Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 5, Рейтинг: 4.2)
 (5 голосов)
Поделиться статьей
Илья Крамник

Научный сотрудник Центра североамериканских исследований ИМЭМО РАН, эксперт РСМД

Александр Ермаков

Научный сотрудник ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН, эксперт РСМД

Военные конфликты XX века принесли многомиллионные жертвы, перекроили карту мира и создали мир таким, каким мы его знаем. Вторая мировая война стала мощным драйвером технического прогресса и не только в области вооружений. Эксперты РСМД рассказывают о технологическом наследии Второй мировой: ядерном оружии и атомной энергетике, реактивной авиации и космонавтике, подводном флоте и авианосцах.

Александр Ермаков, военный эксперт РСМД

Издревле войны были главным драйвером прогресса, в особенности технического. Необходимость истребления себе подобных всегда подстегивала человеческую изобретательность, ведь сколь бы это занятие ни было страшным — ничто так не подстегивает конкуренцию и не открывает дорогу свежим и смелым идеям.

giftsofwar1.jpg
nuclearweaponarchive.org
Возвращение B-29 "Enola Gay" из своего исторического боевого вылета

XX век, к сожалению, был особенно богат на военные конфликты, в том числе и общемировые. Они принесли многомиллионные жертвы, радикально перекроили карту мира, разрушив существовавшие века империи и создали мир таким, каким мы его знаем. В том числе и в области технического прогресса и не только в области вооружений.

До Второй мировой войны сила, заключенная в атомном ядре, волновала в основном небольшую кучку физиков. Однако некоторым из них удалось убедить свои правительства в реальности своих заумных рассказов — наибольшего успеха достигла американо-английская команда ученых (пользовавшаяся и наработками французов), реализовавшая один из величайших научных проектов в истории. Вторая мировая война, самый темный период прошедшего века, закончился, вероятно, единственно возможным способом — двумя ослепительными вспышками рукотворных звезд. С тех пор ядерное оружие хранило мир от повторения глобальной войны, а та же разрушительная сила, прирученная в атомных электростанциях, освещает наши дома.

Вторая мировая война была глобальным конфликтом — такое случалось в человеческой истории не в первый раз (до Первой мировой можно с полным правом вспомнить эпоху Наполеона или Семилетнюю войну), но вместе с техническим прогрессом мир стремительно стал таким маленьким. Авиация доказала свою полезность еще в начале века, но Вторая мировая война превратила ее из винтомоторной в реактивную. Дальность и скорость полета позволили связать вместе континенты, и путешествие из Европы в Америку или Азию стало занимать не недели или дни, а несколько часов, которые, конечно, воспринимаются современными пилигримами как долгие мучения. И в грузоперевозках используются достижения логистики того времени — стандартные транспортные контейнеры, ставшие ответом на сложнейшую задачу снабжения на межконтинентальных расстояниях, а после войны превратились в современную систему универсальных контейнеров, сделавших перевозки товаров как никогда удобными.

В первую очередь наследие войны касается развития подводных лодок и их вооружения.

Но достижением, которым, к сожалению, мы обязаны именно войне, и которое будет важным, даже когда Вторая мировая станет таким же далеким достоянием истории, как Столетняя война, является выход человечества за пределы своего домашнего мира. Хотя, как и в области авиационных реактивных двигателей и атомной энергии, небезуспешные изыскания осуществлялись и до войны, именно она подтолкнула развитие вперед, и через полтора десятилетия после ее окончания человек вышел за пределы своего родного мира. Мира, который он никогда не мог поделить с себе подобными.

giftsofwar3.jpg
waralbum.ru
Таким "Граф Цеппелин" получил советский ВМФ

Илья Крамник, руководитель отдела «Силовые структуры» Lenta.ru, эксперт РСМД

Учитывая уровень промышленного и научного развития Германии на момент Великой Отечественной войны, у нее было много новинок, которые отсутствовали не только в СССР, но и у наших партнеров по антигитлеровской коалиции. Конечно, мы немало позаимствовали у немцев.

Если говорить конкретно о флоте, то в первую очередь наследие войны касается развития подводных лодок и их вооружения. Технологии, примененные в немецких подлодках довоенной разработки, модернизированных во время войны (серии VII и IX), а так же новейших субмаринах серии XXI были использованы в создании советских подлодок послевоенных проектов 613 и 611. В Советском Союзе были и собственные проекты, которые разрабатывались во время войны, но они были очень сильно изменены с учетом немецкого влияния. Наши послевоенные подлодки — проекты 613 и 611 — получили значительно более мощные аккумуляторные батареи, у них выросла скорость подводного хода, была изменена их гидродинамика с учетом увеличения скорости. Было усовершенствовано и радиоэлектронное оборудование — как по составу, так и по своему качеству за счет применения новой элементной базы, и большей частью это было подсмотрено именно у немцев.

giftsofwar4.jpg
wikimedia.org
Линкор "Новороссийск" (при рождении "Джулио Чезаре") полученный в качестве репараций от Италии

Немецкие технологии легли в основу первых советских разработок управляемых торпед для подводных лодок, и можно сказать, что немецкие трофеи во многом определили облик советского подводного флота в части дизельных подводных лодок и их вооружений в 1950-х гг. и позднее. Дальше, конечно, эти технологии совершенствовались, Россия разрабатывала собственные изделия, но роль полученных трофеев недооценивать нельзя.

Если говорить о конкретных изделиях, то можно вспомнить первую советскую самонаводящуюся торпеду САЭТ-50. Фактически это советское воспроизведение немецких технологий управляемой торпеды.

giftsofwar5.jpg
wikimedia.org
Подводная лодка проекта 613

Что касается авианосцев — отечественный флот активно изучал практику эксплуатации авианосцев союзниками, как в Атлантике, в том числе в составе полярных конвоев и операциях против немецких баз в Норвегии, так и опыт боев на Средиземном море и в Тихом океане. Германия, как известно, авианосцы не использовала, поскольку так и не довела до боевой готовности свой «Граф Цеппелин». Он достался СССР по репарациям, но был потоплен в ходе учебных бомбометаний авиацией Балтийского флота. Таким образом, использовать мы его не стали. А опыт союзников оказал серьезное воздействие на советское вооружение во второй половине 1940-х – начале 1950-х гг. Это, наверное, стало главным наследием Великой отечественной войны, поскольку мы озаботились противодействием авианосцам как видам вооружений. До Второй мировой войны они всерьез не рассматривались в качестве ударной силы никем, кроме японцев, и, в меньшей мере, англичан. Именно успехи англичан в 1940 году и японцев в 1941–42 дали толчок серьезному развитию этого вида морских вооружений. Что касается влияния на советские разработки кораблей этого класса, то оно, скорее, осталось теоретическим, поскольку до реализации в железе ни один послевоенный советский проект авианосцев не дошел. Только со второй половины 1960-х гг. Советский Союз начинает строить авианесущие корабли, но это уже совсем другая история.

В советском надводном флоте видно продолжение еще довоенного влияния. Мы довольно много заимствовали у итальянцев, у которых купили немало технологий в области надводного военного кораблестроения в 1930-х гг. Кроме того, мы получили по разделу несколько кораблей итальянского флота и некоторую документацию. СССР развивал те проекты, которые в свое время создал на основе итальянских.

У немцев СССР заимствовал в основном радиоэлектронные вооружения: системы связи и радиолокаторы. Опять же, стоит отметить огромное влияние ленд-лиза. Очень хорошие радары были, например, у англичан, и они также оказали серьезное влияние на послевоенное развитие советской техники.

Материал подготовила Дарья Хаспекова, шеф-редактор сайта РСМД.

Оценить статью
(Голосов: 5, Рейтинг: 4.2)
 (5 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся