Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Алексей Сарабьев

К.и.н, заведующий Научно-издательским отделом ИВ РАН, эксперт РСМД

Ливан приближается к годовщине отсутствия в государстве первого лица: парламентарии, которые по Конституции должны избрать президента двумя третями голосов в первом туре, до сих пор не смогли этого сделать из-за бойкотирования избирательных сессий сторонниками основных кандидатов.

Однако в основе нынешнего кризиса президентской власти лежит все же не острая конкуренция политических лидеров, представляющих интересы определенных конфессиональных и клановых групп, а вопрос реформы избирательного законодательства. Именно задержка с консенсусом по этому вопросу стала основанием для продления мандата ливанских парламентариев созыва еще 2009 г.: полномочия членов ливанского Совета депутатов были продлены в июне 2013 г. на полтора года, а затем в ноябре 2014 г. – до июня 2017 г. Вопрос проведения избирательной реформы стержневой для нахождения компромисса по кандидатуре на пост президента Ливанской Республики.

В межпартийных и межфракционных переговорах по этому вопросу условно можно выделить два основных трека: «межмусульманский» и «межхристианский». При этом, если первый — прежде всего между руководствами Хизбаллы и Мустакбаль — основной с точки зрения региональных сил и трендов, то второй — прежде всего между Свободным патриотическим движением (СПД) и Ливанскими силами (ЛФ) — сущностный в процессе выбора первого лица государства, поскольку эти партии объединяют главным образом маронитов. Из маронитов же избирается ливанский президент.

Вопрос проведения избирательной реформы стержневой для нахождения компромисса по кандидатуре на пост президента Ливанской Республики.


EPA/WAEL HAMZEH/Vostock Photo
Алексей Сарабьев:
Ливан под прицелом джихадизма

И первый, и второй треки стали показывать оптимистические подвижки почти одновременно — с начала декабря 2014 г. Переговорный процесс представителей Хизбаллы и Мустакбаль оказался под угрозой уже в январе 2015 г. — в период чрезвычайного обострения ливанского шиитского Сопротивления с Израилем. Тем не менее переговоры по внутриливанским проблемам продолжились и имеют все шансы на нахождение компромиссов как по кандидатурам президента страны (полномочия истекли в мае 2014 г.) и командующего ВС (полномочия истекли в сентябре 2014 г.), так и по спорным вопросам избирательного законодательства. Правда, в последние недели взаимные обвинения в препятствовании демократии в Ливане и суверенности страны усилились. Этому способствовали военные действия Саудовской Аравии в Йемене — с одной стороны, и непрекращающиеся обвинения в адрес Ирана в том, что он через своего протеже Хизбаллу препятствует выборам ливанского президента с целью сохранять политическую неопределенность в Ливане — с другой. Однако стороны продолжали консультации: 14 апреля 2015 г. в резиденции спикера Н. Берри в Айн ат-Тине состоялась 10-я по счету (начиная с января) встреча, а в начале мая там же прошел уже 11-й раунд переговоров «мусульманских локомотивов» альянсов 8 марта и 14 марта, который окончилсь определенным успехом. В частности, стороны сошлись во мнении о необходимости обеспечения регулярного функционирования конституционных властных институтов, прежде всего Совета депутатов. Однако заслуживает упоминания тот факт, что на официальных сайтах Аль-Манар и Аль-Мустакбаль информация об этой встрече отсутствует.

Преговоры по внутриливанским проблемам продолжились и имеют все шансы на нахождение компромиссов как по кандидатурам президента страны (полномочия истекли в мае 2014 г.) и командующего ВС (полномочия истекли в сентябре 2014 г.), так и по спорным вопросам избирательного законодательства.

Параллельно на протяжении зимних и весенних месяцев 2015 г. шли переговоры между представителями СПД и ЛС, лидеры которых лично баллотировались на пост президента республики, а большинство заседаний парламента по выборам президента были бойкотированы как раз сторонниками блока М. Ауна «Изменение и реформа». Наконец, 9 мая 2015 г. был достигнут важный успех в переговорах: уже вступила в силу (даже еще до обнародования) долгожданная Декларация о намерениях этих партий, включающая в себя взгляды на государственное устройство, расширенную административную децентрализацию, земельную собственность, личный статус, а также обоюдное участие в вопросах формирования статей госбюджета, решения проблемы гражданства для иностранцев ливанского происхождения и др. Стороны договорились также участвовать в предстоящих парламентских сессиях только на условии, что в повестку дня будут включены обсуждение пунктов реформирования Закона о выборах и законопроект о натурализации ливанцев за рубежом. Последний пункт имеет исключительную важность для ряда ливанских партий (в том числе, конечно, СПД и ЛС), сторонники которых во множестве находятся за рубежом – в экономически сильных и политически активных ливанских диаспорах по всему миру. Со своей стороны, Катаиб — еще одна ключевая промаронитская партия — постоянно призывает к скорейшему решению вопроса о реформе закона о выборах и избранию президента страны. Еще недавно руководство партии всерьез рассматривало возможность присоединиться к бойкотированию парламентской сессии, если в повестке будет отсутствовать пункт об избирательной реформе.

EPA/WAEL HAMZEH/Vostock Photo
Марио Абу Зайд:
Президентские выборы в Ливане


Отсутствие надежды на скорое решение проблемы сирийских беженцев в Ливане (более трети от всего населения страны), тяжелая ситуация с внутренней безопасностью, проблемы низких зарплат и безработицы серьезно усугубляются политическими разногласиями, вылившимися в долговременный кризис власти.

Успехи в переговорах основных соперников в христианском политическом лагере Ливана существенно снизили напряжение между сторонниками соответственно Мишеля Ауна и Самира Джаджи, особенно среди студентов.

Градус накала социальных отношений, вызванных внутриливанскими проблемами, достиг необычайной высоты. Отсутствие надежды на скорое решение проблемы сирийских беженцев в Ливане (более трети от всего населения страны), тяжелая ситуация с внутренней безопасностью, проблемы низких зарплат и безработицы серьезно усугубляются политическими разногласиями, вылившимися в долговременный кризис власти.

Едва наметившиеся пути выхода из этого кризиса – возможность, утрата которой в сложившихся условиях может стать фатальной ошибкой для ливанского государства. Власти явно недооценивают усталость населения от внутриполитической неустроенности, недооценивают нарастающие протестный потенциал народа и утрату доверия со стороны общества к демократическим институтам. То, что Ливан счастливо избежал потрясения «волны турбулентности», не должно давать властям повод к самоуспокоению. Тем более, что протестные явления в арабских странах 2011 года вряд ли стоит связывать напрямую с проблемами в межнациональных или межконфессиональных отношениях: речь идет, очевидно, о протестах «снизу» — против проявлений социальной безответственности властей, ошибочных экономических мер или просто бездействия и беспечности политиков в условиях реальных угроз интервенции и вторжения джихадистов, о чем, в частности, открыто предупреждает армейское руководство.

Запланированное на 13 мая 2015 г. голосование в ливанском Совете депутатов по кандидатуре на пост президента, вероятнее всего, закончится очередной неудачей, как и предыдущие 22 попытки: условия для успеха еще полностью не сложились.

Запланированное на 13 мая 2015 г. голосование в ливанском Совете депутатов по кандидатуре на пост президента, вероятнее всего, закончится очередной неудачей, как и предыдущие 22 попытки: условия для успеха еще полностью не сложились. Спикер парламента Набих Берри, назначая очередную дату, не теряет надежды. Правда, он заявляет о своем желании привести противоборствующие маронитские партии к полному консенсусу по основным пунктам разногласия, и эта посредническая мисия Берри, охватывающая и мусульманский, и христианский политические спектры, напоминает усилия, которые некогда прилагал в рамках Национального диалога президент Мишель Слейман.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся