Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Дэвид Маккроун

Почетный профессор социологии Эдинбургского университета

Страсти вокруг референдума о независимости Шотландии, состоявшегося 18 сентября 2014 г., уже улеглись, и появилась возможность трезво оценить его итоги. 45% шотландцев проголосовали за независимость, и если учесть, что в референдуме приняли участие 85% избирателей, это выдающееся достижение, даже несмотря на то, что явное большинство (55%) высказалось против. Еще год назад число сторонников независимости едва превышало треть населения Шотландии.

Страсти вокруг референдума о независимости Шотландии, состоявшегося 18 сентября 2014 г., уже улеглись, и появилась возможность трезво оценить его итоги. 45% шотландцев проголосовали за независимость, и если учесть, что в референдуме приняли участие 85% избирателей, это выдающееся достижение, даже несмотря на то, что явное большинство (55%) высказалось против. Еще год назад число сторонников независимости едва превышало треть населения Шотландии.

Чем же объясняется такой результат и к чему он может привести? Прежде всего, необходимо принять во внимание исторический аспект. Более 700 лет Шотландия была независимым государством – вплоть до 1707 г., когда она вступила в союзные отношения с Англией. В Шотландии сохранились многие независимые институты: собственная правовая система, религия, система образования, гражданское общество. Союз с Англией был «браком по расчету», а не результатом завоевания, подавления или присоединения. Шотландцами называли тех, кто проживал на территории Шотландии, – это понятие не обозначало «этническую» или расовую принадлежность.

К концу ХХ века стало ясно, что условия «брачного контракта» нуждаются в серьезном пересмотре, – по сути, Шотландией управляли из Вестминстера люди, которых она не избирала.




Примерно треть шотландцев высказывалась в пользу независимости, 30% выступали за расширение полномочий парламента на сферы налогообложения и социального обеспечения, т.е. за максимальную деволюцию без выхода из состава Соединенного Королевства, четверть – за сохранение статус-кво и менее 10% – за полное подчинение центральному правительству.

К концу ХХ века стало ясно, что условия «брачного контракта» нуждаются в серьезном пересмотре, – по сути, Шотландией управляли из Вестминстера люди, которых она не избирала. Причина этого кроется в том, что население Англии в десять раз больше населения Шотландии. В 1999 г. в Шотландии был созван автономный парламент, в ведение которого были переданы внутренние дела, в том числе вопросы обеспечения правопорядка, образования и здравоохранения. В течение последующего десятилетия стало очевидно, что шотландцы заинтересованы в расширении полномочий своего парламента. В 2007 г. в автономное правительство вошли члены Шотландской национальной партии (ШНП), которую по западноевропейским меркам можно отнести к левоцентристским, в 2011 г. они были переизбраны. ШНП согласовала с правительством Соединенного Королевства в Лондоне, формально ответственным за конституционные вопросы, условия проведения референдума, в рамках которого голосующим предлагались простой вопрос: «Должна ли Шотландия стать независимой страной?» и два варианта ответа – «да» и «нет».

Проблема заключалась в том, что общественное мнение в Шотландии разделилось не только на сторонников и противников независимости. Как показали опросы, проведенные в предыдущие годы, примерно треть шотландцев высказывалась в пользу независимости, 30% выступали за расширение полномочий парламента на сферы налогообложения и социального обеспечения, т.е. за максимальную деволюцию без выхода из состава Соединенного Королевства, четверть – за сохранение статус-кво и менее 10% – за полное подчинение центральному правительству. Таким образом, труднее всего было принять решение сторонникам максимальной деволюции, чьи взгляды не укладывались в ответы «да»/«нет» и не нашли отражения в бюллетенях для голосования.

Кампания продолжалась почти два года. Движение в пользу независимости, опиравшееся на поддержку ШНП и Шотландской партии зеленых, было более активным, позитивным и обращенным к народу. Агитацию против отделения вели самозваные «унионистские» партии, лейбористы, консерваторы и либерал-демократы (представители последних двух партий входили в состав центрального коалиционного правительства). Кампания против отделения, которую окрестили «операцией по запугиванию», проходила под лозунгом «Вместе лучше» и акцентировала внимание на экономических и политических рисках выхода Шотландии из Союза. В начале сентября по итогам одного из опросов появились прогнозы относительно победы на референдуме сторонников независимости с небольшим перевесом, что заставило противников отделения вместе с правительством Королевства усилить контрагитацию. В конечном счете противники отделения победили с бóльшим перевесом, чем можно было ожидать по итогам большинства опросов, и это говорит о том, что данное унионистами в последний момент обещание расширить полномочия шотландского парламента в случае сохранения Союза возымело желаемое действие.

Движение за независимость Шотландии привело к тому, что у населения появились серьезные вопросы к правительству Соединенного Королевства по поводу того, как британский парламент решает «чисто английские» вопросы, реагирует на требования северной части Англии об автономии и оппозицию централизованной экономической и политической власти в Лондоне.

Пример Шотландии, одной из старейших европейских наций, появление которой относится, по крайней мере, к первому тысячелетию, отражает стремление к взаимозависимости, характерное для эпохи XXI века.

Случай Шотландии не уникален. В Западной Европе много территорий, население которых считает себя отдельной нацией: например, Каталония, где в ноябре 2014 года планируется провести референдум вопреки желанию центрального правительства в Мадриде; проживающие на севере Испании баски с сильно развитым чувством национального самосознания; фламандцы в Бельгии. Требования большей политической автономии и даже независимости диктуются желанием укрепить демократию и получить контроль над процессом принятия решений, а не регрессивными «национальными» соображениями. В любом случае эти требования выдвигают мирные социально-политические движения, которые не приветствуют регресс, расовые предрассудки и тем более враждебность по отношению к «чужим». Конечно, существуют и политические партии правого толка, которые исповедуют именно такую идеологию, но в своей массе они не поддерживают то, что рассматривают как политическую «сецессию». В поддержку расширения автономии и независимости высказываются как раз левоцентристские партии, которые заботятся о самоопределении своего народа и социальной справедливости.

В современном мире наблюдается кризис так называемых национальных государств, в состав которых входят народы, обладающие сильным национальным самосознанием («нации») и требующие от существующих государств расширения своих прав на самоопределение вплоть до создания отдельного государства. Вместе с тем есть понимание того, что в нашем мире все взаимосвязано и что подобные требования продиктованы желанием установить самоуправление, а не сформировать автаркию или «государство-крепость». Пример Шотландии, одной из старейших европейских наций, появление которой относится, по крайней мере, к первому тысячелетию, отражает стремление к взаимозависимости, характерное для эпохи XXI века.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся