Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 20, Рейтинг: 4.5)
 (20 голосов)
Поделиться статьей
Сергей Мелконян

К.и.н., научный сотрудник Института прикладных политических исследований (АПРИ, Ереван)

Беспрецедентное событие за всю политическую историю Государства Израиль: страна второй раз за год идет на выборы. Это стало результатом отсутствия компромисса между политическими партиями, желающими сформировать коалиционное правительство. Уже можно констатировать, что Кнессет 21 созыва, сформированный по итогу выборов, прошедших в апреле 2019 г., стал самым недолговременным, просуществовав всего две недели. Это событие окажет влияние не только на внутриполитический расклад сил, но и на региональную повестку.

Сместив фокус борьбы против главных конкурентов в лице «Кахоль-лаван» на НДИ, «Ликуд» рискует лидирующими позициями правого лагеря в целом. Поэтому для Биньямина Нетаньяху крайне важно усиление позиций других единомышленников для получения минимального числа мест (61-го места) без НДИ. Риска того, что религиозные партии получат ощутимо меньше голосов, на данном этапе нет. То же самое относится к правым партиям. Чтобы обеспечить дополнительное место в Кнессете представителю правого лагеря, достаточно содействовать прохождению «Новых правых» и других партий либо отдельным единым блоком, либо по спискам «Ликуда». Это позволит избежать будущих переговоров с А. Либерманом для формирования коалиции и гарантировать сохранение монополии «Ликуда».


Беспрецедентное событие за всю политическую историю Государства Израиль: страна второй раз за год идет на выборы. Это стало результатом отсутствия компромисса между политическими партиями, желающими сформировать коалиционное правительство. Уже можно констатировать, что Кнессет 21 созыва, сформированный по итогу выборов, прошедших в апреле 2019 г., стал самым недолговременным, просуществовав всего две недели. Это событие окажет влияние не только на внутриполитический расклад сил, но и на региональную повестку.

Поствыборные баталии

По результатам выборов в Кнессет 21 созыва, которые прошли 9 апреля, «Ликуд» и «Кахоль-лаван» («Сине-белый») получили одинаковое количество мандатов, хоть первая партия получила на 15 тыс. голосов больше, что составило 0,33%. Согласно «Закону о Правительстве» (Основной закон), президент страны после консультаций с представителями партий возлагает на одного из депутатов задачу по формированию нового правительства. Биньямин Нетаньяху, лидер «Ликуда», получил рекомендации от лидеров партий, занимающих 65 мест в Кнессете, тогда как лидер «Сине-белых» Бени Ганц получил рекомендации от лидеров, занимающих 45 мест. В связи с этим президент страны Реувен Ривлин предоставил Б. Нетаньяху право сформировать правительство. Согласно тому же закону, на период достижения коалиционного соглашения отводится 28 дней, при этом можно единожды продлить этот срок максимум на 14 дней.

С достижением соглашения с представителями ряда правых и религиозных партий у переговорной группы «Ликуда» проблем не возникло. Это привело к тому, что «Ликуд» вместе с «ШАС», «Яхадут ха-Тора», «Ихуд мифлагот ха-ямин» («Союз правых партий») и «Кулану» суммарно имеют 60 мест. Поскольку число депутатов в Кнессете составляет 120, то для создания коалиционного правительства необходимо контролировать минимум 61 место. Поэтому весь переговорный процесс был сосредоточен на достижении компромисса с партией «Наш дом Израиль» (НДИ), которая получила пять мест.

Действующему премьер-министру и военно-политическому кабинету придется принимать решения в условиях серьезного прессинга и политических спекуляций в связи с предвыборной гонкой.

У лидера НДИ и всей партии было пять требований для присоединения к коалиции. Первое требование касалось изменения политики в отношении Сектора Газа, подразумевающий переход к более жестким военным мерам, способным полностью сломить ХАМАС и «Исламский джихад». Стоит напомнить, что отказ правительства от решительных мер в этом направлении привел к тому, что лидер НДИ Авигдор Либерман ушел с поста министра обороны, что стало одной из причин проведения досрочных выборов. Другие требования (повышение пенсий и назначение депутата НДИ председателем комиссии Кнессета по внутренним делам) имели социальную и внутриполитическую ориентацию, достижение компромисса по ним не было большой проблемой.

Другие два требования лежали уже в плоскости разногласий между светской и религиозной частью израильского общества. В частности важным пунктом в повестке НДИ стало требование законодательно запретить проверку ДНК граждан Израиля. Это связано с тем, что ранее лидер сефардской партии «ШАС», возглавляющий Министерство внутренних дел, заявлял, что число репатриантов из СССР, получивших гражданство по Галахе, стало слишком велико и необходимо введение данной меры. Поскольку основным электоратом НДИ является «русская улица», то противодействие данному решению стало логичной мерой по защите ее избирателей. Именно поэтому было выдвинуто упомянутое выше требование по должности в комитете по внутренним делам, в том числе поскольку в «ШАС» претендуют на портфель министра репатриации и абсорбции, который ранее имела депутат от НДИ Софа Ландвер.

Но камнем преткновения стал «Закон о призыве», предусматривающий введение воинской повинности в отношении учащихся религиозных учреждений, освобожденных от службы. Данный закон уже приводил к коалиционному кризису, который премьер-министр Биньямин Нетаньяху смог урегулировать, но последующий провал в его принятии увеличил раскол внутри коалиции и стал одной из причин досрочных выборов. Переговорная группа от «Ликуда» и сам Биньямин Нетаньяху предлагали Авигдору Либерману компромиссный вариант, предусматривавший принятие закона в том виде, в котором он был одобрен Кнессетом прошлого созыва с поправкой, что квоты будет устанавливать правительство. Но категоричный отказ от каких-либо уступок на этом направлении привел к тому, что переговоры не увенчались успехом — не удалось присоединить НДИ к коалиции.

В таком случае, согласно тому же «Закону о Правительстве», президент поручает другому депутату Кнессета, заявившему о своей готовности, сформировать правительство. Им должен был стать один из лидеров «Кахоль-лаван» Бени Ганц. Чтобы избежать подобного сценария, Биньямин Нетаньяху инициировал закон о самороспуске Кнессета, который подал депутат от «Ликуда» Мики Зоар. Большинством голосов (72 — за и 45 — против) Кнессет 21 созыва был распущен, а новые выборы были назначены на 17 сентября 2019 г.

Национальный и региональный контекст

Сложившаяся внутриполитическая ситуация может привести к ряду негативных для действующего премьер-министра последствий, которые могут проявиться уже в краткосрочной перспективе. Это связано как с личной, так и с национальной и региональной повестками. Во-первых, в отсутствии контроля над законодательным органом Биньямину Нетаньяху сложно будет оказывать сопротивление юридическому советнику правительства Авихаю Мандельблиту и БАГАЦу (Высшему Суду Справедливости) в рамках потенциального уголовного преследования по коррупционным делам. Ранее Б. Нетаньяху планировал с помощью Кнессета принять закон, гарантирующий его неприкосновенность; однако это вызвало негативную реакцию со стороны общественности и политических сил, а также однопартийцев политика. Несмотря на это, в случае создания коалиционного правительства у него были бы шансы гарантировать свой иммунитет, избежав неблагоприятного развития событий.

Во-вторых, поскольку инструментарий премьер-министра для противодействия уголовному преследованию крайне ограничен, и в случае предъявления обвинений до выборов рейтинг «Ликуда» как партии, ориентированной на своего лидера, рискует упасть, что снижает шансы Биньямина Нетаньяху вновь сформировать коалиционное правительство. На этом фоне может появиться риск усиления главных оппонентов — «Сине-белых», после чего президент примет обоснованное решение доверить формирование правительства лидеру именно этой партии. Этот сценарий имеет высокую вероятность воплощения в жизнь в случае предъявления обвинений Б. Нетяньяху на финальной стадии предвыборной гонки, учитывая, что «Ликуд» и «Кахоль-лаван» получили равное число мест в Кнессете по итогам прошедших выборов.

В-третьих, политическая неопределенность, в результате которой за весь 2019 г. Кнессет не будет работать на протяжении порядка семи месяцев, и отсутствие нового коалиционного правительства, которое должно было быть сформировано по итогам прошедших выборов, сможет оказать негативное влияние на обеспечение национальной безопасности и затормозит ряд американских региональных инициатив. Что касается национальной безопасности, речь идет об угрозах, которые исходят от Сектора Газа и с «северной арены», включающей в себя Ливан и Сирию. Около месяца назад можно было наблюдать новый виток эскалации, в результате которого по Израилю было выпущено около 700 ракет из Сектора, а в ответ еврейское государство вновь вернулось к практике точечных ликвидаций. Хрупкий мир, достигнутый при помощи посредников, может быть нарушен летом. Действующему премьер-министру и военно-политическому кабинету придется принимать решения в условиях серьезного прессинга и политических спекуляций в связи с предвыборной гонкой. На сирийском и ливанском направлениях не исключено учащение операций по ликвидации источников угроз, что позволит как периодически поднимать рейтинг Биньямина Нетаньяху, так и менять невыгодную внутриполитическую повестку.

Учитывая сложившуюся ситуацию, некоторые инициативы, имеющие региональное измерение, также будут претерпевать изменения. В первую очередь, речь идет о так называемой сделке века и продолжающемся американо-иранском противостоянии. Ранее было объявлено, что проект палестино-израильского урегулирования, разработанный США, будет представлен в июне 2019 г. Однако теперь, вероятнее всего, обнародование проекта будет перенесено на осень, когда состоятся очередные выборы. Это позволит и избежать политических спекуляций для привлечения голосов, и создать условия для дальнейшего диалога по имплементации проекта. То же касается и вопроса сдерживания США, Израилем и рядом арабских государств Ирана. В подобный переходный период действующее правительство решится на активизацию конфронтации только в случае крайней необходимости — если появится реальная угроза национальной безопасности. Зарабатывать политические очки при столь высоких ставках Биньямин Нетаньяху решится только в безвыходной ситуации. Понимая это, Белый дом может на время воздержаться от резких шагов в этом направлении.

Арифметика настоящего и будущего

На прошедших выборах можно было наблюдать частичное рассредоточение сил правого лагеря, что, возможно, привело к ослаблению его позиций. Так, например, Нафтали Беннет и Аелет Шакед, выйдя из «Еврейского дома» и создав свою партию «Новые правые», не смогли преодолеть минимальный порог в 3,25%. Учитывая это, Биньямин Нетаньяху выступил за присоединение к блоку «Ликуда» других правых политический деятелей для укрепления позиций, что принесло свои плоды. Поэтому не исключено, что во избежание сценария, при котором партия, получившая шесть мандатов (НДИ) будет выдвигать несоразмерные своим позициям условия (два министерских портфеля), которые не позволят сформировать коалиционное правительство, действующий премьер-министр постарается сделать правый лагерь более монолитным путем присоединения к списку «Ликуда» других партий и политических деятелей. Они добавят проценты своего электората к общему результату, достигнув синкретического эффекта.

Подобный тренд уже наметился. Так, например, лидер «Кулану» Моше Кахлон уже заявил о присоединении депутатов своей партии к списку «Ликуда». Подобным образом может поступить Аелет Шакед, которая в начале своей политической карьеры уже была в «Ликуде». Очередные выборы являются еще одним шансом для таких партий как «Гешер», «ха-Ямин ха-Хадаш» («Новые правые») и «Зеут», чьи лидеры пользуются популярностью, но не смогли набрать дополнительные 0,1%-1,5%, чтобы попасть в Кнессет. В случае если руководство партий придет к выводу, что риск не преодолеть электоральный барьер остается высоким, нельзя исключать объединения с более сильными блоками. Данный подход найдет поддержку в партии Б. Нетаньяху, так как ее позиции могли ослабиться на фоне неудачи попыток его лидера сформировать коалиционное правительство. Вместе с тем можно ожидать активизацию работы со стороны «Ликуда» на «русской улице», что станет следствием отказа НДИ от каких-либо уступок в процессе переговоров. Для этого «Ликуду» необходимо хотя бы увеличить число русскоязычных депутатов, явно проходящих по спискам, с двух до трех.

Часть голосов, которые может потерять «Ликуд» (из-за того, что не удалось прийти к компромиссу и был проведен закон о самороспуске Кнессета, а страна была отправлена на очередные выборы, требующие бюджетных затрат), могут перейти к «Кахоль-лаван» или НДИ. При продолжающихся политических интригах и торгах за портфели, отказываясь от части своих предвыборных обещаний, лидер НДИ Авигдор Либерман показал свою принципиальность. В израильском обществе действительно сохраняются открытые разногласия между его светскими и религиозными представителями. Когда интересы светской части населения активно и открыто защищают политики из левого лагеря по понятным причинам, правых обвиняют, что они находятся под «религиозным диктатом», когда небольшая группа ультраортодоксальных партий диктует общий вектор и формирует повестку дня правительства. Возможно, таким образом Авигдор Либерман решил расширить свою электоральную группу, опираясь не только на русскоговорящих, которые являются главной целевой группой, но и на светскую не русскоязычную часть общества. Учитывая это, а также непоколебимость своей позиции по вопросу призыва учащихся религиозных учреждений, отказ от уступок по другим ключевых вопросам, НДИ может получить на несколько мандатов больше, заработав симпатию и левых, и правых, став главным сюрпризом новых выборов.

Сместив фокус борьбы против главных конкурентов в лице «Кахоль-лаван» на НДИ, «Ликуд» рискует лидирующими позициями правого лагеря в целом. Поэтому для Биньямина Нетаньяху крайне важно усиление позиций других единомышленников для получения минимального числа мест (61-го места) без НДИ. Риска того, что религиозные партии получат ощутимо меньше голосов, на данном этапе нет. То же самое относится к правым партиям. Чтобы обеспечить дополнительное место в Кнессете представителю правого лагеря, достаточно содействовать прохождению «Новых правых» и других партий либо отдельным единым блоком, либо по спискам «Ликуда». Это позволит избежать будущих переговоров с А. Либерманом для формирования коалиции и гарантировать сохранение монополии «Ликуда».

Оценить статью
(Голосов: 20, Рейтинг: 4.5)
 (20 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся