Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Павел Шариков

К.полит.н., ведущий научный сотрудник Института Европы РАН, эксперт РСМД

В 2012 году Джона Форс Хилл, исследователь из Гарварда, обратил внимание на заметную тенденцию развития Интернета, которую назвал словом «фрагментация». Она заключается в том, что, несмотря на глобальный характер информационного пространства, внутри каждого государства наметилась тенденция на «национализацию» Интернета.

В 2012 году Джона Форс Хилл, исследователь из Гарварда, обратил внимание на заметную тенденцию развития Интернета, которую назвал словом «фрагментация». Она заключается в том, что, несмотря на глобальный характер информационного пространства, внутри каждого государства наметилась тенденция на «национализацию» Интернета.

Примеров и доказательств его идеи множество: каждая страна имеет свой домен, причём статистически зафиксировано, что количество обращений к национальным сайтам намного больше, чем к иностранным. Наиболее спорные статьи Википедии на разных языках имеют различные источники, а иногда даже и факты (например, российские и английские статьи, посвящённые недавним событиям на Украине). Глобальных, универсальных интернет-сервисов становится всё меньше, в каждой стране эту нишу занимают национальные компании. Наконец, в каждой стране активнее принимаются меры государственного регулирования информационной сферы. Всё это приводит к тому, что даже в глобальной сети Интернет появляются определённые национальные рамки.

Аналогичные процессы происходили и в странах Европейского союза. Каждое европейское государство принимает законодательные нормы в соответствии с приоритетами национального развития и устанавливает собственный предел государственного регулирования.

Несмотря на глобальный характер информационного пространства, внутри каждого государства наметилась тенденция на «национализацию» Интернета.

Все эти проблемы накладываются на заметную тенденцию развития европейского региона – региональную интеграцию.

Европейский союз, пожалуй, наиболее интересный и успешный пример региональной интеграции. Однако национальные интересы различных членов ЕС неоднократно пересекались и входили в противоречие с общеевропейскими. Более того, вопросы информационной политики на уровне Европейского союза решались менее активно, чем на национальном.

EPA / JULIEN WARNAND / Vostock Photo
Мэттью Кросстон:
ЕС против Google, или встреча двух
Голиафов

Именно по этой причине еврокомиссар по цифровой экономике и информационному обществу Гюнтер Эттингер выступил с инициативой европейского «Единого цифрового рынка». В мае 2015 года был опубликован план, состоящий из 16 пунктов, направленный на создание единого европейского рынка информационных технологий и услуг. В планах руководства Европейского союза до конца 2015 года создать институты электронного правительства, унифицировать законодательства стран-членов в сфере защиты прав интеллектуальной собственности, увеличить объемы электронной торговли и принять прочие, направленные на создание единого общеевропейского информационного пространства.

В контексте тенденций развития современных международных отношений принятие подобных мир абсолютно логично и закономерно, но вместе с тем очевидно, что их реализация потребует решения многих внешних и внутренних проблем.

К внутренним факторам относится то, что в информационной политике различных стран-членов ЕС наблюдаются схожие проблемы, что и в контексте общеевропейской интеграции.

Вопросы информационной политики на уровне Европейского союза решались менее активно, чем на национальном.

Внешние факторы связаны с тем, что в глобальном информационном пространстве Единый европейский рынок будет вынужден конкурировать с Соединёнными Штатами, которые в силу исторических обстоятельств обладают многими действенными инструментами управления и влияния на различные элементы глобального информационного пространства. К ним относятся организационные и технологические инструменты управления Интернетом, лидирующие позиции на мировом рынке телекоммуникаций, мощная национальная правовая база, разработка военных наступательных и оборонительных информационных технологий.

Кроме того, США, безусловно, обладают мощнейшим в мире информационным потенциалом, причём речь идёт не только о технологических ресурсах, но и о качественном и количественном превосходстве Соединённых Штатов в сфере производства знаний и информации.

Существуют определённые опасения, что выдержать подобную конкуренцию с Соединёнными Штатами Единому европейскому цифровому рынку будет крайне проблематично. Вместе с тем консолидация европейских информационных ресурсов может иметь крайне позитивный эффект, в частности, наиболее действенной мерой представляется унификация законодательства. Это позволит создать правовую базу для коллективного противодействия угрозам и вызовам современной информационной эпохи.

(Нет голосов)
 (0 голосов)

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся