Распечатать Read in English
Оценить статью
(Голосов: 6, Рейтинг: 4.83)
 (6 голосов)
Поделиться статьей
Иван Тимофеев

К.полит.н., программный директор РСМД, член РСМД

Эммануэль Макрон эффектно «ввязался в драку». Французский лидер выступил с резонансным и содержательным видением будущего мирового порядка. Он упредил остальные европейские страны в продвижении диалога с Россией. Наконец, Париж проявил изобретательность и волю к решению проблемы вокруг ядерной сделки с Ираном. На российском и иранском направлении Макрон может добиться тактических, но при этом вполне ощутимых успехов.

Дискуссии о роли Европейского союза в международных делах отодвинули на второй план глобальные амбиции отдельных европейских стран. Президент Франции Эммануэль Макрон громко напомнил о том, что списывать европейские державы в утиль рано, а французская дипломатия способна играть на опережение, мыслить нестандартно и активно продвигать новые идеи. Французский лидер выступил с резонансным и содержательным видением будущего мирового порядка. Он упредил остальные европейские страны в продвижении диалога с Россией. Наконец, Париж проявил изобретательность и волю к решению проблемы вокруг ядерной сделки с Ираном. На российском и иранском направлении Макрон может добиться тактических, но при этом вполне ощутимых успехов.

Вряд ли стоит ожидать, что активность французской дипломатии сможет повлиять на качественный прогресс в исполнении Минских соглашений. Ключами от решения конфликта в Донбассе обладают прежде всего Киев и Москва. Однако Макрон первым из европейских лидеров почувствовал изменение конъюнктуры российско-украинских отношений и попытался оседлать новый тренд. Смена власти в Киеве открыла узкое окно возможности для постепенного продвижения по Донбассу. Новый президент Украины настроен на решение проблемы. В Москве его инициативы получили осторожную поддержку. В итоге стороны достигли пусть скромного, но осязаемого результата, обменяв большую группу удерживаемых лиц. Большое значение имеет и то, что в числе вернувшихся на родину — знаковые фигуры, а также группа украинских моряков, задержанных в ходе керченского инцидента. Состоявшийся обмен создаёт благоприятную атмосферу предстоящей встречи «нормандской четвёрки» в Париже. Вне всяких сомнений, президент Франции запишет её в свой политический актив, закрепив за собой роль неформального европейского лидера в решении проблемы. Дальнейшие успехи не гарантированы. Однако с европейской стороны именно Макрон прочно завладел инициативой.

Серьёзная заявка сделана и на иранском направлении. Со времени выхода США из СВПД в мае 2018 года многие наблюдатели поставили крест на возможностях ЕС спасти сделку. Аргументов у скептиков было предостаточно. Сам факт возмущения Брюсселя и европейских столиц американским демаршем произвёл нулевой эффект на американского президента. Попытка ЕС защитить свой бизнес от американских санкций оказалась крайне невнятной. Возобновление действия Блокирующего статута 1996 года, призванного защитить европейские компании от вторичных санкций США, самим компаниям уверенности не внушили. Зато европейские банки и прочие компании хорошо усвоили уроки общения с американским Минфином. За последние десять лет штрафам подверглось 40 компаний из ЕС, и заплатили они львиную долю всех собранных американским регулятором штрафов по вторичным санкциям. Поэтому когда Трамп возобновил действие санкций в полном объёме, большое число крупных европейских фирм поспешило смириться с убытками, не связываться с Вашингтоном и по-хорошему уйти из Ирана. Одновременно ЕС не смог выступить для Ирана гарантом сохранения сделки. Громко анонсированный независимый инструмент платёжных отношений с Ираном (INSTEX) до сих пор не заработал даже для гуманитарных транзакций. Без политической поддержки его работы со стороны США над ним висит угроза быстрого попадания в SDN-лист американского Минфина. Весьма унизительным стал также отказ Трампа от исключений для некоторых европейских стран (Италия, Греция) в торговле нефтью с Ираном.

Тем временем сам Иран запустил пусть символические, но вполне однозначные шаги по выходу из СВПД. С логикой Тегерана поспорить сложно: если сделка нарушается одной из сторон, причём такие нарушения приводят к болезненным, если не катастрофическим, последствиям для экономики, значит, её обязательства условны и для другой стороны. Вашингтон поспешил ввести новые санкции против Ирана, но для Брюсселя это вряд ли стало большим утешением.

На фоне откровенного провисания европейской дипломатии по ядерной сделке манёвры Макрона смотрятся вполне заметно. В Париже, по всей видимости, первыми осознали, что цепляться за статус-кво бесперспективно — даже несмотря на существующие резолюции СБ ООН и повсеместное осуждение односторонних действий США. Нужно искать компромисс с учётом 12 пунктов Майка Помпео, которые вряд ли куда-то денутся в ближайшей перспективе. Французы предложили пусть неоднозначную, но вполне пригодную для обсуждения и последующего торга конструкцию: СВПД нужно сохранять, но при этом запускать переговоры по другим важным проблемам, в числе которых — вопрос об иранских баллистических ракетах. Для Тегерана озвучена возможность кредитов под залог будущих поставок нефти. Иными словами, Макрон обозначил «пряники» для всех участников. Брюсселю — сохранение сделки, Вашингтону — учёт его требований, Тегерану — финансы для поддержки экономики, России — учёт требования Москвы чётко разводить СВПД с другими темами и не смешивать их.

Пётр Кортунов:
СВПД: Вперед в прошлое

Ключевым фактором для успеха инициатив Макрона будет позиция США. И здесь есть несколько возможностей. Во-первых, в Вашингтоне произошли кадровые перестановки. Ушедший со своего поста Джон Болтон был ключевым сторонником самой жёсткой линии против Ирана. Самому Трампу нужна победа на иранском направлении, пусть она и будет символической. Жёсткая линия Вашингтона последних полутора лет сильно сузила возможности для манёвра. Все наиболее серьёзные санкции уже введены. Новые ограничения какого-либо эффекта не дадут. А к военному удару Трамп, по всей видимости, не готов. Поэтому новый раунд переговоров с Ираном — на руку США. Они могут продавить максимальное число своих требований взамен на несущественные уступки. В их числе может быть, например, отказ от вторичных санкций против банков, осуществляющих кредитование Ирана в рамках плана Макрона. Или же, например, поддержка гуманитарных платежей по линии INSTEX. Большой вопрос, позволит ли сам Иран продать себе мизерные уступки по большой цене. Тем более что Тегеран развивает особые отношения с Пекином и, судя по всему, намечаются серьёзные энергетические проекты с участием КНР.

В любом случае Париж сумел громко заявить о себе — неважно, как ситуация будет развиваться в дальнейшем. Макрон эффектно «ввязался в драку». Теперь потребуется осмотрительность и доля везения. Ведь в конечном итоге «От великого до смешного всего один шаг».

Впервые опубликовано на сайте Международного дискуссионного клуба «Валдай».


Оценить статью
(Голосов: 6, Рейтинг: 4.83)
 (6 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Каковы, по вашему мнению, цели США в отношении России?
    Сдерживать военно-политическую активность России  
     262 (44.48%)
    Добиться распада и исчезновения России  
     172 (29.20%)
    Создать партнерские отношения с Россией при условии выполнения требований США  
     94 (15.96%)
    Создать союзнические отношения в противовес Китаю на условиях США  
     61 (10.36%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся