Распечатать Read in English
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

26 февраля 2016 г. гражданам Ирана предстоит избрать 290 депутатов меджлиса и 88 членов Совета экспертов. Выборы — одно из самых значимых событий в политической жизни страны. Повлияет ли их исход на развитие отношений с Западом? Способен ли Иран остановить падение цен на нефть, или иранская нефть только усугубит ситуацию? Как изменится роль Ирана в системе региональной безопасности? На эти и другие вопросы в своем экспертном интервью дает ответы Махмуд Шури, член научного совета Центра изучения Ирана и Евразии (IRAS).

26 февраля 2016 г. гражданам Ирана предстоит избрать 290 депутатов меджлиса и 88 членов Совета экспертов. Выборы — одно из самых значимых событий в политической жизни страны. Повлияет ли их исход на развитие отношений с Западом? Способен ли Иран остановить падение цен на нефть, или иранская нефть только усугубит ситуацию? Как изменится роль Ирана в системе региональной безопасности? На эти и другие вопросы в своем экспертном интервью дает ответы Махмуд Шури, член научного совета Центра изучения Ирана и Евразии (IRAS).

Как могут результаты выборов повлиять на стабилизацию отношений между Тегераном и Западом, особенно в свете иранской ядерной программы?

Без сомнения, исход выборов в парламент и Совет экспертов будет иметь большое влияние на внутриполитическую обстановку, однако его воздействие на внешнюю политику не станет настолько серьезным. Совет экспертов не играет большой роли в формировании внешнеполитического курса, хотя его члены и имеют значительный политический вес, а их мнения зачастую весьма значимы. Кроме того, по закону меджлис не имеет права влиять на принятие решений в сфере внешней политики и их реализацию, хотя он и вправе ратифицировать законы, обязательные для исполнения правительством. Таким образом, в этой сфере исполнительная власть стремится к взаимодействию с властью законодательной. Кроме того, парламент вправе инициировать процедуру импичмента в отношении президента и министров. Вследствие этого роль парламента во внешней политике следует рассматривать как отрицательную. Однако выборы пройдут по одному из трех сценариев: 1) победа соратников Рухани; 2) победа противников президента; 3) формирование сбалансированного парламента. Наименее вероятен второй из них, однако если события будут разворачиваться именно так, парламент может создать существенные препятствия для связей с Западом. Конечно, в этом отношении решающую роль сыграют существующие отношения с Западом. Если какие-либо из западных стран под любым предлогом будут оказывать на Иран давление или не будут соблюдать свои обязательства в соответствии с Совместным всеобъемлющим планом действий, оппозиционные группы сделают все возможное, чтобы заставить правительство Рухани принять более суровые меры по отношению к Западу. В сложившейся ситуации высока вероятность того, что в будущий парламент войдут сторонники Рухани и представители умеренной оппозиции. Иными словами, экстремистские группы не получат ни одного места.

Махмуд Шури

Как Вы думаете, изменится ли роль Ирана в ближневосточной системе безопасности в ближайшие несколько лет, и если да, то каким образом, особенно в контексте сирийского тупика?

За последние десять лет страны Запада до предела усложнили ситуацию в области безопасности на Ближнем Востоке, и Ирану это нравиться не может. С момента возникновения своей государственности Иран постоянно подвергался угрозам со стороны соседей на юге и западе. Кроме введения непосредственных санкций против Ирана, Запад угрожал стране, используя своих союзников в регионе. Таким образом, Иран имеет право развивать военное сотрудничество с другими странами в рамках международного права для обеспечения собственной безопасности. По приглашению Дамаска Иран предоставил Сирии своих военных консультантов и сразу же отзовет их, как только текущее или будущее правительство Сирии перестанет нуждаться в их услугах. К сожалению, важнейшей чертой сложившейся в Сирии ситуации является то, что эта страна стала точкой противостояния различных субъектов, которые не хотят играть по четким справедливым правилам. В этих условиях будущее представляется более чем неопределенным. Ясно, что Иран не откажется от своих целей и принципов и будет противостоять любому честолюбивому одностороннему подходу к формированию порядка в регионе. Скорее всего, Иран не изменит свой образ действий, пока такие страны как Саудовская Аравия и Турция не признают, что достичь стабильности и мира в регионе можно только лишь с учетом интересов всех сторон в сфере безопасности. В отличие от Турции и Саудовской Аравии Иран никогда не стремился к формированию порядка в регионе Ближнего Востока без участия этих стран. Однако, поскольку они связаны с Западом и НАТО, эти две страны решили, что у них есть право на формирование повестки дня для всего региона без учета мнения других стран.

EPA / ANGELO CARCONI / Vostock Photo
Владимир Сажин: Иран возвращается?

Снятие санкций привело к заключению большого количества договоров между Тегераном и европейскими странами. Будет ли этого достаточно для восстановления иранской экономики, или необходимы национальные реформы?

Иран не настолько наивен, чтобы полагать, что одних только торговых соглашений будет достаточно, чтобы в экономике произошли положительные изменения. Перед тем, как были введены санкции, между Ираном и странами Запада существовало достаточно договоренностей. Конечно, после более десяти лет жестких санкций в отношении страны Иран весьма заинтересован в привлечении иностранных инвестиций и передовых технологий, однако главным экономическим ориентиром остается использование внутренних активов и ресурсов в рамках «экономики сопротивления». Экономическое сотрудничество может решить сиюминутные проблемы, однако это не панацея.

Как вы думаете, смогут ли российские компании конкурировать с европейскими и американскими на иранском рынке, и если да, то в каких сферах?

Мне кажется, что направления сотрудничества между Ираном и Россией и между Ираном и Западом отличаются. По многим направлениям у Запада не хватит политической воли, чтобы сотрудничать с Ираном. Например, скорее всего, Запад не станет сотрудничать с Ираном в строительстве атомных электростанций. Кроме того, такое взаимодействие рассматривалось бы как военное сотрудничество или передача секретных технологий. Ясно, что Россия не сможет конкурировать с Западом на потребительском рынке Ирана, однако ее присутствие на иранском рынке энергоресурсов, железнодорожных перевозок, а также в черной металлургии и даже в аэрокосмической промышленности может быть значительным. К сожалению, главным препятствием для расширения иранско-российского сотрудничества становится дефицит капитала, необходимого для использования всех преимуществ и экономического потенциала двух стран.

Какую выгоду Иран сможет извлечь из дешевой нефти? Каких изменений следует ожидать, как только иранская нефть наводнит мировой рынок?

Иран не стремится поставлять на рынок дешевую нефть. По крайней мере, некоторые иранские чиновники опровергают такие планы. В краткосрочной перспективе Иран наверняка сможет предложить более низкие цены на мировом рынке, однако Иран не считает текущие цены адекватными и будет прилагать усилия, чтобы цены вышли на должный уровень. К сожалению, экспортеры нефти не могут действовать сообща из-за политических разногласий. В этом отношении необходимо взаимодействие стран со схожими позициями, в том числе Ирана, Венесуэлы, России и Ирака. В текущей ситуации приоритетом Ирана является восстановление своего статуса на мировом рынке энергоресурсов. Однако Иран не стремится достичь этого за счет цен на нефть.

Подготовлено к публикации менеджером РСМД Еленой Алексеенковой и веб-редактором РСМД Марией Гуровой

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся