Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Андрей Загорский

К.и.н., заведующий отделом разоружения и урегулирования конфликтов Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, профессор кафедры международных отношений и внешней политики России МГИМО МИД России, член РСМД

Сообщения о модернизации вооруженных сил арктических государств и проводимых ими учениях вызывают сегодня шквал публикаций о начинающейся гонке вооружений, цель которой – раздел Арктики и ее ресурсов.

Однако анализ военного потенциала и планов арктических государств свидетельствует об обратном. Ни одно из них не готовится к вооруженному конфликту. Но все готовятся к реагированию на чрезвычайные ситуации.

Сообщения о модернизации вооруженных сил арктических государств и проводимых ими учениях вызывают сегодня шквал публикаций о начинающейся гонке вооружений, цель которой – раздел Арктики и ее ресурсов. Однако анализ военного потенциала и планов арктических государств свидетельствует об обратном. Ни одно из них не готовится к вооруженному конфликту. Но все готовятся к реагированию на чрезвычайные ситуации.

Миф о милитаризации

В доказательство милитаризации Арктики чаще всего ссылаются на участившиеся здесь военные учения и на планы модернизации вооруженных сил арктических государств. Однако анализ военного потенциала прибрежных стран позволяет констатировать обратное: в Арктике наблюдается тенденция не к милитаризации, а к постепенной демилитаризации. Прибрежные государства не готовятся к вооруженному конфликту.

В Арктике вообще нет развернутых боевых соединений. Единственное исключение – российский Северный флот, насчитывающий около 100 надводных кораблей. Он создавался в годы «холодной войны» для решения стратегических задач противостояния с США и НАТО. Именно стратегические соображения определяют военное значение Арктики. Через регион пролегают траектории баллистических ракет России и США. На Аляске, Кольском и Чукотском полуостровах были созданы базы стратегических бомбардировщиков. В Северный Ледовитый океан выходят многоцелевые подводные лодки США, Франции и Великобритании. Здесь развернуты системы противовоздушной и противолодочной обороны, радары противоракетной обороны.

В Арктике наблюдается тенденция не к милитаризации, а к постепенной демилитаризации.

За последние двадцать лет масштабы военной деятельности России и США в Арктике сократились в разы. В результате имела место постепенная ее демилитаризация.

Иная военно-морская деятельность прибрежных государств в Арктике незначительна. США и Канада не имеют здесь военно-морских сил, ограничиваясь силами береговой охраны. Два фрегата и три катера рыбоохраны Дании патрулируют в районе Гренландии. Крупный по арктическим меркам флот в регионе имеет только Норвегия – пять фрегатов, шесть подводных лодок и вспомогательные суда. Незначительность арктических военных флотов не удивляет. Суровый климат диктует свои условия. Для плавания в арктических льдах суда должны иметь особую конструкцию и специальное оборудование.

По причине отсутствия в Арктике военно-морских сил эксперты порой сопоставляют совокупные военно-морские возможности арктических государств, полагая, что по мере таяния арктических льдов они смогут перебрасывать сюда силы других своих флотов. Но такое предположение крайне уязвимо. У США, Канады, Норвегии и Дании есть суда, способные патрулировать в северных широтах. Но они не сконструированы и не оборудованы для плавания во льдах. Только четыре патрульных фрегата Дании могут преодолевать лед толщиной до метра. Но и они не могут зимой осуществлять патрулирование в смежных канадско-гренландских водах.

Анализ военных программ арктических государств свидетельствует о том, что они не только не имеют, но и не планируют развернуть здесь военно-морские силы, способные решать боевые задачи в арктических условиях.

Ситуация вряд ли радикально изменится в результате сокращения многолетнего ледяного покрова Северного Ледовитого океана. Ведь на протяжении большей части года арктические акватории покрыты сезонным льдом.

Государства не готовятся к вооруженному конфликту

Анализ военных программ арктических государств свидетельствует о том, что они не только не имеют, но и не планируют развернуть здесь военно-морские силы, способные решать боевые задачи в арктических условиях.

Канада собирается построить к 2017 г. шесть–восемь новых патрульных кораблей ВМС для несения боевого дежурства в арктических водах. Норвегия планирует постройку двух фрегатов. Однако ни те, ни другие не предназначены для плавания во льдах.

В Арктике нет специальных режимов, ограничивающих или регламентирующих военную деятельность. Здесь действуют универсальные нормы.

Канада планирует после 2020 г. заменить восемьдесят истребителей F/A-18 на шестьдесят пять самолетов F-35. Они предназначены для защиты воздушного пространства страны от незаконного вторжения. Норвегия также собирается заменить шестьдесят истребителей F-16 на пятьдесят шесть самолетов F-35, но не имеет самолетов для дозаправки в воздухе, что ограничивает дальность их применения. А основную базу ВВС планируется перенести с севера на юг страны.

Канада и Дания не имеют сухопутных сил в арктической зоне. Охрану канадской территории осуществляют 5000 рейнджеров. В Гренландии аналогичные функции выполняют небольшие подразделения Дании, а в США – Национальная гвардия Аляски (1850 человек). Канада и Дания планируют создать лишь небольшие подразделения для реагирования на чрезвычайные ситуации в арктической зоне. Подразделения американских войск на Аляске не предназначены для операций в арктических условиях. Норвегия же планирует не увеличить, а вдвое сократить численность своей «северной бригады».

Главные направления модернизации арктического потенциала предполагают:

  • развертывание систем сбора и обработки информации об оперативной обстановке в арктических акваториях;
  • подготовку мобильных подразделений для реагирования на чрезвычайные ситуации;
  • создание в арктической зоне опорных пунктов для морских и воздушных патрулей (Канада).

Аналогичные цели в арктической зоне ставит перед собой и Россия: формирование сил береговой охраны, усиление пограничных войск, создание комплексной системы контроля за обстановкой в регионе и спасательных центров МЧС.

Вот, собственно, и вся программа «милитаризации» Арктики. Прибрежные государства готовятся не к вооруженному конфликту в этом регионе, а к необходимости оперативно реагировать на чрезвычайные ситуации.

Регулирование военной деятельности

В Арктике нет специальных режимов, ограничивающих или регламентирующих военную деятельность. Здесь действуют универсальные нормы, например, всеобщий запрет на размещение ядерного оружия на дне морей и океанов.

На арктические акватории распространяются нормы международного морского права. Ими определяются правовой статус и правовой режим морских пространств – внутренних вод и территориального моря, исключительных экономических зон прибрежных государств, района открытого моря за их пределами. В арктических акваториях действуют и свобода мирного прохода кораблей, включая военные, в территориальном море, транзитного прохода в международных проливах, свобода судоходства и полетов в открытом море.

На передний план все больше выходят такие проблемы, как безопасность судоходства, опасность загрязнения морской среды, расширение масштабов трансграничной незаконной деятельности, в частности, незаконной миграции, трансграничной организованной преступной и террористической деятельности.

Другое дело, что в Арктике возможность пользоваться соответствующими правами ограничена климатическими условиями. Но в принятой в 2008 г. в Илулиссате (Гренландия) декларации прибрежные государства недвусмысленно подтвердили свою приверженность нормам международного морского права.

Морской ядерный потенциал России в Арктике подпадает под ограничения российско-американского Договора о стратегических наступательных вооружениях 2010 г. Американские же подводные лодки с ядерным оружием, также подпадающие под этот Договор, в арктических водах не патрулируют.

В 1991 и 1992 гг. Россия и США в одностороннем порядке обязались переместить тактические ядерные заряды на склады и частично уничтожить их. Это обязательство непосредственно касается Северного флота, имеющего значительное количество систем применения этого оружия.

Европейская часть российской арктической зоны и Норвегии подпадала под положения Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Его фланговые положения ограничивали возможности стран НАТО по проведению военных учений в Норвегии. Хотя Россия в 2007 г. фактически вышла из ДОВСЕ, а страны НАТО прекратили выполнение части его положений в 2011 г., это не привело к наращиванию вооружений в регионе. Численность личного состава вооруженных сил Норвегии, количество ударных самолетов намного ниже установленных Договором предельных уровней.

В европейской арктической зоне применяются меры укрепления доверия и безопасности ОБСЕ: обмен информацией, предварительное уведомление о крупных военных учениях, приглашение наблюдателей, проведение инспекций и др. Но они не охватывают военно-морскую деятельность.

Сотрудничество в области безопасности

Четыре прибрежных государства – США, Дания, Канада и Норвегия – являются членами НАТО. Они тесно взаимодействуют в военной области. Особенно плотно взаимодействуют в Арктике США и Канада. Поэтому, говоря о сотрудничестве в области безопасности, мы имеем в виду, прежде всего, налаживание такого сотрудничества между Россией и другими арктическими государствами.

После окончания «холодной войны» этот ранее закрытый по стратегическим соображениям регион все больше открывался для сотрудничества. Огромное значение здесь имело взаимодействие России с США, Канадой, Норвегией и другими странами с целью утилизации списанных российских атомных подводных лодок, обеспечения безопасности ядерных объектов.

В последние годы сотрудничество развивается, главным образом, в том, что касается новых угроз и вызовов, порождаемых как климатическими изменениями, так и расширением хозяйственной деятельности в Арктике. На передний план все больше выходят такие проблемы, как безопасность судоходства, опасность загрязнения морской среды, расширение масштабов трансграничной незаконной деятельности, в частности, незаконной миграции, трансграничной организованной преступной и террористической деятельности.

Все это предполагает не сокращение, а укрепление и модернизацию сил береговой охраны, систем контроля за обстановкой. В последние годы арктические государства предприняли первые шаги, направленные на сотрудничество в решении проблем безопасности в регионе.

В 2008 г. государства-участники Совета Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР) подписали соглашение о сотрудничестве в области предотвращения и борьбы с чрезвычайными ситуациями. В регионе проводится все больше совместных учений в этой области.

Страны-члены Арктического совета в 2011 г. подписали Соглашение о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании в Арктике. Определены зоны ответственности государств по проведению таких операций. Тогда же было принято решение о подготовке соглашения о сотрудничестве в сфере готовности и реагирования на морские разливы нефти. Возрастает потребность в налаживании сотрудничества служб береговой охраны, которые только начинают проводить совместные учения. Российско-норвежские учения, в том числе военно-морские, остаются при этом единственным примером военного сотрудничества России со странами НАТО в регионе.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся