Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Евгения Обичкина

Д.и.н., профессор, каф. международных отношений и внешней политики России МГИМО МИД России, эксперт РСМД

В воскресенье 29 марта 2015 г. во Франции прошёл второй тур выборов в советы департаментов, и его результаты существенно изменили политическую карту страны: она «посинела», поскольку число департаментов, в которых победили партии правого республиканского спектра, увеличилось. В 25 департаментских советах председательство перешло от социалистов к представителям правоцентристского блока во главе с главной партией правой республиканской оппозиции – Союзом за народное большинство.

В воскресенье 29 марта 2015 г. во Франции прошёл второй тур выборов в советы департаментов, и его результаты существенно изменили политическую карту страны: она «посинела», поскольку число департаментов, в которых победили партии правого республиканского спектра, увеличилось (во Франции СМИ обозначают их синим цветом, а левые партии – красным). В 25 департаментских советах председательство перешло от социалистов к представителям правоцентристского блока во главе с главной партией правой республиканской оппозиции – Союзом за народное большинство (СНБ), который в первом туре вышел на первое место, набрав 29,19% голосов. В итоге за республиканскими правыми закреплено руководство 69 департаментов, в то время как правящая партия, которая в первом туре выборов заняла третье место с 21,85% голосов, возглавила лишь 34 департамента, потеряв половину своих департаментских советников (в прошлом цикле она удерживала 61 департамент).

Ультраправый Национальный Фронт (НФ), который в первом туре триумфально обошёл социалистов и вышел на второе место с 25,85% голосов, в итоге не заполучил ни одного департамента. Притом, что в первом туре НФ победил в 326 кантонах, во втором ему удалось закрепить успех только в 31 (из них в четырех уже в первом туре и в 27-ми во втором) [1]. Такой разрыв – следствие мажоритарной системы, обеспечивающей преимущества умеренным партиям, способным примирять мнения широких и достаточно разнородных групп избирателей и создавать блоки во втором туре с родственными политическими силами, а у НФ нет союзников. В этом смысле мажоритарная избирательная система в очередной раз стала действенным фильтром, преградившим путь ультраправым.

Этот «стеклянный потолок» (с фр. plafon de verre), однако, не означает, что сами по себе республиканские институты априорно – достаточная гарантия от прихода к власти ультраправых сил. Быстрый прогресс Национального Фронта не может не беспокоить французский политический истеблишмент и свидетельствует о кризисе политической системы, соответствующей конкуренции между правым и левым лагерями при сохранении общенационального консенсуса вокруг фундаментальных ценностей, на первом месте среди которых – права человека и создание социального государства. Этот консенсус был в последние десятилетия взорван электоральными успехами Национального Фронта – партии, унаследовавшей ксенофобские, расистские и антисемитские идеи противников либеральной республики от Аксьон Франсэз до пужадистов, из которых вышел Ж.-М. Ле Пен.

REUTERS/Vincent Kessler
Евгения Обичкина:
Возвращение Николя Саркози

Говоря о причинах впечатляющего роста электората партии, которую теперь возглавляет его дочь Марин Ле Пен, прежде всего, следует отметить рост социального отчаяния перед лицом экономического кризиса, начавшегося в 2008 г. Наибольший прирост голосов НФ получает засчёт увеличения протестного электората, который традиционно был избирательным резервом левых сил. Таким образом, разочарование в антикризисной политике социалистов – первая и главная причина как роста ультраправого электората, так и электорального поражения социалистов – партии власти. Её приоритет – снижение к 2017 г. бюджетного дефицита до удовлетворяющих маастрихтским критериям 3%. Это технократическая мера, требующая непопулярной политики строгой экономии. Такой курс вызывает раздражение у массы избирателей, считающих, что интересы французских граждан приносят в жертву чуждым им интересам Брюсселя. Подобная критика – любимое поле Марин Ле Пен. Предлагаемые ей простые рецепты борьбы с обострившимися общественными проблемами (например, массовая иммиграция и борьба с преступностью) в реальности упрощают сами проблемы, а потому не могут быть эффективными в рамках республиканских институтов. Однако они более созвучны настроениям электората, разочарованного неэффективностью подходов сменяющих друг друга правых и левых правительств. Между тем главный фактор, пока играющий против продвижения Национального Фронта к власти, – это не столько «стеклянный потолок» мажоритарной системы, сколько боязнь большинства французов преодолеть общественный и экономический кризис ценой отказа от республиканских свобод. Поэтому главным победителем прошедших выборов стал СНБ во главе с Н.Саркози. На этих выборах, в отличие от премьер-министра социалиста М.Вальса, призвавшего избирателей голосовать за любых кандидатов, способных противостоять Национальному Фронту, Н.Саркози избрал лозунг «ни, ни», то есть «ни за левых, ни за НФ» (от фр. - la règle du « ni-ni »). Такая позиция – подготовка к предстоящим в 2017 г. президентским выборам, на которых у Н. Саркози логически больше шансов на победу, чем у будущего кандидата ФСП – нынешней партии власти, теряющей популярность. На этом фоне для Н. Саркози было бы принципиально непоследовательным и ошибочным согласиться с тактикой совместного противостояния НФ, предложенной М. Вальсом. Это не вяжется со стратегией Н. Саркози острой критики действий правительства социалистов и заявлениями о необходимости радикальной смены социальной политики во Франции. Протестный электорат – его избирательный резерв, и его нужно оспорить у НФ.

В свете будущих выборов для социалистов серьезная проблема – распыление сил левого электората в первом туре, которое помешало им провести единых кандидатов. На это указал М.Вальс, анализируя причины поражения левых на прошедших выборах. В 2002 г. раскол левых в первом туре на фоне консолидации республиканских правых способствовал прорыву Ж.-М. Ле Пена во второй тур президентских выборов и поражению потенциального кандидата левого блока.

Результаты выборов оставляют правительство социалистов на развилке: с одной стороны, избранная ими стратегия точечных экономических мер, направленных на оживление экономики в ожидании улучшения общей экономической конъюнктуры и отсроченных результатов реформ, может принести ощутимый результат. С другой стороны, провал на департаментских выборах навязывает созвучный с настроениями протестного электората пересмотр социально-экономической политики, которого требует как левое крыло в самой партии, так и союзники ФСП по левому лагерю. Проблема в том, что рамки такого манёвра ограничены: для такого пересмотра нет ни достаточно внятных идей, ни средств.

1. Au second tour, le FN s’est-il heurté à un « plafon de verre » ? Le Figaro, 31.03.2015.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся