Распечатать Read in English
Оценить статью
(Голосов: 2, Рейтинг: 5)
 (2 голоса)
Поделиться статьей
Василий Шикин

К.и.н., эксперт РСМД

Пришедшее к власти в Индии в мае 2014 г. правительство во главе с Нарендрой Моди пообещало провести масштабные реформы и ускорить рост национальной экономики. За год кабинету реформаторов удалось вернуть Индии статус одной из самых динамично развивающихся экономик мира, но об успехе преобразований говорить пока не приходится.

Пришедшее к власти в Индии в мае 2014 г. правительство во главе с Нарендрой Моди пообещало провести масштабные реформы и ускорить рост национальной экономики. За год кабинету реформаторов удалось вернуть Индии статус одной из самых динамично развивающихся экономик мира, но об успехе преобразований говорить пока не приходится.

Уже сейчас можно с уверенностью сказать, что 2015 г. оставит странам БРИКС много неприятных воспоминаний. Китайская «новая норма» — так Си Цзиньпин политкорректно назвал замедление роста — обернулась летним обвалом фондового рынка на 40% и грозит долговым кризисом. Структурные проблемы в экономике России, усугубившиеся падением цен на нефть, вылились в стремительное ослабление рубля и пересмотр бюджета. Экономика Бразилии парализована антикоррупционными чистками, а ЮАР балансирует на грани рецессии, так и не оправдав свое включение в БРИКС.

На этом мрачном фоне экономические итоги первого года правления индийского кабинета во главе с Н. Моди выглядят более чем обнадеживающими. За январь–март 2015 г. рост ВВП Индии составил 7,5%, обогнав в последнем квартале 2014 г. по этому показателю даже китайскую экономику. Согласно оценкам Всемирного банка, в будущем эта тенденция сохранится, и уже в 2017 г. Индия может занять место самой быстро растущей экономики БРИКС. Правительство преуспело также в снижении инфляции (с 11,2% до 5,1%), сокращении дефицита бюджета (с 4,6% до 1,3% ВВП) и наращивании золотовалютных резервов до рекордных 334 млрд долл. Реакция индийского фондового рынка не заставила себя ждать: индекс Sensex вырос за год на 25%, продемонстрировав одну из лучших динамик в мире.

Каким образом новому индийскому правительству удалось оздоровить экономику и вернуть доверие к ней международных инвесторов на фоне ухудшающихся показателей развития стран БРИКС?

Быстрый старт

Уже сейчас можно с уверенностью сказать, что 2015 г. оставит странам БРИКС много неприятных воспоминаний.

Большинству выдающихся реформаторов нечасто доводилось оставаться у власти и воочию видеть результаты своих преобразований. С этой точки зрения, Н. Моди повезло больше, чем многим его предшественникам, — он успел насладиться не только результатами своих реформ, но и признанием современников (в жизни реформаторов это случается еще реже). Н. Моди за время пребывания на посту губернатора превратил штат Гуджарат в локомотив экономического роста страны, привел Бхаратия джаната парти (БДП) к победе на федеральных выборах и получил мандат на повторение гуджаратского экономического чуда в общенациональном масштабе. Парадокс предложенной им программы преобразований заключается в том, что она принесла положительные плоды, едва новый премьер приступил к ее реализации.

modibharosa.com
Инфографика. Премьер-министр Моди
запустил реформу трудовой сферы.

Заняв пост премьер-министра в мае 2014 г., Н. Моди предложил самую масштабную программу экономических преобразований с 1991 г., нацеленную на ускорение экономического роста. В декабре 2014 г. была запущена кампания по стимулированию развития приоритетных отраслей промышленности и привлечению инвестиций под названием «Производи в Индии» («Make in India»). Слоган явно задумывался в пику растиражированному «Сделано в Китае» («Made in China») с намеком на амбициозные планы индийского правительства перехватить у Поднебесной звание мастерской мира. В рамках программы новое правительство повысило потолок участия иностранного капитала в страховой и оборонной сферах с 26% до 49%, снизило ограничения на инвестиции в строительный сектор и разрешило иностранную собственность на железные дороги. В результате приток иностранных инвестиций за 2014/2015 ф.г. увеличился на 48,3% по сравнению с предыдущим годом, а среди компаний, привлеченных за этот период в Индию, оказались такие громкие имена, как «General Motors», «Daimler», китайская «Xiaomi Inc.» и тайваньская «Foxconn».

Уже в 2017 г. Индия может занять место самой быстро растущей экономики БРИКС.

Привлечение капитала невозможно без улучшения инвестиционного климата. В 2014 г. Индия заняла 142-е место в рейтинге простоты ведения бизнеса, составляемом Всемирным банком. Н. Моди пообещал к концу своего срока поднять Индию до 50-й строчки в данном рейтинге. С этой целью был запущен государственный интернет-портал eBiz, позволяющий сократить время на сбор справок для регистрации бизнеса, и развернута программа развития инфраструктуры. В планах правительства — создать около 100 «умных городов» и связать их между собой высокоскоростными железными дорогами и промышленными коридорами. Текущий объем энергетических мощностей и изношенная сетевая инфраструктура не могут обеспечить ежегодных темпов прироста ВВП на уровне 8%, заложенных в последнем федеральном бюджете. Поэтому государство попыталось демонополизировать угольный сектор и запустило амбициозную программу развития возобновляемых источников энергии. До 2022 г. Индия должна подключить к сети 100 ГВт солнечных и 60 ГВт ветряных электростанций. На первый взгляд эти планы невозможно реализовать в столь короткие сроки, но за год Индия уже превратилась в настоящий клондайк для энергетических компаний со всего мира, а еженедельные тендеры на установку солнечных панелей и ветряков стали нормой.

Это далеко не полный перечень всех экономических вопросов, на которые обратил внимание новый премьер-министр, однако и он представляется довольно внушительным для первого года правления. Проблема в том, что все вышеперечисленные преобразования носят скорее косметический характер. Их явно недостаточно для устранения фундаментальных проблем, которые сформировались за годы административно-командного регулирования и теперь препятствуют реализации индийского экономического потенциала.

Борьба с налоговым феодализмом

REUTERS/Adnan Abidi
Строительство жилого комплекса в
пригороде Нью-Дели. 20 августа, 2015

Одна из таких проблем — индийская система косвенных налогов, которая со времени обретения страной независимости так и не была унифицирована. Индийские штаты имеют право вводить собственные налоги, поэтому товары и услуги, перемещающиеся между ними, многократно облагаются налогами на разных стадиях производства и сбыта, что значительно удорожает цепочку поставок. Правительство Н. Моди предложило заменить все косвенные налоги штатов и федерального центра единым налогом на товары и услуги (GST), ставку которого будет определять Дели. Предполагается, что введение этого налога, которым будет облагаться только добавленная стоимость, позволит устранить проблему каскадного налогообложения и сделать производство в Индии более привлекательным.

Чтобы изменить налоговую систему, правительству потребуется внести поправки в конституцию. Для этого необходимо заручиться поддержкой 2/3 парламентариев и не менее трети индийских штатов. Поправка уже одобрена Локх Сабхой (нижней палатой парламента). Раджья Сабха (верхняя палата) пока не дала окончательного согласия. Но в целом, по заявлению министерства финансов, административно Индия уже готова перейти на новое налогообложение с 1 апреля 2016 г.

Парадокс предложенной им программы преобразований заключается в том, что она принесла положительные плоды, едва новый премьер приступил к ее реализации.

Однако поводов для оптимизма пока мало. Очевидно, что самое сложное для Н. Моди — склонить на свою сторону власти штатов. Промышленно развитые штаты-производители, включая родной для премьера Гуджарат, не заинтересованы в реформе. Согласно действующему законодательству, налог собирается по месту производства, а после вступления в силу поправки он будет собираться по месту продажи, т.е. при продаже товара в другой штат налог будет оседать в бюджете штата-потребителя. Чтобы сделать производителей более сговорчивыми, правительство предложило ввести временный дополнительный налог в размере 1% на торговлю между штатами и перераспределять его в пользу штатов-производителей. Кроме того, из единого налогообложения предлагается изъять такие ходовые товары массового потребления, как алкоголь и табачная продукция. Без подобных уступок одобрить проект поправки будет невозможно. Вместе с тем они ставят под сомнение экономический эффект от реформы, поскольку налоговые барьеры, пусть и незначительные, в торговле между штатами сохранятся.

Земельный вопрос

REUTERS/Anindito Mukherjee
Василий Шикин:
Бюджет несбывшихся надежд

Правительство Н. Моди столкнулось также с тем, что его амбициозные планы по развитию инфраструктуры и промышленности будет трудно реализовать без изменения закона о приобретении земельной собственности.

Текущая редакция предусматривает проведение обязательной оценки социального воздействия при покупке земли и требует для совершения сделки согласия не менее 80% бывших собственников, если речь идет о частном проекте, и не менее 70%, если земля приобретается в рамках государственно-частного партнерства. При этом выплаты денежных компенсаций бывшим собственникам, по закону, превышают рыночную стоимость участка.

Правительство Н. Моди предложило вывести из-под действия текущего законодательства пять групп проектов: военные проекты, сельская инфраструктура, доступное жилье, промышленные коридоры, инфраструктурные объекты.

В декабре 2014 г. кабинет министров, не дожидаясь согласия парламентариев, временно ввел президентским указом (подобная процедура предусмотрена индийской конституцией) изменения в действующее земельное законодательство и внес законопроект на рассмотрение парламента. Локх Сабха, где преобладают депутаты от правящей БДП, утвердила документ, убрав из списка исключений инфраструктурные проекты, которые дают слишком широкий простор для недобросовестного толкования. Однако в Раджья Сабхе преобладающая оппозиция отклонила законопроект как направленный против крестьян.

За год Индия уже превратилась в настоящий клондайк для энергетических компаний со всего мира, а еженедельные тендеры на установку солнечных панелей и ветряков стали нормой.

Так и не получив согласия парламента, кабинет Н. Моди дважды инициировал переиздание указа, вносящего поправки в действующее законодательство. Однако 31 августа 2015 г., когда указ в очередной раз утратил силу, после более чем полугодового противостояния премьер-министр официально объявил, что правительство не будет продлевать его действие в обход парламента, изменит свой подход и сделает законопроект более приемлемым для крестьян.

Очевидно, что кабинет не оставит попыток изменить земельный закон, но отказ от первоначального варианта поправок — это на сегодня самое ощутимое поражение Н. Моди на индийской политической сцене. Закон о приобретении земли занимает центральное место в экономической повестке индийского правительства, и отказ от предложенных поправок грозит срывом всей программы реформ. Реализация вышеуказанных программ, включая «Производи в Индии», создание «умных городов», промышленных коридоров, высокоскоростных железнодорожных магистралей и новых энергетических мощностей, упирается в приобретение земли под эти проекты. Текущая редакция закона в разы повышает стоимость инфраструктурных проектов, отпугивая частных инвесторов или вовсе делая их реализацию невозможной. Неудивительно, что Н. Моди, неоднократно вступая в жаркие споры со своими оппонентами с парламентской трибуны, обвинял противников поправок в том, что они выступают против экономического роста.

Проблема в том, что все вышеперечисленные преобразования носят скорее косметический характер. Их явно недостаточно для устранения фундаментальных проблем.

Что же заставило премьер-министра резко изменить риторику и начать поиск компромиссных решений? Вероятно, не столько сопротивление оппозиции, сколько давление со стороны однопартийцев. Индия вступает в новый политический цикл, и БДП активно готовится к предвыборной гонке в штатах, от исхода которых будет зависеть очень многое. Успех может гарантировать соратникам Н. Моди большинство в верхней палате, а значит, сдвинет законодательные инициативы кабинета министров с мертвой точки. В случае провала политический кризис рискует приобрести вялотекущую форму, и работа парламента будет парализована. Оппозиция обвиняет Н. Моди в лоббировании интересов корпораций, да и среди населения, занятого в сельском хозяйстве, законопроект не пользуется популярностью. А это почти 70% от общего числа избирателей и слишком большое количество голосов, чтобы пренебрегать ими накануне выборов.

Неотработанный аванс

Все реформы, которые действительно могли бы дать новый импульс для экономического рывка, включая пересмотр налоговой системы и изменение порядка приобретения земельной собственности, находятся в подвешенном состоянии. И надежд на то, что Н. Моди удастся сдвинуть ситуацию с мертвой точки, не так много.

За первый год правления индийскому премьер-министру удалось сделать немало, однако запуска программ стимулирования роста и борьбы с бюрократическими проволочками недостаточно для превращения Индии в новую мастерскую мира. Все реформы, которые действительно могли бы дать новый импульс для экономического рывка, включая пересмотр налоговой системы и изменение порядка приобретения земельной собственности, находятся в подвешенном состоянии. И надежд на то, что Н. Моди удастся сдвинуть ситуацию с мертвой точки, не так много.

Одержав победу на выборах в мае 2014 г., БДП завоевала абсолютное большинство в Локх Сабхе, что позволило новому правительству относительно беспрепятственно проводить свои законотворческие инициативы через нижнюю палату. Однако договориться с оппозицией по наиболее принципиальным вопросам в Раджья Сабхе партии власти так и не удалось. Не так много дивидендов действующее правительство смогло извлечь и из сложившейся в мире экономической ситуации. Вопреки ожиданиям, оно не решилось воспользоваться падающими ценами на нефть и сбросить с бюджета бремя топливных субсидий, которые съедают до 0,5% индийского ВВП.

Многообещающими экономическими показателями за первый год пребывания Н. Моди в кресле премьер-министра Индия обязана скорее благоприятным ожиданиям инвесторов. Они смогли по достоинству оценить рвение нового кабинета к кардинальным преобразованиям и выдали ему много авансов. Однако в будущем платить за высокие ожидания одними стремлениями к переменам вряд ли удастся. Эйфория от объявленной программы реформ подходит к концу, и чтобы закрепить достигнутые успехи в следующем году, индийской экономике потребуется уже не косметический ремонт, а капитальная перепланировка.

Оценить статью
(Голосов: 2, Рейтинг: 5)
 (2 голоса)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся