Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Александр Пивоваренко

К.и.н., старший научный сотрудник Института славяноведения РАН, старший научный сотрудник Института диаспоры и интеграции, автор телеграм-канала «Далматинская фактория»

Отношение к Празднику Победы на Балканах в лучшем случае можно назвать положительно-нейтральным. Этот день, безусловно, существует в общественном и медиапространстве. Памятные мероприятия проводятся, речи произносятся. В лентах новостей присутствуют репортажи о большом военном параде в Москве, однако интерес он вызывает скорее в контексте геополитической мощи современной России. Практически нигде на Балканах праздник 9 мая не занимает важного места в календаре.

Отношение к Празднику Победы на Балканах в лучшем случае можно назвать положительно-нейтральным. Этот день, безусловно, существует в общественном и медиапространстве. Памятные мероприятия проводятся, речи произносятся. В лентах новостей присутствуют репортажи о большом военном параде в Москве, однако интерес он вызывает скорее в контексте геополитической мощи современной России.

Наиболее заметные мероприятия проходят в Белграде. Верховное военное и политическое руководство возлагает венки на горе Авала у Памятника неизвестному герою (воздвигнут в честь погибших в Первой мировой войне) и Монумента советским ветеранам войны. Проходят церемонии у памятника советскому воину-освободителю и у мемориального комплекса павшим воинам. Вечером над Калемегданом, старинной крепостью в сердце сербской столицы, – скромный, но праздничный салют.

Однако практически нигде на Балканах праздник 9 мая не занимает важного места в календаре. Везде, кроме Республики Сербской, этот день остается рабочим. Статус государственного праздник имеет лишь в Сербии и Боснии и Герцеговине. Неудивительно, что только лидеры этих государств (Томислав Николич, Милорад Додик, а также лидер боснийских мусульман Бакир Изетбегович, как и президент Македонии Георге Иванов) заявили о безоговорочном намерении приехать в Москву на 9 мая, в отличие от своих коллег из Черногории, Хорватии или Болгарии.

Даже самые торжественные мероприятия на Балканах, как по наблюдениям автора, так и по мнению его сербских коллег, не имеют такого значения, которое имеет Праздник Победы для России. На это существует ряд причин:

  • Сложный характер военных событий на Балканах и прежде всего на территории Югославии;
  • Наличие других памятных дат и событий Второй мировой войны;
  • Большое значение других событий в истории, вокруг которых сформирован общественный консенсус;
  • Большое значение религиозных и народных праздников;
  • Попытки руководства балканских стран придать празднику нейтральный, политкорректный статус;
  • Наличие тесных исторических и культурных связей с Россией.

Идеологическая сложность

www.novosti.rs
День Антифашистского вече народного
освобождения Югославии АВНОЮ
в г. Яйце, Босния

В силу непростого характера Второй мировой войны на Балканах, вызванного политическими, идеологическими, этнорелигиозными и идеологическими причинами, здесь не было четкой линии фронта и классических правых и виноватых.

В войну 6 апреля 1941 г. вступило одно государство (королевская Югославия), а вышло из нее другое (социалистическая Югославия, СФРЮ). В регионе действовали немецкие, итальянские, венгерские, болгарские оккупационные войска. Сторонами конфликта стали королевское правительство, превратившееся в правительство в изгнании, и гражданские администрации оккупированных Сербии и Словении, руководители которых сочли путь коллаборационизма единственной возможностью облегчить положение населения. Широкую известность получило усташское Независимое государство Хорватия[1]. В конфликте приняло также участие сербско-национальное движение четников[2] Дражи Михайловича (равногорское движение) и интернациональное партизанское движение Тито. Распространена была и практика «тактического коллаборационизма», когда та или иная сторона, ведущая «освободительную борьбу», заключала соглашение с оккупационными силами для получения тактического преимущества на местности.

В силу непростого характера Второй мировой войны на Балканах, вызванного политическими, идеологическими, этнорелигиозными и идеологическими причинами, здесь не было четкой линии фронта и классических правых и виноватых.

Таким образом, война на Балканах носила сложный характер, принимая черты как национально-освободительного движения, так и гражданского конфликта. В результате победы коммунистического партизанского движения его идеологические противники из числа тех, кто сумел избежать политических репрессий, были вынуждены покинуть страну. Проведя более четырех десятилетий в эмиграции, они получили возможность вернуться домой только после распада СФРЮ и образования на ее месте национальных государств, где были приняты новыми элитами. Это объективно подразумевало пересмотр социалистической концепции победы и проведение новой общественной дискуссии. Однако благодаря распаду единого государства и становлению молодых республик, а также появлению мощного буфера демократии, разделившего правый и левый лагеря, старый идеологический спор оказался заморожен, что называется, «до лучших времен». Все это объективно способствовало усложнению отношения к празднику и снижению его значения.

Памятные даты

Война на Балканах носила сложный характер, принимая черты как национально-освободительного движения, так и гражданского конфликта.

Важно и то, что в истории Второй мировой войны в Югославии были не менее, а то и более значимые события, из-за чего отсутствует логическая привязка торжеств именно к дню 9 мая. К ним относятся даты освобождения крупных городов: Белграда (12-20 октября 1944 г.), Сараево (5 апреля 1945 г.), Любляны и Загреба (8 и 9 мая). Важной памятной датой считается и прорыв Сремского фронта 12 апреля 1945 г. Помимо этого, в социалистической Югославии отмечались также дни образования народных освободительных антифашистских вече – югославского (АВНОЮ) и республиканских: Антифашистского вече Хорватии (ЗАВНОХ), Антифашистской скупщины Сербии (АСНОС), Черногорской антифашистской скупщины (ЦАСНО) и др. Эти даты имели большое значение, так как именно республиканские вече стали прообразом республик, вошедших в 1945 г. в СФРЮ. Значение этих событий столь сильно, что многие и сегодня в их годовщине видят повод достать флаг с красной звездой и надеть знаменитую «титовку», как и 4 мая – в годовщину смерти югославского лидера.

Если же мы возьмем современные государства, то увидим, что в их календарях присутствуют совершенно иные праздничные даты. Отмечаются даты начала антифашистского восстания (22 июня – День антифашистской борьбы в Хорватии, 11 октября – в Македонии). В Словении существует День борьбы против оккупации (27 апреля). Памятной датой остается и 15 мая – годовщина реального окончания боевых действий в Югославии. Однако поскольку все эти дни принадлежат к социалистическому концепту Победы, они не разделяются представителями других идеологических лагерей. Так, в Хорватии отмечаются дни памяти жертв коммунистических репрессий. А в Сербии потомки четников, воевавших как против оккупантов, так и против партизан Тито, отмечают майские праздники собственным шествием в местах, где возникло движение весной 1941 г.

www.radioposavina.com
В. Путин на торжественных мероприятиях в
Белграде, 16 октября 2014 г.

Что же касается военных парадов, то нужно вспомнить, что в СССР и СФРЮ 9 мая они проводились только в связи с круглыми датами (в СССР – в 1965, 1975, 1985, 1990 гг.; в СФРЮ – в 1965, 1970, 1975, и 1985 гг.). Наряду с этим существовали другие «парадные» дни (1 мая, 7 ноября в СССР; 20 октября в СФРЮ). Традиция 9 мая как дня ежегодного Парада Победы была заложена в новой России, где за двадцать лет относительной политической стабильности она приобрела самостоятельность и собственное значение. В бывшей СФРЮ появление подобной традиции было невозможно, что стало еще одной причиной понижения значения праздника.

Народная память и национальное примирение

Наконец, в истории балканских стран существуют даты и события, объективно более важные для формирования общественного консенсуса. Это прежде всего дни государственности и независимости. Они связаны как с независимостью недавно обретенной (большинство республик бывшей Югославии), так и с событиями национально-освободительной борьбы XIX в. (Болгария, Сербия, Республика Сербская, Македония). В Сербии таким событием считается также Первая мировая война. Памятной и объединяющей общество датой остается годовщина начала агрессии НАТО (24 марта 1999 г.), несмотря на все более откровенные попытки политического руководства смягчить негативное отношение сербов к бомбардировкам.

Наиболее удобным для элит балканских государств может стать придание празднику более нейтрального статуса.

В этой связи необходимо сказать о военном параде «Шаг победителя», который впервые за 29 лет прошел по Белграду 16 октября 2014 г. Парад, приуроченный к 70-летию освобождения города и 100-летию начала Первой мировой войны, выглядел не только как разовая акция, направленная на укрепление престижа нынешнего руководства Сербии, но и как попытка утвердить собственный день воинской славы, сопоставимый с 9 мая в России. Присутствие на параде президента Российской Федерации и участие представителей вооруженных сил Сербии в московском параде — важный шаг в этом направлении.

Подобное происходит и в других республиках. Примером особого отношения к военной памяти остается Хорватия. В этой стране существует своя собственная Отечественная война (Domovinski rat) — война за независимость 1991–1995 гг. Вокруг победы в этой войне строится идеология современного государства, а дни 1–3 мая и 4–7 августа, когда хорватская армия провела решающие операции по восстановлению территориальной целостности страны (операция «Молния» и операция «Буря»), считаются национальными днями победы[3]. Кстати, именно в мае (28 мая 1991 г. и 30 мая 1995 г.) состоялись два наиболее значимых смотра хорватской армии.

Освобождение Загреба 1945 г.

В связи с событиями 1991–1995 гг. неизбежно возникает тема отношения ко Второй мировой войне в Хорватии. Радикально-националистическая деятельность усташей серьезно скомпрометировала хорватский государственный проект, возродившийся в 1990-е годы. Чтобы избежать обвинений в возрождении радикального национализма, была изобретена формула, согласно которой война стала трагедией хорватского народа разделенного левой и правой тоталитарной идеологиями, а установление демократии в 1991 г. открыло дорогу к примирению и объединению общества. Это позволило обойти негативные исторические ассоциации, обосновать право на независимость и территориальную целостность и дать удобное объяснение коллаборационизму военных лет, что было важно с точки зрения обретения поддержки хорватской диаспоры за рубежом, обладавшей значительными финансовыми и политическими ресурсами. Что важно: пересматривая события прошлого ради целей настоящего, Загреб никогда не отказывался от официальной преемственности с социалистической Хорватией и от пафоса победы над фашизмом. Другое дело, что со временем войну 1941–1945 гг. вытеснила в национальном сознании на второй план война 1991–1995 гг., в отношении которой у хорватов нет принципиальных разногласий.

Следует отметить, что в этом году отношение к 9 мая в черногорском государстве приобрело геополитическое осмысление.

Сегодня, на фоне обсуждений, кто из мировых лидеров приедет 9 мая в Москву, вспоминается история с приглашением президента Хорватии Франьо Туджмана на парад победы 1995 г., который состоялся через несколько дней после начала операции «Молния» в Западной Славонии. Решение российского руководства, способствовавшее развитию дипломатических отношений, было критически встречено значительной частью общества, сочувствовавшей сербам и воспринимавшей военную операцию как повторение антисербских репрессий Второй мировой войны. Для самого же президента Хорватии (к слову, воевавшего на стороне Тито и ставшего генералом ЮНА) приглашение в Москву имело большое значение, так как, по его мнению, означало признание хорватского концепта Второй мировой войны со стороны государства, внесшего большой вклад в дело борьбы с фашизмом. Данные нюансы важны не только в контексте решения преемницы Туджмана на президентском посту, Колинды Грабар-Китарович, отказаться от поездки в Москву 20 лет спустя, но и для понимания, почему события мая 1945 года не могут иметь для хорватов однозначного и первоочередного значения.

www.telegraf.rs
Последний военный парад ЮНА, 1985 г.

Между тем 5 августа 2015 года в Загребе состоится собственный военный парад, посвященный двадцатой годовщине победы Хорватии в войне 1995 г. Не стоит сомневаться, что перед его организаторами ставится задача превзойти парад в Белграде.

Переосмысление

Пример Хорватии, наиболее яркий на пространстве бывшей Югославии, показывает, что праздник 8–9 мая на Балканах слишком неоднозначен для того, чтобы стать универсальным идеологическим императивом, и недостаточно заметен по отношению к другим событиям национального значения. По этой причине наиболее удобным для элит балканских государств может стать придание празднику более нейтрального статуса как дня европейского примирения и единства, приуроченного к годовщине Декларации Шумана (1950 г.). И это уже происходит. 9 мая отмечается годовщина присоединения к ЕС в Словении. Мероприятия под европейским флагом проводятся в этот день и в Сербии — пока еще скромные, но политики все увереннее говорят о правильности евроатлантического курса. В Скопье (Македония) на центральную площадь выходят национальные оркестры. В Черногории проходят фестивали молодежи и студентов под европейскими флагами, а также спортивные мероприятия. Следует отметить, что в этом году отношение к 9 мая в черногорском государстве приобрело геополитическое осмысление. Так, в конце апреля в городе Бар силами движения «Против войны — против НАТО» был установлен баннер, на котором изображен русский солдат, попирающий свастику и эмблему Североатлантического альянса. Другой баннер, с орденом Отечественной войны, на средства частной компании был установлен на трассе Будва — Тиват. Эта акция стала своего рода ответом на провокационные плакаты антироссийского и пронатовского содержания, появившиеся в конце 2014 г. Очевидно, придание значение этому не очень удобно черногорскому руководству, следующему евроатлантическим курсом.

www.in4s.net
Антифашистский и антинатовский плакат
в Черногории

Таким образом, если для России День Победы проникнут чувством гордости и национального единения, то на Балканах он не имеет такого значения. Вторая мировая война расколола общество, и дни 8-9 мая продолжают напоминать об этом расколе, на преодоление которого с 1991 г. были направлены значительные усилия. Отсюда и пафос антифашизма, национального, а с недавнего времени — и европейского примирения, остающийся актуальным во всех странах региона. Для прославления же освободительной борьбы и культивирования национальной памяти существуют другие праздники, связанные как с сюжетами столетней давности, так и с событиями совсем недавнего прошлого.

Автор благодарит Момира Нинковича (Институт современной истории, Белград, Республика Сербия) за консультации и помощь в подготовке статьи.

[1] Независимое государство Хорватия – марионеточное государство, созданное при поддержке стран Оси 10 апреля 1941 г. движением усташей. В результате массового террора усташей против этнических меньшинств (сербов, а также евреев и цыган) погибло или было насильно перемещено, по разным оценкам, от 200 тыс. до 1,3 млн. человек. См. подробнее: Беляков С.С. Усташи: между фашизмом и этническим национализмом. Екатеринбург, 2009; Фрейдзон В.И. История Хорватии. М., 2001; Djilas A. The Contested Country: Yugoslav Unity and Communist Revolution, 1919-1953. Cambridge, London, 1991.

[2] Четники – сербское национальное движение, возникшее в эпоху борьбы за освобождение от Османской империи. В Королевстве Сербия и первой Югославии к четникам относились представители офицерства и ветераны войн. Сам Михайлович был полковником королевской армии. В начале 1990-х гг. четники возродились в качестве православного национально-консервативного движения, имеющего подчеркнуто антизападный характер.

[3] Необходимо напомнить, что прямым следствием тех событий стал массовый исход сербского населения (более 250 тыс. человек) с территории Хорватии, в результате чего республика состоялась в качестве унитарного мононационального государства. См. подробнее: Гуськова Е.Ю. Независимая Хорватия с независимыми сербами // Югославия в XX веке. С. 780-801.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся