Распечатать Read in English
Оценить статью
(Голосов: 11, Рейтинг: 4.27)
 (11 голосов)
Поделиться статьей
Татьяна Зонова

Д.полит.н., профессор каф. дипломатии МГИМО МИД России, эксперт РСМД

Государства охотно прибегают к спортивной дипломатии, содействующей достижению поставленных внешнеполитических целей. Весьма эффективной, например, оказалась «дипломатия пинг-понга», в начале 1970-х гг. способствовавшая установлению дипломатических отношений между США и КНР. Широкий позитивный отклик получили Зимние Олимпийские игры 2014 г. в Сочи. Правда, страны, проводящие международные спортивные состязания, как правило, все равно не в состоянии окупить понесенные ими на организацию этих мероприятий расходы. Взамен эти страны улучшают свой имидж, это способствует расширению туризма, привлечению иностранных инвестиций, а построенные к соревнованиям комплексы затем используются для развития национального спорта.

Сегодня наблюдается тенденция роста коммерциализации спорта. По состоянию на 2017 г. мировой спортивный рынок оценивается в более чем 90 млрд долл., что превышает годовой ВВП многих развивающихся стран Азии и Африки. В процессе коммерциализации произошло также известное перераспределение властных полномочий в сфере соответствующих управленческих структур. Возросло влияние ТНК и масс-медиа корпораций. Колоссальные суммы связаны с трансляцией спортивных мероприятий мировыми и национальными масс-медиа. Следует отметить медийный резонанс Зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 г. — совокупный объём олимпийского интернет-трафика составил более 1 петабайта.

Международные спортивные состязания дают возможность плодотворных встреч и контактов. В преддверии Чемпионата мира по футболу 2018 г. более десяти глав государств и правительств подтвердили свой приезд в Москву на открытие Чемпионата.

Противники бойкота спортивных соревнований считают недопустимым смешивать спорт и политику и высказывают сомнение относительно эффективности подобных действий. Идеологизация и политизация спортивных состязаний не позволяют спортсменам встретиться с достойными соперниками, добиться желанной победы, получить признание на мировом уровне.


В настоящее время спортивная дипломатия органично вписывается в более обширное поле «мягкой силы», направленной на утверждение привлекательности своей страны. В то же время как и любая дипломатия, спортивная дипломатия призвана быть средством предотвращения вооруженных конфликтов. Именно этой благородной цели с античных времен был посвящен спорт. Олимпийские игры с самого начала стали символом мира. Возобновленная Пьером де Кубертеном в конце XIX в. традиция проведения олимпийских соревнований, однако, не являлась больше поводом хотя бы на время игр приостановить кровопролитные конфликты. На сей раз не войны, а сами игры прекращались в годы мировых катаклизмов.

Противоборство тенденций

pashinian2m.jpg
Иван Тимофеев, Тимур Махмутов (статья 2014 г.):
Сочи 2014. Олимпийские испытания России

С ростом популярности и международного веса Олимпийского движения последнее отмечается противоборством двух тенденций. С одной стороны, встречи спортсменов способствуют расширению контактов и дружеских связей. Достаточно вспомнить период холодной войны, когда спортивные состязания, несмотря на международную напряженность, позволяли ощутить необходимость сохранения мира и сотрудничества между народами. Как отмечал известный американский дипломат Джим Кейн, «именно спорт может быть средством построения отношений между представителями различных культур и этносов, олицетворяя послание о существовании общих ценностей, таких как взаимное уважение, толерантность, милосердие, дисциплинированность, равенство возможностей и законопослушность; таким образом, спорт может быть гораздо более эффективным ресурсом внешней политики, чем политика кнута и пряника». Спортсмены-победители теперь зачастую выступают в роли «послов мира»; широкая аудитория внимает их призывам решить проблемы бедности, избавиться от пандемий, проявить активность в деле сохранности окружающей среды.

С другой стороны, с течением времени игры во все большей степени представляли собой арену соперничества не столько самих спортсменов, сколько национальных сборных [1]. На стадионах нередки вспышки националистических настроений, а временами и агрессии.

Спортсмены-победители теперь зачастую выступают в роли «послов мира».

Государства, как оказалось, тоже не прочь использовать Олимпийские игры в качестве рычага давления на политику той или иной страны. Об этом красноречиво свидетельствует канун проведения Зимних Олимпийских игр в Пхёнчхане в январе 2018 г. Напряженность, нагнетаемая СМИ и заявлениями ряда политиков, создавала впечатление «самых милитаризированных игр за все время их существования». По крайней мере, около 50 тыс. вооруженных солдат, многочисленные танки и дальнобойные орудия были сконцентрированы вокруг Сеула, а американское посольство окружено плотным кольцом полицейских. Из Пентагона раздавались предупреждения о возможности нанесения удара по тысячам северокорейских артиллерийских орудий и ракетоносителей, дислоцированных вдоль 38 параллели, разделяющей КНДР и Южную Корею. К счастью, именно эти игры, где появилась Объединенная сборная Кореи, выступившая под флагом Объединения, стали свидетельством намерения обеих стран идти по пути примирения и сотрудничества. Более того, прошедшая Олимпиада способствовала возобновлению переговоров о демилитаризации Корейского полуострова.

Коммерциализация спорта

Сегодня наблюдается тенденция роста коммерциализации спорта. По состоянию на 2017 г. мировой спортивный рынок оценивается в более чем 90 млрд долл., что превышает годовой ВВП многих развивающихся стран Азии и Африки. В процессе коммерциализации произошло также известное перераспределение властных полномочий в сфере соответствующих управленческих структур. Возросло влияние ТНК и масс-медиа корпораций. Корпорации, конечно, могут способствовать проведению масштабных спортивных состязаний в бедных странах, многие из которых, например, заявляли, что без поддержки госкорпораций КНР страна вряд ли бы осилила проведение чемпионатов.

pashinian2m.jpg
Александр Высоцкий, Руслан Волков (статья 2015 г.):
Чемпионат мира — 2018: возможно ли сорвать контратаку?

Хороший пример подает российская компания «Газпром», ставший инициатором социальной программы «Футбол для дружбы», направленной на привлечение к спорту детей. В целом более 2,5 млн детей из различных стран мира побывали на соревнованиях в Москве. В частности, хоть сборная Италии в 2018 г. и оказалась за бортом Чемпионата мира по футболу, в Москву приехали итальянские юные футболисты. Последним примером позитивного использования финансового давления ТНК на международные спортивные организации называют скандал, связанный с победой заявки Катара на проведение Чемпионата мира по футболу в 2022 г. Дело в том, что развернувшиеся строительные работы по подготовке к чемпионату уже привели к более чем полутора тысячам несчастных случаев со смертельным исходом. Целый ряд крупных компаний, таких, например, как Sony, Visa, Coca-Cola отказались от спонсорских контрактов в случае, если ФИФА не предпримет меры для борьбы с нарушением условий труда и коррупцией. Их позиция способствовала открытию уголовного дела против ряда членов руководства ФИФА, принимавших взятки от представителей Катара.

Государства тоже не прочь использовать Олимпийские игры в качестве рычага давления на политику той или иной страны.

Однако вмешательство корпораций может иметь и нежелательные последствия. Например, в ходе подготовки к Олимпиаде в Австралии рядом корпораций был нанесен вред окружающей среде. Тем не менее, несмотря на развернувшееся движение протеста и согласно принятому по этому случаю закону, пострадавшие жители вынуждены были отказаться от обращения в суд [2].

Колоссальные суммы связаны с трансляцией спортивных мероприятий мировыми и национальными масс-медиа. Подсчитано, что продажа прав на телевещание (по состоянию на 2016 г.) составляет 74% от всех доходов МОК, причем самые крупные суммы поступают от американской NBC. Следует отметить медийный резонанс Зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 г. Олимпийской вещательной службой было произведено более 1300 часов прямого эфира международных программ, в том числе 456 часов выпусков новостей. Трансляция Олимпийских игр осуществлялась на 159 стран. Огромный поток данных об Олимпиаде в Сочи шёл через Интернет. Количество запросов по теме Олимпиады превысило в два раза население Земли и достигло 13 млрд. Совокупный объём олимпийского интернет-трафика составил более 1 петабайта.

Бойкот или диалог?

Сторонники бойкота, в том числе и среди членов МОК, уверяют, что бойкот соревнований привлекает внимание к ситуации, складывающейся в ряде проблемных стран, где нарушаются права человека и не соблюдаются принципы международного права. Они предлагают вспомнить, что после Второй мировой войны МОК был вынужден принести извинения за свои действия в 1930-е гг., давшие зеленый свет проведению Олимпиады в гитлеровской Германии. В 1980 г. в знак протеста против ввода советских войск в Афганистан 65 стран, в том числе США, ФРГ, Канада, Япония, Турция, Румыния и Китай, демонстративно бойкотировали московскую Олимпиаду. На церемониях открытия и закрытия игр многие команды, приехавшие на соревнования, были вынуждены отказаться от национальной символики и выступать под флагом МОК. В 1984 г. СССР и другие члены Варшавского договора ответили симметричным бойкотом Летних Олимпийских игр в Лос-Анджелесе и организовали собственные соревнования «Дружба–84». В 2018 г. группа депутатов Европейского парламента подписали письмо, в котором призвали страны Евросоюза бойкотировать Чемпионат мира по футболу в России.

Противники бойкота считают недопустимым смешивать спорт и политику и высказывают сомнение относительно эффективности подобных действий. Они подчеркивают, что идеологизация и политизация спортивных состязаний (а подобное относится не только к политике бойкота, но, например, и к соответствующим попыткам использования допинг-скандалов) не позволяют спортсменам встретиться с достойными соперниками, добиться желанной победы, получить признание на мировом уровне. Спор между противниками и сторонниками жесткой линии продолжается.

Спорт на службе дипломатии

Идеологизация и политизация спортивных состязаний не позволяют спортсменам встретиться с достойными соперниками, добиться желанной победы, получить признание на мировом уровне.

Государства охотно прибегают к спортивной дипломатии, содействующей достижению поставленных внешнеполитических целей. Весьма эффективной, например, оказалась «дипломатия пинг-понга», в начале 1970-х гг. способствовавшая установлению дипломатических отношений между США и КНР. Прошедшие в Китае Олимпийские игры 2008 г., бесспорно, способствовали формированию его имиджа как экономически мощной мировой державы. Широкий позитивный отклик получили Зимние Олимпийские игры 2014 г. в Сочи. Правда, страны, проводящие международные спортивные состязания, как правило, все равно не в состоянии окупить понесенные ими на организацию этих мероприятий расходы. Взамен эти страны улучшают свой имидж, это способствует расширению туризма, привлечению иностранных инвестиций, а построенные к соревнованиям комплексы затем используются для развития национального спорта.

Страны, проводящие международные спортивные состязания, как правило, все равно не в состоянии окупить понесенные ими на организацию этих мероприятий расходы.

В любом случае международные спортивные состязания дают возможность плодотворных встреч и контактов. Зимние Олимпийские игры в 2014 г., превратили Сочи в площадку для официальных встреч президента В. Путина с главами государств Голландии, Турции, Японии и Китая. В преддверии Чемпионата мира по футболу 2018 г. более десяти глав государств и правительств подтвердили свой приезд в Москву на открытие Чемпионата. Канцлер ФРГ Ангела Меркель недавно заявила, что не исключает возможности поездки в Россию по этому случаю. Все это в очередной раз подтверждает значимость спортивной дипломатии как инструмента диалога.

1. См.: R. Redeker. Sport as an opiate of international relations: The myth and illusion of sport as a tool of foreign diplomacy, Sport in Society, 11 (4), 2008.

2. Hall C.M. 'Urban entrepreneurship, corporate interests and sports mega-events: The thin policies of competitiveness within the hard outcomes of neoliberalism' / The Sociological Review, 54 (Supplement s2), 2005. – P. 68.


Оценить статью
(Голосов: 11, Рейтинг: 4.27)
 (11 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся