Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 9, Рейтинг: 4.78)
 (9 голосов)
Поделиться статьей
Данил Бочков

Магистратура МГИМО МИД России. Бакалавр Зарубежного регионоведения (Экономическое и политическое развитие стран Востока: Китай) Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС при Президенте РФ, эксперт РСМД

В 2020 г. в Китае отметили пятый по счету День космонавтики. Праздник был учрежден Госсоветом КНР в 2016 г. в память о запуске первого искусственного спутника страны «Дунфанхун» или «Алеет Восток-1», который был осуществлен 24 апреля 1970 г. К празднику 24 апреля 2020 г. ведущее официальное издание страны — газета «Жэньминь Жибао» опубликовала большую статью о становлении китайской космической программы, начиная с 1970 г.

В реализации своей космической программы Китай действовал по традиции системно и на долгосрочную перспективу. Основные этапы программы пилотируемых полетов, околоземных и лунных исследований были намечены еще в 1980–1990-е гг. Однако из-за проблем, связанных с недостатком финансирования, начало некоторых из них приходилось постоянно откладывать. После запуска в 2000 г. активной фазы реализации элементов глобальной программы космических исследований КНР стала третьей страной мира после России (СССР) и США, которая смогла осуществить пилотируемый полет (2003 г.) с выходом членов экипажа в открытый космос (2008 г.), провести посадку исследовательского аппарат на Луну (2013 г., миссия «Чанъэ-3») и создать собственную спутниковую навигационную систему. Примечательно, что если до этого Китай догонял лидеров в области космических исследований, то в 2019 г. он попробовал себя в роли лидера «космической гонки», став первым в мире государством, которому удалось осуществить успешную исследовательскую миссию лунохода «Чанъэ-4» с мягкой посадкой на обратную сторону Луны.

Значительные успехи в космосе, которых Китай добился за последние десятилетия, могут говорить об определенной эффективности его модели распределения финансовых ресурсов и контроля над их использованием. Очевидно, что осуществление столь значимых проектов невозможно в условиях нехватки финансовых ресурсов или слабой системы контроля расходования. В 2018 г. Китай занял второе место в мире по объему расходов на космические исследования. В общей сложности они составили порядка 6 млрд долл. США. На первом месте были США (около 41 млрд долл. США), после Китая — Россия и Франция.

24 апреля 2020 г. была официально объявлена запланированная на 2020 г. исследовательская миссия на Марс, которая станет новой вехой в истории покорения космоса Китаем. Она поможет серьезным образом проверить эффективность новейших технологических достижений и в случае успешного завершения станет очередным значительным вкладом в «копилку заслуг» руководства страны, которая уже в начале года успела обогатиться за счет «результативной и впечатляющей» победы над COVID-19.

Не исключено, что в дальнейшем эти успехи будут все чаще использоваться для отвлечения внимания от насущных проблем, связанных в том числе со спадом экономического роста (причем не только из-за последствий коронавируса, но и связанных с более глубинными структурными проблемами), а также для консолидации общества в условиях сильного внешнеполитического давления и нарастающих проблем Гонконга и Тайваня. Тема победы над коронавирусом и обвинений США в адрес Китая о сокрытии реального числа заболевших и развитии пандемии уже активно муссируется в китайских социальных медиа, где пользователи в ответ приводят свою статистику и говорят о «перекладывании вины на Китай», лицемерии и лжи со стороны США и Запада.

Начавшееся противостояние Китая и США в космосе является лишь частью глобальной стратегической конкуренции, которая затрагивает все области двусторонних отношений. Это противостояние будет носить долгосрочный характер и затрагивать все большее количество участников. Действия США по оказании давления на своих союзников с целью предотвращения сотрудничества с Китаем лишь подтверждают эти предположения.

Вместе с тем Китай стремится искать новых партнёров и укреплять отношения со старыми, чтобы обезопасить себя в случае дальнейшей деградации отношений с США. В этом смысле укрепление сотрудничества с Россией в области космических исследований может стать дополнительной возможностью для Китая снизить риски зависимости своей космической программы исключительно от партнёров в ЕС.

Представляется, что в дальнейшем противостояние между Китаем и США будет лишь нарастать. Наращивание потенциала двух стран в экономическом, военном, дипломатическом смыслах будет еще сильнее влиять на изменение геополитического ландшафта, неизбежно вызывая перегруппировку стран, которым придется так или иначе выбирать, с кем идти дальше. Попытка усидеть на двух стульях, как показал опыт Италии, будет провальной, и США в ультимативном порядке поставят вопрос «мы или они». В условиях расползания мира по противостоящим полюсам Россия может занять роль сторонника свободы выбора странами собственных путей развития и тем самым, по образному выражению авторов свежего доклада ВШЭ «Защита мира, Земли, свободы выбора для всех стран. Новые идеи для внешней политики России», стать гарантом «нового неприсоединения».


В 2020 г. в Китае отметили пятый по счету День космонавтики (中国航天日). Праздник был учрежден Госсоветом КНР в 2016 г. в память о запуске первого искусственного спутника страны «Дунфанхун» или «Алеет Восток-1» (东方红一号), который был осуществлен 24 апреля 1970 г. К празднику 24 апреля 2020 г. ведущее официальное издание страны — газета «Жэньминь Жибао» опубликовала большую статью о становлении китайской космической программы, начиная с 1970 г.

Источник: Жэньминь Жибао

Авторы подробно проследили наиболее значимые вехи, связанные с развитием космических исследований в стране. Причем самый активный период, судя по представленной инфографике, пришелся на период после 2000 г.: именно тогда было принято решение о создании спутниковой навигационной системы «Бэйдоу» (北斗导航系统). В 2003 г. был осуществлен первый в истории пилотируемый полет в космос гражданина КНР Ян Ливэя (杨利伟), а в 2007 г. на заданную траекторию вышел аппарат «Чанъэ-1» (嫦娥一号), который стал первой ступенью реализации масштабной программы изучения Луны. В 2008 г. в ходе третьего пилотируемого полета экипаж корабля «Шэнчжоу-7» (神舟七号) осуществил первый выход тайконавта (от кит. «太空 / тайкун» — космос) в открытый космос. В 2011 г. был запущен первый китайский космический аппарат для орбитальной станции «Тяньгун-1» (天宫一号). В 2016 г. состоялся первый запуск китайской ракеты-носителя тяжёлого класса «Чанчжэн-5» (长征五), что стало необходимым элементом для полномасштабного развертывания программы по исследованию дальнего космоса. В 2019 г. Китай успешно осуществил первый в истории человечества полет исследовательского аппарата на обратную («тёмную») сторону Луны с высадкой на ее поверхность.

Стоить добавить, что в 2014 г. КНР также завершила строительство своего четвертого космодрома «Вэньчан» (中国文昌航天发射场), расположенного на самом юге страны — острове Хайнань (海南). Именно здесь в 2016 г. было проведено первое успешное испытание ракеты-носителя «Чанчжэн-5». Обновленная версия ракеты-носителя «Чанчжэн-5B» 5 мая 2020 г. вывела на орбиту прототип пилотируемого космического корабля нового типа. В планах китайского руководства – пилотируемый полет на Луну, который предположительно будет осуществлен в 2030-х гг. Кроме того, КНР продолжает разработку сверхтяжелой ракеты-носителя «Чанчжэн-9» (по грузоподъемности превзойдет «Сатурн-5», применявшуюся в американской программе «Аполлон»), которая будет использована для пилотируемых полетов на Луну и Марс, и ракеты «Чанчжэн-8», предназначенной для многоразового использования.

Как отмечает «Жэньминь Жибао», в 2020 г. планируется завершение развертывания глобальной навигационной системы «Бэйдоу-3». Пока спутниковое покрытие распространяется только на Азиатско-Тихоокеанский регион, но после запуска последнего 55-го спутника, запланированного на май 2020 г., система выйдет на глобальный уровень. Знаменательным событием в 2020 г., приуроченным ко Дню космонавтики, стало объявление официальной символики исследовательской миссии на Марс, осуществить которую Китайское национальное космическое управление (国家航天局) также планирует в этом году.

Достижения космической программы Китая и миссия на Марс

В реализации своей космической программы Китай действовал по традиции системно и на долгосрочную перспективу [1]. Основные этапы программы пилотируемых полетов, околоземных и лунных исследований были намечены еще в 1980–1990-е гг. [2] Однако из-за проблем, связанных с недостатком финансирования, начало некоторых из них приходилось постоянно откладывать. После запуска в 2000 г. активной фазы реализации элементов глобальной программы космических исследований КНР стала третьей страной мира после России (СССР) и США, которая смогла осуществить пилотируемый полет (2003 г.) с выходом членов экипажа в открытый космос (2008 г.), провести посадку исследовательского аппарат на Луну (2013 г., миссия «Чанъэ-3») и создать собственную спутниковую навигационную систему. Примечательно, что если до этого Китай догонял лидеров в области космических исследований, то в 2019 г. он попробовал себя в роли лидера «космической гонки», став первым в мире государством, которому удалось осуществить успешную исследовательскую миссию лунохода «Чанъэ-4» (嫦娥四号) с мягкой посадкой на обратную сторону Луны.

24 апреля 2020 г. была официально объявлена запланированная на 2020 г. исследовательская миссия на Марс. К выбору символики Космическое управление страны подошло серьезно: начиная с 2016 г. в Интернете предлагались различные названия для миссии. За четыре года от пользователей поступило 35 912 предложений о названии и 7 439 идей логотипа. По итогам двухмесячного голосования в Интернете было выбрано название «Тяньвэнь» или «Вопросы к небу» (天问系列). Первая миссия, запланированная на этот год, будет соответственно называться «Тяньвэнь-1». Название восходит к одноименному стихотворению древнекитайского поэта Цюй Юаня (屈原 / ок. 340–278 до н. э.) и, согласно трактовке «Жэньминь Жибао», призвано подчеркнуть «упорство и настойчивость китайской нации в стремлении к истине» (表达了中华民族追求真理的坚韧与执着). Логотипом исследовательского проекта стало изображение последовательности планет Солнечной системы в виде полукруга, зрительно напоминающее букву «С» латинского алфавита. По задумке дизайнеров, это призвано символизировать космические исследования Китая (China) и подчеркивать открытость Китая международному сотрудничеству в космосе (Cooperation).

Источник: Жэньминь Жибао

Важность реализации первой миссии уже в текущем году объясняется особенностью взаимного расположения планет: чтобы осуществить пуск с наименьшими затратами, необходимо попасть в «окно» запуска, которое появляется раз в 26 месяцев.

Очевидно, что исследования подобного рода представляют серьезные технологические вызовы. Задача миссии на Марс включает орбитальный облёт планеты с последующей посадкой аппарата на ее поверхность. Это поможет осуществить детальное обследование поверхности Марса.

Эксперты Космического управления отмечают, что наибольшую сложность представляет поддержание связи с аппаратом во время его семимесячного полета до орбиты Марса. Подобная миссия станет серьёзной проверкой не только для достижений в космической отрасли страны, но и в целом для всего потенциала научно-технического развития Китая. «Жэньминь Жибао» заявляет, что первое исследование подобного рода станет вехой для Китая в истории изучения глубокого космоса. Этот шаг символизирует новое направление в освоении дальнего космоса и придаст импульс космическим научно-технологическим исследованиям, а также повысит статус с КНР с уровня «космической державы» до «космической великой державы» (…推动我国由航天大国走向航天强国意义重大).

Важность миссии на Марс

С точки зрения руководства Китая, исследования космоса неизменно играют одну из важнейших ролей в получении и поддержании статуса великой державы. Неслучайно еще в 1958 г. призыв Мао Цзэдуна к разработке и запуску собственного искусственного спутника «продемонстрировал уверенность и смелость китайской нации в деле выхода на поприще космических исследований» (这个号召宣告了中华民族有信心、有勇气登上空间活动的舞台。).

В вышедшей в 2015 г. Белой книге по обороне КНР космос назван «новой командной высотой в международной стратегической конкуренции», что говорит о признании высшим руководством КНР космического пространства новой областью стратегического планирования и неотъемлемым элементом обеспечения защиты своих национальных интересов. Си Цзиньпин еще в 2012 г. обозначил «становление [Китая] космической супердержавой» в качестве приоритетной цели для китайского правительства. И миссия на обратную сторону Луны, и отправка марсохода на Красную планету фигурировали еще в Белой книге о космической деятельности КНР, опубликованной Китайским космическим управлением в 2016 г. и рассчитанной на 5 лет. Миссия на Марс идет по запланированному тогда графику, а вот полет на Луну пришлось отложить на год (2019 г. вместо намеченного 2018 г.) по причине двух неудачных пусков ракеты-носителя «Чанчжэн-3», которые произошли практически друг за другом летом 2017 г. и были связаны с неполадками в самой линейке ракет-носителей [2].

Исследования дальнего космоса представляют значительные технологические вызовы, для решения которых необходима мобилизация не только научного потенциала страны, но и ее значительных экономических ресурсов, а также политической воли руководства. Следовательно, сложнейшие с технической точки зрения космические программы позволяют продемонстрировать новейшие достижения страны в области науки и технологий, а также добавить очков имиджевому капиталу руководства. Эксперты Космического управления КНР в своем пресс-релизе отметили, что миссия на Марс является воплощением «современных передовых научно-технологических разработок международного уровня» (火星探测,可以说是当前国际前沿的科技创新活动).

Космические исследования также неразрывно связаны с поддержанием высокого уровня обороноспособности страны и проведением инновационных исследований в области создания новейших видов вооружения. Оценки вовлеченности Народно-освободительной армии Китая (НОАК) в разработку и реализацию космических исследования разнятся. Есть мнения, что военные контролируют 15–20% всех космических исследований, проводимых под эгидой Космического управления КНР, в то время как некоторые говорят чуть ли не о практически полном контроле отрасли со стороны НОАК [2]. Так или иначе, тесная взаимосвязь этих двух сфер во многих странах мира свидетельствует о важности космоса в вопросе обеспечения государственной безопасности.

Активное развитие высокотехнологичного сектора космических исследований укладывается и в новую парадигму модели экономического развития страны, которая, формируется по трем основным трекам: 1) переход к модели роста на основе потребления (вместо экспортной ориентации); 2) новые направления инвестиционной стратегии — в первую очередь, инвестирование в высокотехнологичные отрасли (робототехническую, аэрокосмическую, фармацевтическую, автомобилестроительную, информационно-технологическую сферы); 3) технологические трансформации — «сокращение технологического отставания от развитого мира и превращение инноваций в движущую силу экономического роста».

Значительные успехи в космосе, которых Китай добился за последние десятилетия, могут говорить об определенной эффективности его модели распределения финансовых ресурсов и контроля над их использованием. Очевидно, что осуществление столь значимых проектов невозможно в условиях нехватки финансовых ресурсов или слабой системы контроля расходования. В 2018 г. Китай занял второе место в мире по объему расходов на космические исследования. В общей сложности они составили порядка 6 млрд долл. США. На первом месте были США (около 41 млрд долл. США), после Китая — Россия и Франция.

Важность миссии на Марс сложно переоценить и с точки зрения мягкой силы Китая. На данный момент лишь СССР и США удалось успешно осуществить столь амбициозный проект, ЕС и Индия смогли продвинуться лишь в исследованиях орбиты планеты без посадки марсохода на ее поверхность.

Международное сотрудничество КНР в космосе

Уже много лет Пекин продвигает концепцию международного сотрудничества со всеми странами, заинтересованными в совместном изучении космоса и обмене результатами исследований.

В 2016 г. КНР подписала соглашение с Управлением Организации Объединенных Наций по вопросам космического пространства, согласно которому она готова открыть будущую космическую станцию для экспериментов и космонавтов государств — членов ООН, в особенности для развивающихся стран [2].

Углубляется сотрудничество по вопросам космоса между Китаем и Россией, вопрос о взаимодействии в этой сфере затрагивался в Совместном заявлении РФ и КНР о дальнейшем углублении отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия 2017 г. [2] Тогда же была принята новая программа сотрудничества в космосе на 2018–2022 гг., в которой акцент сделан на углублении взаимодействия в сфере ракето- и двигателестроения, исследования Луны и Марса, а также освоения дальнего космоса и в других областях. По итогам российско-китайских переговоров на высшем уровне в июне 2019 г. лидеры двух стран уделили внимание российско-китайскому сотрудничеству в космических исследованиях, а также отметили планы реализации крупных проектов в 2020–2021 гг. В 2019 г. появились сообщения о планах сотрудничества в создании пилотируемой космической станции между Россией и Китаем.

В условиях ухудшения отношений обеих стран с Западом, эпидемии коронавируса и грядущих неблагоприятных экономических последствий можно прогнозировать ускорение «экстренного сближения» Россия и Китая. Космическая отрасль может стать еще одной областью углубления политического диалога, что поможет дополнительно укрепить «иммунитет российско-китайских отношений» к внешним негативным факторам. Более того, вполне очевидно, что взаимодействие в сфере космических технологий носит стратегический характер, непосредственно влияет на национальную безопасность и связано с обменом чувствительными технологиями, а следовательно сотрудничающим сторонам необходимо иметь высокий уровень доверия. О том, что российско-китайские отношения в последнее время все больше приближаются к «де-факто союзническому характеру» говорит и новость 2019 г.: Москва помогает Пекину создавать систему предупреждения о ракетном нападении, которая позволит Китаю реализовать доктрину ответно-встречного удара в случае ядерного нападения противника.

С 2015 г. наблюдается активизация сотрудничества Китая и Европейского космического агентства (ESA). В 2018 г. DW отмечала, что ЕС склонен углублять взаимодействие именно с Китаем. Объясняется это тем, что КНР последовательна в реализации своей программы и «открыта к взаимодействию». Так, в проекте по исследованию обратной стороны Луны («Чанъэ-4») участвовали Германия, Нидерланды, Швеция.

Активный трек в космическом сотрудничестве наметился между Италией и Китаем. Стоит отметить, что обе страны в последние годы в целом интенсивно развивают контакты по многим направлениям — в 2019 г. Италия присоединилась к Инициативе пояса и пути. В 2017 г. Китайское агентство пилотируемой космонавтки (中国载人航天) и Итальянское космическое агентство (l’Agenzia Spaziale Italiana (ASI)) подписали соглашение о сотрудничестве по продолжительным пилотируемым полетам в космос и исследованиях в области биомедицины, физиологии и смежных технологий. Примечательно, что тогда итальянские СМИ выходили с заголовком «Шёлковый путь проходит через космос», тем самым делая акцент именно на китайскую глобальную инициативу. В 2017 г. Италия и Китай также заключили соглашение о сотрудничестве по созданию орбитальной космической станции «Тяньгун». В частности, итальянская сторона участвовала в разработке жилых модулей будущей станции (технология, в производстве оборудования для которой Италия лидирует среди всех стран мира) в обмен на возможность осуществлять научные исследования в составе ее экипажа после завершения строительства. В марте 2019 г. La Repubblica сообщила, что Италия и Китай планируют совместный запуск второго спутника для исследования и прогнозирования землетрясений (первый успешно функционирует с 2018 г.), однако позднее многие планы пришлось изменить из-за негативной реакции США. В январе 2020 г. итальянские издания писали, что уникальная миссия «Чанъэ-4», которую осуществил Китай, застала всех врасплох: «это испытание доказывает, что Пекин говорит вполне серьезно, когда заявляет о намерении стать ощутимой силой в космосе».

C 2013 г. КНР также предлагает навигационные услуги странам — участницам Инициативы пояса и пути. Китай оказывает активную поддержу развивающимся государствам в становлении их собственных космических программ. Сотрудничество развивается с Нигерией, Пакистаном, Венесуэлой, Алжиром, Лаосом и др.

Геополитические последствия миссии Китая на Марс

Новое противостояние в космосе разворачивается между Китаем и США, что вполне очевидно, если посмотреть на историю развития отношений двух стран в последние годы. Еще в конце 2017 – начале 2018 гг. Китай — наравне с Россией — получил официальный статус соперника США и в добавок был назван «ревизионистским государством». В дальнейшем отношения двух стран только ухудшались. В марте 2018 г. с введением 10% пошлины на алюминий и 25% пошлины на импорт стали началась так называемая «торговая война». В январе 2020 г. странам удалось заключить временное перемирие по принципу «худой мир лучше доброй ссоры». Обвинения администрации Трампа в адрес Всемирной организации здравоохранения и Китая в провале сдерживания пандемии COVID-19 — лишь дополнительное подтверждение, что стратегическая конкуренция двух стран носит глобальный и всеобъемлющий характер и затрагивает все сферы. Более того, противостояние единственной на сегодняшний день сверхдержавы — США — и новой возникающей сверхдержавы — Китая — это вопрос не пары лет, многие считают, что новая фаза геостратегической конкуренции двух гигантов будет носить долгосрочный характер.

Администрация Трампа фактически стала инициатором восстановления ведущей роли США в космосе. В 2019 г. вице-президент США Майк Пенс заявил, что США планируют вернуться на Луну к 2024 г. В августе 2019 г. Д. Трамп подписал указ о создании нового, шестого вида Вооруженных сил страны (впервые с 1947 г.) — космического командования ВС США (the United States Space Command) для защиты интересов страны в «следующей области боевого столкновения», благодаря чему «доминирование Америки в космосе никогда не окажется под угрозой». В феврале 2020 г. Д. Трамп объявил об увеличении в 2021 г. бюджета NASA на 12% по сравнению с прошлым годом и в Послании к Конгрессу заявил о подготовке пилотируемой миссии на Марс к 2030-м годам. В апреле 2020 г. Трамп подписал указ о праве США использовать ресурсы Луны, что должно обеспечить «долгосрочное пребывание на Луне». В апреле же впервые прошло успешное испытание корабля «Starship» компании SpaceX, который обладает грузоподъёмностью более 100 т и создан для осуществления пилотируемых миссий на Луну и Марс. Это важный этап реализации программы США по возвращению на Луну и будущим миссиям на Марс, так как фактически позволяет ликвидировать зависимость страны от российских пусков.

Стоит отметить, что SpaceX также является локомотивом США в коммерциализации космических исследований. Аспект коммерциализации китайских достижений в космических исследованиях также занимает важное место и в космической программе КНР. Традиционно отрасль коммерческого использования космоса развивалась в США и Великобритании под эгидой таких компаний, как SpaceX, Blue Origin и Virgin Group. Но с 2014 г. китайские частные компании получили разрешение проводить исследования и осуществлять запуск искусственных спутников, что стало катализатором для бума китайских космических стартапов в 2018 г., которые стали оказывать все виды услуг: от помощи в запуске частных спутников до полного сопровождения вывода ракеты-носителя на заданную орбиту. Тренд на развитие частного бизнеса в сфере космических исследований в КНР продолжает активизироваться и в 2019–2020 гг. Китай становится ближайшим конкурентом США в данной области.

Космос теперь рассматривается как новая территория стратегического противостояния Китая и США. Стоить только уточнить, что конкуренция в космосе началась еще при прошлой администрации Белого дома — в 2011 г., когда по специальному постановлению Конгресса США американским компаниям, частным и государственным, запретили сотрудничать с Китаем в совместном проведении космических исследований. Более того, в тот же год США ограничили доступ Китая к использованию Международной космической станции, так как формально КНР не входит в число стран — участниц соглашения о взаимном пользовании [2].

Интенсификацию противостояния отмечают и многие иностранные наблюдатели. Некоторые итальянские СМИ стали говорить о том, что «новая холодная война ведется в космосе». В частности, в статье отмечается, что США, рассматривая Китай своим стратегическим противником во всех сферах, считают космос местом, где произойдет решающее противоборство. И действительно, концептуально в данном случае сценарий холодной войны не является преувеличением с той лишь оговоркой, что все же для противостояния США и Китая следует подобрать другое название. Однако идеологическое столкновение есть, гонка вооружений запущена: согласно исследованию SIPRI 2019 г., лидерами роста военных бюджетов в 2018 г. стали США и Китай с 4,6% и 5% соответственно, а по данным 2020 г., увеличение составило 5,3% и 5,1% — экономическое противостояние налицо, политические разногласия даже не обсуждаются. А по некоторым вопросам (в сфере космоса, технологий, информационной безопасности, мировой торговли и экономики) возникает и противостояние Китая с группой стран в лице США и их ближайших союзников (Австралия, Канада, Новая Зеландия и др.). При этом такие «группы» часто носят временный характер и формируются по принципу ad hoc. То есть, в некоторых определенных вопросах интересы стран могут совпасть, и тогда они выступают как бы единым фронтом, но формально таковым не являются. Это характерно для сотрудничества России и Китая, например, на площадке ООН или в выработке совместных действий против нападок со стороны США. Таким образом действуют и некоторые союзники США, которые, несмотря на негодование американской стороны, продолжают сотрудничать с Китаем по технологии 5G — то есть как бы «выпадают» из группы во главе с США по конкретно данному вопросу, но остаются в ней по другим (вопросы безопасности, внешней политики, экономики).

Речь не идет о расколе на идеологические лагеря, отсутствует и конкуренция четко обозначенных экономических блоков, нет разделения на определенные сферы влияния. Это позволяет многим странам НАТО или лояльным США государствам вполне успешно сотрудничать с Китаем и не дает полного права называть нынешнюю американо-китайскую конфронтацию холодной войной. В данный момент в научно-экспертном сообществе наметился дискурс относительно того, как правильно называть нынешнюю ситуацию в отношениях США и Китая. Некоторые специалисты говорят о «новом издании биполярности», в то время как другие указывают на существенный недостаток (отсутствие элемента сотрудничества, дополняющего сопернических характер биполярного мира во времена холодной войны) в такой интерпретации и говорят скорее «об иллюзиях новой биполярности». Представляется, что с учетом высокой степени глобализации и взаимозависимости всех акторов современных международных отношений нынешний мировой порядок не может быть ни двухполюсным, ни многополярным — по образному выражению Э.Я. Баталова, он скорее является «бесполюсным» с наличием двух ярко-выраженных центров силы во главе с США и Китаем.

О постепенном расползании мира по двум противоположным полюсам говорит и тот факт, что США оказывали давление на отдельные страны, чтобы склонить их к отказу от сотрудничества с Китаем в космических исследованиях. В частности, Италия была фактически поставлена перед ультиматумом со стороны США в духе «мы или они», что вызвало негодование в экспертной среде, где многие стализадаваться вопросами о границах сотрудничества: «небо — это предел: почему Италия уходит с космической станции Китая». В феврале 2020 г. La Repubblica опубликовала статью «Обратный ход Италии в китайской космической гонке», в которой говорилось, что «под давлением США проект создания китайской орбитальной станции был прерван, но Си Цзиньпину об этом не сказали». Издание также отмечало, что «политическое давление было очень сильным и на самых высоких уровнях», и началось оно еще с подписания соглашения о присоединении Италии к Инициативе пояса и пути — шага, который очень разозлил Вашингтон.

Давление продолжалось и после заключения соглашения и длилось все лето 2019 г., в течение которого проходило активное взаимодействие итальянской и китайской сторон в рамках совместного проекта по строительству жилых модулей будущей орбитальной космической станции «Тяньгун-3». В итоге в ноябре 2019 г. между итальянским ASI и американским NASA было подписано соглашение о сотрудничестве по проекту «Артемида» (Artemis), инициированному по указанию Д. Трампа в июле 2019 г. с целью подготовки пилотируемой миссии на Луну. США также заняты подготовкой соответствующих соглашений с другими странами. По понятным причинам Китай был исключён из вероятного списка партнёров, а Тайвань, напротив, рассматривается в этом качестве. Это может вызвать новый виток эскалации в отношениях Китая и США и привести к еще большему расколу в их отношения.

Многие итальянские эксперты опасаются, что односторонний отказ от сделки с Китаем, по которой они должны были изготовить жилые модули для «Тяньгун», может быть воспринят как ненадежность итальянской стороны. Ведь договорённость была достигнута еще в 2017 г. во время визита Серджо Маттареллы в Пекин, а затем подтверждена во время ответного визита Си Цзиньпина в 2018 г. Однако для собственного успокоения они же подчеркивают, что ничего не могли сделать под нажимом США, «ведь это был американский ультиматум».

***

Запланированная на 2020 г. миссия КНР на Марс станет новой вехой в истории покорения космоса Китаем. Она поможет серьезным образом проверить эффективность новейших технологических достижений и в случае успешного завершения станет очередным значительным вкладом в «копилку заслуг» руководства страны, которая уже в начале года успела обогатиться за счет «результативной и впечатляющей» победы над COVID-19. Усилить авторитет властей не только внутри страны, но и на международном уровне может и скорейшее изобретение вакцины, которая, если верить заявлениям официальных лиц, уже в начале 2021 г. должна выйти в массовое производство, а начиная с сентября 2020 г. будет применяться в экстренных случаях.

Не исключено, что в дальнейшем эти успехи будут все чаще использоваться для отвлечения внимания от насущных проблем, связанных в том числе со спадом экономического роста (причем не только из-за последствий коронавируса, но и связанных с более глубинными структурными проблемами), а также для консолидации общества в условиях сильного внешнеполитического давления и нарастающих проблем Гонконга и Тайваня. Тема победы над коронавирусом и обвинений США в адрес Китая о сокрытии реального числа заболевших и развитии пандемии уже активно муссируется в китайских социальных медиа, где пользователи в ответ приводят свою статистику и говорят о «перекладывании вины на Китай», лицемерии и лжи со стороны США и Запада.

Начавшееся противостояние Китая и США в космосе является лишь частью глобальной стратегической конкуренции, которая затрагивает все области двусторонних отношений. Это противостояние будет носить долгосрочный характер и затрагивать все большее количество участников. Действия США по оказании давления на своих союзников с целью предотвращения сотрудничества с Китаем лишь подтверждают эти предположения.

Вместе с тем Китай стремится искать новых партнёров и укреплять отношения со старыми, чтобы обезопасить себя в случае дальнейшей деградации отношений с США. В этом смысле укрепление сотрудничества с Россией в области космических исследований может стать дополнительной возможностью для Китая снизить риски зависимости своей космической программы исключительно от партнёров в ЕС.

Представляется, что в дальнейшем противостояние между Китаем и США будет лишь нарастать. Наращивание потенциала двух стран в экономическом, военном, дипломатическом смыслах будет еще сильнее влиять на изменение геополитического ландшафта, неизбежно вызывая перегруппировку стран, которым придется так или иначе выбирать, с кем идти дальше. Попытка усидеть на двух стульях, как показал опыт Италии, будет провальной, и США в ультимативном порядке поставят вопрос «мы или они». В условиях расползания мира по противостоящим полюсам Россия может занять роль сторонника свободы выбора странами собственных путей развития и тем самым, по образному выражению авторов свежего доклада ВШЭ «Защита мира, Земли, свободы выбора для всех стран. Новые идеи для внешней политики России», стать гарантом «нового неприсоединения».

1. Эпштейн В. А., Бочков Д. А., Мухаметзянов Р. Р. Китайская космическая программа: 60 лет эволюции //Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. – 2016. – Т. 158. – №. 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kitayskaya-kosmicheskaya-programma-60-let-evolyutsii

2. Бочков Д.А. Космическая программа Китая: история и перспективы // МИРОВАЯ ПОЛИТИКА XXI ВЕКА: ЛОГИКА ТРАНСФОРМАЦИОННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

Сборник статей по материалам секции «Мировая политика» XXIV Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». Ответственные редакторы: В.И. Бартенев, Н.В. Юдин. 2018. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37053212


Оценить статью
(Голосов: 9, Рейтинг: 4.78)
 (9 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся