Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 23, Рейтинг: 4.65)
 (23 голоса)
Поделиться статьей
Эмиль Сайфуллин

Член Российской ассоциации международного права, сотрудник кафедры международного и европейского права Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, эксперт РСМД

Добыча полезных ископаемых на астероидах — тема, которая обсуждается довольно давно и в среде фантастов, и ученых, и, конечно, бизнесменов. Однако все это не вызывало волнения и особого интереса у мирового сообщества, пока в 2015 г. в США не был принят Закон «О конкурентоспособности коммерческих космических запусков» (U.S. Commercial Space Launch Competitiveness Act of 2015); он, кроме всего прочего, разрешает американским компаниям промышленно осваивать астероиды. Вслед за США принял свой Закон от 20 июля 2017 г. об исследовании и использовании космических ресурсов и Люксембург.

Эти национальные инициативы положили начало международному диспуту о правомерности частных притязаний на общее наследие человечества.

Несомненно, список государств, принявших законы об освоении астероидов, будет увеличиваться, и будут либо внесены изменения в Договор о Космосе 1967 г., либо принят отдельный международный договор, легализующий частную астероидодобывающую индустрию. История знает подобные примеры. 28 сентября 1945 г. была издана Прокламация президента США Гарри Трумэна посвященная юрисдикции США над континентальным шельфом, где было сказано, что «правительство Соединенных Штатов считает, что природные ресурсы недр и морского дна континентального шельфа под открытым морем, но прилегающие к берегам Соединенных Штатов, относятся к Соединенным Штатам, подпадают под их юрисдикцию и контроль». Вслед за этой Прокламацией другие государства стали принимать акты о закреплении своей юрисдикции на прилегающие к ним континентальные шельфы. В итоге, в 1958 г. была принята Конвенция о континентальном шельфе. Таким образом, Закон США 2015 г., возможно, послужит толчком, который приведет к пересмотру действующих норм международного права.


Добыча полезных ископаемых на астероидах — тема, которая обсуждается довольно давно и в среде фантастов, и ученых, и, конечно, бизнесменов. Однако, все это не вызывало волнения и особого интереса у мирового сообщества, пока в 2015 г. в США не был принят Закон «О конкурентоспособности коммерческих космических запусков» (U.S. Commercial Space Launch Competitiveness Act of 2015); он, кроме всего прочего, разрешает американским компаниям промышленно осваивать астероиды. Вслед за США принял свой Закон от 20 июля 2017 г. об исследовании и использовании космических ресурсов и Люксембург. Эти национальные инициативы положили начало международному диспуту о правомерности частных притязаний на общее наследие человечества и необходимости пересмотра норм действующего международного космического права.

Шахтеры в космосе

В сентябре 2019 г. Аппарат NASA OSIRIS-REx попробует совершить посадку на астероид Бенну (Bennu) для забора образцов грунта.
Дайджест РСМД «Космический 2019»

«Астероид» с древнегреческого переводится как «звездоподобный», т.к. сквозь телескопы астрономов прошлых веков астероиды выглядели блестящими точками наподобие звезд. Астероиды (или как их называют иначе — малые планеты) — это объекты размером от несколько десятков метров до сотен километров в диаметре. В отличие от комет, состоящих преимущественно изо льда, астероиды имеют в своем составе металлы и горные породы. В Солнечной системе насчитывают сотни тысяч астероидов, большинство из которых находятся в Поясе астероидов между Марсом и Юпитером. Почему же людей вообще заинтересовали эти объекты?

Сторонники промышленного освоения астероидов и добычи на них полезных ископаемых имеют несколько сильных аргументов в пользу своей позиции. Во-первых, такая деятельность в космосе ожидаемо снимет нагрузку по добыче ископаемых на Земле, тем самым спасет истощенную человеческой деятельностью планету от окончательного исчерпания ресурсов. Более того, существенное снижение ресурсодобывающих и связанных с ними промышленных процессов на Земле заметно снизит процент выброса углекислого газа и вредных веществ в атмосферу, что повлияет на снижение парникового эффекта. В результате увеличивается вероятность того, что нашим потомкам достанется цветущая планета. Во-вторых, экономическая выгода от подобного предприятия в космосе составит сотни процентов. В докладе Goldman Sachs 2017 г., посвященном этому вопросу, дан оптимистичный прогноз развития индустрии освоения астероидов. Указывается, что миссия к астероиду может обойтись в 2,6 млрд долл., что представляется приемлемой ценой и сопоставимо с затратами на постройку и оборудование земного рудника. Тем более, что благодаря разработкам многоразовых космических систем, таких компаний как «SpaceX» и «Blue Origin», стоимость полетов должна снизится в разы. В то же время, по приведенным оценкам, один астероид может содержать только платины на 50 млрд долл. А еще астероиды хранят в себе железо, золото, редкоземельные металлы, водяной лед и редкие минералы. Одним словом, они состоят из того, что очень ценится на Земле. И добывать это в условиях отсутствия гравитации гораздо легче, чем в земных условиях. Однако критики идеи освоения астероидов говорят о том, что разработка и отправка специальной добывающей станции на астероид — это половина дела, а одна из самых затратных стадий — спуск добытого материала обратно на Землю. Так, например, действующая американская миссия по исследованию астероида (101955) Бенну-OSIRIS-REx предполагает забор и доставку на Землю около 60 г (!) грунта астероида. Это будет стоить порядка миллиарда долларов. Сложно даже представить, сколько тогда будет стоить доставка на Землю груза весом в сотни килограммов или даже тонн. Вариант управляемого спуска целого астероида на Землю слишком опасен для человечества и может привести к потере всего материала. Кроме того, появление подобных объемов редких и дорогостоящих материалов обвалят рынок и обесценят добытое.

Однако существует вариант, при котором возвращать добытое на астероидах не будет необходимости. Вода, полученная из астероидного льда, даже очищенная, вряд ли будет пригодна к употреблению человеком, но цель ее добычи в другом. Из этой воды можно будет получать водород как топливо для космических кораблей. Это значит, что, расположив на околоземной орбите заправочную станцию, человечество сможет удешевить запуски с Земли, так как больше всего топлива уходит на отрыв ракеты от земной поверхности. Теоретически, рассредоточив на астероидах мини-заводы по добыче и переработке льда и производства водорода, человечество сможет приступить к колонизации Солнечной системы. То же касается и других материалов — металлы и скальная порода могут быть использованы для строительства баз.

Компаний в этой области не так мало, но наиболее известными стали американские «Planetary Resources» и «Deep Space Industries». Они прославились благодаря амбициозным целям, хорошей рекламе и презентации своих промежуточных достижений. Среди сторонников деятельности Planetary Resources оказались режиссер Джеймс Кэмерон, со-основатель Google Лари Пейдж, основатель корпорации «Virgin Group» Ричард Брэнсон. Однако, просуществовав несколько лет, обе компании не добились существенных результатов, связанных с заявленной целью освоения астероидов, и в 2018 г. обе были проданы. Planetary Resources была приобретена ConsenSys, компанией занимающийся программным обеспечением блокчейна; а Deep Space Industries приобрела Bradford Space, производящая компоненты для космических аппаратов. Однако, как было заявлено при этих поглощениях — тема добычи ископаемых на астероидах не будет оставлена.

Право на астероид

Основным международно-правовым документом, регулирующим деятельность человека в Космосе, является «Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела» 1967 г., больше известный как Договор о Космосе. В документе сказано, что «Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, открыто для исследования и использования всеми государствами без какой бы то ни было дискриминации на основе равенства и в соответствии с международным правом, при свободном доступе во все районы небесных тел». При этом ст. 2 этого Договора гласит: «Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами», таким образом, летающие триллионы долларов принадлежат одновременно всем, т.е. всему человечеству, но в то же время не принадлежат никому.

Существует также «Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах» 1979 г. Этот документ незаслуженно недооценен, несмотря на охваченный им обширный круг вопросов. Простой пример — если Договор о Космосе ратифицировало 109 государств, то Соглашение — всего 18, при этом ключевых космических держав (таких как Россия, США, Великобритания, Франция, Китай) среди них нет. Поэтому Соглашение не имеет такой большой силы, как Договор о Космосе.

Тем не менее нормы, зафиксированные в нем, конкретизируют и развивают написанное в Договоре о Космосе. Интересно, что ст. 6 п. 2 Соглашения о деятельности государств на Луне и других небесных телах предусматривает: «При проведении научных исследований государства-участники могут также использовать минеральные и другие вещества Луны для поддержания жизнедеятельности своих экспедиций в необходимых для этой цели количествах», однако речь идет о нуждах экспедиции, а не о коммерческой добыче. Исчерпывающая формулировка, во-многом, как говорят, из-за которой «космические страны» так и не подписали Соглашение о Луне, расширяющая положение ст. 2 Договора о Космосе, содержится в ст. 11 п. 3 Соглашения: «Поверхность или недра Луны, а также участки ее поверхности или недр или природные ресурсы там, где они находятся, не могут быть собственностью какого-либо государства, международной межправительственной или неправительственной организации, национальной организации или неправительственного учреждения или любого физического лица. Размещение на поверхности Луны или в ее недрах персонала, космических аппаратов, оборудования, установок, станций и сооружений, включая конструкции, неразрывно связанные с ее поверхностью или недрами, не создает права собственности на поверхность или недра Луны или их участки». Это норма относится и к другим небесным телам.

Закон США 2015 г. «О конкурентоспособности коммерческих космических запусков» не полностью посвящен добыче полезных ископаемых на астероидах. Этому аспекту уделен лишь последний (IV) раздел «Разработка и использование космических ресурсов» («Space resource exploration and utilization»), однако сделано примечание, что он также может называться «Закон о разработке и использовании космических ресурсов». В этом разделе даны определения «астероидному ресурсу» и «космическому ресурсу». Астероидный ресурс — это космический ресурс, найденный на или внутри одного астероида. В свою очередь космический ресурс означает абиотический ресурс в космическом пространстве, включая воду и минералы. Абиотический — неживой, неорганический; таким образом, объектом добычи не могут быть гипотетические живые организмы, обнаруженные в космосе. Далее декларируется обязанность государственных органов США содействовать развитию индустрии коммерческого освоения астероидов и следует цитата: «продвигать право граждан Соединенных Штатов на участие в коммерческой разведке и коммерческой добыче космических ресурсов…». Завершает это все норма о том, что «… Соединенные Штаты, таким образом, не отстаивают свой суверенитет или суверенные или исключительные права или юрисдикцию или владение каким-либо небесным телом».

Этим США, по их мнению, избегают противоречия ст. 2 Договора о Космосе. Здесь важно отметить, что в этой статье ничего не сказано про физических и юридических лиц. Об этом говорится лишь в процитированном выше «Соглашении о деятельности государств на Луне и других небесных телах», но как было упомянуто — космические державы не являются подписантами этого договора, а значит, его положения в их отношении не действуют. Кроме того, можно сослаться на то, что объектом присвоения и коммерческого оборота являются не небесные тела, а всего лишь их ресурсы, о чем опять же ничего не сказано в Договоре о Космосе.

Алексей Куприянов:
Самый дальний фронтир

Приняв этот закон, США создали прецедент; а учитывая ту роль, которую они играют в современном миропорядке, для других стран это стало примером того, что международное право в этой области может быть пересмотрено в пользу национальных интересов. Через два года после США, Люксембург принял Закон от 20 июля 2017 года об исследовании и использовании космических ресурсов. Главная его норма содержится в ст. 1: «Ресурсы космического пространства могут быть присвоены». Таким образом, вопреки Договору о Космосе сразу декларируется право частной собственности на космические ресурсы. Остальные 17 статей этого Закона посвящены разрешительным процедурам, аккредитации, заявкам, сертификации и штрафам; таким образом, уже довольно подробно расписаны взаимоотношения добывающей компании и государственных органов Люксембурга.

Одним законом Люксембург ограничиваться не стал, вложив в развитие отрасли порядка 200 млн евро. А в 2018 г. было создано Космическое Агентство Люксембурга. Его цель не в постройке космодрома и запуске ракет; миссия Агентства «заключается в содействии экономическому развитию космического сектора в Люксембурге путем оказания поддержки космической промышленности, привлечения новых предприятий, развития людских ресурсов, предложения инновационных финансовых решений и поддержки академического обучения и исследований». Создание комфортных условий для частных космических компаний привело к тому, что по состоянию на середину 2018 г. заявки на регистрацию офиса в Люксембурге подали около 150 компаний и учреждений космической отрасли из разных стран мира.

Реакция Российской Федерации на эти национальные инициативы в области международного космического права была отрицательной. В декабре 2017 г. стало известно, что МИД России и Роскосмос разработали несколько предложений, включая имплементационное соглашение к «Договору о космосе», предусматривающее запрет на присвоение космических объектов, включая их ресурсы. Такая инициатива должна была быть рассмотрена в апреле 2018 г. в Вене на заседании Юридического подкомитета Комитета (Управления) ООН по космосу. Однако результаты этого заседания остались неизвестны. Между тем, в СМИ появилась информация, что в ходе мартовского визита 2019 г. российской правительственной делегации в Люксембург заместитель председателя Правительства Российской Федерации Татьяна Голикова и заместитель премьер-министра Люксембурга Этьен Шнайдер, курирующий вопрос коммерческого освоения астероидов, провели переговоры на тему сотрудничества в области исследования и использования космического пространства. По результатам переговоров было запланировано заключение рамочного соглашения.

Подводя промежуточные итоги

Алексей Фененко, Василий Веселов:
Перспективы военной космонавтики

Добыча полезных ископаемых на астероидах на сегодняшний день на уровне идеи уже не фантастична, но еще и не имеет технологической возможности для реализации. Добыча космических ресурсов сейчас объективно невозможна, но в ближайшие 20 лет ситуация, учитывая современные темпы развития космической индустрии, вероятно, изменится. Для начала необходимо создать базу на ближайшем к ним небесном теле с минимальной гравитацией — Луне, где будут испытаны способы и методы добычи, отработано взаимодействие космических шахтеров. Освоение астероидов невозможно без единой концепции колонизации космического пространства, эти области взаимосвязаны и будут развиваться в комплексе. Пока можно говорить только о двух космических отраслях, где коммерческие структуры добились значительного и, что важно, устойчивого успеха — это телекоммуникации и дистанционное зондирование. По-своему истолковав положения Договора о Космосе 1967 г., США приняли Закон «О конкурентоспособности коммерческих космических запусков», позволяющий частным компаниям добывать ресурсы в космическом пространстве. За ними последовал Люксембург. С точки зрения международного права эти государства не могут дать право на то, на что у них самих права нет. Однако можно прогнозировать, что космическая лихорадка, еще даже не началась. Несомненно, список государств, принявших законы об освоении астероидов, будет увеличиваться, и будут либо внесены изменения в Договор о Космосе 1967 г., либо принят отдельный международный договор, легализующий частную астероидодобывающую индустрию. История знает подобные примеры. 28 сентября 1945 г. была издана Прокламация президента США Гарри Трумэна посвященная юрисдикции США над континентальным шельфом, где было сказано, что «американское правительство считает, что природные ресурсы недр и морского дна континентального шельфа под открытым морем, но прилегающие к берегам США, относятся к Соединенным Штатам, подпадают под их юрисдикцию и контроль». Вслед за этой Прокламацией другие государства стали принимать акты о закреплении своей юрисдикции на прилегающие к ним континентальные шельфы. В итоге, в 1958 г. была принята Конвенция о континентальном шельфе. Таким образом, Закон США 2015 г., возможно, послужит толчком, который приведет к пересмотру действующих норм международного права.

(Когда писалась это статья, стало известно, что 25–26 мая 2019 г. на расстоянии 5,18 млн км от Земли пролетел астероид (66391) 1999 KW4. Он добавлен в список потенциально опасных объектов для Земли, но интересен тем, что при своих небольших размерах — примерно 1,3 км в диаметре — он имеет свой собственный спутник, диаметром около 360 м).


Оценить статью
(Голосов: 23, Рейтинг: 4.65)
 (23 голоса)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся