Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Станислав Никулин

К.филос.н., кинокритик, эксперт РСМД

После развала социалистического лагеря в середине – конце 1980-х годов страны Восточной Европы встали перед выбором не только нового политического устройства (здесь как раз выбор был вполне очевиден и закономерен), но и нового культурного ландшафта, который пришлось изобретать фактически с нуля. Поиски в этой области естественным образом коснулись и кинематографа.

После развала социалистического лагеря в середине – конце 1980-х годов страны Восточной Европы встали перед выбором не только нового политического устройства (здесь как раз выбор был вполне очевиден и закономерен), но и нового культурного ландшафта, который пришлось изобретать фактически с нуля. Поиски в этой области естественным образом коснулись и кинематографа.

В ожидании чуда

После завершения процесса формирования социалистического лагеря (Совет экономической взаимопомощи начал работу в 1949 г., Организация Варшавского Договора – в 1955 г.) кинематографисты Восточной Европы оказались в относительно комфортном, но не совсем однозначном положении. С одной стороны, провозглашенная союзниками политика невмешательства во внутренние дела друг друга позволяла режиссерам снимать и творить в любых направлениях и настроениях. Какие-либо официальные установки отсутствовали. Речь шла исключительно об авторской позиции, которая теоретически могла не совпадать с социалистическими идеалами и партийными установками. С другой стороны, позиция Москвы не оставляла сомнений в том, от кого именно будет зависеть положение дел в регионе, что автоматически накладывало ряд негласных ограничений: дискуссии возможны, а критика – нет. Однако даже в таких условиях многим авторам удавалось вести, если и не подрывную, то фрондерскую художественную работу.

Подводить под один знаменатель творчество таких разных режиссеров, как Анджей Вайда, Милош Форман, Кшиштоф Кесьлевский, Кшиштоф Занусси, Иржи Менцель, Миклош Янчо, Иштван Сабо, Вера Хитилова, Душан Макавеев, – дело неблагодарное и неблагородное. Тем не менее можно попытаться выделить основополагающие векторы их авторских стратегий, сообщающих кое-что и об их взглядах на геополитическую ситуацию в Восточной Европе.

Пожалуй, наиболее известным режиссером Восточной Европы в Советском Союзе был поляк А. Вайда. Удивительным образом (чего здесь больше, кинематографического таланта или конъюнктурных соображений – вопрос открытый) ему удавалось сочетать в своих фильмах крепкую жанровую хватку, идеологические подмигивания для понимающих зрителей и формальную «безобидность» повествования. Впрочем, уже в конце 1970-х – начале 1980-х годов А. Вайда обращается к жанру социальной и политической драмы. Его дилогия «Человек из мрамора» и «Человек из железа» (оба фильма – лауреаты Каннского кинофестиваля) достаточно внятно обозначила режиссерскую позицию. Позицию не стороннего наблюдателя, а художника, формулирующего неприятные вопросы к власти. В центре сюжета обоих фильмов – журналистские расследования, результаты которых серьезным образом отличаются от поставленных изначально задач. В «Человеке из мрамора» А. Вайда анализирует механизм идеологической мифологизации рабочего класса. Дипломный кинофильм, посвященный ударнику коммунистического труда Матеушу Беркуте, выявляет очевидные противоречия между официальной версией и правдой жизни. В «Человеке из железа» перед корреспондентом радио стоит задача сделать компрометирующий репортаж о лидере забастовочного движения. Вполне лояльный к власти журналист со временем меняет свою точку зрения, склоняясь на сторону рабочих, рискнувших пойти на открытый конфликт с госчиновниками. Тем самым режиссер демонстрирует двойственность изначальных установок: в первом случае рабочий-герой оказывается скорее трагической фигурой, а во втором – рабочий-бунтарь, напротив, демонстрирует свои волевые качества и стремление бороться за правду до конца.

Вынужденный уклон в пресловутый соцреализм не стал непреодолимым барьером для реализации задуманного, а зачастую даже выступал в качестве своеобразной движущей силы.

В иной, более философичной манере работали К. Кесьлевский и К. Занусси. За сюжетной простотой их фильмов почти всегда скрывались серьезные размышления о месте человека в этом мире, роли морально-нравственных качеств личности, влиянии общества на индивида и индивида на общество. В этих, на первый взгляд, «негромких» лентах содержалось куда больше идеологических бомб, чем можно было представить при беглом, а не основательном просмотре. Opus magnum К. Кесьлевского «Декалог» – десять часовых фильмов, сюжетно обыгрывающих заповеди Христа. Однако социальный контекст (богатство и бедность, чувство социального неравенства, желание некоторых людей изменить не только свою жизнь, но и жизнь общества и т. д.) в каждой из этих глав нисколько не уступает контексту религиозному, а порой и вовсе выходит на первый план. Как говорил сам режиссер, «“Декалог” – это попытка рассказать десять историй, которые могли случиться с каждым. Это истории о людях, захваченных жизненной суетой, но в результате неожиданного стечения обстоятельств обнаруживающих, что они топчутся на одном месте, забывая про действительно важные цели». Именно «жизненная суета» и стала главным объектом пристального внимания К. Кесьлевского, в ней он мастерски подметил множество важных нюансов, чаще всего остающихся за границами обывательского восприятия. В «Защитных цветах» К. Занусси разыгрывает своеобразную шахматную партию, сталкивая двух преподавателей летнего лагеря для студентов: идеалиста Ярослава и прагматика Якуба. Их диалоги – публичная дуэль двух точек зрения, столкновение сторонника решительных действий и пропагандиста приспособленчества.

После развала социалистического лагеря в конце 1980-х годов классики восточноевропейского кино не смогли достигнуть взятых в предыдущие десятилетия вершин.

По-другому воспринимали право режиссера высказываться о волнующих его темах чех М. Форман и югослав Д. Макавеев. Уже в 1967 г. в ленте «Бал пожарных» М. Форман не скрывал своих умонастроений, тонко и метафорично демонстрируя многочисленные изъяны социалистической Чехословакии. По мнению многих, эта едкая сатирическая зарисовка предвосхитила и спрогнозировала атмосферу «пражской весны» 1968 г., после которой режиссер был вынужден эмигрировать в США. Здесь у него наконец-то появилась возможность проговаривать куда более острые темы открыто и свободно, что было блестяще реализовано в фильме «Пролетая над гнездом кукушки». Аналогичным образом сложилась судьба Д. Макавеева, с той лишь оговоркой, что этот идеолог «Югославской черной волны», провозгласившей отказ от метода соцреализма, был куда более радикален и категоричен. В последнем фильме, снятом на родине – «W.R. Мистерии организма», режиссер осознанно использует ряд шокирующих приемов, балансируя на грани острой сатиры (скажем, одного из героев, советского фигуриста, зовут Владимир Ильич) и плохого вкуса. Картина вызвала грандиозный скандал в Югославии, после чего режиссер в кратчайшие сроки эмигрировал в свободолюбивую Францию.

Впрочем, подобный художественный авангардизм, зачастую граничащий с откровенным эпатажем, скорее был исключением из правил. Кинематограф Восточной Европы конца 1950-х – середины 1980-х годов занимал пусть не главное, но важное место на фестивальной карте мира. Вынужденный уклон в пресловутый соцреализм не стал непреодолимым барьером для реализации задуманного, а зачастую даже выступал в качестве своеобразной движущей силы. У восточноевропейского кино этого периода было свое лицо, что, пожалуй, наиболее важно и ценно с учетом идеологического давления и общей политической ситуации. Все изменилось в конце 1980-х. Былые запреты пали, кинематографисты были предоставлены сами себе, что, как показало время, совсем не гарантирует новых кино-открытий и свершений.

В объятиях свободы

Кадр из фильма "4 месяца, 3 недели и 2 дня"

После развала социалистического лагеря в конце 1980-х годов классики восточноевропейского кино не смогли достигнуть взятых в предыдущие десятилетия вершин. В условиях почти безграничной свободы они получили возможность снимать без оглядки на кого бы то ни было, но новых шедевров не случилось.

Зато активно заявило о себе молодое поколение во главе с талантливейшей порослью румынских самородков. Так называемая «новая румынская волна» стала одним из ярчайших явлений 2000-х. И вот здесь политический контекст сыграл немаловажную роль. События фильма-обладателя «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля «4 месяца, 3 недели и 2 дня» Кристиана Мунджу разворачиваются в конце 1980-х годов, когда режим Н. Чаушеску начинает давать очевидные сбои, обнаруживая собственную несостоятельность во множестве бытовых и социальных проблем. Для К. Мунджу мелодраматический сюжетный хребет фильма – из-за запрета абортов студентки-подружки решают обратиться за помощью к медику-нелегалу, – всего лишь метафора разъедавших румынское общество противоречий двадцатилетней давности, когда дуновение ветра перемен уже было ощутимо, но окна и форточки по-прежнему были крепко закрыты.

«4 месяца…» – пример пусть и характерный, но, естественно, не единственный. Можно утверждать, что последние годы социалистических режимов Восточной Европы были отрефлексированы кинематографистами этих стран разносторонне и глубоко. Чаще всего взгляд на ушедшую эпоху носит пессимистический характер, что неудивительно. Однако это не просто констатация, а попытка проанализировать и понять, почему случилось именно то, что случилось, и могло ли быть иначе. Конечно, история не знает сослагательного наклонения, но в рамках художественного кино такая постановка вопроса (и вопросов) вполне уместна.

Распад Организации Варшавского Договора и автоматическое прекращение действий многочисленных конвенций серьезно повлияли на геополитическую ситуацию в регионе. Выиграл ли от этого кинематограф? Скорее всего, нет. Полученный импульс не дал однозначно положительных результатов, но изменил ситуацию в целом. Кинематограф Восточной Европы по-прежнему, скорее, милая сердцу провинция (и феномен «новой румынской волны» этому совсем не противоречит), но, как и почти тридцать лет назад, с уникальной статью, стилем и характерными узнаваемыми чертами. Думается, этого вполне достаточно.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся