Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Владислав Белов

К.э.н., заместитель директора Института Европы РАН, заведующий Отделом страновых исследований, руководитель Центра германских исследований

20 августа 2014 г. высшее политическое руководство Германии после непродолжительных закрытых консультаций приняло весьма спорное решение о поставке оружия курдским пешмерга, вовлечённым в вооружённый конфликт с исламскими террористами. Данное исключение из существующего запрета может стать прецедентом, способным поменять существующую германскую доктрину невмешательства в военные конфликты.

20 августа 2014 г. высшее политическое руководство Германии (канцлерин Ангела Меркель, министр обороны Урсула фон дер Ляйен, министр финансов Вольфганг Шойбле (все члены ХДС), вице-канцлер министр экономики и энергетики Зигмар Габриэль и министр иностранных дел Франк-Вальтер Штайнмайер (СДПГ)) после непродолжительных закрытых консультаций приняло весьма спорное решение о поставке оружия курдским пешмерга, вовлечённым в вооружённый конфликт с исламскими террористами. Данное исключение из существующего запрета [1] может стать прецедентом, способным поменять существующую германскую доктрину невмешательства в военные конфликты.

Данное решение следует рассматривать в контексте реформирования бундесвера, начало которому было положено ещё в 90-е годы прошлого века и которое изначально предполагало участие Германии в зарубежных миссиях. Одновременно происходили изменения в сфере контроля над экспортом вооружения. За прошедшие два десятилетия страна серьёзно продвинулась на этом пути, выдвинув в качестве стратегической цели расширение международной ответственности ФРГ и необходимость соблюдения принципа приоритета союзнических обязательств в НАТО, а также многостороннее сотрудничество, как в рамках этого альянса, так и Евросоюза. Кстати, политические принципы, лежащие в основе принятия решений об участии бундесвера в акциях за пределами немецкого государства, до сих пор не регламентированы. Предполагается, что приоритетны упомянутые обязательства, в первую очередь, перед США, которые постоянно настаивают на более энергичном вовлечении союзников в мероприятия по обеспечению международной безопасности [2].

Новая правительственная коалиция выступает за более активное участие страны в разрешении международных конфликтов, в т.ч. военным путем.


Reuters/Lukas Barth
Ф.-В. Штайнмайер на Мюнхенской
конференции по безопасности 2014 г.


Был обозначен вектор перехода к новой внешнеполитической парадигме, в основе которой лежит культура ответственности, предполагающей существенный рост самостоятельности ФРГ в принятии внешнеполитических решений.

Новая правительственная коалиция выступает за более активное участие страны в разрешении международных конфликтов, в т.ч. военным путем. Примечательны семь тезисов Ф.-В. Штайнмайера, высказанные им в ходе традиционной Мюнхенской конференции по безопасности 2014 г. Среди прочего, в них говорится о необходимости более решительных и субстанциональных внешнеполитических шагов, конкретной ответственности Германии в области внешней, оборонной политики и политики безопасности, в первую очередь европейской. Но особенно интересен четвёртый тезис, где министр указывает на то, что нынешняя культура (военной) сдержанности (Kultur der Zurückhaltung) не должна становиться культурой неучастия/отстранённости (Kultur des Heraushaltens) и что Германия слишком велика, чтобы только комментировать происходящее в мире. Поэтому она должна интенсивно и креативно думать с другими акторами о том, «как использовать ящик с дипломатическими инструментами для реализации разумных инициатив». Тем самым был обозначен вектор перехода к новой внешнеполитической парадигме, в основе которой лежит культура ответственности, предполагающей существенный рост самостоятельности ФРГ в принятии внешнеполитических решений. Именно в этом контексте следует рассматривать принятое решение о военных поставках в кризисный регион.

Важное место в таких вопросах в ФРГ занимает внутриполитический фактор, который традиционно играет сдерживающую роль для действий и решений правительства. Это относится и к общественному мнению, и к требованиям жёсткого парламентского контроля над любым экспортом вооружения. В полной мере это учитывается партиями нынешней правительственной коалиции, настойчиво подчеркивающими в своих документах верховенство Основного закона и положений международного права при принятии ими соответствующих постановлений. При правительстве существует Федеральный совет по безопасности (Bundessicherheitsrat - создан в 1955 г.), на заседании которого обсуждаются вопросы экспорта вооружений. Они проходят в закрытом режиме. Бундестаг получает информацию пост-фактум один раз в год в виде правительственного отчёта, когда что-либо изменить уже невозможно. К тому же у него нет возможностей прямого влияния на этот орган.



Важными гарантами соблюдения существующих правовых норм выступают оппозиционные партии. «Зелёные» и «Левые» и в этот раз первыми выступили против кулуарного обсуждения и принятого решения в отношении военной поддержки курдов.

Важными гарантами соблюдения существующих правовых норм выступают оппозиционные партии. «Зелёные» и «Левые» и в этот раз первыми выступили против кулуарного обсуждения и принятого решения в отношении военной поддержки курдов. Их поддержали представители фракций правящих партий, особенно ХСС - их министр не был приглашен на обсуждение 20 августа, что вызвало понятное возмущение в их партийных рядах. Оппозиция выступила за срочное проведение внеочередного собрания нижней палаты парламента [3] для обсуждения правительственного решения, включая рекомендуемый коалицией список вооружения (вопрос должен обсуждаться в правительстве в среду 27 августа). 22 августа фракции приняли решение провести его 1 сентября. На нём с правительственным заявлением выступит канцлерин А. Меркель [4].

Правительство указывает на то, что в отношении курдов поставки будут осуществляться со складов бундесвера, т.е. в экспорте не будут задействованы конкретные компании-производители, являющиеся объектом контроля. Наряду со средствами защиты (бронежилеты, каски и пр.) речь также идёт о гранатомётах и противотанковых реактивных снарядах, использование которых предполагает наличие инструкторов. Общественность указывает на высокие риски такого подхода - среди прочего, немецкое вооружение может попасть к третьим лицам (в т.ч. исламским террористам), и курды будут впоследствии использовать его для борьбы за свою независимость.

А. Меркель по-прежнему исключает возможность непосредственного участия бундесвера в военных конфликтах. К тому же правительство в коалиционном договоре высказало готовность изменить сроки предоставления отчёта об экспорте вооружений - теперь депутаты бундестага будут получать его до летних каникул. Одновременно будет делаться промежуточный доклад и предоставляться актуальная информация о решениях Федерального совета (не позже двух недель с даты их принятия).

Нынешнее решение о поставках вооружений подтверждает тезис о переходе Германии в своей внешнеполитической концепции от культуры сдержанности к культуре ответственности, что предполагает в будущем более активное участие страны и более высокую степень самостоятельности в решении различного рода конфликтов, в том числе военных. Такое участие будет согласовываться с союзниками по НАТО и ЕС, но ФРГ во многих случаях будет выступать инициатором конкретных шагов. В обозримой перспективе речь будет идти о поставках вооружений. Затем на повестку дня будет поставлен вопрос об участии войск бундесвера (сначала в рамках войск ООН, затем вне их рамок). Одновременно правительство будет вынуждено пойти навстречу бундестагу и согласиться на введение более эффективного парламентского контроля, необходимость которого активно обсуждается в течение последних лет. Кроме того, партии правительственной коалиции будут вынуждены обращать внимание на поведение и реакцию своего электората, в целом негативно относящегося к более активному участии страны, особенно бундесвера, в решении зарубежных вооруженных конфликтов.

1. Существующее положение об экспорте вооружений допускает исключения в том случае, когда этого требуют "особые внешнеполитические интересы и интересы безопасности Федеративной Республики Германия с учётом союзнических интересов". До сих пор правительство воспользовалось таким исключением только один раз - речь шла о поставках вооружений Израилю, перед которым Германия несёт особую историческую ответственность.

2. См. также: Германия. 2012 / (под ред. В.Б. Белова). Часть 2. - М. : Ин-т Европы РАН : Рус. сувенир, ДИЕ № 295. С. 70-83; Германия. 2013 / (под ред. В.Б. Белова) - М. : Ин-т Европы РАН , 2014. ДИЕ № 304. С. 86-97 (эти публикации также есть в свободном доступе на http://www.ieras.ru/reports.htm).

3. Всего с 1949 г. было проведено 50 таких заседаний (Sondersitzung).

4. Руководитель фракции "Левых" Грегор Гизи настаивает на внесении изменений в Закон об экспорте вооружений, введении запрета на их поставки в определённые страны и необходимость парламентского одобрения такого экспорта в другие государства. А. Меркель категорически отвергает такие требования.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся