо, в котором он был уведомлен о решении Франции временно выйти из операции Sea Guardian.

Тем не менее, в том числе в связи с этим инцидентом, с 21 сентября 2020 г. были введены санкции ЕС в отношении турецкой компании Avrasya Shipping (под управлением которой находилось судно Cirkin). Также под санкции попали две казахстанских авиакомпаний Sigma Airlines и Med Wave Shipping, базирующихся в Иордании.

В сентябре в ходе совместной операции фрегатов Hamburg F124 и Carlo Margottini F592 досмотру было подвергнуто грузовое судно Royal Diamond 7. Было установлено, что на его борту осуществлялась перевозка высокооктанового топлива (предположительно, для самолетов МиГ-29 и Су-24, находящихся в распоряжении Ливийской национальной армии), которое, согласно резолюции СБ ООН, попадает под действие эмбарго на поставки оружия в Ливию, так как может рассматриваться в качестве «военного материала».

Инцидент произошел в международных водах, в 150 км к северу от ливийского города Дерна (Киренаика). Royal Diamond 7 вышел из порта Шарджа в Объединенных Арабских Эмиратах и направлялся в Бенгази.

По решению командующего морскими силами IRINI контр-адмирала итальянских ВМС Э. Соччи грузовому кораблю Royal Diamond 7 было отказано в доступе в территориальные воды Ливии, и в сопровождении военных кораблей судно было направлено в один из портов Европейского союза (на территории Греции) для дальнейшего расследования.

В ноябре произошел инцидент между немецким фрегатом Hamburg F124 и турецким контейнеровозом ROSALINE A, следовавшим в Мисурату (Ливия). Перехват контейнеровоза произошел приблизительно в 160 км севернее порта Бенгази (Ливия).

По данным оперативного командования Бундесвера, фрегат Hamburg F124 предпринял попытку досмотра контейнеровоза ROSALINE A. Приказ о проведении досмотра контейнеровоза силами абордажной команды фрегата поступил от командования миссией IRINI, расположенным в Риме. Были подозрения, что торговое судно нарушает эмбарго на поставки оружия Ливии. Фактическая проверка контейнеровоза началась вскоре после истечения 4 часов ожидания подтверждения права на досмотр от МИД Турции.

Проверка должна была завершиться к восходу солнца. Но тут вмешалось турецкое правительство, наложившее вето на досмотр корабля ROSALINE A. Около полуночи немецким военнослужащим пришлось прервать миссию. До этого морские пехотинцы проверили около 250 контейнеров на борту по случайной выборке. Запрещенной к перевозке продукции не нашли. Грузовое судно продолжило путь к Мисурате. Инцидент получил широкую огласку в СМИ.

Также следует отметить, что несмотря на все предпринятые меры по соблюдению эпидемиологической безопасности, избежать заражения новой коронавирусной инфекцией персонала, участвующего в операции IRINI, не удалось. В частности, в конце сентября на фрегате Carlo Margottini F592 был обнаружен очаг заражения COVID-19: в рамках тестирования на заболевание положительные тесты подтвердились у 51 человека на борту корабля: 47 членов экипажа и 4 человека из штабной группы контр-адмирала Э. Соччи, размещенной на фрегате. В результате корабль был отправлен на карантин, по выходу из которого Э. Соччи передал командование морскими силами миссии коммодору Т. Микропулосу.

За девятимесячный срок проведения миссии командование IRINI сосредоточило в Центральном Средиземноморье на ротационной основе сравнительно крупные военные активы. Так, за период с апреля по декабрь привлечено в совокупности:

  • 9 боевых кораблей, в том числе семь фрегатов (один от Германии, три от Греции, два от Франции, один от Италии), один корабль-док (от Италии), один патрульный корабль (от Италии);
  • 7 самолетов, в том числе 1 БПЛА, 6 патрульных самолетов.

В отдельные периоды проведения операции командование располагало одновременно 4 боевыми кораблями, что значительно расширяло как возможности патрулирования, так и оперативного реагирования на возникающие проблемные ситуации.

Принимая во внимание развитие в течение лета-осени ситуации в Ливии, можно предположить, что наращивание морской группировки IRINI в отдельных случаях могло быть связано с наличием оперативных данных о возможных крупных поставках оружия в зону конфликта.

На этом фоне оценить степень влияния операции на обеспечение эмбарго на поставки оружия и военных материалов в Ливию сложно. Тем не менее следует констатировать, что переброска морским путем тяжелых вооружений оказалась достаточно рискованным предприятием, поскольку привлеченные к миссии корабли осуществляли досмотровые действия в рамках мандата. В частности, после конфликта с французским фрегатом Courbet F712, турецкие власти провели крупные военные учения с участием подразделений ВМС и ВВС, с привлечением 8 боевых кораблей и 17 самолетов (в том числе 6 F-16, 3 или 4 C-130, 2 Boeing KC-135R, 1 Boeing E-7T), а также БПЛА. При этом в рамках мероприятия в аэропорт Мисураты прибыли три C-130 ВВС Турции, а также было официально объявлено о создании воздушного моста между Ливией (ПНС) и Турцией.

В свою очередь, за инцидентом с участием немецкого фрегата в ноябре 2020 г. последовала активизаци полетов военно-транспортной авиации в Турции — в частности, несколько бортов доставили грузы, предположительно, для авиабазы Аль-Ватия.

Таким образом, досмотры грузовых судов в море, по всей видимости, сыграли определенную роль в части обеспечения эмбарго на поставки оружия в Ливию морским путем. В первую очередь речь идет о блокировании перебросок тяжелой военной техники (танков и бронемашин), поскольку морской транспорт в этом случае является более удобным как с точки зрения объема груза, который может быть принят, так и с точки зрения логистики.

Наиболее резонансные конфликтные случаи в рамках миссии оказались преимущественно связаны с Турцией — и в июне, и в ноябре именно турецкие суда оказывались объектом досмотра. Очевидно, что это связано с глубокой вовлеченностью Турции в ливийский конфликт.

Что характерно, в обоих случаях оппонентами турок стали французы и немцы — достаточно важные партнеры по НАТО. При этом генсек НАТО в целом занял сдержанную позицию в отношении конфликтных ситуаций. Более того, отдельные проблемные моменты не отразились на привлечении турецких сил, в том числе морских, к учениям и операциям Североатлантического альянса. То есть НАТО стремится не занимать самостоятельной позиции в ливийском конфликте, предпочитая оставлять за скобками несовпадение внешнеполитических интересов отдельных членов Североатлантического альянса в Центральном Средиземноморье.

Тем не менее Франция попыталась политизировать процесс своим демаршем (в рамках временного выхода из операции Sea Guardian) привлекая внимание к обострению конфликтов внутри союзников по военному блоку. Однако поддержку данная инициатива не получила.

Таким образом, к промежуточным результатам миссии можно также отнести обострение отношений между Турцией и рядом европейских стран — Францией, Германией и Грецией.

На этом фоне Италия, несмотря на формальное руководство миссией, сохраняет нейтральные отношения с Турцией. При этом турецкое правительство, обвиняя миссию IRINI в предвзятости и не скупясь на жесткие оценки действий французских, немецких и греческих моряков в рамках операции, в своей риторике преимущественно избегает резких высказываний в адрес Италии.

Параллельным сюжетом, связанным с активизацией военного и экономического сотрудничества между Триполи и Анкарой, стала деятельность турецких властей по разведке нефтяных запасов на участке морского шельфа в районе между островами Кастелоризо, Родос и Крит в 6 морских милях от побережья этих греческих островов.

Греческое правительство неоднократно заявляло, что указанный морской шельф относится к национальной экономической зоне и в этом плане жестко реагировало на действия и риторику турецких властей.

Для легитимации своих действий еще в ноябре 2019 г. Турция подписала с Правительством национального согласия Ливии так называемый Меморандум о взаимопонимании по демаркации морских зон в Восточном Средиземноморье.

В развитии этого документа Анкара отправила в середине августа в район островов Родос и Крит исследовательское судно Oruc Reis в сопровождении вспомогательных кораблей Ataman и Cengiz Han для проведения геологоразведочных работ на морском шельфе (установка сейсмо-датчиков). Безопасность работ обеспечивалась военными кораблями ВМС Турции.

Практически сразу же после объявления Турцией отправки Oruc Reis в спорный район, власти Греции привели в состояние повышенной боевой готовности национальные ВМС. Первый инцидент произошел 13 августа: в ходе маневрирования произошло столкновение греческого фрегата Lemnos F451 с турецким фрегатом Kemal Reis F247. Данные о повреждениях расходятся — часть источников говорит об ущербе в результате аварии греческого фрегата, часть — турецкого.

Еще через день, 14 августа, в СМИ появилась информация о нарушении турецкой подводной лодкой типа 209 греческих территориальных вод. Противолодочный вертолет ВМС Греции обнаружил субмарину в районе мыса Сунион, расположенного в 70 км от Афин. Чуть позже Греция объявила о проведении военных учений вблизи острова Кастелоризо.

На этом фоне президент Франции Э. Макрон объявил в середине августа о наращивании присутствия французских вооруженных сил в зоне напряженности. В заявлении сообщалось, что Франция «временно усилит» свое военное присутствие в Восточном Средиземноморье, чтобы «отслеживать ситуацию в регионе и продолжать выражать свою решимость соблюдать международное право».

Григорий Лукьянов, Руслан Мамедов:
Игра в бирюльки на ливийском поле — 2

Для достижения этих целей французы направили в районе спорных территорий фрегат La Fayette F710 и универсальный десантный корабль Tonnere L9014 (типа «Мистраль»). Поддержку с воздуха им оказывали два Dassault Rafale (Figther Squadron 2/4) с авиабазы Сен-Дизье (Saint Dizier).

Что характерно, в конце августа возле острова Кипр прошли совместные военные учения ВВС и ВМС Франции, Италии и Греции, в которых участвовали французский фрегат La Fayette F710 и итальянский эсминец Luigi Durand de la Penne D560.

10–11 сентября 2020 г. на острове Корсика состоялся саммит Med7, в котором приняли участие представители южных стран Европейского союза. Ключевая роль в ходе саммита принадлежала Франции, которую представлял президент Э. Макрон. Основными вопросами повестки были два — активизация деятельности Турции в Центральном и Восточном Средиземноморье и ситуация с миграцией.

По первому вопросу стороны единогласно подтвердили свою «полную поддержку и солидарность с Кипром и Грецией», которые, по их словам, сталкиваются с «конфронтационными действиями Турции». Тем не менее указанные действия не привели к сворачиванию миссии Oruc Reis, хотя и несколько снизили воинственный пыл Анкары.

В целом, безусловно, активизация геологоразведочных работ Турции вблизи греческих островов на фоне тесного военного сотрудничества Анкары и Триполи стала дополнительной точкой напряженности в регионе.

Помимо несовпадения интересов Турции и ряда европейских стран относительно урегулирования ситуации в Ливии, также обозначился комплекс противоречий между ними и в Восточном Средиземноморье. Сложившийся баланс сил и интересов оказался нарушенным. Можно констатировать, что происходит выработка нового status quo. И в этом процессе не последнюю роль играют действия сил Евросоюза в рамках миссии IRINI.

Поскольку Ливия стала одной из важных реперных точек внешней политики Анкары, действия ЕС по урегулированию конфликта между ПНС и ЛНА становятся в том числе инструментом воздействия на шаги турецкого правительства.

Любопытно, что в начале октября прошлого года в европейской прессе появились утечки из документа, подготовленного Европейской службой внешних связей и посвященного выработке сценариев дальнейших действий ЕС в Ливии.

В частности, из текста документа следует, что целью более активного участия содружества в Ливии является «укрепление авторитета ЕС как субъекта безопасности в странах южного соседства». Далее излагаются три возможных сценария.

Первый вариант предусматривает, что переговоры между сторонами конфликта приведут к формальному соглашению о механизме наблюдения за прекращением огня. Евросоюз, в таком случае, будет оказывать помощь в этом процессе.

Второй сценарий предлагает реализацию механизма наблюдения под руководством ООН. Евросоюз мог бы вносить свой вклад, выделяя средства, персонал и делясь опытом.

Еще один способ поддержать усилия в соблюдении перемирия под эгидой ООН — усилить операцию IRINI. Таким образом, Брюссель рассчитывает «поддержать наблюдение за прекращением огня посредством воздушного наблюдения за Ливией».

Третий вариант — создание отдельной миссии ЕС по военной службе и наблюдению. Такая операция потребует использования воздушного пространства Ливии и «полного формирования сил государствами — членами ЕС». Однако, как отмечается в документе, такой сценарий несет «ассиметричную угрозу со стороны террористических групп, которая может привести к жертвам».

Очевидно, что второй и третий сценарии ведут к активизации действий ООН и ЕС в Ливии, что неизбежно приведет к столкновению с интересами Турции в регионе. Кроме того, возникает проблема наличия собственной позиции (не совпадающей с позицией ЕС) ряда европейских стран в ливийском конфликте.

С одной стороны, это способствует возникновению новых тактических коалиций, но с другой — может отражаться на двусторонних отношениях европейских стран с Турцией. Несмотря на формальное руководство операцией Евросоюза, по факту основные издержки от проведения активных мероприятий по протоколам операции IRINI несут правительства стран ЕС, предоставивших соответствующие военные активы.

Собственно говоря, именно такое развитие событий наблюдается в контексте проведения миссии IRINI, и это, безусловно, является еще одним результатом девятимесячной активности в Центральном Средиземноморье.

Так, неоднократно фиксировались случаи обвинений со стороны Турции в отношении операции IRINI, что она является необъективной и предвзятой. С другой стороны, отмечается нарастание противоречий между Францией, Грецией и Турцией по широкому кругу вопросов, в том числе и в рамках действий национальных военных кораблей, предоставленных для участия в IRINI.

Примечательно, что действия сил, выделенных для проведения миссии IRINI, в ряде случаев трактовались не в контексте осуществления мандата ЕС, а в контексте двусторонних отношений с соответствующими обвинениями в адрес национальных правительств.

То есть наблюдается не только повышение градуса дипломатической риторики в отношении Евросоюза, но и совершенно конкретные недружественные заявления и действия в отношении правительств отдельных европейских стран.

Так, в частности, по итогам эпизода с попыткой досмотра турецкого контейнеровоза ROSALINE A силами немецких морских пехотинцев привлекает внимание в том числе реакция Анкары. Буквально на следующий день в МИД Турции были вызваны послы ЕС и Италии, а также временный поверенный в делах Германии для вручения дипломатической ноты о недопустимости «предвзятых действий» в отношении турецкого судна, а Генеральная прокуратура Турции начала расследование с целью оценить правомерность действий немецких моряков.

Таким образом, налицо факт определенной подмены понятий — предметом расследования становятся действия национального контингента, переданного в распоряжение ЕС, а не действия руководителей миссии IRINI, отдавших соответствующий приказ.

В целом, можно ожидать, что к годовщине запуска IRINI обстановка в зоне ответственности миссии по-прежнему будет оцениваться как сложная. Во многом дальнейшие результаты операции будут зависеть от способности основных интересантов ливийского урегулирования найти баланс интересов в регионе. При этом напряженность в двусторонних отношениях Турции с рядом европейских стран, по всей видимости, будет нарастать.


(Голосов: 8, Рейтинг: 4.5)
 (8 голосов)

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся