Распечатать
Регион: Европа
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Вадим Войников

К.ю.н., доц. каф. международного и европейского права, координатор блока «Европейское право» центра ЕС БФУ им. И. Канта, эксперт РСМД

 Проблема незаконной миграции вновь дала о себе знать в Европейском союзе. Однако теперь уже не на Средиземноморском побережье, а на относительно спокойном побережье пролива Ла-Манш.
Кале представляет собой небольшой портовый город, расположенный в самом узком месте пролива Ла-Манш. Именно по этой причине в окрестностях Кале расположен терминал железнодорожного тоннеля (Евротоннель), соединяющего Францию и Великобританию.

Проблема незаконной миграции вновь дала о себе знать в Европейском союзе. Однако теперь уже не на Средиземноморском побережье, а на относительно спокойном побережье пролива Ла-Манш.

Кале представляет собой небольшой портовый город, расположенный в самом узком месте пролива Ла-Манш. Именно по этой причине в окрестностях Кале расположен терминал железнодорожного тоннеля (Евротоннель), соединяющего Францию и Великобританию.

На линии Евротоннеля действуют несколько типов поездов для транспортировки грузов и пассажиров, один из которых – грузовой поезд (Eurotunnel Shuttle) с открытыми вагонами, в которых перевозят автомобильные фуры. Для обслуживания указанных поездов в окрестностях Кале построен специальный терминал.

На сегодняшний момент указанный железнодорожный тоннель – единственная сухопутная граница между Великобританией и странами Шенгенской зоны. Великобритания до настоящего времени не в полной мере участвует в Шенгенских соглашениях, в связи с чем осуществляет самостоятельную визовую политику и проводит регулярный паспортный контроль на границах с большинством других стран-членов ЕС.

Кале стал весьма притягательным местом для иммигрантов, желающих легальным или нелегальным путем попасть из Шенгенской зоны в Великобританию.

Учитывая данные обстоятельства, Кале стал весьма притягательным местом для иммигрантов, желающих легальным или нелегальным путем попасть из Шенгенской зоны в Великобританию. В период с 1999 по 2002 года в окрестностях Кале был размещен лагерь беженцев, однако даже после его закрытия мигранты продолжали прибывать в город и разбивать временные лагеря, получившие название «джунгли».

Официальные власти не обладают точной информацией о численности проживающих в «джунглях» иммигрантов, однако, по данным французской полиции, около 70% прибывающих в Кале иммигрантов покидают его спустя четыре месяца. При этом непонятно, куда исчезают указанные мигранты – в другие районы Франции, соседние государства Шенгенской зоны или переправляются в Великобританию.


Мигрант возле железной дороги, ведущей через
Ла-Манш.
Кале, Франция. 12 августа 2015 года.
Фото: EPA/ZOLTAN BALOGH HUNGARY OUT

Большинство иммигрантов для незаконной переправки в Великобританию используют следующий способ. Сначала они проникают на территорию грузового терминала, где пытаются попасть в грузовые автомобили или непосредственно в вагоны, направляющиеся в Великобританию. Затем грузовой автотранспорт уже с нелегалами на борту погружается в железнодорожные вагоны и отправляется в Великобританию.

Британская пограничная служба осуществляет паспортный контроль на линии Евротоннеля на территории Франции, поэтому все формальности проводятся британскими и французскими властями еще до погрузки автотранспорта в вагоны. Соответственно, попав в железнодорожный вагон на территории грузового терминала во Франции, нелегал может уже не беспокоиться по поводу дополнительной проверки на территории Великобритании.

По данным компании «Евростар» – оператора Евротоннеля – только с января по начало августа 2015 года были предотвращены около 37 000 попыток нелегального проникновения в Евротоннель для переправки в Великобританию.

По данным французской полиции, около 70% прибывающих в Кале иммигрантов покидают его спустя четыре месяца. При этом непонятно, куда исчезают указанные мигранты.

При этом нередко нелегалам оказывают помощь сами водители грузовиков, которые за вознаграждение позволяют нелегалам спрятаться в грузовом отсеке автомобиля. Так, в начале августа 2015 года британская полиция арестовала водителя грузовой автомашины, перевозившего в кузове 18 нелегалов.

Особый резонанс схема нелегального въезда в Великобританию получила в конце июля 2015 года, всего три месяца спустя после громких событий в Средиземном море.

В ночь с 28-29 июля 2015 года около двух тысяч иммигрантов попытались при помощи штурма проникнуть на территорию железнодорожного терминала с целью нелегального въезда в Великобританию. Этот инцидент стал самой масштабной попыткой нелегальных мигрантов пересечь Ла-Манш. Спустя несколько дней в ночь с 2 по 3 августа 2015 года попытка массового штурма терминала повторилась, однако на этот раз полиция действовала более слаженно.

Вадим Войников:
Упадет ли крепость?

Попав на территорию ЕС, нелегалы, учитывая отсутствие пограничного контроля на внутренних границах, беспрепятственно перемещаются по всей территории Шенгенской зоны. Великобритания, находящаяся за пределами Шенгенского пространства, – одна из наиболее привлекательных для иммигрантов стран.

По мнению иммигрантов, Великобритания – лучшее место для поиска работы, включая теневой сектор. Кроме того, мигранты рассчитывают получить более комфортные условия для жизни, кто-то желает присоединиться к своим родственникам, уже проживающим в Соединенном Королевстве.

Нельзя забывать и еще об одном факторе. Великобритания – одна из главных целей для террористических атак.

Согласно данным Евроюста, боевики «Исламского государства» уже начали внедряться в поток мигрантов, направляющихся из Северной Африки и Ближнего Востока в Европу через Средиземное море. Логично предположить, что после успешного путешествия через Средиземное море боевики устремятся в Великобританию для осуществления террористической деятельности.

Попав в железнодорожный вагон на территории грузового терминала во Франции, нелегал может уже не беспокоиться по поводу дополнительной проверки на территории Великобритании.

Последние события в Кале – логическое продолжение иммиграционного кризиса в Европейском союзе. Война и тяжелейшее экономическое положение в странах Северной Африки и Ближнего Востока заставляют жителей этих регионов перебираться в благополучную Европу, используя для этого весьма опасные способы.

Сразу после событий в Кале Франция и Великобритания обратились в Европейскую комиссию за поддержкой в решении данной проблемы. В ответ на указанную просьбу Европейская комиссия приняла решение о выделении Франции и Великобритании дополнительных денежных средств для разрешения возникшей ситуации.

Однако, как отметил член Европейской комиссии по вопросам миграции, внутренним делам и гражданству Димитрис Аврамопулос, при помощи только денежных дотаций проблему нелегальной миграции решить невозможно.

Проблема переправки нелегалов из Франции в Великобританию не нова. Этот маршрут используется многие годы. Однако именно сейчас на фоне возрастающей угрозы роста нелегальной иммиграции кризис в Кале обнажил еще одну проблему иммиграционной политики ЕС. 

События в Кале свидетельствуют о том, что проблема незаконной иммиграции в ЕС усложняется. Помимо предотвращения въезда нелегалов в ЕС необходимо вырабатывать механизмы по предотвращению их свободного перемещения внутри ЕС.

Согласно данным Евроюста, боевики «Исламского государства» уже начали внедряться в поток мигрантов, направляющихся из Северной Африки и Ближнего Востока в Европу через Средиземное море.

Очевидно, что сейчас Европейский союз, столкнувшись с проблемой роста нелегальной иммиграции, не имеет эффективного средства для борьбы с ней.

Безусловно, события в Кале заставят власти Франции и Великобритании усилить систему безопасности Еврононнеля. Еще до указанных событий британские власти ввели с апреля 2015 года паспортный контроль при выезде из Великобритании. Очевидно, будут введены дополнительные проверки.

Кроме того, нельзя исключать попыток со стороны государств-членов Шенгенского пространства временно восстановить пограничный контроль на внутренних границах с целью выявления нелегальных иммигрантов. Это приведет к серьезным неудобствам для рядовых граждан при пересечении внутренних границ, но вряд ли решит главную проблему.

Ключевой принцип иммиграционной политики ЕС состоял в осуществлении тесного сотрудничества со странами-донорами миграции, чтобы повысить уровень жизни в этих странах, и как следствие, устранить причину для роста нелегальной иммиграции.

При помощи только денежных дотаций проблему нелегальной миграции решить невозможно.

Однако, принимая участие в свержении неугодных режимов, отдельные страны-члены ЕС грубо нарушили данный принцип. Посредством дестабилизации политической и экономической ситуации были созданы  условия для стремительного роста волны незаконной миграции из проблемных стран в государства ЕС.

В качестве ответа на увеличение потока нелегалов и гибель мигрантов в Средиземном море, 23 апреля 2015 года состоялся внеочередной саммит Европейского совета, посвященный проблеме борьбы с незаконной иммиграцией. Одним результатом саммита стало решение о переселении уже прибывших в Италию и Грецию иммигрантов, нуждающихся в международной защите, в другие страны ЕС.

Сейчас Европейский союз, столкнувшись с проблемой роста нелегальной иммиграции, не имеет эффективного средства для борьбы с ней.

20 июля 2015 года Совет согласовал проект резолюции, согласно которой государства-члены ЕС согласились переселить из Италии и Греции 32 256 иностранных граждан, нуждающихся в международной защите (relocation). До конца 2015 года должно быть принято решение о переселении еще 7 744 человек. Переселение первого этапа должно осуществляться в соответствии с квотами, определенными в приложении к резолюции. Самая большая квота у Германии и Франции, соответственно 10 500 и 6752 человека.

Дания и Великобритания в указанном механизме участия не принимают, поскольку в соответствии с протоколами к договору о функционировании ЕС, решения в рамках пространства свободы, безопасности и правосудия (включая вопросы миграции) не имеют обязательной силы ни для Великобритании, ни для Дании. Впрочем, указанные государства могут принять участие в данных механизмах на добровольной основе.

Кроме того, Совет одобрил решение о переселении из третьих стран лиц, нуждающихся в международной защите, в страны ЕС (resettlement). Всего предполагается переселить 22 504 человек во все страны-члены ЕС (включая Великобританию, Ирландию и Данию), а также в Швейцарию, Исландию, Норвегию и Лихтенштейн. Наибольшее число потенциальных беженцев предполагается переселить в Норвегию (3 500 человек).

Нельзя исключать попыток со стороны государств-членов Шенгенского пространства временно восстановить пограничный контроль на внутренних границах с целью выявления нелегальных иммигрантов.

Подобными мерами ЕС пытается ослабить давление на южные рубежи ЕС, главным образом Италию и Грецию, которые принимают наибольшее число иммигрантов.

Нерешенным остается главная проблема – как остановить поток нелегалов из проблемных стран. Европейские политики возлагают большие надежды на саммит в Валлетте (Мальта), который пройдет 11-12 ноября 2015 года. В ходе саммита, в котором примут участия лидеры ЕС и  Африканских стран, планируется найти путь для усиления взаимодействия с целью нейтрализации причин нелегальной иммиграции, а также для борьбы с незаконным ввозом иммигрантов (human smuggling) и торговлей людьми (human trafficking).

Однако складывающаяся ситуация в странах Северной Африки и Ближнего Востока пока не вселяет большого оптимизма.  

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие глобальные угрозы, по вашему мнению, представляют наибольшую опасность для человечества в ближайшие 20 лет? Укажите не более 5 вариантов.

    Загрязнение окружающей среды  
     474 (59.03%)
    Терроризм и экстремизм  
     390 (48.57%)
    Неравномерность мирового экономического развития  
     337 (41.97%)
    Глобальный системный кризис  
     334 (41.59%)
    Гонка вооружений  
     308 (38.36%)
    Бедность и голод  
     272 (33.87%)
    Изменение климата  
     251 (31.26%)
    Мировая война  
     219 (27.27%)
    Исчерпание природных ресурсов  
     212 (26.40%)
    Деградация человека как биологического вида  
     182 (22.67%)
    Эпидемии  
     158 (19.68%)
    Кибератаки на критическую инфраструктуру  
     152 (18.93%)
    Недружественный искусственный интеллект  
     74 (9.22%)
    Падение астероида  
     17 (2.12%)
    Враждебные инопланетяне  
     16 (1.99%)
    Другое (в комментариях)  
     10 (1.25%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся