Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 44, Рейтинг: 4.07)
 (44 голоса)
Поделиться статьей
Эмиль Сайфуллин

Член Российской ассоциации международного права, сотрудник кафедры международного и европейского права Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, эксперт РСМД

Великий русский изобретатель и основоположник теоретической космонавтики Константин Циолковский сказал: «Невозможное сегодня станет возможным завтра». В течение ближайших десяти лет для человечества могут стать возможными межпланетные перелёты, а следовательно, поступательная колонизация Солнечной системы. Поэтому науке международного права следует уже сегодня, на заре человеческой колонизации космоса рассматривать возможные варианты и перспективы развития регламентации деятельности в космосе, потому что завтра уже может быть поздно, а международно-правовой вакуум тем временем заполнит что-то другое, как это уже происходит с регулированием промышленного освоения ресурсов на астероидах и активно развивающимся в этой области национальным законодательством ряда государств.

Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство.

К.Э. Циолковский

Пролог

Научно-техническая революция дала мощный толчок ускорению процесса развития человеческой цивилизации. Всего каких-то 50 лет назад мир кардинально отличался от привычного нам. Компьютерные технологии развиваются экспоненциально, ускоряя циклы научных исследований и разработок. Более того, многие учёные и футурологи считают, что это лишь начало грядущего гипотетического гигантского технологического скачка, получившего в научной литературе название «технологической сингулярности», после наступления которой развитие технологий во всех сферах человеческой жизнедеятельности станет таким быстрым и настолько сложным, что выйдет за грани нашего понимания.

Одним словом, как сказал великий русский изобретатель и основоположник теоретической космонавтики, К.Э. Циолковский: «Невозможное сегодня станет возможным завтра». Так, например, в течение ближайших 10 лет для человечества могут стать возможными межпланетные перелёты, а следовательно, поступательная колонизация Солнечной системы. Поэтому науке международного права следует и должно уже сегодня, на заре человеческой колонизации космоса рассматривать возможные варианты и перспективы развития регламентации деятельности в космическом пространстве, потому что завтра уже может быть поздно, а международно-правовой вакуум тем временем заполнит национальная инициатива, как это уже происходит с регулированием промышленного освоения ресурсов на астероидах и активно развивающимся в этой области национальным законодательством ряда государств.

Стоит отметить, что идеи о колонизации космоса и межпланетных полётах в Солнечной системе не новы. В 60–70 гг. XX века и в СССР, и в США велись активные разработки подобных проектов. В 1971 г. был запланирован пуск советской трёхлетней миссии к Марсу, целью которой был пилотируемый облёт Марса и возвращение к Земле. Для этого планировалось использовать специально разработанный «Тяжёлый межпланетный корабль (ТМК)». В 1973 г. США планировали миссию пилотируемого облёта Венеры. Интересен тот факт, что с 1957 г. за 14 лет человечество прошло путь от запуска первого искусственного спутника Земли (СССР) до планировавшихся полётов к ближайшим планетам.

И, несмотря на то, что ракетно-космические технологии ещё 40 лет назад позволяли начать активное освоение соседних планет, этим планам не суждено было осуществиться.

Тогда только зародившееся международное космическое право отвечало всем требованиям и духу времени. За короткое время был создан основательный фундамент космического права: «Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела» 1967 г., «Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство» 1968 г., «Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами» 1972 г., «Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство» 1975 г. Не считая запусков спутников Францией и Италией, на тот момент в мире существовало только две космические державы — СССР и США. Поэтому с уверенностью можно сказать, что все договоры по космосу тех лет — это по сути соглашения между СССР и США, отражающие консенсус между ними по вопросу исследования космоса.

Человечество уже было готово к колонизации и освоению пространства Солнечной системы с технологиями шестидесятых годов. Почему же люди не пошли дальше? Почему до сих на Марсе не цветут яблони? Эксперты, занимающиеся данной проблематикой, называют различные причины — в первую очередь политические и экономические.

В последующие годы космонавтика стала терять свою романтику, дух героизма и первооткрывательства. Люди перестали запоминать имена космонавтов, обыкновенная рутинная наука заняла место подвига.

Но в 2000-х годах появился феномен, обозначаемый в англоязычной литературе как «NewSpace» — «Новый космос». Он возник благодаря расцвету индустрии частных аэрокосмических компаний, основатели которых в прямом смысле вдохнули в космонавтику вторую жизнь. На сегодняшний день есть несколько частных компаний, которые поставили цель колонизировать Марс в ближайшее десятилетие. Однако, безусловно ближе всех к этому подошла американская «SpaсeX», основанная Илоном Маском. SpaceX планирует отправить людей на Марс уже в 2024–2025 гг. Колонизация Марса позволит спасти человечество как вид в том случае, если на Земле произойдет глобальный катаклизм, ядерная война, вспышка нового вируса или другой из десятков вариантов уничтожения человечества. Цель Маска и его команды — превратить человечество в межпланетный вид. Марс же по своим природным характеристикам и расстоянию наиболее приближен к Земле по сравнению с остальными планетами земной группы. Безусловно, условия на нём сложно назвать комфортными: воздух не пригоден для человека, слабый магнитный фон ставит задачу перед колонистами обеспечивать себя искусственной защитой от радиации, гравитация на много слабее земной.

Однако плюсы также есть: марсианский день длится лишь на 40 минут дольше земного, есть смена времён года, средняя температура на марсианской поверхности сопоставима с земной, почву Марса по предварительным оценкам в перспективе можно использовать для выращивания растений, учитывая высокое содержание углекислого газа в атмосфере. А слабая гравитация облегчит строительство марсианских баз, поднятие тяжёлых объектов; кроме того, запуск космических кораблей с поверхности Марса потребует гораздо меньше энергии, чем на Земле. Но самое главное, на Марсе есть вода, ключевой элемент для человека.

Колонизация планет и их спутников с подходящими условиями для человека предполагает как создание на них баз, так и в перспективе их терраформирование.

Терраформирование — это техногенный процесс по приданию космическому телу, будь то планета или спутник, условий и природных характеристик, схожих с земными. Таким образом терраформирование позволит сделать из Марса вторую Землю и позволит обеспечить на нём привычную земную жизнь. Концепция терраформирования разработана пока только в теории, однако в перспективе может стать ключевым моментом в колонизации Солнечной системы. Терраформирование предполагает различные способы воздействия: от использования земных бактерий, бомбардировок астероидами с водяным льдом и подрыва термоядерных зарядов до постройки гигантской космической линзы для разогрева планеты. Но реализация подобных проектов может занять от нескольких сотен до десятков тысяч лет.

Космическое право

Canadian Space Agency

Первые колонисты на Марсе, какую бы компанию или страну они не представляли, будут находиться на этом небесном теле легально и «в соответствии с международным правом, включая Устав Организации Объединенных Наций». Так, например, первая статья Договора о Космосе 1967 г., говорит, что «Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, открыто для исследования и использования всеми государствами… при свободном доступе во все районы небесных тел». Вероятнее всего, первые экспедиции и марсианские базы будут проектами частных компаний, прошедших процесс национального лицензирования для осуществления этих миссий. Однако, согласно статье 6 Договора о Космосе, в данном случае с государств не будет снята ответственность за действия таких компаний: «Государства — участники Договора несут международную ответственность за национальную деятельность в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, независимо от того, осуществляется ли она правительственными органами или неправительственными юридическими лицами, и за обеспечение того, чтобы национальная деятельность проводилась в соответствии с положениями, содержащимися в настоящем Договоре. Деятельность неправительственных юридических лиц в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, должна проводиться с разрешения и под постоянным наблюдением соответствующего государства — участника Договора». Кроме того, ответственность на государствах лежит по смыслу Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, вводящей понятие «запускающее государство».

Статус марсианских баз будет установлен по аналогии с антарктическими научными станциями или Международной космической станцией. Многое будет схоже с международным морским правом относительно регулирования деятельности в открытом море. Не нарушая статью 2 Договора о Космосе, возможно поделить Марс на секторы юрисдикции стран регистрации космических кораблей и членов их экипажей, без провозглашения суверенитета или частной собственности над конкретной территорией. Колонисты будут подчиняться как международному праву, так и национальному праву государства регистрации космического корабля, о чём говорит статья 8 Договора о Космосе: «Государство — участник Договора, в регистр которого занесен объект, запущенный в космическое пространство, сохраняет юрисдикцию и контроль над таким объектом и над любым экипажем этого объекта во время их нахождения в космическом пространстве, в том числе и на небесном теле». Похожую норму можно встретить в Соглашении о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г. Следует отметить, что Россия, США, Великобритания, Франция, Китай, как и подавляющее большинство государств мира не являются его участниками. Данное Соглашение незаслуженно недооценено, несмотря на охваченный им обширный круг вопросов. В статье 12 данного Соглашения сказано: «Государства-участники сохраняют юрисдикцию и контроль над своим персоналом, космическими аппаратами, оборудованием, установками, станциями и сооружениями на Луне. Права собственности на космические аппараты, оборудование, установки, станции и сооружения остаются незатронутыми во время их нахождения на Луне». Стоит уточнить, что в данном Соглашении положения, относящиеся к Луне, применяются также и к другим объектам Солнечной системы, помимо Земли. А относительно размещения станций Соглашение в статье 9 указывает, что «Государства-участники могут создавать на Луне обитаемые и необитаемые станции».

Первые колонизаторы будут выбраны из числа наиболее психологически подготовленных, ответственных и самое главное стрессоустойчивых людей, готовых к командной работе в иерархичном закрытом социуме — первые миссии на Марс, сопряжённые с высоким риском, будут напоминать команды подлодок, на которых есть командир, от чёткости исполнения приказов которого зависят жизни всех членов команды. По мере разрастания колоний будет снижаться и планка отбора кандидатов, а при увеличении числа жителей, с учётом постоянного пребывания в агрессивной среде, монотонного труда и развития депрессивных настроений, высока вероятность совершения первых преступлений — от краж до сексуального насилия и убийств, и чем больше будет разрастаться колония/колонии, тем выше будет этот показатель. Это потребует наличия специалистов — следователей, криминалистов, судебно-медицинских экспертов, откомандированных с земли, или создания полноценного марсианского криминального подразделения. Причём учитывая условия на Марсе, такие как низкая гравитация, иная атмосфера и т.д., специалистам придётся заново приспосабливать методы расследования. Несомненно, возникнет вопрос юрисдикции и подсудности. По аналогии с МКС, можно предположить, что будущие колонии будут интернациональными, это означает, что каждый колонист привезёт с собой на Марс и право той страны, гражданином которой является. Возникнет казус, при котором, например, швед, совершивший преступление по отношению к гражданину Японии на территории колонии, находящейся под юрисдикцией США, сбежит в колонию, находящуюся под юрисдикцией Китая. Вероятно, в данном случае продолжат действовать договоры об экстрадиции между государствами. Однако, возможно будет также применить принцип международного права, по которому за определённые международные преступления преследование и наказание может осуществлять любое государство, например, пиратство в открытом море.

NASA
Селфи ровера Curiosity

При колонизации Марса неизменно встанет вопрос об установлении правил для утилизации продуктов человеческой жизнедеятельности на его поверхности. Статья 9 Договора о Космосе говорит нам, что «Государства — участники Договора осуществляют изучение и исследование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, таким образом, чтобы избегать их вредного загрязнения». А статья 7 Соглашения о деятельности государств на Луне и других небесных телах говорит о том, что «Осуществляя исследование и использование Луны, государства-участники принимают меры для предотвращения нарушения сформировавшегося равновесия ее среды вследствие внесения неблагоприятных изменений в эту среду, ее вредоносного загрязнения вследствие доставки посторонних для этой среды веществ или каким-либо иным путем».

При этом, под загрязнением следует понимать не только собственно промышленный мусор, но и бактерии, завезённые с Земли. По прогнозам учёных, доказанное на Марсе наличие воды, несмотря на суровые условия, означает существование на этой планете микроорганизмов. Известный американский популяризатор науки и космоса, астрофизик Карл Саган писал: «Если на Марсе есть жизнь, надеюсь, мы не станем ничего с ним (с планетой — прим. ред.) делать. Марс в таком случае принадлежит марсианам, даже если они всего лишь микробы. Существование независимой биологии на соседней планете — это неоценимое сокровище, и сохранение этой жизни, я полагаю, важнее любой другой пользы, которую мы можем извлечь из Марса».

Очевидно, что на первом этапе освоения Марса, когда колония или колонии будут всецело зависеть от земной метрополии, вопросы суверенитета и частной собственности возникнут не сразу, если возникнут вообще. Предположительно, первым камнем преткновения станут ресурсы Марса, его полезные ископаемые. Несомненно, что по прибытию первой миссии на Марс будет произведена геологическая разведка и начата добыча как минимум воды и кислорода для нужд колонии и летательных аппаратов. Это уже может идти вразрез с действующим международным правом, так как до сих пор добыча материалов с небесных тел осуществлялась в минимальных количествах и только в научных целях. Очевидно, что нужды колонии потребуют производить значительную добычу материалов для строительства, изготовления топлива и воздуха. Статья 6, в пункте 2 Соглашения о деятельности государств на Луне и других небесных телах, предусматривает: «При проведении научных исследований государства-участники могут также использовать минеральные и другие вещества Луны для поддержания жизнедеятельности своих экспедиций в необходимых для этой цели количествах». Несомненно, что параллельно добыче ресурсов для поддержания деятельности колонии колонисты начнут добычу редко встречающихся на Земле минералов и металлов и в коммерческих целях, благо добывать их в марсианских условиях легче, чем в земных. Возникнет проблема, аналогичная той, с которой столкнулись юристы-международники и всё мировое сообщество уже сегодня, а именно вопрос коммерческой добычи полезных ископаемых на астероидах. В 2015 г. США, а в 2017 г. Люксембург приняли национальные законы о легализации и стимулировании индустрии коммерческой добычи полезных ископаемых на астероидах. Эти инициативы напрямую угрожают и идут вразрез с устоявшимся международно-правовым регулированием деятельности в космосе. Принятые законы противоречат в первую очередь 2-ой статье Договора о Космосе, где сказано, что «Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами». Статья 11 Соглашения о деятельности государств на Луне и других небесных телах уточняет это положение, в частности, в пункте 3 сказано: «Поверхность или недра Луны, а также участки ее поверхности или недр или природные ресурсы там, где они находятся, не могут быть собственностью какого-либо государства, международной межправительственной или неправительственной организации, национальной организации или неправительственного учреждения или любого физического лица. Размещение на поверхности Луны или в ее недрах персонала, космических аппаратов, оборудования, установок, станций и сооружений, включая конструкции, неразрывно связанных с ее поверхностью или недрами, не создает права собственности на поверхность или недра Луны или их участки».

Стоит отметить, что в западном политико-правовом сообществе всё сильнее звучат предложения о необходимости пересмотра и реформирования международного космического права с учётом современных реалий развития космической индустрии, развития осуществляемого в первую очередь коммерческими компаниями. Следовательно то, что возможно осуществить в ближайшие годы на астероидах, ещё легче будет осуществить и на Марсе. Кроме того, условия и география пригодных мест для строительства баз на Марсе ограниченны. Несмотря на то, что в статье 12 Договора о Космосе сказано, что «Все станции, установки, оборудование и космические корабли на Луне и на других небесных телах открыты для представителей других государств — участников настоящего Договора на основе взаимности. Эти представители заблаговременно сообщают о проектируемом посещении, чтобы позволить провести соответствующие консультации и принять меры максимальной предосторожности для обеспечения безопасности и во избежание помех для нормальных операций на установке, подлежащей посещению», а статья 9 Соглашения о деятельности государств на Луне и других небесных телах добавляет, что «Станции располагаются таким образом, чтобы не препятствовать свободному доступу персонала, аппаратов и оборудования других государств-участников, осуществляющих деятельность на Луне, во все районы Луны в соответствии с положениями настоящего Соглашения или статьи I Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела» — лучшие и самые выгодные места займут первые поселенцы. По мере увеличения колоний разных стран и компаний, а также совершенствования технологий добычи, обработки и транспортировки ископаемых, неизбежен конфликт, но конфликт этот будет решаться между мировыми державами здесь, на Земле.

Будущее колоний

Однако на следующих этапах колонизации Марса и других планет Солнечной системы, а также их спутников, когда колонии станут автономными, население их вырастет и образует замкнутое общество, вероятен будет следующий сценарий: земные законы и международное право с продиктованными практикой внесёнными изменениям в них будут соблюдаться около двух поколений, при условии благополучного, запланированного развития колоний. Первые поселенцы и их дети так или иначе будут зависеть от ресурсов и технологий с Земли. Однако в процессе освоения Марса, либо другого достаточно крупного небесного тела, достижения определённой степени автономии от Земли и построения на нём общества, представители которого будут позиционировать себя как «марсиане», крайне высока вероятность т.н. «войны за независимость» от земной метрополии, по крайней мере той части стран, которые будут являться государствами происхождения и государствами юрисдикции (Home States). Успешное осуществление терраформирования Марса или любого другого небесного тела только ускорит эти процессы. Вероятнее всего новое поколение марсиан, численность которых сильно увеличится благодаря иммигрантам с Земли, и чем привлекательнее будут условия нового дома, тем больше энтузиастов пребудет, по аналогии с Войной за независимость США выдвинет земной метрополии ряд требований и условий в стиле лозунгов американских колонистов «Нет налогам без представительства!» (No taxation without representation) и т.п. Ресурсы планеты Земля к тому моменту истощатся, численность населения увеличится в разы, экология и климат, учитывая современные тенденции — не улучшатся. Добыча же ценных ресурсов на Марсе и его спутниках Фобосе и Деймосе к тому моменту выйдет на мощности, позволяющие наладить постоянные коммерческие поставки дорогостоящих материалов на Землю заинтересованным странам. Уровень развития колониальной экономики, рост поселений и качества жизни в них станут привлекательными для марсиан-неофитов. Получат ли колонии широкую экономическую и политическую автономию или станут независимыми государствами наподобие Соединённых Штатов Марса, покажет время. В случае если прогнозируемая конфронтация между Землёй и Марсом перерастёт в вооружённый конфликт, одним из вопросов, которые будут заданы юристам-международникам, станет: как будет в таком случае действовать международное гуманитарное право?

Права инопланетян

Алексей Куприянов:
Самый дальний фронтир

Хотелось бы обратить внимание на ещё один факт. В процессе освоения космоса возрастает вероятность того, что человек встретит внеземные формы жизни. Причем в данном случае речь идёт как о простейших формах жизни и микроорганизмах, так и о гипотетических разумных существах. Тема встречи человека с внеземным разумом достаточно подробно отражена в художественной литературе и кинематографе. С научной точки зрения этим вопросом занимаются астрофизики и биологи, но не юристы. Интересен тот факт, что международное право, равно как и внутригосударственное право всех стран, полностью антропоцентрично, т.е. субъектами права выступают только люди и их объединения. Гипотетическая ситуация, в которой произойдёт встреча, переговоры и заключение неких соглашений с развитой внеземной цивилизацией потребует внести соответствующие изменения в международное право. Это обстоятельство наполняет новым смыслом определение космонавтов, данное в статье 5 Договора о Космосе: «Государства — участники Договора рассматривают космонавтов как посланцев человечества в космос…». Посланник всегда отправляется к кому-то, и, согласно Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года, класс посланника — это дипломатический представитель на ранг ниже посла или нунция.

Эпилог

Сегодня с уверенностью можно сказать, что человечество заново открывает космос. Колонизация Солнечной системы — процесс можно сказать неотвратимый. Сам прогресс и человеческое любопытство, вкупе с романтическим духом первооткрывателя, подтолкнут нас этому. Со многим из вышеописанного мировое сообщество столкнёт в течение ближайших десятков лет, с чем-то в более далёкой перспективе. «Ты родился слишком поздно, чтобы исследовать землю, и слишком рано, чтобы исследовать космос», однако это означает, что именно сегодня и именно науке международного права, которое, возможно, в будущем станет межпланетным правом, необходимо прорабатывать новые варианты и направления развития космического права. А направлений этих очень много, начиная от статуса частных космических компаний и их роли в процессе колонизации космического пространства, дискуссии по поводу термина «Terra nullius» (ничья/ничейная земля (лат.)), заканчивая возможным установлением специального режима для колоний на Марсе и других небесных тел, который будет предполагать регламентацию коммерческой добычи полезных ископаемых и закрепление новых прав человека, таких как право на воздух и право на возвращение на Землю. Кроме того, в отдалённой перспективе возможно рассмотрение такого вопроса как право марсиан или другого колониального общества на самоопределение от земной метрополии. Юрист, а особенно юрист-международник должен обладать развитым навыком правового прогнозирования, даже на отдалённую перспективу. Без этой работы невозможно прогрессивное развитие международного права и его кодификация, как того требует Устав ООН.


Оценить статью
(Голосов: 44, Рейтинг: 4.07)
 (44 голоса)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся