Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 8, Рейтинг: 4.75)
 (8 голосов)
Поделиться статьей
Феликс Пенья

Директор магистратуры по международным торговым отношениям в Национальном университете Третьего февраля (Untref, Аргентина). Директор Института международной торговли при Фонде банка Standard. Член Исполнительного комитета Аргентинского совета по междунар

В последние годы в Латинской Америке наблюдается явная тенденция к переосмыслению концепций, целей и методик, касающихся дальнейшего хода региональной интеграции. В основе предлагаемого обзора лежит накопленный за 50 лет опыт различных интеграционных процессов на латиноамериканском географическом пространстве.

В последние годы в Латинской Америке наблюдается явная тенденция к переосмыслению концепций, целей и методик, касающихся дальнейшего хода региональной интеграции [1]. В основе предлагаемого обзора лежит накопленный за 50 лет опыт различных интеграционных процессов на латиноамериканском географическом пространстве. Настоящий анализ исходит в первую очередь из необходимости адаптировать концепцию региональной интеграции к новым условиям международного взаимодействия, в которых перед всеми странами открывается многообразие возможностей, связанных со стратегиями позиционирования в мире в целом и в соответствующем регионе в частности.

Наша задача состоит в том, чтобы внести вклад в необходимую работу по переосмыслению региональной интеграции в Латинской Америке, рассмотрев этот регион с точки зрения глубоких изменений, происходящих в системе международных отношений и глобальной экономической конкуренции.

Вероятно, для окончательного «вызревания» этих глубоких изменений еще потребуется определенное время, причем такое «вызревание» далеко не всегда будет являться результатом линейных процессов. В том числе есть вероятность возникновения конфликтных ситуаций. В этой связи следует напомнить, что в ходе истории войны и глубокие изменения, влияющие на смещение центров политической власти в мире, всегда были тесно связаны друг с другом (Bobbit, pp. 5—64).

В любом случае масштаб влияния этих перемен на экономическое и социальное развитие, а следовательно, и на различные процессы интеграции в странах Латинской Америки, как, впрочем, и в других регионах мира, пока сложно оценить во всей полноте. Невозможно оценить и влияние, которое новые условия окажут на межрегиональные отношения, включая отношения, установившиеся между Европой и Латинской Америкой.

В настоящей статье мы проанализируем некоторые аспекты, связанные с глубокими изменениями, происходящими на международной арене, с условиями, которые страны должны соблюдать, чтобы использовать возможности, открывающиеся перед ними в мире многочисленных альтернатив, и, наконец, с началом нового этапа региональной интеграции в Латинской Америке.

Глубокие преобразования на международной арене

Изменения в международной ситуации, в условиях которой разворачиваются действия, направленные на более значительную интеграцию между латиноамериканскими странами, нашли отражение в двух одновременных процессах, происходящих сегодня на глобальном уровне. Оба эти процесса влекут за собой как уже наблюдаемые, так и потенциальные последствия как для мирового товарооборота, так и для международных торговых переговоров под эгидой Всемирной торговой организации (ВТО). Эти последствия проявляются, в том числе, в непростых глобальных дискуссиях об изменении климата и, в частности, о его влиянии на мировую торговлю.

И хотя эти два процесса связаны между собой, можно предположить, что в определенных случаях они требуют дифференцированного анализа и подхода. Однако в любом случае целесообразно стремиться к их координации.

Первым процессом является глобальный финансово-экономический кризис, пик которого пришелся на начало 2008 года. Его последствия влияют, в том числе, на уровень производстваи потребления, а также на международный оборот товаров и услуг. Спад экономической активности оказал воздействие на уровень занятости и психологическое состояние населения, в некоторых странах кризис затронул социальную и политическую сферу. Известно, что в зависимости от интенсивности такого воздействия международный кризис может вызвать системные проблемы, ставящие под угрозу политическую стабильность в наиболее уязвимых странах. В свою очередь, это может спровоцировать цепную реакцию в других странах, особенно в том же регионе.

Этот процесс влечет за собой немедленные, абсолютно очевидные последствия, и требует краткосрочных ответных мер, в первую очередь на национальном уровне, но вместе с тем и координации между странами на глобальном и региональном уровне с учетом значительных потенциальных социальных и политических последствий.

Второй процесс заключается в смещении центров относительного политического влияния от одних стран к другим (Zakaria, pp. 1—5), которое имеет очень глубокие корни и причины исторического характера. В последние 20 лет это явление набирает темп, и весьма вероятно, что оценить его последствия в полной мере возможно будет лишь в долгосрочной перспективе, причем порой они будут проявляться в малозаметных переменах. Этот процесс находит свое отражение в появлении новых ведущих игроков, будь то страны, компании, потребители или работники, и все они будут искать свое местов условиях глобальной экономической конкуренции и международных торговых переговоров. В связи с происходящими переменами в будущем способность воспринимать последствия культурного разнообразия и адекватно реагировать на них станет одним из ключевых факторов в развитии международной стратегии различных игроков (Guillebaud, pp. 9—35 и 363—391;Maalouf, pp. 293—314).

Настоящая опасность заключается в том,что это может привести, как уже случалось в прошлом, к возникновению системных проблем в странах, выступавших и выступающих ведущими игроками в международных отношениях.

Феномен рассеивания мирового влияния не должен быть для нас неожиданностью, так как ряд исторических событий предвещает его уже много лет. Одним из отдаленных во времени переломных моментов стало постепенное (начиная с 1973 года) осознание своего относительного влияния развивающимися нефтедобывающими странами. При этом определенную тревогу вызывает тот факт, что в своем анализе и попытках найти ответ страны «старого миропорядка», в том числе США и остальные участники «Группы семи», не отдают себе отчет в глубине перемен, связанных с распределением политического влияния на международной арене.

Таким образом, перед нами системный мировой кризис, отражающий классическое историческое противостояние порядка и анархии в международных отношениях (Bull, pp. 3—98; Hurrell, pp. 1—117). Это противостояние проявляется в трудностях, испытываемых организациями, которые являются частью рушащегося порядка, при попытке найти действенное решение общих проблем,возникающих на глобальном уровне. А настоящая опасность заключается в том,что это может привести, как уже случалось в прошлом, к возникновению системных проблем в странах, выступавших и выступающих ведущими игроками в международных отношениях. Иначе говоря, речь идет о системных кризисах, вызывающих эффект домино в разных региональных пространствах и, возможно, на глобальном уровне. Так может случиться в связи с тем, что в различных странах, в том числе в самых развитых, граждане постепенно утрачивают доверие не только к рынкам, но и к возможности найти решения в рамках соответствующих демократических систем. Более ощутимой эта опасность становится для некоторых европейских стран, но не только для них. Если реализуется именно этот сценарий, мрачные прогнозы некоторых аналитиков могут оказаться бледным подобием действительности, с которой нам придется столкнуться в будущем.

После ряда встреч «Группы двадцати» на высшем уровне, состоявшихся за период с конца 2008 года, остается актуальным вопрос о том, какие именно страны, объединив свои усилия, могут образовать достаточную критическую массу, чтобы постепенно достичь договоренностей, способных составить основу нового миропорядка, приходящего на смену устаревшему. Остается открытым вопрос о количестве стран, которые войдут в состав группы ведущих держав, призванных вести работу по формированию, пусть и неофициальному, международного политического пространства, позволяющего трансформировать коллективные решения в программу эффективных действий глобального масштаба.

Одно из текущих ограничений нынешней «Группы двадцати», вероятно, заключается именно в том, что участвующие страны обладают разной степенью реального влияния. При этом некоторые из них ясно дают понять, какова степень их относительного влияния, как это происходит с США или Китаем. Эти два государства образуют своего рода «Группу двух», которая необходима, но недостаточна для выработки решений глобального масштаба, отвечающих требованиям эффективности, действенности и законности. Другие страны также могут на законных основаниях выступать от имени своего региона, будучи уверенными в том, что он обладает достаточным относительным влиянием. Если не брать в расчет существующие различия в интересах и концепциях, именно так обстоит дело с государствами — членами Европейского союза, такими как Германия, Франция и Великобритания, и то же самое можно сказать о председателе Европейской комиссии и, после вступления в силу Лиссабонского договора, о председателе Совета ЕС. Другие страны, хотя и обладают значительным относительным влиянием, порой в большей степени потенциальным, нежели реальным, все же не могут с уверенностью заявить, что отражают мнение, превалирующее в представляемом ими географическом регионе. Именно такова ситуация Аргентины и Бразилии, а также России, Индии и ЮАР. Они являются значимыми игроками в соответствующих географических регионах, но далеко не всегда были способны доказать, что обладают необходимыми качествами для того, чтобы выступить региональными лидерами, так как остальные страны их региона не всегда разделяют их мнение.

Условия для активного участия стран в новом миропорядке

Возможно ли построить региональное географическое пространство, в котором преобладает логика интеграции, но при этом отсутствует минимальное взаимное доверие между соседними странами?

Для того чтобы та или иная страна могла предпринять успешную попытку найти подход к обоим указанным процессам одновременно, необходимо сочетание множества социальных, политических и экономических факторов. Иными словами, это обязательное условие для того, чтобы относительно успешно преодолеть текущий глобальный финансово-экономический кризис и одновременно позиционировать себя как активного игрока в создаваемом миропорядке будущего, включая мировую торговлю и международные торговые переговоры как в ВТО, так и в рамках многочисленных региональных, межрегиональных и двусторонних отношений.

Ключевым условием является развитие способности полноценно использовать многообразные возможности, возникающие на глобальном уровне благодаря сокращению всех, а не только физических дистанций, а также нарастающее перераспределение влияния в мире, то есть вовлеченность в многополярную международную действительность. С исчезновением дистанций и расстояний такая многополярность предполагает развитие стратегии, направленной на использование всех возможностей, открывающихся на сегодняшний день в мире, особенно в сфере международной торговли, потенциальных источников прямых инвестиций и технического прогресса.

В целом ряде стран, особенно в так называемых странах с развивающейся экономикой, эта многополярная стратегия нередко страдает своеобразным «дальтонизмом». Это означает, что она не всегда различает идеологическую или культурную «окраску», как в знаменитом девизе Дэн Сяопина «не важно, какого цвета кошка…», особенно когда речь идет об использовании многообразных возможностей, связанных с появлением новых игроков (самые яркие примеры здесь представлены Китаем и Индией) и новых ключевых проблем, встающих перед государствами, таких как энергетика, изменение климата или новые формы международной агрессии, включая ее «приватизацию» и, в частности, новый этап развития глобального спроса на продукты питания и другие природные ресурсы, которые, если говорить об относительных величинах, в значительных количествах представлены в Латинской Америке и особенно на южноамериканском континенте.

Есть три ключевых условия, которые необходимо учитывать в своей стратегии странам, чтобы успешно включиться в глобальную экономическую конкуренцию будущего. Это качественная работа государственных учреждений, агрессивная стратегия компаний, настроенных на активную деятельность на международных рынках и, наконец, координация усилий на региональном уровне с другими странами, расположенными в том же географическом пространстве.

В первую очередь, качественная работа государственных учреждений предполагает укрепление возможностей, позволяющих стабильно защищать интересы различных слоев общества, чтобы претворить поставленные задачи в жизнь за счет эффективных действий. Речь идет об обязательном условии для обеспечения гармоничного взаимодействия между частным и государственным сектором. Такое взаимодействие необходимо для определения национальных интересов в наиболее важных вопросах повестки дня, касающихся участия в международной торговле, которые затем должны найти свое воплощение в стратегиях, концепциях и деятельности государственного и негосударственных секторов, особенно предпринимательских, в многочисленных международных сферах, значимых для соответствующей страны.

В глобальной экономической конкуренции и международной торговле высокое качество работы государственных учреждений зависит от эффективности организационных технологий, применяемых на правительственном уровне для выбора и реализации государственных стратегий, решений и политики, обладающих мощным потенциалом воздействия и долговечностью, а также гибкостью, достаточной для непрерывного приспособления к динамике изменений в современном мире.

Однако для высокого качества работы государственных учреждений необходимо и высокое качество организации процессов в предпринимательской сфере, а также взаимодействие со всеми сегментами общества. Это особенно касается компаний, придерживающихся агрессивной стратегии как на внутреннем, так и на многочисленных международных рынках, особенно приоритетных с точки зрения присущих стране конкурентных преимуществ. Выявление таких интересов является решающим фактором при разработке и осуществлении стратегии включения того или иного государства в сферу международной торговли.

Цель, состоявшая в создании объединенного региона, интеграция в рамках которого способствовала бы выполнению задач развития входящих в него стран, так и не была достигнута во всей полноте.

Второе условие состоит в том, чтобы компании страны применяли агрессивные стратегии, продиктованные стремлением активно участвовать в деятельности на международных рынках. Это предполагает оперативную оценку возможностей, возникающих у страны, которая способна производить товары и оказывать услуги на различных международных рынках. Такая оценка должна постоянно обновляться, так как последствия текущего глобального кризиса и структурные перемены,происходящие на мировом уровне, могут стремительно менять возможности, открывающиеся перед компаниями в каждой конкретной стране, обеспечивая им большие или меньшие относительные конкурентные преимущества.

При этом стремление к выходу на международный рынок требует оптимистического подхода к возможностям страны и ее компаний на мировых рынках. Если использовать спортивную терминологию, такое стремление требует «менталитета победителя». Этот культурный фактор присутствует в развивающихся странах, в которых в последние годы возникает все больше компаний, работающих на международном рынке. В этом отношении интересен пример Чили и многих чилийских компаний, тем более что речь идет о развивающейся экономике не самого широкого масштаба.

Наконец, третье условие заключается в координации усилий на региональном уровне со странами, принадлежащими к тому же географическому региону и имеющими сходные условия и интересы, как, например, в случае со странами — производителями продуктов питания или экспортерами электроэнергии. Для стран южноамериканского региона это означает стимулирование непрерывного процесса формирования качественных физических связей, охватывающих такие вопросы, как финансирование проектов строительства физической инфраструктуры, включая трансокеанские коридоры, илиразвитие торговли, причем такой процесс должен быть благоприятен для расширяющейся системы общих интересов, в основе которой должны лежать разнонаправленные торговые отношения и транснациональные производственные сети. Инвестиции в производство и необходимую для него физическую инфраструктуру могут стать для стран связующими звеньями, объединяющими пункты программы по борьбе с последствиями глобального кризиса и вопросы необходимой трансформации производства для соответствия требованиям будущего.

В остальном это должно повлечь за собой более интенсивную координацию между странами одного региона или области как в проведении соответствующей оценки в отношении обоих упомянутых выше процессов изменений на международном уровне, так и в стратегиях разработки совместных действий в ответ на проблемы, возникающие в связи с обоими процессами. Кроме того, необходимо совместно участвовать в международных торговых переговорах, особенно в рамках ВТО и с основными участниками мировой торговли. Отношения с США, странами Европейского союза и развивающимися экономиками, в частности с Китаем и Индией, занимают в этом смысле приоритетное положение.

REUTERS/Mario Valdez
Николай Маркоткин:
MERCOSUR: трудный путь к переменам

Тот же подход применим и к международным переговорам, связанным с адаптацией многосторонних международных организаций к новой международной действительности, особенно в рамках «Группы двадцати». Эти переговоры дают участвующим латиноамериканским странам возможность действительно выражать общую точку зрения региона либо как минимум соответствующей его части по вопросам, которые ранее обсуждались на региональных форумах.

Не ставя под сомнение необходимую руководящую роль правительственных органов, отметим, что в сфере регионального взаимодействия как минимум в каждой из областей Латинской Америки открываются широкие возможности для стимулирования инициативы, возникающей в соответствующих деловых кругах. Речь идет об инициативах, направленных, в частности, на анализ использования государственных запасов, накопленного за многие годы опыта и обязательств, особенно в отношении преимущественного доступа к соответствующим рынкам, а также механизмов оплаты и финансирования как торговли, так и инвестиций в производство и объекты физической инфраструктуры, и, наконец, конструктивных предложений о достижении масштабных, но реалистичных целей.

Подобная инициатива, как минимум на начальном этапе, могла бы исходить от коммерческих организаций в странах с наиболее тесными связями в области торговли и производства. Кроме того, именно среди них наблюдается наиболее интенсивный обмен инвестициями как в сельском хозяйстве и промышленности, так и в сфере услуг. Помимо всего прочего, в таких странах возникает все больше компаний, охватывающих несколько стран Латинской Америки. Речь идет о сотнях предприятий разного размера, на устойчивой одновременной основе представленных на разных рынках региона и даже на глобальном уровне, как в торговом, так и в производственном направлении. Именно такие компании, наряду с соответствующими коммерческими организациями, должны проявлять наибольший интерес к стимулированию мер, которые позволят наиболее полноценно использовать уже существующие преимущественные региональные договоренностии двигаться к достижению более масштабных целей.

Управление пространством и логика интеграции

Реальность показывает, что потребуется еще много времени, чтобы добиться подобия того, чего за те же 50 лет удалось добиться Европе в отношении независимости, опирающейся на единые правила и структуры.

Управление соответствующими региональными пространствами, обеспечивающее превалирование мира и политической стабильности, будет выступать ключевой составляющей при строительстве нового глобального миропорядка. Именно в этой плоскости следует сосредоточить усилия, которые предпринимаются и будут предприниматься в рамках различных региональных и областных процессов экономической интеграции. Устойчивое управление на региональном уровне потребует в будущем достижения равновесия между всеми затронутыми национальными интересами. Это потребует способности и готовности организовывать взаимодействие как минимум между наиболее значимыми и влиятельными странами.

В этом смысле преобладание логики интеграции в латиноамериканском пространстве и каждой из его составляющих будет связано с формированием действенных и эффективных общих структур и правил, опирающихся на коллективное лидерство и одновременно стимулирующих его.

В этой связи принципиально важным представляется следующий вопрос. Возможно ли построить региональное географическое пространство, в котором преобладает логика интеграции, но при этом отсутствует минимальное взаимное доверие между соседними странами? Исходя из исторического опыта, Жан Монне, вдохновитель европейской интеграции, отвечал на этот вопрос отрицательно. Именно поэтому он предложил план, направленный на стимулирование реальной солидарности, в особенности между Францией и Германией. Эта солидарность была призвана лечь в основу атмосферы доверия, которая в будущем должна была позволить сформировать путь, приведший к Европейскому союзу.

Сегодня это актуальный вопрос и для Латинской Америки, учитывая, что момента зарождения интеграционного процесса, связанного с основанием Латиноамериканской ассоциации свободной торговли (ALALC), прошло 50 лет. Пройденный с тех пор путь нельзя назвать безоблачным, так как порой риторика опережала конкретные результаты. Поставленная цель, состоявшая в создании объединенного региона, интеграция в рамках которого способствовала бы выполнению задач развития входящих в него стран, так и не была достигнута во всей полноте. Те, кто на уровне предпринимателей принимает решения об инвестициях в производство с учетом расширяющихся рынков, вполне обоснованно не доверяют правилам, регулирующим двустороннюю торговлю, так как обещанный доступ к рынкам других стран регионав действительности серьезно ограничен. Эти ограничения являются результатом односторонних действий, которые на практике означают недостаточное осознание того, что поставлено на карту, каковы бы ни были причины, якобы оправдывающие такую ситуацию.

И все же до сих пор представляется возможным утверждать, что в Латинской Америке, помимо всех существующих различий, противоречий и даже концептуальных разногласий, логика взаимодействия превалирует над логикой раздробленности. Это может объясняться сложившимся пониманием того, что цена отказа от интеграции слишком высока для соответствующих стран, даже если у них относительно сильная экономика, и особенно для их народов.

Однако реальность показывает, что потребуется еще много времени, чтобы добиться подобия того, чего за те же 50 лет удалось добиться Европе в отношении независимости, опирающейся на единые правила и структуры, благодаря чему поведение соответствующих стран представляется относительно предсказуемым. Взаимное доверие и тесное переплетение взаимных интересов, основанных на общих структурах, правилах и символике, стали одним из ключевых элементов в до сих пор успешном процессе, который европейские страны сформировали на своем географическом пространстве, преодолев длительный период раздробленности, конфликтов и борьбы.

Не поддаваясь искушению копировать пример других стран и регионов, представляется важным учитывать в латиноамериканском опыте значительную роль, которую могут играть подобные факторы в формировании подобного регионального пространства (и пространства каждой из входящих в его состав областей), в котором преобладают мир и политическая стабильность, — атмосфера, необходимая для консолидации демократии и столь необходимого единства в обществе.

Продвижение вперед в процессах региональной и областной интеграции, которые одновременно учитывали бы накопленный опыт и адаптировали применяемые подходы, стратегии и инструменты к новой международной ситуации, все еще представляется принципиально важным условием для активного участия латиноамериканских стран в формировании глобальной архитектуры, соответствующей их национальным интересам.

Основной трудностью, возникающей на пути процессов интеграции представляется именно такое сочетание гибкости с предсказуемостью и коллективной дисциплиной.

Ввиду того, что в будущем перед каждой страной будут открываться многообразные возможности для международного взаимодействия, судя по опыту, накопленному за последние пять десятилетий, методы и инструменты, применяемые в процессах региональной и областной интеграции, должны одновременно быть гибкими, обеспечивая их адаптацию к многополярным стратегиям взаимодействия, и предсказуемыми, чтобы их коллективные правила и требования способствовали созданию инвестиционного климата, благоприятного для интеграции производства на региональном уровне и в глобальном контексте, а также развитию качественных физических сетей, обеспечивающих взаимодействие.

Основной трудностью, возникающей на пути процессов интеграции в латиноамериканском регионе и входящих в его состав областях, представляется именно такое сочетание гибкости с предсказуемостью и коллективной дисциплиной, с опорой на соблюдение правил и структур, позволяющее разрабатывать такие правила и одновременно отражающее коллективное лидерство. Ситуация должна будет развиваться именно так, если мы хотим, чтобы эти процессы оказывали реальное влияние на трансформацию производства в каждой из стран, на консолидацию их демократических политических систем, опирающихся на общественное единство, и на их способность выступать активными участниками нового глобального миропорядка. Адаптировать текущие процессы интеграции и механизмы регионального взаимодействия к новой действительности мировой повестки дня — один из ведущих приоритетов для будущего латиноамериканских стран.

Превращение ALALC в Латиноамериканскую ассоциацию интеграции (ALADI) как следствие договора, подписанного, как и предыдущий, в Монтевидео в 1980 году, повлекло за собой значительные методологические изменения и ознаменовало начало нового этапа в процессе региональной интеграции. Указанная реформа основывалась на признании того факта, что создание зоны свободной торговли с участием обширной группы стран, в тот момент в меньшей степени связанных между собой и более отдаленных друг от друга, нежели сейчас, и кроме того — имеющих огромные различия в размерах и в степени развития, не представлялось возможным.

Превращение ALALC в Латиноамериканскую ассоциацию интеграции (ALADI) повлекло за собой значительные методологические изменения и ознаменовало начало нового этапа в процессе региональной интеграции.

Такая трансформация предполагала и признание того, что существующие различия требуют более частного подхода, разных темпов и форматов. Это означало признание существования различных областных и отраслевых элементов, степень взаимной зависимости которых и общность интересов далеко не обязательно распространялись на остальные страны. Таким образом, был полностью переосмыслен первоначальный подход ALALC, в соответствии с которым региональные инструменты рассматривались как правило, тогда как в областных и отраслевых инструментах было принято видеть исключение. Теперь, напротив, части, то есть группы стран или определенные отрасли, стали рассматриваться как основное звено, а региональная общность — выступать как рамочная структура и, возможно, конечная цель, содержание и срок достижения которой не обозначены со всей четкостью. Благодаря «Положению о разрешениях», принятому в результате Токийского раунда переговоров, этот подход стал совместим с правилами ГАТТ.

Тем самым открылся путь к глубоким трансформациям стратегии региональной интеграции, которые постепенно вызревали в течение последующих лет. На этом новом этапе, который продолжается и по сей день, среди других значимых событий происходит реструктуризация первоначальной Андской группы Андского сообщества наций (CAN); начинается двусторонний процесс интеграции Аргентины и Бразилии, с особым акцентом на определенных отраслях, таких как автомобилестроение; затем создается Меркосур; Мексика присоединяется к Североамериканскому соглашению о свободной торговле (TLCAN); а также берет свое начало процесс конкретизации предпочтительных двусторонних торговых соглашений со странами из остальных регионов мира, начиная с США и Европейского союза.

На начало и дальнейшее развитие указанных двух первых этапов латиноамериканской региональной интеграции весьма значительное влияние оказали изменения, которые одновременно происходили на глобальном уровне. К этому добавляются глубокие экономические и политические изменения разного масштаба, произошедшие в регионе и каждой из входящих в него стран. В частности, в Южной Америке на данном этапе связи между производственными системами стали теснее, особенно в сфере энергетики. Кроме того, многие из стран пережили значительные изменения как в том, что касается экономического, так и в том, что касается политического развития.

На пути к новому этапу латиноамериканской интеграции?

Страны с более четким пониманием собственных интересов, возможно, лучше всех воспользовались преимуществами интеграционных процессов на всех уровнях — не только на экономическом.

Начинается ли в настоящий момент новый этап региональной интеграции в Латинской Америке? Некоторые аргументы, основанные на анализе разнообразных факторов, заставляют предположить, что ответ на этот вопрос будет положительным. Первый из таких аргументов заключается в уже упомянутом разнообразии возможностей вовлечения каждой из латиноамериканских стран в мировые рынки. Это непосредственный результат того, что число значимых игроков растет во всех регионах, в то время как дистанции самого разного рода сокращаются. Что касается второго фактора, речь идет о предполагаемом одновременном использовании таких возможностей. Третий же фактор исходит из того, что можно разработать в рамках большинства открывшихся возможностей взаимовыгодные стратегии, охватывающие торговлю товарами и услугами, инвестиции в производство и участие в техническом прогрессе.

Другим определяющим фактором, стимулирующим появление новых моделей интеграции в латиноамериканском регионе в целом, а также во многих его областях, является наблюдаемая во многих странах растущая неудовлетворенность по отношению к результатам, полученным от не завершенных на данный момент процессов. Такая неудовлетворенность может привести по меньшей мере к двум вариантам развития событий. Первый из них связан со своего рода интеграционной инерцией. Это предполагает дальнейшее применение текущей стратегии, то есть отсутствие заметных инноваций. Риск состоит в том, что такой процесс интеграции может утратить значимость для ряда стран. В этом случае в конечном итоге может возобладать восприятие интеграции как процесса, стремительно утрачивающего актуальность и почти не оказывающего влияния на реальную торговлю и инвестиции. Второй вариант предполагает своего рода «синдром основателя». Он подразумевает полный отказ от наработанного опыта — как в общей региональной стратегии, так и в предпочтительных экономических отношениях, — с тем чтобы в очередной раз начать с чистого листа.

Однако существует и третий возможный сценарий, вероятно, самый целесообразный и самый реальный. Он состоит в использовании накопленного опыта и результатов и в адаптации стратегий, целей и методов интеграции к новой действительности в каждой стране, во всем регионе и его областях, а также в мире.

Пока трудно предсказать, будет ли реализован такой адаптационный сценарий. Однако путь, пройденный запоследние 50 лет, со всеми его достижениями и неудачами, позволяет предположить, что региональная интеграция будет, как и прежде, положительно оцениваться соответствующими странами и общественным мнением их граждан. Судя по всему, существует как минимум определенное единодушие в том, что цена отказа от интеграции может оказаться высокой. Все это позволяет предположить, что путь развития будет тернистым и будет включать в себя как продвижение вперед, так и возращение назад. Результаты также будут неоднозначными.

Наконец, необходимо отметить, что движение к региональному взаимодействию начинается с точного определения соответствующих национальных интересов: таков вывод, сделанный на основе конкретного опыта этих лет. Страны с более четким пониманием собственных интересов, возможно, лучше всех воспользовались преимуществами интеграционных процессов на всех уровнях — не только на экономическом — по сравнению с остальными странами региона и его различных областей. В этом смысле представляется, что в дальнейшем нас ждет большее сближение с азиатской моделью последних лет и, вероятно, с тем форматом, который в будущем может принять европейская модель.

Литература

Bobbit, Philip: The Shield of Achilles. War, Peace, and the Course of History, Anchor Books.

NuevaYork, 2002.

Bull, Hedley: The Anarchical Society. A Study of Order in World Politics, ColumbiaUniversity Press, Nueva York, 1977.

Casanueva, Héctor: «La integración latinoamericana en busca de un modelo»enPatricio Leiva Lavalle (ed.): Relaciones internacionales y renovación del pensamiento, Instituto Latinoamericano de Relaciones Internacionales / Universidad Miguelde Cervantes / Institut d’Estudis Humanistics Miquel Coll i Alentorn,Santiago de Chile, 2010, pp. 33—36.

Cienfuegos, Manuel yJosé Antonio Sanahuja: Una región en construcción. Unasur Yla integración en América del Sur, Fundació cidob, Barcelona, 2010.

Del Arenal, Celestino y José Antonio Sanahuja (coords.): América Latina y losBicentenarios: una agenda de futuro, Fundación Carolina / Siglo xxi, Madrid, 2010.

Guillebaud, Jean-Claude: Le commencement d’un monde. Versunemodernitémetisse, Seuil,Paris, 2008.

Hurrell, Andrew: On Global Order. Power, Values, and the Constitution of International Society, Oxford University Press, Oxford — Nueva York, 2007.

Leiva Lavalle, Patricio: «Los modelos de integración en América Latina» enPatricioLeiva Lavalle (ed.): Relaciones internacionales y renovación del pensamiento, InstitutoLatinoamericano de Relaciones Internacionales / Universidad Miguel de Cervantes/ Institut d’Estudis Humanistics Miquel Coll i Alentorn, Santiago de Chile, 2010,pp. 17—31.

Maalouf, Amin: Le dérèglement du monde, Grasset, Paris, 2009.

Peña, Félix: «Integración regional y estabilidad sistémica en Suramérica» enManue.

Cienfuegos y José Sanahuja (eds.): Una región en construcción. Unasur y la integraciónen América del Sur, Fundació cidob, Barcelona, 2010a, pp. 23—43.

Peña, Félix: «América Latina en el mundo: regionalismo e integración» enCelestino delArenal y José Antonio Sanahuja (coords.): América Latina y los Bicentenarios: una agenda de futuro, Fundación Carolina / Siglo xxi, Madrid, 2010b, pp. 425—450.

Sanahuja, José Antonio: «La construcción de una región: Suramérica y elregionalismo posliberal» en Manuel Cienfuegos y José Sanahuja (eds.): Una región enconstrucción. Unasur y la integración en América del Sur, Fundació cidob, Barcelona,2010a, pp. 87—134.

Sanahuja, José Antonio: «Estrategias regionalistas en un mundo en cambio: AméricaLatina y la integración regional» enCelestino del Arenal y José Antonio Sanahuja(coords.): América Latina y los Bicentenarios: una agenda de futuro, Fundación Carolina /Siglo xxi, Madrid, 2010b, pp. 451—523.

Zakaria, Fareed: The Post-American World, W.W. Norton, Nueva York, 2008.

1. См., в частности, Casanueva (pp. 33—44); Cienfuegos/Sanahuja (pp. 87—205); DelArenal/Sanahuja (pp. 425—632); LeivaLavalle (pp. 17—31); Peña (2010a, pp. 23—43 и 2010b, pp. 425—450).

Оценить статью
(Голосов: 8, Рейтинг: 4.75)
 (8 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся