Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Екатерина Клименко

Научный сотрудник, Стокгольмский международный институт исследований проблем мира (СИПРИ), эксперт РСМД

23 апреля 2015 г. на встрече в Канаде США примут на себя обязанности председателя Арктического совета на период 2015–2017 гг. Это трудные времена для Арктики в целом и для Арктического совета в частности. После пяти лет динамично развивающегося сотрудничества Арктический регион столкнулся с проблемами геополитического соперничества России и Запада. Главным на следующие два года остается вопрос, смогут ли американцы преодолеть эти проблемы и вернуть диалог в Арктическом совете в конструктивное русло, особенно учитывая наличие внутренних противоречий в США по поводу арктической политики.

23 апреля 2015 г. на встрече в Канаде США примут на себя обязанности председателя Арктического совета на период 2015–2017 гг. Это трудные времена для Арктики в целом и для Арктического совета в частности. После пяти лет динамично развивающегося сотрудничества Арктический регион столкнулся с проблемами геополитического соперничества России и Запада. Главным на следующие два года остается вопрос, смогут ли американцы преодолеть эти проблемы и вернуть диалог в Арктическом совете в конструктивное русло, особенно учитывая наличие внутренних противоречий в США по поводу арктической политики.

Программа председательства США в Арктическом совете

США подготовились к председательству в Арктическом совете, утвердив за последние два года ряд документов, конкретизирующих политику в Арктике. Так, в 2013 г. американское правительство приняло Национальную стратегию в Арктическом регионе, которая дополнила Директиву президента от 2009 г. и определила основные интересы США в Арктике. В январе 2014 г. был принят План осуществления стратегии, а в январе 2015 г. последовал Указ президента об улучшении координации национальных усилий в Арктике. В соответствии с Указом был учрежден Исполнительный комитет, который будет обеспечивать руководство и координацию арктической политики между различными федеральными учреждениями. В июне 2014 г. Джон Керри объявил о назначении отставного адмирала береговой охраны Роберта Паппа на должность специального представителя США по Арктике.

Осенью 2014 г. адмирал Р. Папп представил амбициозную программу председательства США в Арктическом совете под названием «Единая Арктика: общие вызовы, возможности и ответственность». В программе заявлены следующие основные цели американского председательства: укрепление Арктического совета как межправительственного форума; внедрение новых долгосрочных приоритетов; повышение осведомленности об Арктике и изменении климата в Соединенных Штатах и во всем мире.

Деятельность Совета США планируют сосредоточить в трех основных областях: безопасность Северного Ледовитого океана и международное управление; улучшение экономических и бытовых условий жизни жителей Арктики; преодоление последствий изменения климата.

Sean D. Ellio / The Day / AP
Специальный представитель США по
Арктике адмирал Роберт Папп

Повестка дня председательства показывает, что фокус деятельности Арктического совета в 2015–2017 гг. изменится. Признавая важность изменения климата, Канада в период своего председательства в 2013–2015 гг. все же сосредоточилась, главным образом, на вопросах экономического развития в регионе. Соединенные Штаты, напротив, планируют вывести вопросы климатических изменений на первый план.

Например, для защиты арктической морской среды США предлагают принять программу «Региональные моря» в Северном Ледовитом океане, аналогичную программам других стран по всему миру, а также увеличить масштабы исследования проблемы окисления океана. В рамках работы по преодолению последствий изменения климата американцы намерены активизировать деятельность Арктического совета по борьбе с выбросами сажи и метана в Арктике и поддерживать регулярный диалог между ключевыми игроками, принимающими решения по данному вопросу.

В то же время планируется реализовать многие инициативы Канады по улучшению жилищно-бытовых условий жителей Арктики. Особое внимание будет уделено проблемам доступа к чистой питьевой воде, развития систем канализации, улучшения психического здоровья людей и т.д. Американцы также намереваются продолжить работу по укреплению недавно учрежденного Арктического экономического совета.

На 2015–2017 гг. запланировано несколько достаточно важных мероприятий, в том числе масштабные учения по поиску и спасанию в рамках договора Арктического совета с участием всех арктических государств. Обсуждаются также возможности проведения саммита глав этих государств.

Основные вызовы

Выполнение столь амбиционной программы представляется достаточно сложной задачей в связи с наличием у США ряда внутренних и внешних проблем.

Аляска и федеральное правительство: различия приоритетов в Арктике

На фоне международных проблем, с которыми США столкнулись в последние годы (конфликт в Сирии, ядерная программа Ирана, продвижение «Исламского государства», кризис на Украине), Арктика явно проигрывает из-за низкой конфликтогенности.

В течение десяти лет после окончания холодной войны Арктика была зоной интересов штата Аляска. Однако этот штат, имеющий только одно место в Палате представителей Конгресса США, оказывает слабое влияние на политику федеральных властей. К тому же более 80% земель Аляски находится в федеральном управлении, что приводит к конфликтам в отношениях между штатом и правительством страны (например, конфликт из-за возможности бурения нефтяных скважин в Национальном арктическом заповеднике «Arctic National Wildlife Refuge»).

В 2015 г. президент США Барак Обама рекомендовал расширить Национальный арктический заповедник на 12 млн акров. Таким образом, к числу территорий природного заповедника, признанных территориями дикой природы, не подлежащими разработке полезных ископаемых, были отнесены потенциально богатые нефтью участки вдоль побережья США в Северном Ледовитом океане. Предложение Б. Обамы вызвало возмущение у сенаторов от Аляски, поскольку, по их мнению, оно подрывает перспективы экономического развития штата.

Предложение Б. Обамы относительно расширения Национального арктического заповедника усугубило разрыв в представлениях жителей Аляски и федерального правительства о приоритетах политики в регионе. Кроме того, оно осложнило положение адмирала Р. Паппа, который пытался добиться внутриполитического консенсуса по американской повестке в Арктическом совете.

Комиссия от штата Аляска по арктической политике выразила озабоченность в связи с тем, что правительство США не уделяет достаточного внимания мнению представителей штата при определении приоритетов председательства в Совете. В частности, Комиссия сочла, что в программе председательства мало внимания уделено вопросам разработки полезных ископаемых и создания новых рабочих мест. Комиссия также подчеркнула, что не поддерживает отнесение дополнительных участков с потенциальными запасами полезных ископаемых в разряд территорий «дикой природы», так как считает, что жители Аляски должны иметь доступ к данным территориям. Таким образом, Комиссия предпочла бы, и большинство жителей Аляски, по убеждению ее членов, согласились бы с ней, чтобы председательство в Арктическом совете было направлено в большей степени на продвижение вопросов экономического развития, нежели вопросов изменения климата и защиты окружающей среды.

Арктика – предпоследняя строчка в повестке дня внешней политики США

После окончания холодной войны Арктика была отодвинута на задний план среди интересов правительства США. Американская внешняя политика в регионе была недостаточно определенной. Арктике практически не уделялось внимания во время президентства Дж. Буша-младшего. Лишь Директива президента от 2009 г. сформировала более или менее единое представление об интересах и задачах Соединенных Штатов в Арктике. Вашингтон не принимал активного участия и в работе Арктического совета.

Ситуация изменилась с приходом к власти администрации Б. Обамы. Так, Хиллари Клинтон стала первым госсекретарем США, посетившим заседание Арктического совета в 2011 г. Она также неоднократно высказывалась в пользу расширения деятельности Соединенных Штатов в регионе.

Кризис на Украине и растущая конфронтация России с Западом запустили спираль нестабильности в Арктике.

Тем не менее администрацию Б. Обамы часто критиковали за недостаточный интерес к Арктике. Так, несмотря на требования делегации от Аляски в Конгрессе, долгое время не существовало поста представителя США в Арктике или специального посланника по арктическим вопросам. С назначением Р. Паппа проблема была решена. Однако адмирал Р. Папп не состоит в ранге посла. Хотя дипломатический ранг может показаться не самой актуальной проблемой в Арктике, он все же показывает степень заинтересованности США в этом регионе.

Относительно низкий интерес к региону выражается и в недостаточном финансировании арктических проектов. В последние годы актуальность приобрела проблема старения американского ледокольного флота: два из имеющихся ледоколов береговой охраны США – «Polar Star» и «Polar Sea» – превысили отведенный им 30-летний срок службы. С 2011 г. «Polar Sea» был выведен из эксплуатации. Третий ледокол «Healy» не обладает достаточной мощностью для совершения многих операций. В течение многих лет береговая охрана США безуспешно пытается добиться финансирования строительства новых ледоколов.

На фоне международных проблем, с которыми США столкнулись в последние годы (конфликт в Сирии, ядерная программа Ирана, продвижение «Исламского государства», кризис на Украине), Арктика явно проигрывает из-за низкой конфликтогенности.

Важно также отметить, что в отличие от России или Канады Арктика не особо волнует американскую общественность (за исключением жителей Аляски). Большинство граждан Америки не осознают, что Соединенные Штаты – арктическая страна. В 2016 г. в США пройдут выборы нового президента. Вполне вероятно, что арктические вопросы, несмотря на председательство США в Арктическом совете, будут отодвинуты на задний план, поскольку не смогут послужить источником необходимых голосов в президентской гонке.

Арктика в контексте геополитических проблем

В период своего председательства США придется иметь дело с рядом проблем, с которыми Арктический совет столкнулся в связи с изменением геополитической ситуации в мире. В течение 2014 г. Арктика ощутила на себе влияние конфликта на Украине.

В сентябре 2014 г. США и Евросоюз ввели экономические санкции против России, запрещающие «ExxonMobil», «Shell», «BP» и другим европейским и американским компаниям участвовать в совместных проектах с «Роснефтью» в Арктике. Это напрямую сказалось на возможностях России разрабатывать ресурсы арктического шельфа. С введением санкций она потеряла главный стимул к сотрудничеству. Сегодня интересы национальной безопасности выходят на передний план арктической политики России, в рамках которой происходит наращивание ее военной мощи в регионе.

Кризис на Украине повлиял также на механизмы сотрудничества в области безопасности в Арктике. В регионе отсутствуют специализированные институты для обсуждения вопросов военной безопасности. Механизмы неофициального сотрудничества в этой области, которые начали нарабатываться в последние годы, приостановлены из-за украинских событий. Например, в 2014 г. было отменено ежегодное совещание начальников штабов арктических государств. Нет ясности и по поводу того, состоится ли такая встреча в 2015 г.

Проведение двусторонних («Помор» между Россией и Норвегией) и многосторонних («Vigilant Eagle» между США, Россией и Норвегией) военных учений, относящихся к важным мерам укрепления доверия, также было приостановлено на неопределенный срок.

REUTERS/Nathaniel Wilder/Pixstream
О чем следует помнить, когда мы говорим
об Арктике? Интервью с Винсентом
Ф. Галуччи

Кроме того, кризис на Украине и всплеск военной деятельности России в Арктике привели к серьезным изменениям в региональных военных альянсах, в частности, в Северном оборонном сотрудничестве (NORDEFCO) с участием Дании, Финляндии, Исландии, Норвегии и Швеции. В феврале 2015 г. Швеция призвала членов альянса усилить сотрудничество в NORDEFCO в военно-технической области, в воздушной и морской обороне, а также возобновить систему раннего предупреждения, в том числе в регионе Крайнего Севера.

Таким образом, кризис на Украине и растущая конфронтация России с Западом запустили спираль нестабильности в Арктике. Приостановление диалога по вопросам военной безопасности между арктическими государствами увеличивает опасность неправильного понимания и неверного толкования военной деятельности в регионе. Скорее всего, это не приведет к гонке вооружений или вооруженному конфликту в Арктике, но будет способствовать усилению напряженности.

Выводы

На сегодня сотрудничество в рамках Арктического совета продолжается, несмотря на украинский кризис и геополитическую напряженность. Сохранение статуса Совета как важного межгосударственного форума для взаимодействия всех арктических государств стало самым важным достижением Канады за время ее председательства в АС в 2013–2015 гг.

Выполнить все три заявленные задачи и провести встречи на высоком уровне Соединенные Штаты смогут, только опираясь на усилия всех участников Арктического совета, особенно России. Например, без тесного взаимодействия с Россией будет трудно обеспечить эффективную реализацию соглашений о поиске и спасании и готовности к ликвидации последствий разливов нефти в Северном Ледовитом океане. Без участия России проведение крупномасштабных учений будет, по крайней мере, неполноценным. Более того, для продвижения таких сложных вопросов, как защита окружающей среды и изменение климата, Арктика должна оставаться стабильным и мирным регионом. Для решения задачи по внедрению новых долгосрочных приоритетов необходим консенсус, которого сложно добиться в атмосфере недоверия и напряженности.

На сегодня выполнение задач, которые США ставят перед собой, представляется достаточно проблематичным. Хотя адмирал Р. Папп заявил о намерении поддерживать Россию как одного из ключевых членов Арктического совета и «держать линию связи открытой», изолировать Арктику от мировой геополитики становится все сложнее, тем более что поддержание сотрудничества в регионе имеет относительно низкий приоритет для США по сравнению с прекращением войны у европейских границ. Вполне возможно, что российская сторона будет воспринимать любые американские инициативы с недоверием.

picture alliance / Robert Harding /Vostock Photo
Арктическое сотрудничество – очередная
жертва Украины?
Интервью с Андреем Загорским

Однако если в ближайшие два года ситуация на Украине улучшится, Арктика и Арктический совет могут стать потенциальной платформой для перезагрузки в отношениях между Россией и Западом, так как в самом регионе нет проблем, которые невозможно было бы решить дипломатическим путем.

В противном случае США будут вынуждены ограничить повестку своего председательства и сделать упор на закрепление результатов, достигнутых в предыдущие годы, то есть заниматься в большей степени минимизацией ущерба, чем наращиванием сотрудничества.

Команде Р. Паппа, скорее всего, придется использовать это время для повышения значимости арктических вопросов в повестке американской внешней политики, увеличения инфраструктурного потенциала США в Арктике, поиска консенсуса между штатом Аляска и федеральным правительством, а также для более широкого информирования рядовых американцев об «арктическом статусе» Америки.

Таким образом, принимая председательство в Арктическом совете, США придется сделать стратегический выбор. Либо проводить политику, направленную на сохранение за Арктикой статуса зоны сотрудничества, что в свою очередь, потребует тесного взаимодействия с Россией. В этом случае Вашингтон может выступить в качестве лидера процесса примирения и использовать накопленный опыт двустороннего и многостороннего сотрудничества в регионе для построения взаимовыгодного диалога. Либо Арктика будет выбрана как площадка, на которой США и страны Европы будут стремиться бросить вызов России в рамках борьбы с кризисом на Украине. В этом случае, арктическое сотрудничество, к сожалению, станет заложником геополитических разногласий между Россией и Западом.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся