Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 17, Рейтинг: 5)
 (17 голосов)
Поделиться статьей
Наталья Травкина

Д.полит.н., руководитель Центра внутриполитических исследований Института США и Канады РАН, эксперт РСМД

16 января 2020 г. новый посол США в РФ Джон Дж. Салливан прибыл в Москву и приступил к выполнению своих дипломатических обязанностей. МИД РФ сигнализировал новому американскому послу, что теплая погода в российской столице специально удерживается до появления Д. Салливана в Спасо-хаусе (официальной резиденции американских послов в Москве), давая тем самым понять, что климатическое потепление стоило бы постепенно трансформировать и в политическую оттепель в российско-американских отношениях. Стандартные дипломатические реверансы, неизменно сопровождающие назначение американских послов в Россию, на этот раз, возможно, имеют особую тональность, поскольку Д. Салливан прибыл в Москву уже после президентского послания В. Путина Федеральному собранию 15 января, положившего начало далеко идущим преобразованиям в российском обществе, которые, вероятно, затронут и сферу внешней политики, в том числе и такое её важнейшее направление, как российско-американские отношения.

Судя по официальной реакции Государственного департамента США, президентское послание Президента РФ, вернее последовавшие за ним изменения в высшем государственном руководстве РФ, явились полной неожиданностью для Вашингтона, «увязшего» в процессе импичмента президента Д. Трампа, который потенциально может обернуться и изменениями в руководстве Государственного департамента. До президентского послания В. Путина 15 января цели и задачи, поставленные перед Д. Салливаном администрацией Д. Трампа, казались вполне укладывающимися в устоявшиеся нормы-рамки, обозначенные еще при его предшественнике Дж. Хантсмане, занимавшего должность посла США в РФ в течение двух лет — с октября 2017 г. по октябрь 2019 г.

Цель миссии Д. Салливана в Москве была достаточно четко обозначена им в его коротком выступлении в Сенате США 30 октября 2019 г. на слушаниях по утверждению его кандидатуры на должность девятого по счету американского посла с начала 1990-х годов в РФ. Новый посол полностью солидаризировался с антироссийской риторикой Вашингтона, указав, в частности, на то, что отношения с Россией достигли низшей точки после окончания холодной войны.

Программа действий Д. Салливана на посту посла США была сформулирована, исходя из принципа «с одной стороны — с другой стороны». С одной стороны, Д. Салливан пообещал американским сенаторам «продолжить диалог с правительством России по борьбе с терроризмом и контролю над вооружениями, а также по денуклеаризации Корейского полуострова, поиску мирного решения конфликтов в Афганистане, Сирии и по многим другим вопросам». С другой стороны, Д. Салливан «будет неустанно противостоять попыткам вмешательства России в выборы в США, нарушения суверенитета Украины и Грузии, и её злонамеренному поведению, которые и понизили отношения (двух стран — прим. автора) до такого низкого уровня доверия». Какое из этих начал в деятельности нового американского посла в конечном итоге восторжествует покажет самое ближайшее будущее, но совершенно очевидно, что за предыдущие три года руководству Государственного департамента так и не удалось решить квадратуру круга российско-американских отношений, когда реализация целей одной стороны сводила на нет цели другой стороны.


16 января 2020 г. новый посол США в РФ Джон Дж. Салливан прибыл в Москву и приступил к выполнению своих дипломатических обязанностей. МИД РФ сигнализировал новому американскому послу, что теплая погода в российской столице специально удерживается до появления Д. Салливана в Спасо-хаусе (официальной резиденции американских послов в Москве), давая тем самым понять, что климатическое потепление стоило бы постепенно трансформировать и в политическую оттепель в российско-американских отношениях. Стандартные дипломатические реверансы, неизменно сопровождающие назначение американских послов в Россию, на этот раз, возможно, имеют особую тональность, поскольку Д. Салливан прибыл в Москву уже после президентского послания В. Путина Федеральному собранию 15 января, положившего начало далеко идущим преобразованиям в российском обществе, которые, вероятно, затронут и сферу внешней политики, в том числе и такое её важнейшее направление, как российско-американские отношения.

Судя по официальной реакции Государственного департамента США, президентское послание Президента РФ, вернее последовавшие за ним изменения в высшем государственном руководстве РФ, явились полной неожиданностью для Вашингтона, «увязшего» в процессе импичмента президента Д. Трампа, который потенциально может обернуться и изменениями в руководстве Государственного департамента. До президентского послания В. Путина 15 января цели и задачи, поставленные перед Д. Салливаном администрацией Д. Трампа, казались вполне укладывающимися в устоявшиеся нормы-рамки, обозначенные еще при его предшественнике Дж. Хантсмане, занимавшего должность посла США в РФ в течение двух лет — с октября 2017 г. по октябрь 2019 г.

Цель миссии Д. Салливана в Москве была достаточно четко обозначена им в его коротком выступлении в Сенате США 30 октября 2019 г. на слушаниях по утверждению его кандидатуры на должность девятого по счету американского посла с начала 1990-х годов в РФ. Новый посол полностью солидаризировался с антироссийской риторикой Вашингтона, указав, в частности, на то, что отношения с Россией достигли низшей точки после окончания холодной войны. «Череда враждебных действий России, которые резко осложнили отношения двух стран, до боли знакомы членам сенатского Комитета по иностранным делам: попытки вмешательства в (американские — прим. автора) выборы и выборы союзников, действия, нарушающие территориальную целостность и суверенитет Украины и Грузии, использование оружия массового поражения для убийства своих граждан за пределами России, нарушения Договора о РСМД и посягательства на основные права россиян, среди всего прочего», — отметил в своем заявлении Д. Салливан.

При этом Д. Салливан указал, что, заняв должность заместителя государственного секретаря в мае 2017 г., он был активно вовлечен в формирование политики администрации Д. Трампа в отношении России, возглавляя американскую сторону в продолжающемся диалоге с Москвой по борьбе с международным терроризмом и американскую делегацию в Женеве в середине июля 2019 г. для возобновления диалога двух стран по стратегической безопасности.

Он признал, что «участвовал в принятии решений о введении санкций в отношении Евгения Пригожина и других лиц, связанных с российским Агентством интернет-исследований, за их попытки вмешаться в промежуточные выборы в США в 2018 г.». Иными словами, Д. Салливан косвенно признал, что в ухудшении российско-американских отношений в течение первых трех лет пребывания у власти администрации Д. Трампа есть и его вклад, по крайней мере, в том, что касается роли Государственного департамента США в педалировании периодически возникавших дипломатических скандалов между Вашингтоном и Москвой.

Программа действий Д. Салливана на посту посла США была сформулирована, исходя из принципа «с одной стороны — с другой стороны». С одной стороны, Д. Салливан пообещал американским сенаторам «продолжить диалог с правительством России по борьбе с терроризмом и контролю над вооружениями, а также по денуклеаризации Корейского полуострова, поиску мирного решения конфликтов в Афганистане, Сирии и по многим другим вопросам». С другой стороны, Д. Салливан «будет неустанно противостоять попыткам вмешательства России в выборы в США, нарушения суверенитета Украины и Грузии, и её злонамеренному поведению, которые и понизили отношения (двух стран — прим. автора) до такого низкого уровня доверия». Какое из этих начал в деятельности нового американского посла в конечном итоге восторжествует покажет самое ближайшее будущее, но совершенно очевидно, что за предыдущие три года руководству Государственного департамента так и не удалось решить квадратуру круга российско-американских отношений, когда реализация целей одной стороны сводила на нет цели другой стороны.

Верный республиканец

Оценки Д. Салливана как «высокопрофессионального опытного дипломата» не вполне подтверждаются фактами его карьеры. Скорее, следует говорить о том, что его возвышение в вашингтонских коридорах власти произошло благодаря верному служению Республиканской партии. Д. Салливан родился 20 ноября 1959 г. в Бостоне. После окончания в 1977 г. частной католической школы в Вествуде он поступил в один из наиболее престижных частных университетов США — Брауновский университет, расположенный в Провиденсе. В 1981 г. он окончил его, получив степень бакалавра по истории и политологии. В 1985 г. успешно окончил докторантуру Колумбийского университета (г. Нью-Йорк), получив степень доктора права. По профессии Д. Салливан юрист, и вплоть до прихода в Государственный департамент он работал юрисконсультом в Министерстве обороны и Министерстве торговли США.

Началом политической карьеры Д. Салливана следует считать его участие в президентской кампании Дж. Буша-старшего в 1992 г. в качестве заместителя главного юрисконсульта его предвыборного штаба. В этом же качестве он принимал активное участие в последующих избирательных президентских кампаниях республиканцев. Участие в победной для республиканского кандидата — Дж. Буша-младшего — кампании 2000 г. было вознаграждено назначением Д. Салливана в феврале 2004 г. заместителем главного юрисконсульта Министерства обороны США. После успеха Дж. Буша-младшего на президентских выборах 2004 г. Д. Салливан в 2005 г. назначается главным юрисконсультом Министерства торговли США, а в 2007 г. он одновременно становится и заместителем министра торговли США (вплоть до 2009 г.).

Поборник «коммерческой дипломатии»?

Д. Салливан пришел в Государственный департамент США весной 2017 г. вслед за первым государственным секретарем США в администрации Д. Трампа Р. Тиллерсоном, занимавшим до этого пост председателя Совета директоров ведущей корпорации нефтегазового комплекса США «Эксон Мобил». Именно тогда Государственный департамент официально провозгласил эру «коммерческой дипломатии», и для поддержки нового направления американской внешней политики заместителем Р. Тиллерсона становится Д. Салливан, который к тому времени приобрел прочную репутацию одного из ведущих экспертов в области международных экономических отношений.

Юридическая практика Д. Салливана в частном бизнесе началась в 1993 г., когда он приступил к работе в транснациональной юридической фирме «Майер Браун» (со штаб-квартирой в Чикаго). Она продлилась 10 лет, а затем была продолжена в 2010–2016 гг. Постепенно Д. Салливан становится одним из руководителей вашингтонского отделения фирмы, занимаясь вопросами влияния торгово-экономических отношений на национальную безопасность США. В этом качестве он регулярно консультирует руководителей крупнейших американских и зарубежных корпораций по вопросам экспортного контроля и санкционной политики США, а также по иностранным инвестициям в США и американским инвестициям в странах Ближнего и Среднего Востока, в России, на Кубе и в ряде других стран. Одновременно Д. Салливан выступал лоббистом и юрисконсультом многих крупнейших зарубежных фирм, которые намеревались инвестировать в американскую экономику, а также представлял их интересы в американских судах.

Его экспертные знания оказались востребованными и при демократической администрации Б. Обамы, когда он в 2010–2016 гг. занимал должность председателя специального правительственного комитета по налаживанию экономических отношений между США и Ираком. Это обстоятельство, возможно, способствовало тому, что 12 декабря 2019 г. Д. Салливан был утвержден Сенатом в качестве нового посла США в РФ в соотношении голосов 70 «за» и 22 «против», причем в его поддержку высказались 20 сенаторов-демократов. Вполне вероятно, что Д. Салливан имеет возможность повлиять на расширение торгово-экономических связей между США и Россией, о необходимости которых для улучшения климата во взаимоотношениях двух стран неоднократно говорили и В. Путин, и Д. Трамп.

Первоочередной задачей нового американского посла в Москве, безусловно, является комплексная оценка всех решений, принятых в развитие президентского послания В. Путина Федеральному собранию. На основе этой оценки в Вашингтоне будут приниматься решения о возможных изменениях в американской политике в отношении России. О важности такой оценки прямо говорил государственный секретарь США М. Помпео в своем интервью радиостанции WIBC, данном 17 января. Дословно он заявил, что все возможные перемены в американской позиции будут осуществлены только после того, как «будет дана оценка всего произошедшего в Москве. Наши действия по отношению к России вряд ли изменятся как простая реакция на некоторые перемены в российском правительстве».

Однако в целом сам Д. Салливан, оценивая перспективы своей работы на посту посла США в РФ, прозорливо заявил в конце октября 2019 г., что его «достаточно деликатная дипломатическая миссия не будет ни легкой, ни простой» [1].

1. Statement of John J. Sullivan, Nominee to be U.S. Ambassador to the Russian Federation. Senate Committee on Foreign Relations, October 30, 2019. P. 1.


Оценить статью
(Голосов: 17, Рейтинг: 5)
 (17 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся