Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Георгий Толорая

Д.э.н., профессор кафедры востоковедения МГИМО МИД России, руководитель Центра российской стратегии в Азии Института экономики РАН, заместитель председателя Правления НКИ БРИКС

20 апреля 2015 г. в результате коррупционного скандала премьер-министр Южной Кореи Ли Ван Гу был вынужден уйти в отставку. Эпизод высветил серьёзные проблемы в самой системе управления и стиле работы администрации президента Пак Кын Хе. Ее отличает келейность в принятии решений, непрозрачность политической стратегии, нежелание принимать во внимания иные мнения. Может быть, это «голос крови» – она унаследовала авторитарный стиль руководства от своего отца – бывшего президента РК, «отца страны» Пак Чжон Хи, единолично и железной рукой управлявшего страной более четверти века.

20 апреля 2015 г. в результате коррупционного скандала премьер-министр Южной Кореи Ли Ван Гу был вынужден уйти в отставку. Хотя коррупция в Республике Корея – системный фактор политической жизни, нынешняя отставка отличается от предшествующих скандалов.

Следует отметить, что в политической системе Южной Кореи премьер-министр – фигура не слишком значимая, он выполняет организационно-технические функции, находясь, прежде всего, во главе правительственных структур и координируя экономические процессы. Покинув свой пост, большинство премьер-министров кануло в лету политического забвения.

Итак, почему нынешняя отставка поразила даже привычную к подобным скандалам в высших эшелонах власти южнокорейскую политическую элиту? Причин несколько. Во-первых, впервые премьер-министр подал в отставку всего лишь после двух месяцев работы. Во-вторых, впервые это было сделано без согласия президента страны, так как Пак Кын Хе в этот момент находилась с визитом в Латинской Америке и возвращается в Сеул только 27 апреля 2015 г. При этом похоже, что у нее на сегодня нет альтернативной кандидатуры, и обозреватели даже размышляют о возможности прихода на этот пост представителя оппозиции с тем, чтобы успокоить критиков правительства.

Предыдущий премьер-министр Чон Хон Вон ушел в отставку в феврале 2015 года, взяв на себя вину за крушение парома «Сэволь», (паром потерпел крушение в Жёлтом море у берегов Южной Кореи год назад – 16 апреля 2014 года. Жертвами катастрофы стали более трёхсот человек). Эта трагедия высветила беспомощность и отсутствие координации в работе правительства и до сих пор остается наиболее серьезным поводом для антиправительственных протестов.

Но если такой благородный по отношению к президенту страны поступок бывшего премьера вызывает уважение, то этого нельзя сказать о нынешней ситуации. Ли Ван Гу был вынужден срочно подать в отставку, попав в «список Сона» – в предсмертной записке обвиняемого в коррупции бизнесмена Сон Ван Чжона, совершившего самоубийство, перечислены имена политических деятелей и бизнесменов, которым он давал взятки с указанием конкретных сумм. Премьеру республики Корея вменяется получение взятки от бизнесмена в размере 27 тысяч долларов. Казалось бы, не столь значительная сумма по меркам международной коррупции. Однако этим воспользовалась оппозиция, а премьер-министр оказался не на высоте: он стал неумело выкручиваться, отрицать сам факт своего знакомства с бизнесменом, в то время как было доказано, что они общались по телефону едва ли не каждый день. И «подставил» президента, даже не дождавшись ее возвращения, вызывая тем самым вопросы в отношении лояльности ее команды. Он нанес серьёзный ущерб репутации лидера страны Пак Кын Хе. Поведение теперь уже бывшего премьера, который вместо того, чтобы совершить политическое харакири, стал изворачиваться, запутавшись в сетях собственных противоречивых показаний, отрицательно сказалось на имидже администрации РК и правящей партии.

Таким образом, этот эпизод высветил серьёзные проблемы в самой системе управления и стиле работы администрации президента Пак Кын Хе. Ее отличает келейность в принятии решений, непрозрачность политической стратегии, нежелание принимать во внимания иные мнения. Может быть, это «голос крови» – она унаследовала авторитарный стиль руководства от своего отца – бывшего президента РК, «отца страны» Пак Чжон Хи, единолично и железной рукой управлявшего страной более четверти века (1961-1979 гг.).

Перспективы выхода из политического кризиса неясны, пока говорят о нескольких не слишком ярких кандидатах на замещение освободившейся должности.

Итак, можно ли в сложившейся политической ситуации ждать от администрации Южной Кореи серьёзных шагов и инициатив в экономике, внешней политике и межкорейских отношениях в оставшийся срок – около двух лет – до предстоящих выборов главы государства? Этот вопрос задают многие и в Южной Корее, и за её пределами. Ответ на этот вопрос стоит рассмотреть с точки зрения перспектив партнерства с Сеулом, отношения с которым остаются одним из приоритетов России в АТР. В российских интересах поддержание стабильности на Корейском полуострове, реализация масштабных экономических проектов, но в нынешних условиях, хотя Республика Корея и не присоединилась к санкциям против России, на чём настаивали США, надеяться на проявление Сеулом политической воли для решения двусторонних проблем вряд ли приходится.

В интересах России – развитие трёхсторонних отношений с обеими Кореями. В первую очередь, это касается железнодорожного транзита, прокладки газопровода и объединения энергосистем трёх стран. Для этого необходимо потепление в отношениях Севера и Юга, чему Россия хотела бы способствовать. Российские дипломаты даже мечтали об организации первой очной встречи лидеров Северной и Южной Кореи в Москве в дни празднования Победы – Ким Чен Ын подтвердил свой приезд, но президент Республики Корея отказалась приехать в Россию на торжества (говорят, не без давления США).

Будут ли у скандала с отставкой премьер-министра Южной Кореи долгоиграющие последствия? Наиболее вероятным кандидатом от правящего лагеря на предстоящих президентских выборах, которые состоятся в декабре 2017 года, считают нынешнего генсека ООН Пан Ги Муна, второй срок полномочий которого на этом посту заканчивается в декабре 2016 года. Однако южнокорейская коррупционная волна подпортила и его репутацию. Консерваторы, однако, вряд ли дадут оппозиции прорваться к власти. Оппозиция не столь многочисленна, раздроблена и не имеет харизматического лидера. Однако строить долгосрочные прогнозы пока рано.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся