Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей
Александр Корольков

К.и.н, специалист по Латинской Америке, эксперт РСМД

Татьяна Русакова

К.полит.н., эксперт Центра изучения кризисного общества, эксперт РСМД

На прошедшем 27 января 2015 г. заседании Комиссии по военно-техническому сотрудничеству (ВТС) с иностранными государствами президент России В. Путин призвал искать новые рынки, упомянув страны Латинской Америки. Вслед за этим глава Министерства обороны С. Шойгу посетил наших старых друзей в этом регионе — Венесуэлу, Кубу и Никарагуа. Руководство этих трех стран отличается сложными отношениями с США, на что те отвечают торговыми ограничениями, толкая их в руки России и Китая. При этом экономические позиции последнего в регионе намного прочнее российских. Не помешает ли Китай реализации планов Москвы?

На прошедшем 27 января 2015 г. заседании Комиссии по военно-техническому сотрудничеству (ВТС) с иностранными государствами президент России В. Путин призвал искать новые рынки, упомянув страны Латинской Америки. Вслед за этим глава Министерства обороны С. Шойгу посетил наших старых друзей в этом регионе — Венесуэлу, Кубу и Никарагуа. Руководство этих трех стран отличается сложными отношениями с США, на что те отвечают торговыми ограничениями, толкая их в руки России и Китая. При этом экономические позиции последнего в регионе намного прочнее российских. Не помешает ли Китай реализации планов Москвы?

Венесуэла: главный театр боевых действий

На венесуэльском оружейном рынке противостояние России и Китая наиболее заметно.

После прихода к власти в 1999 г. президент Венесуэлы Уго Чавес взял курс на политическое сближение с Россией и Китаем. Военно-техническое сотрудничество с Россией стало следствием этого сближения, но оформилось только после введения американцами эмбарго на закупку своей техники. Поставив задачу модернизации вооруженных сил Венесуэлы, У. Чавес начал масштабные закупки российского оружия.

За последние несколько лет Каракас приобрел у России истребители Су-30МК2В, вертолеты Ми-17В5, Ми-26Т2 и Ми-35М2, танки Т-72Б1, реактивные системы залпового огня «Смерч» и зенитные ракетные комплексы С-300В, комплексы для береговой охраны «Бал-Э», самоходные системы «Нона-СВК», артиллерийские установки МСТА-С, БТР-80А и комплексы ПВО «Печора-2М».

Поставки оружия Боливарианской республике по ранее заключенным контрактам продолжаются до сих пор, однако новые соглашения в ближайшее время подписаны, скорее всего, не будут.

Активно развивается сотрудничество в области создания совместных предприятий и передачи технологий. В районе города Маракай завершается строительство завода по лицензионному производству автоматов Калашникова АК-103, а также патронного завода. В 2013 г. с Венесуэлой было подписано соглашение о создании сервисного вертолетного центра.

Всего с 2005 г. Венесуэла приобрела у России вооружений и военной техники примерно на 12 млрд долл.

Поставки оружия Боливарианской республике по ранее заключенным контрактам продолжаются до сих пор, однако новые соглашения в ближайшее время подписаны, скорее всего, не будут. Власти Венесуэлы стремятся максимально расширить круг поставщиков и диверсифицировать закупки. Продолжающееся эмбарго сильно сузило круг возможных поставщиков и одновременно способствовало закреплению здесь китайской военной продукции как альтернативы российскому оружию.

AFP Photo/Leo Ramirez
Николас Мадуро и Си Цзиньпин в
Президентском дворце Мирафлорес

Первые соглашения с КНР были заключены одновременно с началом российских поставок. В августе 2005 г. был подписан контракт с «China Electronics Technology Group Corporation» (CETC) на закупку трех наземных трехкоординатных радиолокационных станций (РЛС) JYL-1. В 2006 г. с этой же компанией был заключен новый контракт стоимостью 150 млн долл. на закупку семи РЛС JYL-1 и 3 РЛС JY-11B. Все они были получены Венесуэлой к концу 2010 г.

В 2012 г., после значительного перерыва, китайская компания «Norinco» заключила контракт на поставку партии бронетехники и артиллерийских систем для морской пехоты на сумму более 500 млн долл., что стало одной из крупнейших известных сделок по продаже китайского наземного вооружения за рубеж. Согласно китайским источникам, в рамках этого контракта Венесуэла должна получить около 60 БТР VN-1 с колесной формулой 8х8. В 2012 г. Венесуэла начала получать китайские транспортные самолеты Shaanxi Y-8 (по состоянию на 2014 г. было поставлено 8 единиц.

При этом Китай был готов помочь и с финансированием сделок. В 2013 г. Поднебесная выделила в китайско-венесуэльский фонд сотрудничества 36 млрд долл., часть которых планировалось направить на закупку вооружений.

Разворот Венесуэлы в сторону Китая можно объяснить не только щедрыми кредитами. Не последнюю роль играет система послепродажного обслуживания.

Благодаря кредиту Китай смог продать Венесуэле свои учебно-тренировочные самолеты (УТС) К-8, несмотря на то, что еще при жизни У. Чавеса был проявлен интерес к российскому Як-130.

За последние три года сотрудничество Венесуэлы и Китая стало значительно более интенсивным. В 2014 г. командующий ВМС Венесуэлы адмирал Диего Альфредо Молеро Беллавиа заявил об утверждении соглашения с Китаем о приобретении восьми противолодочных вертолетов для патрульных кораблей типа «Avante». Вероятно, речь идет о вертолетах семейства Z-9 производства китайской компании «Harbin Aircraft Manufacturing Corporation». Кроме того, ВМС Венесуэлы ведут переговоры с КНР относительно ремонта и модернизации трех фрегатов итальянской постройки типа «Lupo».

Wikipedia.org
МИ-24 Венесуэльских вооруженных сил

Разворот Венесуэлы в сторону Китая можно объяснить не только щедрыми кредитами. Не последнюю роль играет система послепродажного обслуживания, которая, к сожалению, относится к слабому месту российской торговли вооружениями. В случае с поставленной в Венесуэлу российской техникой возникли проблемы с логистической поддержкой Су-30, а также обнаружились недостатки конструкции ударных вертолетов Ми-35М. Из-за этого полеты некоторое время не проводились, а Венесуэла была вынуждена вкладывать дополнительные средства в ремонт техники.

В Китае послепродажному обслуживанию уделяется намного больше внимания, чем в России. По венесуэльским источникам, более эффективная – по сравнению с российской – система послепродажного обслуживания повлияла на выбор Венесуэлы в пользу китайской сухопутной техники.

Куба: четверть века в засаде

Именно с Кубы когда-то начинался путь советского оружия в Латинскую Америку. Отсюда оно распространялось среди местных революционеров. Китайцы всегда были где-то рядом. Маоизм нашел в регионе сторонников, и КНР поставляла продукцию своей тогда только зарождавшейся военной индустрии, производившей некачественные копии советского и американского оружия.

Ожидается, что в 2015 г. товарооборот между Китаем и Кубой, составляющий ныне 1,8 млрд долл., увеличится на 25%. Между тем товарооборот между Россией и Островом свободы в 2013 г. составил лишь 185,1 млн. долл.

С 1961 по 1991 гг. СССР поставил на Кубу вооружений и военной техники на 16 млрд долл., создав из небольшого островного государства серьезную в военном плане державу с едва ли не лучшей (на начало 1990 г.) армией в Латинской Америке. Спустя почти четверть века оснащение Революционных вооруженных сил Республики Куба едва ли можно назвать современным.

1990-е годы стали тяжелым временем для Острова свободы. Достаточно вспомнить принятый США в 1996 г. Закон Хелмса–Бертона, который ввел санкции против иностранных компаний, торгующих с Кубой. В этих условиях было весьма рискованно открыто продавать Гаване оружие.

Как кубинские власти обходили запрет, остается только догадываться по инциденту с северокорейским судном летом 2013 г. и обвинениям Китая в тайных поставках оружия Гаване. Так, в 2000 г. в американскую прессу просочилась информация о «по меньшей мере трех кораблях с оружием», отправленных на Кубу из КНР. Тогда Пекин не стал отрицать факт поставок. Представитель Китая Чжан Юаньян заверил, что Китай поставляет логистические товары, а на вопрос о наличии в них взрывчатых веществ ответил, что «они могут использоваться и в мирных целях». Таким образом, при помощи собственной военной промышленности, китайских «логистических товаров» и северокорейской модернизации кубинские ВС вошли в XXI век.

Пресс-служба Минобороны РФ
Визит министра обороны РФ С. Шойгу на
Кубу, январь 2015

Что касается нашей страны, то она добровольно «исчезла» с Острова свободы в 1991 г. Недавно отношения, в том числе и в военно-технической области, начали выстраиваться заново. В 2006 г. делегация «Рособоронэкспорта» посетила Кубу и подписала ряд документов по линии ВТС. Вскоре состоялся обмен визитами: в конце 2008 г. Д. Медведев побывал в Гаване, а в начале 2009 г. председатель Госсовета и Совета министров Кубы Р. Кастро – в Москве. 30 января 2009 г. в Москве был подписан Меморандум о принципах стратегического сотрудничества между двумя странами, в котором упоминалось и развитие ВТС. Завесу тайны над переговорами приоткрыл находившийся с визитом на Острове свободы глава комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров. Он заявил СМИ, что Куба заинтересована в сотрудничестве с Россией в военно-технической сфере. По его словам, речь шла, в частности, о подготовке кадров, которая «активно ведется по линии Минобороны», и о планах модернизации вооруженных сил Кубы, предполагающей скорее «предоставление военной техники в кредит».

Вероятно, именно в ходе тех встреч на высшем уровне началось обсуждение проектов по созданию Россией на Кубе патронного производства. Однако информация о них попала в российские СМИ лишь в 2011 г. В декабре заместитель директора Федеральной службы РФ по военно-техническому сотрудничеству Константин Бирюлин, комментируя эту информацию, заявил: «Оборудование поставлено давно. Сейчас вопрос идет только о том, чтобы достать его из ящиков».

Противостояние России и Китая на Острове свободы может обернуться совместным сдерживанием США.

С тех пор информации о громких контрактах, заключенных с Островом свободы, больше не появлялось. По официальной статистике, в 2013 г. Россия поставила Гаване оружия и боеприпасов на 197,7 тыс. долл.

Китай, как и Россия, предпочитает не афишировать ВТС с Кубой, поскольку обсуждение этого вопроса в СМИ может навредить торговле. Китайские военные продолжают посещать Кубу, но говорят лишь о сотрудничестве в области подготовки кадров.

Ожидается, что в 2015 г. товарооборот между Китаем и Кубой, составляющий ныне 1,8 млрд долл., увеличится на 25%. Между тем товарооборот между Россией и Островом свободы в 2013 г. составил лишь 185,1 млн. долл. Китай заинтересован в сотрудничестве с Кубой, в том числе военном, из-за строительства канала в Никарагуа. Россия же пока не имеет столь грандиозных планов в регионе. Тем не менее в 2014 г. российское руководство пошло на шаг, который Гавана предлагала уже давно, – долг СССР был списан на 90% (32 млрд. долл.).

progresoweekly.us
Визит высокопоставленных китайских
военных на Кубу, 2014

На что Москва рассчитывает после такого жеста? Возможно, это позволит ей частично сохранить в своих руках ключ от Карибского бассейна. Но времени упущено много, и пока Куба представляется скорее полем борьбы между США и Китаем. Впрочем, некоторый оптимизм внушают слова вице-премьера Д. Рогозина, побывавшего в Гаване в конце декабря 2014 г., о том, что заключены соглашения, для которых «пришло время». Любопытно, что «время пришло» как раз после заявления Соединенных Штатов о возобновлении отношений с Кубой.

Противостояние России и Китая на Острове свободы может обернуться совместным сдерживанием США. Независимая Куба как нельзя лучше отвечает интересам обеих стран, да и ВТС с этим государством никаких крупных экономических выгод не сулит. По данным Всемирного банка, Куба стабильно тратит на вооруженные силы всего 3,3% ВВП (приблизительно 2,25 млрд. долл.).

Никарагуа: страсти по каналу

На фоне многочисленных заявлений Москвы о сотрудничестве со странами Латинской Америки и его не особо активного развития в реальности СМИ разных стран зачастую начинают его придумывать.

На фоне многочисленных заявлений Москвы о сотрудничестве со странами Латинской Америки и его не особо активного развития в реальности СМИ разных стран зачастую начинают его придумывать. Так, появилась новость о том, что Россия собирается поставить в Никарагуа 8 истребителей МиГ-29. Стоимость одного МиГ-29 составляет порядка 30 млн. долл., а весь ВВП Никарагуа не превышает 11 млрд. долл. Министерство обороны Никарагуа опровергло эту информацию, что выглядело вполне логичным до тех пор, пока 10 февраля 2015 г. такая же новость не появилась на ленте информагентства ТАСС. Бригадный генерал Адольфо Сепеда заявил, что МиГ-29 все же будут закуплены для «оборонных целей». Кроме того, по его словам, рассматривается возможность приобретения в России патрульных морских кораблей. Откуда у Никарагуа появились такие средства, остается загадкой.

Возможно, «обогащение» Никарагуа связано с тем, что в ноябре 2014 г. правительство России поручило МИДу и Минобороны договориться с руководством этой страны об упрощенном порядке захода российских военных кораблей в ее порты. Соответствующее соглашение было подписано в ходе последнего визита С. Шойгу.

AFP
Президент Никарагуа Даниэль Ортега и
китайский бизнесмен Ван Цизин в ходе
подписания рамочного соглашения в
Манагуа

Общий уровень военно-технического сотрудничества между двумя странами пока остается низким. На сегодня ВТС ограничивается в основном поставками оборудования для местной наркополиции, строительством завода по утилизации боеприпасов (2013 г.), поставкой 5 инженерных машин, 2 ракетных и 4 патрульных катеров (проекты 12418 «Молния» и 14310 «Мираж»). Вместе с тем от внимания наблюдателей не ускользнули ни начатая модернизация имеющейся на вооружении Никарагуа техники, ни появление на параде осенью 2014 г. образцов, присутствие которых в арсенале этой страны ранее замечено не было.

Закономерно предположение о связи всех этих событий со строительством канала, в которое китайские бизнесмены вложили порядка 50 млрд. долл. Канал – стратегический объект, требующий защиты, которую вооруженные силы Никарагуа в их нынешнем состоянии обеспечить не могут. При этом у Китая с Манагуа нет даже дипломатических отношений (Никарагуа признает Тайвань). В этой связи сотрудничество КНР и России представляется более чем логичным.

Подобное мнение высказало, в частности, тайваньское издание «Want China Times», указавшее на вероятное участие России в обеспечении безопасности проекта как минимум на этапе его реализации. Насколько это заявление соответствует действительности, мы узнаем уже скоро. Неслучайно В. Путин летом 2014 г. решил заехать в Никарагуа, хотя товарооборот России с этой страной составляет менее 100 млн долл.

Интересное мнение о роли России в истории с каналом высказал директор Центра общественно-политических исследований В. Евсеев: «Россия и Китай одинаково заинтересованы в сдерживании США. Проблема в том, что Китай не готов ради этого портить с ними отношения... Россия в этом смысле более независима».

AFP
Визит Президента России В. Путина в
Никарагуа

На сегодня Китай и Россия имеют все возможности для того, чтобы влиять на систему безопасности в Карибском регионе, опираясь на особые отношения с тремя его важнейшими государствами.

Хотя нынешний потенциал России по наращиванию экономических связей существенно уступает возможностям Китая, преимущество нашей страны по-прежнему заключается в технологическом заделе, оставшемся от СССР. Этот задел уже позволил России на данном этапе обойти Китай на рынке вооружений Венесуэлы. Одновременно общий уровень экономических отношений позволяет КНР планомерно встраивать в них ВТС, формируя комплексный подход к технологическому сотрудничеству с прицелом на будущее. Чтобы изменить ситуацию в свою пользу, России необходимо совершенствовать маркетинговые механизмы, выводить технологическое и экономическое сотрудничество за рамки военно-технической сферы, максимально использовать и по возможности пытаться сохранить свое исчезающее технологическое превосходство.

Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся