Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Андрей Пятаков

К.полит.н., старший научный сотрудник Института Латинской Америки РАН

В 2013 г. Латинская Америка вступила в новый электоральный цикл. В период до 2016 г. президентские выборы должны пройти в 17 странах региона. Своеобразный пик электорального марафона приходится на 2014 г. с семью президентскими кампаниями в ключевых государствах (Коста-Рика, Сальвадор, Панама, Колумбия, Бразилия, Уругвай и Боливия), в ходе которых на избирательные участки придет 50% латиноамериканского электората.

В 2013 г. Латинская Америка вступила в новый электоральный цикл. В период до 2016 г. президентские выборы должны пройти в 17 странах региона (из крупных стран за пределами этого цикла останется лишь Мексика, где выборы запланированы на 2018 г.). Своеобразный пик электорального марафона приходится на 2014 г. с семью президентскими кампаниями в ключевых государствах (Коста-Рика, Сальвадор, Панама, Колумбия, Бразилия, Уругвай и Боливия), в ходе которых на избирательные участки придет 50% латиноамериканского электората. При этом в шести из семи государств (за исключением Коста-Рики) явными фаворитами являются либо действующие президенты, либо кандидаты от партии власти. Как отразится текущий электоральный процесс на политическом ландшафте Латинской Америки?

Посткризисное развитие: инерция хронических социальных проблем

Благодаря антикризисной политике Латинская Америка вышла из финансового кризиса и подошла к новому электоральному циклу, в целом демонстрируя стабильные макроэкономические показатели [1]. Наблюдавшийся в 2011–2012 гг. экономический спад находился в диапазоне общемировых флуктуаций [2]. По данным Экономической комиссии ООН для Латинской Америки и стран Карибского бассейна (CEPAL), в 2013 г. был зафиксирован общерегиональный прирост ВВП на уровне 2,6%; в 2014 г. ожидается рост экономики региона в 3,2%. Вместе с тем в плане социального развития Латинская Америка остается самым неоднородным регионом, где сохраняются и продолжают нарастать хронические проблемы, связанные с поляризацией общества и бедностью. Так, по данным за 2012 г., около 167 млн латиноамериканцев находились за чертой бедности. О высоком уровне поляризации свидетельствует тот факт, что на долю 10% самых богатых приходилось 32% доходов, а на долю 40% наиболее бедных – 15%.

www.fomin.org

Этот круг проблем определяет повестку и дискурс предвыборных кампаний как правых, так и левых кандидатов. На волне недовольства расширяется социальная база оппозиции, о чем свидетельствуют итоги ряда электоральных кампаний и систематические социальные протесты. Рост оппозиционных настроений может определить политический накал грядущих президентских выборов. Так, по оценкам политологов, в 5 государствах из 7 выборы могут пройти в два тура (исключения – Панама, где данная процедура не предусмотрена, и Боливия, где поддержка Э. Моралеса достаточно высока). На фоне массовых протестов «среднего класса», имевших место в 2013 г. в Бразилии, Аргентине, Перу и Колумбии, в предвыборный дискурс политиков, независимо от их политической ориентации, войдут вопросы, связанные с коррупцией, социальной защитой и обеспечением, открытостью властных институтов, прозрачностью государственного управления и качеством государственных услуг.

В последние годы для политического процесса в Латинской Америке характерны рост правого и левого популизма, стремление к усилению вертикали власти и гиперпрезиденциализму, тенденция к конституционному закреплению права на неограниченное переизбрание действующих лидеров государств (главным образом, в таких странах Боливарианского альянса, как Венесуэла, Никарагуа и Эквадор, являющихся сторонниками модели «социализма XXI века»). Данные тенденции также будут определять политическую повестку электоральных кампаний.

Нестабильная преемственность в левом лагере

Своеобразными маркерами начавшегося электорального цикла можно считать: для левого лагеря – президентские выборы в Эквадоре (февраль 2013 г.) и Венесуэле (апрель 2013 г.), для левоцентристов – выборы в Чили (декабрь 2013 г.), для правого – выборы в Гондурасе (ноябрь 2013 г.) и Парагвае (апрель 2013 г.). Главной характерной чертой кампаний для левых и левоцентристов стало сохранение преемственности политического курса при достаточно высоком уровне предсказуемости итогов голосования, для правых – преемственность и общий консерватизм политического процесса. В целом приход к власти новых политических лидеров происходит на фоне сохранения властных позиций правящих партий и не влечет за собой принципиальных изменений политического ландшафта.

Главной характерной чертой кампаний для левых и левоцентристов стало сохранение преемственности политического курса при достаточно высоком уровне предсказуемости итогов голосования, для правых – преемственность и общий консерватизм политического процесса.

Эквадорские выборы, открывшие текущий электоральный цикл, продемонстрировали уверенную победу в первом туре президента Р. Корреа. Однако уже к февралю 2014 г. произошло значительное сужение социальной и, как следствие, электоральной базы власти: на муниципальных выборах в ключевых мегаполисах победила оппозиция. По-видимому, в ближайшее время Эквадор столкнется с обострением внутриполитической ситуации. Вместе с тем нельзя исключать, что Р. Корреа прибегнет к процедуре внесения поправок в конституцию, предоставляющих ему право переизбираться на третий срок. Тем самым Эквадор может последовать примеру Никарагуа, где соответствующая конституционная реформа была проведена в ноябре 2013 г.

Венесуэльские президентские выборы показали общую тенденцию, которая, по-видимому, будет преобладать в левом секторе политического пространства региона. Речь идет о расколе электората на две примерно равные части – сторонников кандидата от партии власти и сторонников оппозиционного кандидата. После выборов на фоне роста активности оппозиции Венесуэла вошла в фазу перманентной экономической и политической турбулентности. Нестабильная и неопределенная ситуация, вероятно, сохранится в стране до апреля 2016 г., когда оппозиция намерена провести референдум об отзыве президента Н. Мадуро. Проведение этого референдума станет одним из завершающих аккордов текущего электорального цикла.

Roberto Stuckert Filho/ PR
Президент Аргентины Кристина Киршнер и
президент Бразилии Дилма Русеф на
церемонии инаугурации президента Чили
Мишель Бачелет.

На президентских выборах в Сальвадоре в марте 2014 г. можно было наблюдать фактическое повторение венесуэльского электорального сценария. Здесь голоса также распределились практически поровну, и ситуация оказалась на грани политического коллапса. В ходе долгих разбирательств победителем был признан кандидат от партии власти – бывший партизан, один из членов руководства правящего Фронта национального освобождения им. Ф. Марти С. Санчес. Главный итог этих выборов – нестабильная преемственность. Массовая поддержка оппозиции значительно ограничивает маневренность новой власти. Как следствие, заявления С. Санчеса уже стали более умеренными по сравнению с его предвыборными выступлениями.

В левом и левоцентристском секторах политического спектра практически несомненными выглядят победы действующих президентов на выборах в Боливии и в Бразилии в октябре 2014 г. На конец 2013 г. рейтинг Э. Моралеса составлял 60%, что фактически гарантирует ему переизбрание. Вместе с тем можно ожидать обострения внутриполитической ситуации непосредственно перед голосованием, поскольку оппозиция считает нелегитимным решение Конституционного трибунала, предоставившее президенту право выдвинуть свою кандидатуру на третий срок (первый его мандат в 2006–2010 гг. не учитывается, а отсчет ведется с момента принятия новой конституции). Кроме того, в Боливии, как и в Эквадоре, в экономически развитых департаментах довольно сильны сепаратистские настроения [3]. Пока они представляют собой лишь латентную угрозу, но риск превращения этих настроений в фактор внутренней дестабилизации накануне выборов существует.

Левоцентристы сохраняют свои властные позиции

Исключением в текущем и прогнозируемом «параде» преемственности является Коста-Рика.

Чилийские выборы также продемонстрировали преемственность власти. М. Бачелет, покинувшая свой пост в 2010 г. на пике популярности, вновь вернулась в президентский дворец после четырех лет правления правоцентристов во главе с С. Пиньерой. «Правый эксперимент» не принес Чили решения наболевших проблем. Внутреннюю повестку дня нового правительства будут составлять вопросы образования и проведения конституционной реформы с целью модернизации политической системы. Во внешнеполитическом плане вряд ли стоит ожидать коренных изменений, например, пересмотра действующих договоров о свободной торговле и позиции в отношении Тихоокеанского альянса.

Серьезный прорыв возможен лишь в вопросе выхода к океану Боливии, потерявшей его в результате войны 1879 г. М. Бачелет готова начать переговоры по этому вопросу, представляющему один из очагов межгосударственного противостояния в регионе. На фоне других двусторонних территориальных споров в Латинской Америке вялотекущий конфликт между Чили и Боливией отличается наибольшей продолжительностью и затрагивает коренные геополитические интересы двух государств. Однако урегулирование данного конфликта зависит не только от решения Гаагского суда, куда Боливия направила иск в феврале 2014 г. , но и от готовности сторон идти на компромисс.

На политическом горизонте Бразилии также нет политика, способного в ближайшей перспективе составить конкуренцию действующему президенту Д. Руссефф. На фоне массовых протестов 2013 г. поддержка ее кандидатуры снизилась, но все еще остается довольно высокой (55%). При этом нужно учитывать, что популярность Д. Руссефф может возрасти после чемпионата мира по футболу, который пройдет летом 2014 г. В случае ее переизбрания правящая Партия трудящихся продлит свой мандат на нахождение у власти, начавшийся в 2002 г., еще на четыре года.

В Уругвае также вероятно сохранение у власти Широкого фронта, однако пост лидера государства вместо нынешнего президента Х. Мухики имеет все шансы занять экс-президент Т. Васкес.

Исключением в текущем и прогнозируемом «параде» преемственности является Коста-Рика. В этой стране сложилась нетипичная и парадоксальная ситуация. В феврале 2014 г. кандидат от правящей правоцентристской партии снял свою кандидатуру на фоне роста популярности оппонента. В результате второй тур голосования будет альтернативным лишь формально. Вместе с тем приход во власть левоцентристских сил вряд ли приведет к кардинальным изменениям во внутренней политике и повернет вспять внешнеполитический курс (например, маловероятно замораживание процедуры вступления государства в Тихоокеанский альянс, инициированной на исходе президентского срока нынешнего главы государства и крайне непопулярного политика Л. Чинчильи).

Стремление правых к статус-кво

По итогам выборов ни одно государство не выпадет из «обоймы» трех ключевых интеграционных блоков: Тихоокеанского альянса (AP), ориентированного на развитие механизмов свободной торговли, Южноамериканского общего рынка (MERCOSUR), проводящего протекционистскую политику, и объединения государств Боливарианского альянса (ALBA), где у власти находятся левые силы.

В правом лагере общую тенденцию задают выборы в Гондурасе и Парагвае, где в 2009 и 2012 гг. соответственно в результате государственных переворотов (в случае Парагвая принято говорить о «парламентском перевороте») были отстранены от власти левоцентристские президенты. Отсутствие консолидации на левом фланге привело к победе правоцентристских кандидатов. В Гондурасе победителем стал кандидат от правящей Национальной партии, в Парагвае – представитель правоконсервативной партии Колорадо.

За Гондурасом и Парагваем, видимо, последуют Колумбия и Панама, где также прогнозируется сохранение у власти правоцентристских сил. В Колумбии, где в мае 2014 г. вероятно переизбрание действующего президента Х. Сантоса уже в первом туре, ключевой проблемой останется урегулирование внутреннего вооруженного конфликта в рамках переговорного процесса (на сегодня проведено более двадцати раундов переговоров с повстанцами). На фоне социальных протестов и роста забастовочного движения перед новым правительством с особой остротой встанут вопросы, связанные с внутренним экономическим регулированием.

В Панаме, где действующий президент не имеет права выставлять свою кандидатуру повторно, фаворитом опросов является кандидат власти Хосе Доминго Ариас, собирающийся продолжить нынешний курс. Здесь, как и в Колумбии, основным соперником кандидата власти станет представитель правой части политического спектра.

Геополитическое измерение электорального цикла

infosurhoy.com
Збигнев Ивановский:
Колумбия после парламентских выборов

В геополитическом плане электоральные процессы приведут к закреплению сложившейся на сегодня интеграционной архитектуры Латинской Америки.

В последние годы стремительно набирает обороты Сообщество государств Латинской Америки и Карибского бассейна (CELAC), созданное в 2011 г. и представляющее собой очередную попытку объединения всех 33 государств, образующих единое геополитическое, культурное и цивилизационное пространство региона. С точки зрения глобальной политики этот блок в перспективе может стать одним из полюсов многополярного мира, а на региональном уровне – выступить в роли посредника в диалоге между субрегиональными интеграционными блоками, координатора и представителя интересов всей Латинской Америки на международной арене. Вместе с тем стоит отметить, что, объединяя государства разной политической ориентации, CELAC отличается крайней неоднородностью и наличием внутренних противоречий. Имея в своем составе Кубу в качестве полноправного члена, CELAC направлен, главным образом, на нейтрализацию Организации американских государств (OEA). Это политическое объединение со штаб-квартирой в Вашингтоне, созданное в 1948 г., фактически является проводником североамериканских интересов (Куба была исключена из него в 1962 г.). Институционально соперничество CELAC и OEA опосредует зачастую противоположные интересы США и Латинской Америки. Показательно, что в экономическом плане CELAC больше ориентирован на Китай, нежели на Соединенные Штаты. На 2014 г. запланировано проведение первого форума CELAC–Китай, который может придать новый импульс отношениям внутри БРИКС.

В последнее время отношения между соседями на Севере и Юге стали более сбалансированными, хотя существует ряд факторов, способных привести к их обострению (например, внутриполитическая ситуация в Венесуэле). В перспективе можно ожидать дальнейшего роста конкуренции между OEA и CELAC, но определяющими факторами этого противостояния станут не электоральные, а межгосударственные и внутриполитические проблемы.

В контексте текущего электорального цикла можно прогнозировать, что по итогам выборов ни одно государство не выпадет из «обоймы» трех ключевых интеграционных блоков: Тихоокеанского альянса (AP), ориентированного на развитие механизмов свободной торговли, Южноамериканского общего рынка (MERCOSUR), проводящего протекционистскую политику, и объединения государств Боливарианского альянса (ALBA), где у власти находятся левые силы. Следует отметить, что в последние годы наибольшую активность среди интеграционных блоков проявлял Тихоокеанский альянс. По частоте проведения встреч он опережает все остальные интеграционные объединения Латинской Америки. Так, в феврале 2014 г. состоялся уже восьмой за три года с момента создания блока саммит, что свидетельствует о достаточно высоком динамизме этого объединения.

iwww.contactociudadano.tv
Фургон компании Disconsa,
осуществляющей продовольственную помощь
бедным

Можно констатировать, что интересы России в Латинской Америке вряд ли будут затронуты текущим электоральным процессом. В шести государствах – ключевых торгово-экономических партнерах Москвы (Бразилия, Аргентина, Эквадор, Мексика, Венесуэла, Чили) президентские кампании либо уже не привели, либо не приведут к кардинальным изменениям, способным оказать негативное влияние на взаимовыгодное партнерство. Возможные риски лежат скорее в плоскости других внутри- и внешнеполитических проблем (дестабилизация ситуации в Венесуэле, обострение межгосударственных противоречий, в том числе территориальных), нежели электоральных процессов.

* * *

Таким образом, результаты президентских кампаний 2014 г. вряд ли привнесут кардинальные изменения на политической арене региона и повлияют на сформировавшуюся конфигурацию сил. Этот год окажется более или менее спокойным в текущем электоральном цикле. Возможное обострение можно ожидать во второй его фазе. В 2015 г. пройдут президентские выборы во втором по геополитическому масштабу государстве – Аргентине – где правая оппозиция твердо намерена взять реванш. В 2016 г., вероятно, состоится референдум по отзыву президента в Венесуэле, от результатов которого будет зависеть конфигурация левого спектра Латинской Америки. Также баланс политических сил в регионе будет зависеть от того, какой из интеграционных блоков докажет свою жизнеспособность и проявит большую эффективность и динамизм.

1. Латино-Карибская Америка в контексте глобального кризиса / Под ред. В.М. Давыдова. М.: ИЛА РАН, 2012.

2. Симонова Л.Н. Замедление роста // Север–Юг–Россия 2012. Ежегодник. М.: ИМЭМО РАН, 2013.

3. Харламенко А.В. Сепаратизм в Боливии и Эквадоре начала XXI в. // Латинская Америка. 2013. № 12.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся