Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 14, Рейтинг: 4.57)
 (14 голосов)
Поделиться статьей
Алексей Чернышев

Независимый аналитик, эксперт РСМД

Боливия с конца октября 2019 г. находится под пристальным вниманием всего мира. Такая ситуация сложилась из-за политического кризиса, разразившегося там после почти 14 лет довольно стабильного (как политически, так и экономически) правления Движения к социализму (MAS) и приведшего к отставке президента Эво Моралеса (2006–2019 гг.) 10 ноября — спустя 21 день непрекращающихся протестов против предполагаемых фальсификаций в ходе выборов.

24 ноября, две недели спустя после отставки Э. Моралеса, переходное правительство во главе с Жанин Аньес запустило процесс созыва новых выборов, которые пройдут уже в 2020 г. и в которых Э. Моралес участвовать не сможет. В то же время очевидно, что недостатка кандидатов не будет: в выборах могут принять участие как традиционные политики (Карлос Меса, Самуэль Дориа Медина, Хорхе Туто Кирога), так и новые лидеры — в том числе беспартийные предводители протестов Л.Ф. Камачо и М. Пумари, которые готовы в связке (в качестве кандидатов на должности президента и вице-президента) идти на выборы в случае формирования единого фронта. Их шансы на победу представляются довольно высокими. Учитывая, что они новые лица в большой политике, пока сложно однозначно судить об их потенциальном курсе в случае победы.


Боливия — одна из самых загадочных и малоизвестных в России латиноамериканских стран — с конца октября 2019 г. находится под пристальным вниманием всего мира. Такая ситуация сложилась из-за политического кризиса, разразившегося там после почти 14 лет довольно стабильного (как политически, так и экономически) правления Движения к социализму (MAS) и приведшего к отставке президента Эво Моралеса (2006–2019 гг.) 10 ноября — спустя 21 день непрекращающихся протестов против предполагаемых фальсификаций в ходе выборов. Для лучшего понимания боливийского политического кризиса конца октября-начала ноября следует учитывать ряд аспектов.

REUTERS/Luis Cortes
Эво Моралес выступает в Мехико

Во-первых, ни решение Конституционного суда от 2017 г. о возможности участия Э. Моралеса в выборах 2019 г. (вопреки конституционным ограничениям на переизбрание и результатам проигранного властью референдума 2016 г.), ни его объявление о баллотировании не спровоцировали в свое время серьезных протестов и бойкота выборов оппозицией. И это придавало электоральному процессу необходимую легитимность. В то же время подозрения в фальсификациях, вызванные отключением почти на сутки трансляции подсчета предварительных результатов выборов и резкой сменой цифр после ее возобновления, послужили триггером радикализации общественного запроса на сменяемость власти и спровоцировали массовые уличные манифестации. Невиданные за годы правления MAS общенациональные протесты фактически сплотили оппозицию, ранее разрозненную и незаметную в тени Эво Моралеса, а также поспособствовали появлению новых лидеров.

Во-вторых, в предвыборной кампании Э. Моралес опирался на успехи предыдущих лет (стабильный экономический рост, превышающий средние по региону показатели; национализация углеводородов и т.п.) и, несмотря на востребованность в обществе обновления дискурса, не предлагал ничего нового. Хотя оппозиционеры также шли на выборы со слабыми программами, не включавшими каких-либо конкретных предложений, объединяющие различные общественные группы лозунги и требования родились уже в ходе постэлекторального кризиса и были в первую очередь связаны с запросом на демократию и сменяемость власти.

В-третьих, моральный дух правительства серьезно подрывал полицейский мятеж, начавшийся по всей стране в ночь с 8 на 9 ноября. Важно отметить, что это далеко не первый раз, когда боливийские правоохранители пошли против власти. При Э. Моралесе мятеж полиции с социальными требованиями произошел в 2012 г.; а до этого — в феврале 2003 г., когда полиция на стороне протестующих выступила против налоговой реформы президента Гонсало Санчеса де Лосады, что привело к кровопролитным боям с армией на улицах Ла-Паса.

Александр Королько, Татьяна Русакова:
Выборы в Боливии: cможет ли Эво так же долго как Путин?

Кроме того, даже если обвинения Э. Моралеса в осуществлении против него госпереворота при участии военных и преувеличены, то армия сыграла в этом процессе свою, пусть и достаточно пассивную, роль. Главнокомандующий ВС У. Калиман в ходе пресс-конференции 10 ноября рекомендовал президенту уйти в отставку, что фактически завершило процесс объединения против правительства оппозиционных сторон и силовых структур. Властям не на кого было опереться в поддержании общественного порядка и сдерживании протестных акций, душивших экономику страны. Помимо легитимности протестов, другими факторами перехода армии на сторону оппозиции могло стать стремление вернуть вооруженные силы на ведущие позиции в управлении страной, практически утраченные за годы правления Э. Моралеса.

Стоит также отметить, что региональный фактор, исторически являющийся одним из ключевых в боливийской политике, сыграл свою роль и на этот раз. Если на западе страны, в «индейских» департаментах Ла-Пас, Оруро, Потоси и Кочабамба позиции Э. Моралеса были традиционно сильны, то борьба за голоса и поддержку «неиндейского» Востока (департаменты Санта-Крус, Тариха, Бени, Пандо) всегда была для MAS серьезным вызовом. Хотя с 2005 по 2014 гг. электоральные результаты Э. Моралеса на оппозиционном Востоке существенно улучшились, эта тенденция в значительной степени носила конъюнктурный характер, и любая ошибка могла обратить ее вспять. На фоне предполагаемых нарушений в ходе выборов Санта-Крус стал ядром протестной активности.

Более того, протестную инициативу от занявшего второе место на выборах 20 октября Карлоса Месы довольно быстро перехватили новые лица, ранее практически неизвестные стране, — молодые лидеры гражданских комитетов восточного Санта-Круса Луис Фернандо Камачо и западного — Потоси Марко Пумари. Их тактический союз позволял оппозиции говорить о единстве Боливии в антиправительственной борьбе.

Наконец, после отставки Э. Моралеса переход полномочий главы государства к сенатору Жанин Аньес отвечал конституционной процедуре замещения поста президента, так как все чиновники, имевшие в этом процессе приоритет, — вице-президент, председатель сената и председатель палаты депутатов (все трое — от MAS) — подали в отставку вслед за Э. Моралесом.

Что дальше?

24 ноября, две недели спустя после отставки Э. Моралеса, переходное правительство во главе с Жанин Аньес запустило процесс созыва новых выборов, которые пройдут уже в 2020 г. и в которых Э. Моралес участвовать не сможет. В то же время очевидно, что недостатка кандидатов не будет: в выборах могут принять участие как традиционные политики (Карлос Меса, Самуэль Дориа Медина, Хорхе Туто Кирога), так и новые лидеры — в том числе беспартийные предводители протестов Л.Ф. Камачо и М. Пумари, которые готовы в связке (в качестве кандидатов на должности президента и вице-президента) идти на выборы в случае формирования единого фронта. Их шансы на победу представляются довольно высокими. Учитывая, что они новые лица в большой политике, пока сложно однозначно судить об их потенциальном курсе в случае победы. Однако, скорее всего, Л.Ф. Камачо играл бы в данном тандеме ведущую роль, опираясь на могущественные бизнес-элиты Санта-Круса, для которых его приход к власти означает возможность возвращения утраченных при Э. Моралесе позиции в политике. Кроме того, рано сбрасывать со счетов и MAS, обладающий твердым электоратом. Против партии Э. Моралеса пока играет отсутствие ярких лидеров, способных выступить компромиссной фигурой; эту проблему и предстоит решить в ближайшие месяцы.


Оценить статью
(Голосов: 14, Рейтинг: 4.57)
 (14 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся