Распечатать Read in English
Оценить статью
(Голосов: 6, Рейтинг: 5)
 (6 голосов)
Поделиться статьей
Наталья Еремина

Д.полит.н., к.и.н., профессор кафедры европейских исследований факультета международных отношений СПбГУ, Советник Президента Российской ассоциации прибалтийских исследований

Саммит «Группы двадцати» начинался как встреча министров финансов, и его цель была связана изначально с выработкой общей реакции на глобальные финансовые проблемы. Теперь саммит превратился в международную площадку для обсуждения не только вопросов мировой финансовой и экономической политики, но и других злободневных задач. Однако именно вопросы экономического и финансового порядка остаются значимыми для обсуждения в формате «двадцатки».

Очевидно, что в рамках прошедшего в Аргентине саммита наибольший интерес был проявлен к встрече Д. Трампа и В. Путина, которая, однако, так и не состоялась, поскольку американский президент отменил ее в последний момент, что, конечно, демонстрирует нагнетание напряжённости в российско-американских отношениях.

Внимание международных игроков также было приковано к встрече Д. Трампа и Си Цзиньпина, которые не смогли прийти к общему мнению по экономическому взаимодействию, однако согласились с мораторием на введение повышенных тарифов в течение 90 дней.

Вместе с тем сам саммит полезен, так как функционирует не по принципу урегулирования двусторонних взаимоотношений, но связан с выработкой общих подходов, удовлетворяющих разные государства с разными экономическими показателями и представляющими разные политические режимы. Аргентинский саммит был посвящен теме достижения согласия для справедливого и устойчивого развития. Для полномасштабного обсуждения данной проблемы были сформулированы четыре вопроса, вынесенные на повестку дня: будущее для трудоустройства и новые профессии; инфраструктура для развития; обеспечение питанием и вопросы продовольственной безопасности; гендерное равенство.

Итоговая декларация Саммита не содержит конкретных цифр и конкретных достижений по наиболее острым вопросам повестки, однако предлагает механизмы их решений. В этом смысле Саммит не стал прорывом в решении злободневных проблем, но показал, что ни одна из них вообще не будет решена, если стороны откажутся от диалога и компромисса.

Если говорить о важнейших встречах для России, то, конечно, ключевыми для понимания направления развития внешней политики нашего государства стали встречи со странами, входящими в БРИКС, причем они стали уже традиционными. Помимо этого, состоялась также встреча глав государств России, Индии и Китая (в формате РИК). Этот формат объективно может стать наиболее эффективно работающим, так как взаимодействие трех крупнейших государств Евразии является не только узловым для региональной, но и для глобальной безопасности. Причем диалог по вопросам безопасности и взаимодействия во всех сферах будет продолжен на Втором саммите, посвященном реализации стратегии «Один пояс, один путь» в апреле 2019 г., на который глава КНР Си Цзиньпин пригласил В. Путина.

В целом наиболее важными в ходе Саммита стали встречи на уровне глав государств, так как, например, встреча на уровне министров иностранных дел оказалась усечённой при отсутствии российского и французского министров, а также госсекретаря США и верховного представителя ЕС по внешней политике и безопасности.

Саммит Группы двадцати в Буэнос-Айресе еще раз продемонстрировал значимость механизмов диалога и достижения компромисса, в основе которых лежит постоянный обмен информацией между странами. И именно подход, связанный с компромиссом, был официально принят как основание всех договоренностей и лейтмотив саммита. В этих условиях все больше государств осознают собственное значение в качестве участников международных отношений и с каждым годом активнее стремятся высказать свою позицию по наиболее острым вопросам. Очевидно, что Российская Федерация всячески приветствует данное движение.

Значение «двадцатки»

Группа двадцати — важный международный форум, на котором встречаются представители крупнейших экономик мира, при этом сейчас мы можем говорить о том, что деление экономик на так называемые «развитые» и «развивающиеся» в рамках данного форума уже не играет роли. Кроме того, «двадцатка» в целом действительно представляет интересы населения планеты, поскольку ее страны совокупно составляют более 80% мирового ВВП и две трети населения. Также не стоит забывать и о том, что подобные площадки весьма удобны для представителей частного бизнеса, которые при поддержке государственных структур могут получить благоприятные возможности для переговоров со своими иностранными партнёрами. Помимо этого, довольно большой объем встреч в рамках саммитов Группы двадцати остается за кадром, но именно их итоги подтверждают значимость многочисленных неофициальных переговоров «на ногах» или в кулуарах саммитов. Все эти встречи в самом разнообразном формате имеют огромное значение для понимания того, какие вопросы являются наиболее важными для ведущих международных участников, есть ли среди них согласие о необходимых подходах в решении этих вопросов. Более того, мы даже можем в той или иной степени делать выводы о существующей конфигурации или реконфигурации международных отношений, рассматривая встречи и соглашения, заключённые на полях саммитов «двадцатки».

Сразу же отметим, что значение саммита «Группы двадцати» постепенно растет, хотя начинался он как встреча министров финансов, и его цель была связана изначально с выработкой общей реакции на глобальные финансовые проблемы. Теперь саммит превратился в международную площадку для обсуждения не только вопросов мировой финансовой и экономической политики, но и других злободневных задач. Однако именно вопросы экономического и финансового порядка остаются значимыми для обсуждения в формате «двадцатки».

Среди наиболее важных проблем международных отношений стал вопрос о так называемой ядерной сделке с Ираном. Здесь позиции российской стороны и ЕС оказались идентичными.

Саммит также важен для экспертного и политического сообществ разных стран, которые оценивают перспективы межгосударственных взаимодействий. Очевидно, что в рамках прошедшего в Аргентине саммита наибольший интерес был проявлен к встрече Д. Трампа и В. Путина, которая, однако, так и не состоялась, поскольку американский президент отменил ее в последний момент, что, конечно, демонстрирует нагнетание напряжённости в российско-американских отношениях.

Вместе с тем сам саммит полезен, так как функционирует не по принципу урегулирования двусторонних взаимоотношений, но связан с выработкой общих подходов, удовлетворяющих разные государства с разными экономическими показателями и представляющими разные политические режимы.

Саммит, прошедший в Аргентине, был посвящен теме достижения согласия для справедливого и устойчивого развития. Для решения этой задачи наиболее важны именно личные встречи глав государств. Сама цель саммита указывает на осознание мировым сообществом происходящих сейчас тектонических сдвигов в мировой экономике и мировой политике. Для полномасштабного обсуждения данной проблемы были сформулированы четыре вопроса, вынесенные на повестку дня: будущее для трудоустройства и новые профессии; инфраструктура для развития; обеспечение питанием и вопросы продовольственной безопасности; гендерное равенство.

Очевидно, что «двадцатка» — это площадка не только для обсуждения тех вопросов, которые были сформулированы в качестве ключевых, но это также и возможность «внутри» саммита «сверить часы» в рамках других форматов. Например, мы можем говорить о том, что Франция, Германия, Австрия, Италия представляли не только исключительно себя и свои интересы, они также были объединены общими задачами, как страны — члены ЕС. К тому же Евросоюз входит в «двадцатку» как единая структура и как одна из крупнейших экономика мира. ЕС на данном саммите был представлен главами Совета ЕС и Еврокомиссии — Д. Туском и Ж.К. Юнкером. Аналогичным образом страны БРИКС используют «двадцатку» для обсуждения собственных задач.

Группа двадцати в реализации стратегических задач России

Для России в настоящее время стратегическим приоритетом является участие в утверждении концепции многополярного мира и выстраивании новых принципов взаимодействия в ходе интеграционных процессов, происходящих в Евразии. Поэтому неизменно большой акцент в рамках саммитов «двадцатки», и данный саммит не стал исключением, делается на возможностях реализации идеи «интеграции интеграций». В частности, прорабатываются механизмы сопряжения ЕАЭС со стратегией «Один пояс, один путь»; рассматриваются вопросы активизации сотрудничества в рамках БРИКС; идет поиск заинтересованных сторон в укреплении глобальной экономической и политической стабильности благодаря инструментам «интеграции интеграций», что означает не только внимание России к Китаю, Индии и другим партнёрам в Азии, но и постепенный, устойчивый рост интереса России по отношению к странам Латинской Америки.

Если говорить о важнейших встречах для России, то, конечно, ключевыми для понимания направления развития внешней политики нашего государства стали встречи со странами, входящими в БРИКС, причем они стали уже традиционными. Помимо этого, состоялась также встреча глав государств России, Индии и Китая (в формате РИК). Этот формат объективно может стать наиболее эффективно работающим, так как взаимодействие трех крупнейших государств Евразии является не только узловым для региональной, но и для глобальной безопасности. Причем диалог по вопросам безопасности и взаимодействия во всех сферах будет продолжен на Втором саммите, посвященном реализации стратегии «Один пояс, один путь» в апреле 2019 г., на который глава КНР Си Цзиньпин пригласил В. Путина.

Российский президент был, пожалуй, одним из самых активных на данном саммите. Конечно, у него состоялась встреча с представителями Аргентины. Это тем более важно сейчас, когда активно наращивается потенциал взаимодействия ЕАЭС и МЕРКОСУР, а также готовится к подписанию Меморандум о сотрудничестве. Кроме того, Россия и Аргентина заключили соглашение по сотрудничеству в области мирного атома, благодаря которому Россия сможет начать строить атомные электростанции по российским технологиям в Аргентине.

Внимание международных игроков также было приковано к встрече Д. Трампа и Си Цзиньпина, которые не смогли прийти к общему мнению по экономическому взаимодействию, однако согласились с мораторием на введение повышенных тарифов в течение 90 дней.

На встрече В. Путина с канцлером ФРГ А. Меркель обсуждались вопросы сирийской повестки. Действительно, обмен мнениями по этому вопросу сейчас, когда прорабатываются различные форматы достижения мирного процесса наиболее важен. Кроме того, текущая ситуация в Сирии обсуждалась президентом России с его турецким коллегой, Р. Эрдоганом, который также подтвердил значимость турецкого потока для стабильного и безопасного развития экономики Турции и не только для нее.

Энергетические вопросы поднимались на встрече российского президента и наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда бен Сальмана, а итогом ее стало согласие продлить соглашение об ограничении объёмов добычи нефти.

В. Путин также провел встречу с премьер министром Японии Синдзо Абэ, при этом японская сторона заговорила о заключении мирного договора. Для России этот вопрос уже не столь актуален, и в ходе встречи главы государств договорились продолжать активное сотрудничество для повышения уровня доверия.

Конечно, очень многих интересовала и неформальная беседа В. Путина и Д. Трампа, которые только смогли обменяться мнениями по «Керченскому инциденту». Отказ Трампа встречаться с российским президентом означает продолжение потери доверия между сторонами.

В целом наиболее важными в ходе Саммита стали встречи на уровне глав государств, так как, например, встреча на уровне министров иностранных дел оказалась усечённой при отсутствии российского и французского министров, а также госсекретаря США и верховного представителя ЕС по внешней политике и безопасности.

Группа двадцати: международная повестка

Среди наиболее важных проблем международных отношений стал вопрос о так называемой ядерной сделке с Ираном. Здесь позиции российской стороны и ЕС оказались идентичными.

Помимо вопросов экономического характера была затронута и проблема климата, для решения которой «двадцатка» предложила полное и безоговорочное исполнение решений Парижского климатического соглашения. Но вряд ли возможно добиться значительного прогресса на этом пути, если США уклонились от его реализации.

Не менее важными стали и дискуссии по проблемам терроризма. Страны «двадцатки» согласились с тем, что необходимо полностью имплементировать Гамбургское заявление ее лидеров о противодействии терроризму. Между прочим, в этом заявлении обозначена необходимость бороться с терроризмом во всех формах и проявлениях на международном уровне. Но текущая ситуация весьма сложна, и дискуссия вокруг Сирии это подтверждают.

Не менее тревожным знаком стало и влияние ЕС и Соединенного Королевства на международную повестку безопасности, главным нарушителем которой они назвали Россию. Так, ЕС в лице Д. Туска стремился дополнить повестку Саммита обсуждением так называемой агрессии России против Украины, которую он поставил в своем заявлении в один ряд с проблемой торговых войн. Однако несмотря на то, что Д. Туск, как и Великобритания, предложил странам «двадцатки» обсудить якобы недопустимое поведение России и использовать против нее какие-то инструменты, это предложение не получило никакого развития. Показательно и то, что «Керченский инцидент» никак не омрачил встречи, которые проводил российский президент в рамках «двадцатки».

Внимание международных игроков также было приковано к встрече Д. Трампа и Си Цзиньпина, которые не смогли прийти к общему мнению по экономическому взаимодействию, однако согласились с мораторием на введение повышенных тарифов в течение 90 дней. Соответственно, это временная мера, на которую возлагаются особые надежды. При этом очевидно, что китайская сторона не будет делать односторонних уступок, к чему ее призывают США, но апеллирует к идее компромисса.

Итоги саммита Группы двадцати

Страны также согласились, что ВТО нуждается в реформировании с целью повышения эффективности его работы. И этот аспект получит свое рассмотрение на следующем саммите в Японии.

Итоговая декларация Саммита не содержит конкретных цифр и конкретных достижений по наиболее острым вопросам повестки, однако предлагает механизмы их решений. В этом смысле Саммит не стал прорывом в решении злободневных проблем, но показал, что ни одна из них вообще не будет решена, если стороны откажутся от диалога и компромисса.

Итогом работы российской стороны на Саммите стало подписание большого пакета двухсторонних соглашений между государственными и частными структурами. При этом данный саммит показал, что Россия сейчас очень активно и успешно наращивает сотрудничество со странами Латинской Америки, активизирует многоформатное взаимодействие со странами БРИКС и особенно с Китаем и Индией.

Интересно и показательно, что наибольший интерес журналистов вызвали встречи, которые проводили В. Путин, Си Цзиньпин и Д. Трамп. Однако здесь следует говорить о разных подходах, которые демонстрировали главы государств. Так, если президент США показывал, что для его страны не столь важно следовать сложившимся правилам, сколько сохранить за собой право вырабатывать новые принципы игры самостоятельно и независимо от других участников международных отношений, то китайская и российская стороны говорили о сотрудничестве и компромиссе, причем не только на совместных встречах в разных форматах, но и в диалоге с главами других государств. Кроме того, прозвучало признание, что мир очень быстро меняется, а значит можно и нужно менять правила игры, формировать новые, но на условиях взаимодействия и компромисса.

Главы государств также обратились к МВФ и Всемирному банку для того, чтобы призвать их работать на улучшение экономической ситуации в разных странах и повышать прозрачность своей работы по взаимодействию с государствами, что должно способствовать наиболее эффективной имплементации рекомендаций международных финансовых организаций в отдельных государствах, а также сокращению объемов госдолга.

Кроме того, лидеры государств «двадцатки» пришли к мнению, что необходимо готовить ответы на текущие и будущие вызовы в развитии ВТО и пытаться избегать излишних противоречий, санкций, тарифных ограничений. Страны также согласились, что ВТО нуждается в реформировании с целью повышения эффективности его работы. И этот аспект получит свое рассмотрение на следующем саммите в Японии.

Интересно, что практически все страны высказались в пользу многосторонности, подтвердили приверженность правилам международной торговли и согласились с тем, что должны более тесным образом координировать усилия по преодолению любых кризисных тенденций в области мировой экономики, чтобы не допустить повторения глобального кризиса 2008 г. В итоговой декларации Саммита указано, что глобальный экономический рост все в меньшей степени связан с синхронизацией и взаимодействиями между государствами, а это влечет за собой риски экономической безопасности, особенно в условиях геополитической напряжённости и финансовой непредсказуемости. Для преодоления этих проблем важно повышать взаимодействие и уровень доверия между участниками международных отношений.

Государства «двадцатки» также объявили, что необходимо продолжить совместную работу по изучению влияния цифровизации экономики на мировую налоговую систему, которую необходимо адаптировать к текущим условиям в 2019 г. (окончательные решения по этому сюжету будут разработаны и опубликованы в 2020 г.).

Таким образом, саммит Группы двадцати в Буэнос-Айресе еще раз продемонстрировал значимость механизмов диалога и достижения компромисса, в основе которых лежит постоянный обмен информацией между странами. И именно подход, связанный с компромиссом, был официально принят как основание всех договоренностей и лейтмотив саммита. В этих условиях все больше государств осознают собственное значение в качестве участников международных отношений и с каждым годом активнее стремятся высказать свою позицию по наиболее острым вопросам. Очевидно, что Российская Федерация всячески приветствует данное движение.

Поэтому следует отметить, что прошедший саммит в Аргентине показал, что «двадцатка» — это именно группа, это не политический клуб, что повышает ее значимость как организации, демонстрирующей многосторонность, многоформатность и плюрализм современных международных отношений. Активное обсуждение в подобном формате подтверждает актуальность идеи многополярности и текущие процессы реконфигурации мира. В этих условиях Россия в наибольшей степени может реализовывать свои интересы и доносить свое видение международных проблем. Кстати, если проанализировать объем новостных сообщений европейской прессы, то весьма показательно, что журналистам из стран ЕС были интересны даже не столько встречи, которые провели главы государств ЕС, сколько встречи с участием глав России, Китая и США, так что представители ЕС оказались на «втором месте» в новостной ленте разных информагентств. Таким образом, по итогам Саммита мы вполне можем также говорить о значительном росте внимания международного сообщества к России.


(Голосов: 6, Рейтинг: 5)
 (6 голосов)

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся