Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 13, Рейтинг: 4.92)
 (13 голосов)
Поделиться статьей
Тимофей Борисов

Научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ), эксперт РСМД

C начала 2000-х гг. отношения Индии и США динамично развиваются в различных сферах: торговле и инвестициях, энергетике, науке и культуре. Однако их ключевым элементом, безусловно, является военное сотрудничество.

С 1998 г. значительно выросли количество и масштаб совместно проводимых военных учений и других форм взаимодействия вооруженных сил двух стран. Объем поставок вооружений и военной техники (ВиВТ) из США в Индию поднялся с практически нулевой отметки в начале столетия до более чем 15 млрд долл. в 2019 г.

Очевидный коммерческий интерес для США представляет индийский рынок вооружений как один из наиболее емких рынков в мире. В последние годы США выиграли ряд крупных контрактов, включая поставку Индии военно-транспортных самолетов Lockheed Martin C-130J Super Hercules, ударных вертолетов AH-64E Apache Guardian и тяжелых военно-транспортных вертолетов CH-47F(I) Chinook.

Индия, в свою очередь, заинтересована в повышении боеготовности вооруженных сил для обеспечения безопасности границ и противостояния внешним вызовам, к основным из которых Нью-Дели относит потенциальные конфликты с Китаем и Пакистаном. Принципиальной задачей при этом индийское руководство считает оснащение вооруженных сил новейшими системами ВиВТ, а США здесь отводится роль их поставщика и перспективного донора военных технологий.

Несмотря на наличие общих интересов и достигнутые успехи в развитии военного сотрудничества, проблемными остаются, пожалуй, наиболее сложные и продвинутые форматы взаимодействия, такие как трансфер технологий, совместные разработка и производство систем вооружений.

Одним из основных факторов, который препятствует дальнейшему углублению сотрудничества двух стран, — неготовность США к передаче чувствительных технологий, вызванная, с одной стороны, внутриполитическими и бюрократическими причинами (большое количество ступеней согласования, противостояние различных групп интересов), с другой — недоверием непосредственно к Индии и ее готовности эти технологии принять. Индия, в свою очередь, продолжая прибегать к закупкам готовой военной продукции за рубежом, не стимулирует США отказываться от этого гораздо более выгодного формата.

Не способствовало укреплению доверия и решение Индии по закупке российских зенитных ракетных систем С-400 «Триумф». Нью-Дели при этом (в отличие от Китая и Турции) удалось временно избежать американских санкций, предусмотренных законом CAATSA. Однако Вашингтон получил дополнительный рычаг давления, который позволит США комбинировать в отношениях с Индией использование «кнута» в виде угрозы наложения ограничений на военно-техническое сотрудничество и «пряника» в виде предложений о новых совместных проектах и передаче технологий, мотивируя ее тем самым к постепенному снижению объемов импорта из России. Индия же, стремясь сохранить отношения с обоими стратегическими партнерами, будет вынуждена искать баланс и идти на компромиссы.

C начала 2000-х гг. отношения Индии и США динамично развиваются в различных сферах: торговле и инвестициях, энергетике, науке и культуре. Однако их ключевым элементом, безусловно, является военное сотрудничество.

Отправной точкой в данном контексте можно считать террористические акты 11 сентября 2001 г., серьезным образом повлиявшие на американскую внешнюю политику в целом и ее южноазиатский вектор в частности. Данные изменения привели к отмене действовавших в отношении Индии ограничений на поставку вооружений и технологий двойного назначения, введенных Соединенными Штатами в 1998 году в связи с осуществлением ею ядерных испытаний. С тех пор значительно выросли количество и масштаб совместно проводимых военных учений и других форм взаимодействия вооруженных сил двух стран. Объем поставок вооружений и военной техники (ВиВТ) из США в Индию поднялся с практически нулевой отметки в начале столетия до более чем 15 млрд долл. в 2019 г.

Другим важнейшим фактором, способствовавшим сближению двух стран, стала потребность США в балансировании военного и экономического роста Китая. Вашингтон рассматривает Нью-Дели в качестве важного союзника и центрального звена своей Индо-Тихоокеанской стратегии. Помимо этого, очевидный коммерческий интерес для США представляет индийский рынок вооружений как один из наиболее емких рынков в мире. В последние годы США выиграли ряд крупных контрактов, включая поставку Индии военно-транспортных самолетов Lockheed Martin C-130J Super Hercules, ударных вертолетов AH-64E Apache Guardian и тяжелых военно-транспортных вертолетов CH-47F(I) Chinook.

Индия, в свою очередь, заинтересована в повышении боеготовности вооруженных сил для обеспечения безопасности границ и противостояния внешним вызовам, к основным из которых Нью-Дели относит потенциальные конфликты с Китаем и Пакистаном. Принципиальной задачей при этом индийское руководство считает оснащение вооруженных сил новейшими системами ВиВТ, а США здесь отводится роль их поставщика и перспективного донора военных технологий.

Несмотря на наличие общих интересов и достигнутые успехи в развитии военного сотрудничества, проблемными остаются, пожалуй, наиболее сложные и продвинутые форматы взаимодействия, такие как трансфер технологий, совместные разработка и производство систем вооружений. Почему данному направлению стоит уделить отельное внимание при анализе индийско-американских отношений? Для ответа на этот вопрос необходимо в первую очередь выделить ряд особенностей индийской политики в области военного строительства и закупки вооружений.

Индийская специфика

Одной из важнейших отличительных черт индийского рынка, помимо вышеупомянутой емкости, является его открытость и как следствие жесткая конкуренция, ставшие естественным результатом многолетней и целенаправленной политики Индии по диверсификации источников закупки вооружений. Кроме минимизации политических рисков зависимости от одного поставщика, Нью-Дели таким образом получает доступ к наиболее продвинутым на мировом рынке системам вооружений. Данная тенденция проявилась более явно в связи с бурным ростом экономики Индии в последние десятилетия, позволившим стране увеличить расходы на военные нужды и начать принимать решения о закупке ВиВТ, исходя из конкурентных преимуществ стран-производителей в отдельных сегментах, не ограничиваясь исключительно фактором соотношения цены и качества.

Летом 2019 г. стало известно о включении в проект новой версии закона NDAA положения о предоставлении Индии статуса партнера США равного станам-членам НАТО, что также в перспективе должно способствовать углублению военного сотрудничества в части передачи современных технологий.

Параллельно с этим правительство Индии предпринимает усилия по достижению самодостаточности в производстве продукции военного назначения за счет развития национальной оборонной промышленности. Сегодня данное направление индийской политики в значительной степени определяет характер ее военно-технического сотрудничества с зарубежными государствами. Так, регламент оборонных закупок в редакции 2016 года (Defence Procurement Procedure, DPP) — основополагающий документ министерства обороны Индии в соответствующей области — описывает систему категоризации приобретаемой продукции с целью стимулирования роста внутреннего производства. Наивысший приоритет в данной системе занимает покупка разработанной и произведенной в Индии продукции c минимальным содержанием компонентов местного происхождения равным 40% в ценовом выражении или же продукции, разработанной и произведенной за рубежом с аналогичным показателем уже в 60%. На более низкой ступени стоит покупка зарубежных образцов с полной локализацией производства в Индии. Наименее же предпочтительным остается вариант закупки готовой продукции зарубежного производства для имеющих стратегическую значимость или длительно эксплуатируемых систем вооружений. Особое внимание при заключении сделок уделяется вопросам передачи технологий и приобретения лицензий на производство.

В этой связи нельзя также не упомянуть о масштабной государственной программе «Делай в Индии» (Make in India), запущенной в сентябре 2014 г. премьер-министром Индии Нарендрой Моди и направленной на превращение Индии в мировой центр промышленного производства. Она предполагает привлечение инвестиций фактически во все крупные сектора экономики, в том числе оборонную промышленность. По задумке разработчиков программы, результатом должен стать не просто выход на самообеспечение военной продукцией, но становление Индии в качестве крупного мирового поставщика. В 2016 году Нарендра Моди заявлял о намерении достичь показателя объема экспорта вооружений в 3 млрд долл. к 2025 году.

Одной из последних заметных инициатив индийского правительства в рамках программы Make in India стало открытие двух оборонно-промышленных кластеров (Defence Industrial Corridors) в штатах Уттар-Прадеш и Тамилнад с целью консолидации и эффективного использования имеющейся производственной инфраструктуры, привлечения инвестиций и создания новых рабочих мест.

В качестве примеров успешно реализованных национальных проектов разработки и производства систем вооружений индийцы приводят 155-мм буксируемую гаубицу Dhanush, зенитный ракетный комплекс средней дальности Akash и легкий многоцелевой истребитель четвертого поколения LCA Tejas. Справедливым будет заметить, что вышеназванная гаубица является фактической копией шведской Bofors FH-77B, а два других проекта имеют долгую и непростую историю создания, сопровождавшуюся многочисленными задержками. В целом же, несмотря на прогресс в отдельных сегментах, Индии пока не удалось достичь заметных результатов на пути к поставленным целям по развитию национальной обороной промышленности. Поэтому в среднесрочной перспективе Нью-Дели продолжит обращаться за военно-технической помощью к зарубежным партнерам. Вместе с тем, принимая во внимание перечисленные выше особенности индийского рынка, странам-экспортерам, если они желают сохранить и укрепить свои позиции, придется учитывать потребности Индии и предлагать соответствующие им новые форматы сотрудничества.

Нормативно-правовая база сотрудничества в сфере военных технологий

За почти 20 лет Индия и США подписали целый ряд соглашений о военном сотрудничестве, регулирующих различные его аспекты, в том числе вопросы передачи технологий, организации совместных разработок и производства вооружений.

Одним из первых таких соглашений на современном этапе стало подписанное в 2005 г. рамочное соглашение о взаимодействии в области обороны (Framework for the U.S.-India Defense Relationship), рассчитанное на 10 лет, которое, помимо прочего, содержало пункт о расширении возможностей для передачи технологий, совместном производстве и проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). В целях контроля за осуществлением данных мероприятий была создана специальная совместная рабочая группа — Defense Procurement and Production Group.

Это соглашение послужило своего рода основой для принятия в 2012 году инициативы в области военных технологий и торговли вооружениями (Defense Technology and Trade Initiative, DTTI), которая охватывала схожий круг вопросов, но делала отдельный акцент на создании условий для углубления научно-технического сотрудничества и снятии имеющихся бюрократических и процедурных барьеров. Важно отметить, что DTTI не является договором или законом, представляя собой скорее инструмент для руководства двух стран по взаимодействию и контролю в указанной сфере.

В январе 2015 г. по результатам визита в Индию президента США Барака Обамы было подписано обновленное рамочное соглашение сроком еще на десять лет, в котором отмечается, что оборона и безопасность являются основой двустороннего сотрудничества. Сторонами были определены четыре стартовых/пробных совместных проекта (Pathfinder Projects) в рамках инициативы DTTI: производство миниатюрных беспилотных летательных аппаратов RQ-11 Raven, контейнеров с разведывательной аппаратурой для самолетов C-130J Super Hercules, гибридных электрогенераторов и костюмов химической защиты нового поколения. Индия и США также договорились о создании рабочих групп по изучению возможностей сотрудничества в области технологий строительства авианесущих крейсеров и совместной разработки реактивных двигателей.

В 2016 году Индия получила специальный статус «основного партнера США в области обороны» (Major Defense Partner), формально закрепленный в американском законе о выделении бюджетных средств на нужды обороны (National Defense Authorization Act, NDAA). Немаловажным событием стало присоединение Индии в августе 2018 г. к списку стран-партнеров США по торговле стратегическими товарами, открывшее для Нью-Дели возможность приобретения расширенной номенклатуры высокотехнологичной продукции американского производства, включая продукцию военного назначения. Наконец, летом 2019 г. стало известно о включении в проект новой версии закона NDAA положения о предоставлении Индии статуса партнера США равного станам-членам НАТО, что также в перспективе должно способствовать углублению военного сотрудничества в части передачи современных технологий.

Практические результаты и перспективы

Выше перечислены только те соглашения между Индией и США, которые непосредственно затрагивают вопросы трансфера технологий и развития совместных проектов. Помимо них был также подписан ряд договоров, касающихся взаимодействия вооруженных сил двух стран (LEMOA, COMCASA). Таким образом, на современном этапе индийско-американских отношений была сформирована солидная нормативно-правовая база в рассматриваемой области сотрудничества.

Тем не менее практическая реализация обозначенных намерений заметно отстает. К отдельным успешным проектам можно отнести создание на территории Индии совместных предприятий. Так, в 2009 году было организовано совместное предприятие американской компании Sikorsky и индийской Tata Advanced Systems Ltd. (TASL) по производству кабин для среднего транспортного вертолета S-92 в Хайдарабаде (штат Телангана). В 2011 году TASL договорилась с корпорацией Lockheed Martin о производстве компонентов для самолетов C-130J, а в 2018 году — о производстве в Индии крыльев для истребителей F-16 Fighting Falcon. Примечательным событием стало подписание по итогам состоявшихся в сентябре 2018 г. индийско-американских переговоров соглашения между подразделением оборонных инноваций министерства обороны США (Defense Innovation Unit, DIU) и недавно созданной по его подобию индийской организацией Defence Innovation Organisation (DIO). Деятельность обеих структур направлена на поддержку и финансирование частных компаний, занимающихся разработкой прорывных технологий по тем направлениям, в которых традиционные оборонные компании им уступают — это искусственный интеллект и машинное обучение, виртуальная/дополненная/смешанная реальность, робототехника, биотехнологии и т.д.

Одним из основных факторов, который препятствует дальнейшему углублению сотрудничества двух стран, — неготовность США к передаче чувствительных технологий, вызванная, с одной стороны, внутриполитическими и бюрократическими причинами (большое количество ступеней согласования, противостояние различных групп интересов), с другой — недоверием непосредственно к Индии и ее готовности эти технологии принять. Индия, в свою очередь, продолжая прибегать к закупкам готовой военной продукции за рубежом, не стимулирует США отказываться от этого гораздо более выгодного формата.

Не способствовало укреплению доверия и решение Индии по закупке российских зенитных ракетных систем С-400 «Триумф». Нью-Дели при этом (в отличие от Китая и Турции) удалось временно избежать американских санкций, предусмотренных законом CAATSA. Однако Вашингтон получил дополнительный рычаг давления, который позволит США комбинировать в отношениях с Индией использование «кнута» в виде угрозы наложения ограничений на военно-техническое сотрудничество и «пряника» в виде предложений о новых совместных проектах и передаче технологий, мотивируя ее тем самым к постепенному снижению объемов импорта из России. Индия же, стремясь сохранить отношения с обоими стратегическими партнерами, будет вынуждена искать баланс и идти на компромиссы.

Оценить статью
(Голосов: 13, Рейтинг: 4.92)
 (13 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся