Распечатать Read in English
Оценить статью
(Голосов: 3, Рейтинг: 3.67)
 (3 голоса)
Поделиться статьей
Раджив Бхатия

Заслуженный научный сотрудник Отдела исследований внешней политики Gateway House, бывший посол

Российско-индийские переговоры на высшем уровне и встречи министров в формате «2+2», которые состоялись 6 декабря в Нью-Дели, прошли очень успешно. Отложив в сторону имеющиеся разногласия, Россия и Индия сфокусировались на прогрессе в сфере обороны, финансовых технологий и на прочих направлениях взаимодействия, что положило начало новой эре российско-индийских отношений, отвечающих вызовам XXI в.

Безусловно, положительный результат обусловлен принципиальной приверженностью обоих лидеров к отстаиванию национальных интересов и активному продвижению идеи многополярного мира. Москва и Нью-Дели считают друг друга важными центрами силы и борются за свое место в мире с более сильными игроками, такими как США и Китай, которые наряду с другими заинтересованными сторонами в лице ЕС, Японии, АСЕАН и Африкой определяют геополитическую динамику.

Две трети совместного заявления посвящены текущему многогранному двустороннему сотрудничеству и возможностям его укрепления в будущем, особенно по четырем жизненно важным направлениям: обороне, космосу, гражданскому ядерному сотрудничеству и энергетике, а также экономике. Знаменательным событием стало проведение первой в истории встречи министров обороны и министров иностранных дел в формате «2+2», приуроченной к саммиту 6 декабря.

По сути, своевременное воплощение больших планов в жизнь теперь становится задачей чиновников обеих стран. Для ее решения им необходимо вовлечь деловые и научные круги, а также гражданское общество и обеспечить их активное участие в этом процессе. Южный блок Центрального секретариата, где состоялись переговоры, — это политический центр страны, но это не вся Индия. Для того, чтобы завоевать расположение нации в целом и деловых кругов в частности, российским лидерам необходимо расширять географию пребывания в стране и включать в свои маршруты Мумбаи, Бангалор, Калькутту и Тривандрам. Им следует уделять больше внимания приобретению на индийской земле друзей вне правительства. Это будет иметь решающее значение для укрепления и развития двусторонних отношений.

Российско-индийские переговоры на высшем уровне и встречи министров в формате «2+2», которые состоялись 6 декабря в Нью-Дели, прошли очень успешно. Отложив в сторону имеющиеся разногласия, Россия и Индия сфокусировались на прогрессе в сфере обороны, финансовых технологий и на прочих направлениях взаимодействия, что положило начало новой эре российско-индийских отношений, отвечающих вызовам XXI в.

Хотя российским и индийским дипломатам не удалось дотянуть до ста пунктов при изложении договоренностей двух президентов в итоговом документе саммита, их работа действительно впечатляет. Этот тщательно проработанный документ, озаглавленный «Россия-Индия: партнерство во имя мира, прогресса и процветания», состоит из 99 абзацев и отражает все аспекты проверенных временем отношений во всей их реалистичности, разносторонности и масштабности. 21-й саммит лидеров двух стран, в ходе которого было подписано 28 двусторонних соглашений, можно рассматривать как важную веху в развитии российско-индийских отношений. В своем приветственном слове премьер-министр Нарендра Моди подчеркнул, что в условиях множества очагов геополитической нестабильности, дружба между двумя странами оставалась «постоянной, несмотря на все существующие переменные».

Безусловно, положительный результат обусловлен принципиальной приверженностью обоих лидеров к отстаиванию национальных интересов и активному продвижению идеи многополярного мира. Москва и Нью-Дели считают друг друга важными центрами силы и борются за свое место в мире с более сильными игроками, такими как США и Китай, которые наряду с другими заинтересованными сторонами в лице ЕС, Японии, АСЕАН и Африкой определяют геополитическую динамику.

Впечатляющие результаты саммита также были достигнуты благодаря его тщательной подготовке, которая началась с февральского визита в Москву первого замглавы МИД Индии Харша Вардхана Шринглы. Затем последовали откровенные и конструктивные дискуссии глав внешнеполитических ведомств — в апреле С. Лавров посетил Нью-Дели, а в июле С. Джайшанкара нанес визит в Москву. Свою лепту внесли и другие визиты министров, а также контакты между советниками по национальной безопасности. К обоюдному удовлетворению был выработан согласованный подход к углублению и диверсификации двустороннего сотрудничества, отвечающего вызовам XXI в., а также достигнуто заметное сближение позиций двух стран по региональным и многосторонним проблемам.

Две трети совместного заявления посвящены текущему многогранному двустороннему сотрудничеству и возможностям его укрепления в будущем, особенно по четырем жизненно важным направлениям: обороне, космосу, гражданскому ядерному сотрудничеству и энергетике, а также экономике. Знаменательным событием стало проведение первой в истории встречи министров обороны и министров иностранных дел в формате «2+2», приуроченной к саммиту 6 декабря. Ранее Индия проводила диалог в подобном формате только с тремя государствами — США, Японией и Австралией.

О достигнутом прогрессе свидетельствует подтверждение обеими сторонами начала поставок систем противоракетной обороны С-400 в декабре 2021 г. и заключение соглашения о совместном производстве более 600 тыс. автоматов АК-203 в городе Корва (штат Уттар-Прадеш). Данное двустороннее взаимодействие отражает тесные, постоянные связи между российскими и индийскими оборонными ведомствами и предприятиями, а также подтверждает неизменную приверженность Нью-Дели своей стратегической автономии.

Саммит в Нью-Дели четко определил направления экономического сотрудничества по широкому спектру областей, включая торговлю, инвестиции, энергетику, технологии и т.д. В частности, имеются следующие долгосрочные договоренности:

  • поставки в Индию таких товаров, как нефть, газ, удобрения и коксующийся уголь;
  • привлечение российских инвестиций в 13 секторов экономики при поддержке индийских программ стимулирования производства (PLI);
  • привлечение инвестиций индийских компаний на российский Дальний Восток;
  • ускорение отстающих от графика реализации проектов по развитию систем связи, таких как Международный транспортный коридор (МТК) «Север-Юг» и Морской коридор Ченнаи-Владивосток.

Объем двусторонней торговли в 2020 г. составил 9,23 млрд долларов и показал рост в первой половине 2021 г. Однако Россия и Индия признают недостаточный уровень товарооборота и отмечают необходимость его роста до 30 млрд долларов к 2025 г. Двусторонние инвестиции в углеводородный, банковский, автомобильный и телекоммуникационный секторы уже достигли 30 млрд долларов и неуклонно приближаются к поставленной цели в 50 млрд долларов к 2025 г. Кроме того, продолжаются переговоры по заключению двустороннего инвестиционного договора. Среди других мер развития экономических отношений следует отметить: расширение банковского сотрудничества, взаимные расчеты по платежам в национальных валютах и взаимодействие цифровых платформ, таких как индийский Единый платежный интерфейс (UPI) и российская Система быстрых платежей (СБП), что будет способствовать совершенствованию финансовых технологий обеих стран.

У России и Индии имеются общие интересы в области борьбы с терроризмом, а также по таким региональным вопросам, как Афганистан и Сирия. Что касается Афганистана, то стороны призвали к формированию «действительно инклюзивного и представительного правительства» и оказанию необходимой гуманитарной помощи, а также к борьбе с терроризмом и незаконным оборотом наркотиков. В отношении Сирии они договорились о гуманитарной помощи и продвижении «сирийского политического процесса при содействии ООН». Состоялось традиционное обсуждение реформы ООН, сотрудничества на площадке ООН и других многосторонних форумах, включая «Группу двадцати», БРИКС, РИК и ШОС.

Но особенно умелая дипломатия потребовалась для преодоления общеизвестных разногласий между Москвой и Нью-Дели по поводу использования терминов «Индо-Тихоокеанский регион» и «Азиатско-Тихоокеанский регион», поскольку Индия отдает предпочтение первому, а Россия — второму. Обе стороны согласились с формулировкой «в регионах Индийского и Тихого океанов». На практике же как Россия, так и Индия хотят видеть данный регион «свободным, открытым, прозрачным и инклюзивным». Вместе с тем сохраняются и различия: Россия выступает против создания селективных клубов, подобных Четырехстороннему диалогу по безопасности (Quad) и Трехстороннему оборонному альянсу (AUKUS), в то время как Индия продолжает быть активным членом и сторонником Quad и не испытывает дискомфорта с AUKUS, опасаясь вездесущего присутствия Китая. Стороны просто согласились остаться при своем мнении.

Ключевые вызовы, которые стоят перед Индией и Россией, во многом похожи, если не идентичны. Китай как ближайший партнер России — противник Индии, а США как хороший друг Индии, связи с которым постоянно крепнут, — противостоит России. И Нью-Дели, и Москва заинтересованы в сохранении отношений со своими друзьями, но ни одна из этих стран не желает превращать существующее сотрудничество в зависимость. Вот почему Россия и Индия продолжат поддерживать стратегические связи друг с другом, несмотря на периодически возникающие разногласия. В своем обращении к российскому аналитическому центру ИМЭМО от 8 июля С. Джайшанкар отметил, что Индия и Россия выстраивают свои отношения на основе «более демократического и разнообразного мироустройства» и на обеспечении «интересов критически важного партнера». Не вызывает сомнений, что и Москва, и Нью-Дели способны справиться с этой задачей.

По сути, своевременное воплощение больших планов в жизнь теперь становится задачей чиновников обеих стран. Для ее решения им необходимо вовлечь деловые и научные круги, а также гражданское общество и обеспечить их активное участие в этом процессе. К сожалению, все 4,5 часа, которые продолжался визит президента В. Путина в Индию, пришлись на Нью-Дели. Южный блок Центрального секретариата, где состоялись переговоры, — это политический центр страны, но это не вся Индия. Для того, чтобы завоевать расположение нации в целом и деловых кругов в частности, российским лидерам необходимо расширять географию пребывания в стране и включать в свои маршруты Мумбаи, Бангалор, Калькутту и Тривандрам. Им следует уделять больше внимания приобретению на индийской земле друзей вне правительства. Это будет иметь решающее значение для укрепления и развития двусторонних отношений.

В целом саммит был успешным, поскольку произвел необходимую модернизацию отношений между Индией и Россией. Правда, в нем не было ни Раджа Капура, ни балета Большого театра, но зато много времени уделялось вопросам финтеху и взаимосвязанности («connectivity»). Именно эти области послужат цементированию двусторонних отношений в следующем поколении.

Эта статья была опубликована в сотрудничестве с Gateway House.

Оценить статью
(Голосов: 3, Рейтинг: 3.67)
 (3 голоса)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся