Распечатать Read in English
Оценить статью
(Голосов: 9, Рейтинг: 5)
 (9 голосов)
Поделиться статьей
Елена Алексеенкова

К.полит.н., ведущий научный сотрудник, руководитель Центра итальянских исследований Отдела Черноморско-Средиземноморских исследований Института Европы РАН, эксперт РСМД

Италия заблокировала заявление Евросоюза о признании Хуана Гуайдо временным президентом Венесуэлы, тем самым снова скомпрометировав общую внешнюю политику ЕС на глазах у всего мира. Европейскому союзу становится всё труднее поддерживать единство и солидарность: сегодня глубокие разногласия наблюдаются не только между «старыми» и «новыми» членами Союза, но и внутри «ядра» государств-основателей, пишет Елена Алексеенкова, старший научный сотрудник отдела Черноморско-Средиземноморских исследований Института Европы РАН, менеджер по аналитической работе Российского совета по международным делам.

Италия заблокировала заявление Евросоюза о признании Хуана Гуайдо временным президентом Венесуэлы, тем самым снова скомпрометировав общую внешнюю политику ЕС на глазах у всего мира. Европейскому союзу становится всё труднее поддерживать единство и солидарность: сегодня глубокие разногласия наблюдаются не только между «старыми» и «новыми» членами Союза, но и внутри «ядра» государств-основателей.

Ярчайший пример тому — конфликт между Римом и Брюсселем и фундаментально различные представления о будущем ЕС в тройке лидеров — Италии, Франции и Германии. Удастся ли «интеграционистам» в Париже и Берлине приструнить итальянских «совранистов» или же придётся пересматривать баланс национального и наднационального суверенитетов внутри ЕС и искать новые основания для формирования доверия внутри Союза — в этом состоит ключевой вопрос для будущего ЕС.

За десять месяцев, пока новое итальянское «правительство перемен» находится у власти, ему удалось всерьёз обострить дискуссию по ряду ключевых вопросов наднациональной интеграции. В практической плоскости это коснулось прежде всего правил распределения беженцев и контроля за безопасностью границ Союза, а также финансовой дисциплины государств-участников. Конфликт между Римом и Брюсселем вокруг итальянского бюджетного плана на 2019 год, требование пересмотра Дублинских соглашений и создания «справедливой» системы распределения беженцев и равной ответственности всех приморских государств за приём судов с беженцами — среди наиболее острых пунктов повестки противостояния.

Однако глубинные основания противоречий — в разных взглядах государств-основателей ЕС на степень суверенности национальных правительств. Будь то в вопросах финансов или миграции, будь то в сфере внешней политики.

Так и не дождавшись конкретных плодов достигнутого на июньском саммите ЕС соглашения по миграции, итальянцы начали действовать в одиночку. В частности, осенью 2018 г. был принят нашумевший «закон о безопасности», в котором Италия суверенно определила правила содержания мигрантов, запросивших статус беженца, и правила его предоставления. Кроме того, министр внутренних дел Италии Маттео Сальвини объявил итальянские порты закрытыми для суден с беженцами, чем продолжает вызывать гнев Парижа и Берлина. Он также призвал сосредоточиться на помощи мигрантам на ливийских берегах, коль скоро страны ЕС не могут договориться о справедливом распределении беженцев и создании эффективно работающей системы контроля границ ЕС. Такая же позиция начинает звучать и из уст политических лидеров других стран ЕС, например, Польши. Есть риск, что такой подход будет набирать вес и в других странах Союза. Кроме того, сегодня под вопросом стоит продление операции «София», к пересмотру условий которой с лета 2018 г. призывает Италия, играющая ключевую роль в реализации мер спасания терпящих бедствие судов.

Андрей Кортунов:
Непредвиденная Европа

При согласовании бюджетного плана на 2019 год Италия пошла на уступки Брюсселю, согласившись сократить дефицит бюджета, однако гарантированный доход гражданина всё же был введён, равно как и «квота 100», позволяющая снизить срок выхода на пенсию до 62 лет. По мнению Брюсселя, эти меры негативно повлияют на экономику страны, Рим же настаивает на пересмотре мер финансовой дисциплины в зависимости от экономической ситуации в каждой конкретной стране. От того, удастся ли «правительству перемен» простимулировать национальную экономику с помощью реализации своего «экономического манёвра» и оказания социальной поддержки населению, во многом будет зависеть дальнейшая дискуссия внутри ЕС по вопросам экономического суверенитета государств.

Стоит отметить, однако, что пока экономические показатели Италии продолжают ухудшаться. 1 февраля 2019 г. был зафиксирован отрицательный прирост ВВП в четвёртом квартале 2018 года (-0,2%) и было объявлено о технической рецессии (впервые за последние 5 лет). Рост по итогам 2018 года составил всего 1% ВВП. Таким образом, итальянскому правительству придётся приложить огромные усилия для того, чтобы в Брюсселе и в других столицах ЕС увидели позитивные результаты итальянского «совранизма».

Однако Италия, каким бы «enfant terrible» она ни была, не одинока в своём стремлении пересмотреть некоторые аспекты европейской интеграции, такие как финансовые инструменты, управление миграцией или общая внешняя политика ЕС. В процессе формирования — итальянско-французско-польская коалиция евроскептических партий, вызывающая сильное недовольство в Париже и Берлине. Насколько сильны позиции европейских «совранистов» — будет понятно в мае, на очередных выборах в Европарламент. Тем не менее уже сейчас очевидно, что преодоление кризисных явлений внутри ЕС возможно только в том случае, если хотя бы в «ядре» Союза будет найден новый баланс между национальным и наднациональным суверенитетом и появятся новые внутренние факторы, способствующие формированию «доверия».

Впервые опубликовано на сайте Международного дискуссионного клуба «Валдай».


Оценить статью
(Голосов: 9, Рейтинг: 5)
 (9 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся