Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 21, Рейтинг: 4.24)
 (21 голос)
Поделиться статьей
Олег Шакиров

Консультант ПИР-Центра

Среди госслужащих, представляющих Россию за рубежом, есть не только сотрудники Министерства иностранных дел, но и сотрудники других ведомств, отвечающие за отдельные направления международных связей. К числу таких дипломатов специализированного профиля относятся атташе по науке и технике. Они работают в составе загранучреждений как дипломатические сотрудники и при этом выполняют функции представителей Министерства науки и высшего образования, отвечая за развитие двусторонних и многосторонних отношений в научно-технической сфере.

Несмотря на то, что история института атташе по науке и технике уходит корнями в советское прошлое, опыт их работы пока изучен недостаточно. Растущий в России интерес к научной дипломатии и новые государственные инициативы в этой области (как возможное создание Департамента по международному сотрудничеству в области культуры, науки, образования и спорта в МИД) повышают интерес к деятельности атташе по науке и технике. В этом материале предпринята попытка описать особенности данного института на современном этапе и предложить пути его развития. Статья также дополняет исследования последних лет, посвящённые научной дипломатии и анализу аналогичных институтов атташе по науке в зарубежных странах.

Среди госслужащих, представляющих Россию за рубежом, есть не только сотрудники Министерства иностранных дел, но и сотрудники других ведомств, отвечающие за отдельные направления международных связей. К числу таких дипломатов специализированного профиля относятся атташе по науке и технике. Они работают в составе загранучреждений как дипломатические сотрудники и при этом выполняют функции представителей Министерства науки и высшего образования, отвечая за развитие двусторонних и многосторонних отношений в научно-технической сфере.

Несмотря на то, что история института атташе по науке и технике уходит корнями в советское прошлое, опыт их работы пока изучен недостаточно. Растущий в России интерес к научной дипломатии и новые государственные инициативы в этой области (как возможное создание Департамента по международному сотрудничеству в области культуры, науки, образования и спорта в МИД [1]) повышают интерес к деятельности атташе по науке и технике. В этом материале предпринята попытка описать особенности данного института на современном этапе и предложить пути его развития. Статья также дополняет исследования последних лет, посвящённые научной дипломатии [2] и анализу аналогичных институтов атташе по науке в зарубежных странах [3].

Этот материал основан на открытой информации об институте атташе по науке и технике; интервью с четырьмя собеседниками, имеющими опыт работы в этой должности; ответов Министерства науки и высшего образования на обращения автора.

На стыке науки и дипломатии

В Советском Союзе институт атташе по науке и технике возник в связи со стремлением правительства усовершенствовать внедрение достижений науки и техники в народное хозяйство. Как пишет Ю. Бокарёв, в мае 1955 г. Президиум Верховного Совета СССР издал указ об образовании нового органа — Государственного комитета Совета Министров СССР по новой технике (преемника существовавшего в 1948–1951 гг. Государственного комитета по внедрению передовой техники в народное хозяйство). Другим ведомствам было поручено оказывать Гостехнике всестороннее содействие, а МИД — учредить должность атташе по науке и технике при посольствах и должность специалиста по вопросам медицины в постпредстве при ООН в Нью-Йорке [4].

Важную роль сыграл и международный контекст. Свою программу научных атташе запустили США: в 1949 г. Совет национальной безопасности принял директиву о сборе данных о науке и технологиях за рубежом, согласно которому Госдепартамент становился ведущим агентством по сбору такой информации в том числе путём назначения атташе в американские дипмиссии. Ответственность за определение стран, ценных с точки зрения получения информации, ложилась на директора по национальной разведке и другие ведомства. С 1950 г. Госдепартамент начал направлять на позиции атташе в посольства учёных, значительную часть которых составляли химики.

Во время холодной войны востребованность атташе по науке и технике сохранялась как в силу распространения соперничества между двумя сверхдержавами и на научную сферу, что делало необходимым сбор соответствующей информации, так и благодаря развитию сотрудничества между учёными разных стран и научным обменам (в том числе между СССР и США [5]).

После распада СССР из-за недостатка финансирования сеть атташе по науке и технике при российских загранучреждениях сократилась (сокращение коснулось и их американских коллег [6]). Однако и в 1990-е гг. в некоторых случаях атташе по науке и технике играли важную роль, например, во время нормализации отношений с Израилем, разорванных во время Шестидневной войны 1967 г., и налаживания связей с независимой Украиной.

Атташе XXI века

На современном этапе развитие института атташе по науке и технике находится в ведении Министерства науки и высшего образования (до 2018 г. — Министерства образования и науки). В 2005 г. был утверждён порядок представления кандидатур на должности атташе по науке и технике и сотрудников групп по науке и технике в российские загранучреждения. В структуре Минобрнауки за этот процесс и в целом за работу сети отвечает профильное подразделение — Департамент международного сотрудничества. Этот департамент также взаимодействует с МИД: с конкретным загранучреждением, в котором есть вакансия, с соответствующим региональным департаментом и с Департаментом кадров. Рекомендации о направлении за рубеж согласованных с МИД кандидатов на уровне Минобрнауки принимаются специальной комиссией.

Соответственно, атташе по науке и технике в странах пребывания являются представителями Минобрнауки. Это ведомство является их основным постановщиком задач, что отличается от прежней модели, когда атташе по науке и технике были подотчётны прежде всего МИД (такая модель сохранялась в некоторых загранучреждениях и в 2000-е гг.). При этом МИД командирует подобранных кандидатов в загранучреждения как дипломатических сотрудников, которые как правило занимают должность советника, иногда — первого секретаря.

Минобрнауки координирует работу сети атташе по науке и технике, ставя им технические задания — общие для всех стран установки, чем они должны заниматься и на какие сферы обращать внимание. Эти общие задания затем уточняются для конкретных стран в ходе постоянного взаимодействия с Департаментом международного сотрудничества. Работа атташе в стране пребывания может быть связана с обеспечением интересов разных российских ведомств и организаций, участвующих в международном научно-техническом сотрудничестве. МИД отвечает за общую политико-дипломатическую поддержку этой деятельности.

Ещё один механизм взаимодействия и обмена опытом — совещания атташе из разных стран, которые до начала пандемии проводились ежегодно. На эти мероприятия в Москву из стран пребывания съезжается большинство атташе по науке и технике. Так, в 2016 г. Минобрнауки провело совещание 30 июня – 1 июля, помимо представителей министерства и атташе в нём приняли участие сотрудники университетов, Российского фонда фундаментальных исследований, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Последнее совещание прошло в начале июля 2019 г.

Задачи, стоящие перед институтом атташе по науке и технике сегодня, как и прежде, основываются на стремлении государства использовать международное сотрудничество в культурной сфере. Но, судя по заявлениям руководителей Минобрнауки, акцент сместился со сбора информации на поиск возможностей для сотрудничества и продвижение российских достижений.

Олег Шакиров, Анастасия Толстухина:
Реформы дипломатических ведомств: международный опыт

Необходимость усиления сети научных атташе активно обсуждалась в России в начале 2010-х гг. в контексте модернизационной повестки Д. Медведева. В июне 2010 г. министр иностранных дел С. Лавров на заседании комиссии по модернизации экономики предложил вернуться к практике прикомандирования к загранучреждениям атташе по науке и технологиям. Эту идею поддержал президент, и она вошла в число поручений по итогам заседания. В МИД впоследствии был подготовлен доклад «Об активизации политико-дипломатической поддержки проектов по модернизации и технологическому развитию экономики России».

Согласно докладу (в пересказе Коммерсанта), в 2011 г. атташе по науке и технике работали при 23-х российских загранучреждениях. МИД предлагал ввести 17 дополнительных ставок. По словам журналистов, в тот же период в качестве альтернативной модели для поддержки усилий по модернизации экономики России рассматривалась идея введения должности атташе по инновациям на базе сети торгпредств.

На конец 2017 г., по словам директора Департамента внешнеполитического планирования МИД О. Степанова, в российских загранучреждениях насчитывалось 35 атташе по науке и технике. В декабре 2018 г. первый заместитель министра науки и высшего образования Г. Трубников говорил о том, что Россия планирует активизировать работу научных атташе; соответствующий пункт был включён в Концепцию МНТС России 2019 г. В декабре 2019 г. Г. Трубников заявил, что «представители Минобрнауки России (атташе по науке и технике) работают почти в 30 странах мира».

По данным Департамента международного сотрудничества Минобрнауки, атташе по науке и технике работают в Европе, Латинской Америке, на Ближнем и Среднем Востоке, в Юго-Восточной Азии и в странах СНГ. Помимо посольств атташе могут работать в представительствах России при международных организациях.

С научным багажом

Согласно порядку представления кандидатур на должности атташе по науке и технике, они могут отбираться как из сотрудников госорганов, так и из представителей РАН и государственных вузов. В числе основных критериев отбора — опыт работы в сфере науки и техники, опыт работы за рубежом, владение языком страны пребывания или используемым там языком международного делового общения.

На практике выбор кандидатуры атташе по науке и технике во многом зависит от конкретной страны и уровня отношений с ней. Чем более развито научно-техническое сотрудничество России с конкретной страной, тем в большей степени работа атташе будет носить бюрократический характер, и, следовательно, тем более важным критерием отбора будет служить опыт государственной службы. Эта логика, в частности, работает в отношениях России с крупными странами, история сотрудничества с которыми длится уже много лет (США, Германия, Франция, Великобритания).

Если речь идёт о госслужащих, то источником кадров может быть как само Минобрнауки, так и МИД (особенно, когда необходимо знание редкого языка). Минобрнауки может подбирать кандидатов и из представителей вузов — в том числе тех, кто имеет опыт работы в ведомстве. Сотрудники МИД, назначаемые на должность атташе по науке и технике, могут отбираться, исходя как из знания региона, так и с учётом их опыта работы по вопросам, связанным с наукой и техникой. В процессе согласования между ведомствами роль в выборе кандидатуры может сыграть и посол России в стране пребывания.

В некоторых случаях ключевыми критериями являются хорошее понимание страны пребывания и наличие связей в стране, в связи с чем преимущество могут получать кандидаты с академическим опытом. Так, в 1992–1996 гг. во время нормализации отношений с Израилем атташе по культуре и научным связям во вновь открывшемся посольстве была Т. Карасова, до этого заведовавшая отделом Израиля в Институте востоковедения (ИВ РАН). После завершения командировки она продолжила работу в ИВ РАН. Хотя по мере развития института атташе по науке и технике эта должность всё больше рассматривается как один из вариантов продолжения госслужбы, привлечение кандидатов из научной сферы может оставаться востребованным благодаря их разнообразным контактам.

При посольстве

По функционалу работа атташе по науке и технике в стране пребывания условно делится на три основных направления: сбор информации, поддержка реализации двустороннего сотрудничества, представительство и коммуникация.

Сбор информации может охватывать широкий спектр вопросов: о реформах образовательной, научной, технологической политики, текущих событиях, лучших практиках в разных сферах, направлениях исследований и государственной поддержке. Получателями отчётов помимо Минобрнауки и МИД могут быть и другие госорганы, которые могут быть заинтересованы в информации, касающейся их сферы деятельности.

Поддержка реализации двустороннего сотрудничества предполагает участие атташе по науке и технике в осуществлении проектов или более долгосрочных программ между страной пребывания и Россией в научно-технической области. Сюда входит взаимодействие с госслужащими страны пребывания и согласование с соответствующими ведомствами и институтами в России, организационно-техническая помощь во время визитов делегаций, участие в переговорах, составлении документов о научно-техническом сотрудничестве.

Работа атташе по науке и технике в рамках этого направления ориентирована на сотрудничество на межправительственном и межгосударственном уровнях. Атташе выступает прежде всего представителем российского государства, а не научного сообщества и содействует реализации государственной политики. При этом у атташе есть возможности дополнительно содействовать развитию горизонтальных контактов между двумя странами, например, между представителями вузов, что не обязательно требует согласования с госорганами. Конкретные проекты, реализуемые при содействии атташе, могут вырастать из контактов между научно-исследовательскими и иными организациями и при необходимости получать официальную поддержку.

Основой для двустороннего взаимодействия как правило являются межправительственные соглашения о научно-техническом сотрудничестве. Это рамочные документы, охватывающие широкий круг тем, потенциально интересных двум странам. Конкретизация того, в чём правительства планируют сотрудничать в ближайшем будущем, представлена в дорожных картах. Такие дорожные карты приняты лишь с немногими странами и являются одной из характеристик развитого уровня сотрудничества. Так, сегодня Россия реализует дорожные карты в научно-технической и образовательной сферах с Францией, Германией, Китаем.

Другим примером служат отношения с Японией: на основании двустороннего соглашения создана российско-японская Комиссия по научно-техническому сотрудничеству, организацией работы которой занимаются Минобрнауки России и МИД Японии. Комиссия принимает в том числе программы научно-технического сотрудничества на несколько лет.

В российско-американских отношениях помимо Рамочного соглашения 1993 г. инструментом сотрудничества была рабочая группа по науке и технике в составе двусторонней Президентской комиссии, созданной в 2009 г. и замороженной американской стороной в 2014 г.

В качестве рамок сотрудничества могут выступать перекрёстные года, такие как Российско-германский год научно-образовательных партнерств 2018–2020, Год науки и образования России и Великобритании 2017 и Годы научно-технического и инновационного сотрудничества (2020–2021) между Россией и Китаем. В рамках перекрёстного года принимается план мероприятий, в реализации которых задействован атташе по науке и технике.

Атташе может быть задействован и в многосторонней дипломатии, например, если в стране пребывания расположена штаб-квартира международной организации или планируется проведение международной конференции или иного мероприятия высокого уровня. Дополнительные задачи перед атташе может ставить посол, если в двусторонних отношениях возникают сюжеты, связанные с научно-технической повесткой.

Наконец, представительство и коммуникация охватывают разнообразные виды деятельности атташе, такие как выступление на конференциях, ознакомительные поездки, проведение собственных мероприятий (атташе могут использовать возможности посольства), расширение сети контактов. Такая деятельность сама по себе не связана с реализацией официально согласованных проектов и направлена на создание новых возможностей для сотрудничества в будущем.

Командная работа

В некоторых российских посольствах, например, в Греции или Германии, существуют группы по науке и технике [7]. В таких случаях атташе руководит работой нескольких сотрудников. Однако такая практика не является универсальной, и даже в крупных странах атташе по науке и технике может быть единственным сотрудником посольства, специализирующимся в данной области, что ограничивает масштаб его деятельности.

Если между Россией и страной пребывания активно развивается сотрудничество в определённой сфере, то в команду атташе по науке и технике могут входить и сотрудники соответствующих российских организаций (например, Росатом или Роскосмос), которые направляются в среднесрочные командировки продолжительностью до нескольких месяцев. Помимо выполнения своих основных задач они информируют атташе о деятельности в сфере их ведения.

Помимо атташе деятельность, связанную с научно-технической сферой, в стране пребывания могут вести и другие российские представительства. Прежде всего речь идёт о представительствах Россотрудничества в 80 странах, российских центрах науки и культуры и представителях при посольствах. Что касается науки, деятельность РЦНК ориентирована прежде всего на популяризацию научных достижений России, например, в формате проведения дней науки или иных тематических мероприятий. Представительства Россотрудничества играют ключевую роль в продвижении российского образования и отборе кандидатов на обучение в России по правительственным квотам. Образование в некоторых случаях относится и к компетенциям атташе по науке и технике. Например, если в стране пребывания нет представительства Россотрудничества, его функции в образовательной сфере выполняет атташе. Торговые представительства России, которые с 2018 г. перешли в подчинение Министерству промышленности и торговли, в свою очередь могут соприкасаться с научно-технической повесткой в части технологий и торгово-экономического сотрудничества. Таким образом, атташе по науке и технике может работать в стране пребывания в партнёрстве с представителями других российских ведомств.

Наконец, в ходе реализации проектов сотрудничества в составе делегаций страну могут посещать представители научных, образовательных организаций, госорганов и т.д. Атташе по науке и технике сопровождает их на встречах и выступает непосредственным связующим звеном с зарубежными партнёрами.

Перспективы развития института атташе по науке и технике

В продолжающейся в последние годы дискуссии о будущем российской научной дипломатии институт атташе по науке и технике заслуживает отдельного внимания. Как было отмечено, атташе решают комплекс задач, связанных с научно-техническим сотрудничеством с зарубежными странами, и фактически выступают проводником российской политики в этой сфере «на земле». За прошедшие три десятилетия с распада СССР этот институт пережил заметную эволюцию. Говоря о его дальнейшем развитии, целесообразно учитывать следующие соображения.

Повышение осведомлённости о работе атташе. Сегодня деятельность атташе по науке и технике по большей части остаётся вне поля зрения общественности и исследователей. В лучшем случае отдельные сообщения могут появляться в прессе или на сайтах посольств. Минобрнауки могло сделать эту деятельность более открытой за счёт освещения результатов работы атташе в публичных отчётах и на специальной странице сайта. Росту осведомлённости об этом институте могли бы помочь и исследователи, продолжив изыскания в области истории и современного состояния сети атташе.

Улучшение координации по межстрановым и глобальным вопросам. Многие сюжеты, связанные с научно-технической повесткой, выходят за рамки отдельных стран и часто имеют общемировую значимость. Способность сети атташе по науке и технике действовать в отношении таких вопросов скоординировано ограничена, во-первых, тем, что их приоритетом является двустороннее сотрудничество, во-вторых, самим масштабом этой сети — в большинстве российских посольств нет специалистов с таким функционалом. Улучшить координацию по глобальным вопросам, особенно тем, которые имеют политическое измерение, можно за счёт более активной роли МИД, в том числе путём назначения спецпредставителей, ответственных за конкретные сюжеты.

Обеспечение сети атташе необходимыми ресурсами. Чтобы возможности атташе по науке и технике соответствовали поставленным перед ними задачам, необходимо более тщательно изучать их функционал\ в конкретных странах. В тех случаях, когда научно-техническое сотрудничество имеет большой потенциал, но на весь объём работы не хватает рук, могут быть созданы дополнительные ставки. Ещё один способ усилить атташаты по науке и технике — расширить практику среднесрочных командировок сотрудников госорганов и научных организаций. Кроме человеческих ресурсов полезно оценить обеспеченность атташе средствами для проведения мероприятий. Дополнительные финансовые ресурсы, не привязанные к долгосрочному планированию, могли бы дать атташе по науке и технике определённую свободу действий в части расширения сети контактов.

Развитие каналов взаимодействия атташе с научным сообществом. Деятельность атташе по науке и технике связана с реализацией государственной политики. Но сотрудничество в научно-технической сфере между странами не ограничивается официальными связями. Частью этого ландшафта является взаимодействие между вузами, исследовательскими центрами и т.д. Для поиска точек пересечения и взаимовыгодных возможностей полезным может быть развитие каналов связи, например, с научной и студенческой диаспорой из России в стране пребывания, представителями российских организаций, заинтересованных в зарубежных контактах. Этому будет способствовать большая открытость деятельности атташе, проведение встреч, в том числе в онлайн-формате, создание рассылок, тематических чатов и других форм обратной связи. Для подключения молодых специалистов к работе атташе по науке и технике могла бы быть создана программа стажировок, в том числе удалённых, в партнёрстве с образовательными и научными организациями. Наконец, наращиванию взаимодействия между атташе и научным сообществом способствовала бы реализация мер, предложенных в Концепции международного научно-технического сотрудничества 2019 г., по формированию института послов российской науки, созданию представительств российских научно-исследовательских организаций за рубежом, поддержке молодёжной научной дипломатии.

1. В 1990-х гг. в структуре центрального аппарата МИД действовал Департамент международного научно-технического сотрудничества.

2. См. Krasnyak, O. (2020). Russian science diplomacy. Diplomatica, 2(1), 118-134.; Киселев, В. Н., & Нечаева, Е. К. (2018). Новое измерение научной дипломатии. Вестник Российского фонда фундаментальных исследований, (1), 18-25.; Новые горизонты научной дипломатии в России: Доклад No 63/2020 / [Г.А. Краснова; Р.О. Райнхардт; О.И. Шакиров; Д.Б. Соловьев]; Российский совет по международным делам (РСМД). — М.: НП РСМД, 2020. — 42 с.

3. См. Райнхардт, Р. О., & Мозебах, В. А. (2017). Деятельность атташе по науке: отечественные и зарубежные практики. Человеческий капитал, (12), 28-33.; Шестопал, А. В., & Литвак, Н. В. (2016). Научная дипломатия. опыт современной франции. Вестник МГИМО Университета, (5 (50)).; Харитонова, Е. М. (2018). Научная дипломатия во внешней политике Великобритании: теоретические и институционально-организационные аспекты. Вестник Московского университета. Серия 25. Международные отношения и мировая политика, 10(2).

4. Бокарев Ю.П. СССР и становление постиндустриального общества на Западе, 1970-1980-е годы / Ю.П. Бокарев; Ин-т рос. истории РАН. - М.: Наука, 2007. – 381 с. – С. 115-116.; Президиум ЦК КПСС, 1954-1964: Черновые протокольные записи заседаний. Стенограммы. Постановления. М.: РОССПЭН, 2003. Т. 1. С. 892.

5. Krasnyak, O. (2020). Science Diplomacy and Soviet-American Academic and Technical Exchanges. The Hague Journal of Diplomacy, 15(3), 398-408.

6. Linkov, I., Trump, B., Tatham, E., Basu, S., & Roco, M. C. (2014). Diplomacy for science two generations later. Science & Diplomacy, 3(1), 1-8.

7. Отделы или группы по отдельным направлениям, в том числе по науке и технике, могут создаваться в посольствах в соответствии с Положением о Посольстве Российской Федерации.


Оценить статью
(Голосов: 21, Рейтинг: 4.24)
 (21 голос)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся