Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 10, Рейтинг: 5)
 (10 голосов)
Поделиться статьей
Наталья Еремина

Д.полит.н., к.и.н., профессор кафедры европейских исследований факультета международных отношений СПбГУ, Советник Президента Российской ассоциации прибалтийских исследований

Национальные региональные партии — актуальный объект для исследования, поскольку они являются индикатором как политических процессов в конкретном национальном регионе, так и в государстве в целом применительно к центр-периферийным взаимоотношениям. Кроме того, данные партии становятся основным фактором государственной эволюции, заставляя центральное правительство проводить реформы, связанные с совершенствованием системы управления. Помимо этого, поднимая вопрос о национальных и региональных партиях, мы неизбежно говорим и о столь значимой проблеме как «идентичность». В настоящее время Шотландская национальная партия (ШНП) совершила значительный прорыв, так как смогла составить серьезную оппозицию мейнстримным партиям. По многим основаниям ее даже можно назвать самой успешной партией в Европе. Она демонстрирует изменения в предпочтениях электората, а также доказывает, что партийно-политическая система государства периодически подвергается трансформациям. И именно ШНП сейчас осуществляет трансформацию этой системы в стране. Кроме того, Brexit дал дополнительную возможность партии стать проводником европейской идеи. Цель статьи — определить основные характеристики ШНП, особенности партийной программы и политической деятельности, которые создают прочные основы для электорального успеха.

После издания Шотландского Акта 1998 г. и завершения первой избирательной кампании в Холируд в 1999 г. Шотландскую национальную партию (ШНП), которая с этого времени серьезно активизировалась в политической жизни, с полным основанием можно назвать партией нового образца, что нашло отражение в документах партии, в которых она смело рисует независимое будущее Шотландии; в принципах политической деятельности, важнейшим из которых стала разнообразная работа с избирателем; а также в электоральных успехах. Феномен ШНП заключается и в том, что она смогла перехватить деволюционную повестку у лейбористов, став партией поддержки деволюционных преобразований, которые она рассматривает как путь к независимости. Более того, шотландские националисты продемонстрировали, что умеют консолидироваться и быстро реагировать на изменяющиеся обстоятельства, в отличие от мейнстримных партий, региональные отделения которых имеют разные национальные приоритеты [1]. В целом феномен ШНП заключается прежде всего в новых формах политической деятельности, проявляющиеся в довольно радикальных воззваниях, и взаимодействия с населением. Электоральные успехи партии свидетельствуют о востребованности этих идей и возможностях влияния партии на политическую жизнь и в регионе, и в государстве. ШНП представляет интересный феномен с точки зрения развития региональной национальной партии в Европе. Успех ШНП настолько значим, что на сегодняшний день ее с уверенностью можно назвать самой успешной региональной национальной партией в ряду других европейских региональных партий, поскольку она оказывает влияние не только на политическую жизнь Шотландии, но и на все государство в целом.

Во-первых, она смогла получить статус «настоящей» оппозиционной партии в общегосударственном парламенте, совершив грандиозную трансформацию от малой региональной партии к крупной политической силе, способной влиять на принятие решений на самом высоком уровне. Во-вторых, именно ШНП предлагает повестку, наиболее отличающуюся от повестки мейнстримных партий, начиная от внутренней политики, заканчивая внешнеполитическими мероприятиями, которые осуществляет Лондон и с которыми не согласны в ШНП.

В-третьих, ШНП смогла выполнить задачу о проведении референдума о независимости в 2014 г., и нет сомнений, что в конечном итоге шотландские националисты проведут очередной референдум о независимости, хотя сроки его проведения пока никак не обозначены.

В-четвертых, политическая деятельность шотландских националистов основывается на формировании новых каналов связи с избирателем и внедрении новых принципов в работу парламента и правительства региона.

ШНП смогла стать партией, обещания которой электорату не расходятся с политической практикой, что высоко ценят сами шотландцы. Помимо этого, именно эта партия смогла создать такие устойчивые основания для своей деятельности, как апелляция к идентичности и ориентация на независимое будущее.

Национальные региональные партии — актуальный объект для исследования, поскольку они являются индикатором как политических процессов в конкретном национальном регионе, так и в государстве в целом применительно к центр-периферийным взаимоотношениям. Кроме того, данные партии становятся основным фактором государственной эволюции, заставляя центральное правительство проводить реформы, связанные с совершенствованием системы управления. Помимо этого, поднимая вопрос о национальных и региональных партиях, мы неизбежно говорим и о столь значимой проблеме как «идентичность». В настоящее время Шотландская национальная партия (ШНП) совершила значительный прорыв, так как смогла составить серьезную оппозицию мейнстримным партиям. По многим основаниям ее даже можно назвать самой успешной партией в Европе. Она демонстрирует изменения в предпочтениях электората, а также доказывает, что партийно-политическая система государства периодически подвергается трансформациям. И именно ШНП сейчас осуществляет трансформацию этой системы в стране. Кроме того, Brexit дал дополнительную возможность партии стать проводником европейской идеи. Цель статьи — определить основные характеристики ШНП, особенности партийной программы и политической деятельности, которые создают прочные основы для электорального успеха.

После издания Шотландского Акта 1998 г. и завершения первой избирательной кампании в Холируд в 1999 г. Шотландскую национальную партию (ШНП), которая с этого времени серьезно активизировалась в политической жизни, с полным основанием можно назвать партией нового образца, что нашло отражение в документах партии, в которых она смело рисует независимое будущее Шотландии; в принципах политической деятельности, важнейшим из которых стала разнообразная работа с избирателем; а также в электоральных успехах. Феномен ШНП заключается и в том, что она смогла перехватить деволюционную повестку у лейбористов, став партией поддержки деволюционных преобразований, которые она рассматривает как путь к независимости. Более того, шотландские националисты продемонстрировали, что умеют консолидироваться и быстро реагировать на изменяющиеся обстоятельства, в отличие от мейнстримных партий, региональные отделения которых имеют разные национальные приоритеты [1]. В целом феномен ШНП заключается прежде всего в новых формах политической деятельности, проявляющиеся в довольно радикальных воззваниях, и взаимодействия с населением. Электоральные успехи партии свидетельствуют о востребованности этих идей и возможностях влияния партии на политическую жизнь и в регионе, и в государстве.

Новое в политической деятельности ШНП

Новизна в политической деятельности ШНП заключается, во-первых, в довольно радикальных по характеру идеях будущего. В качестве примера достаточно смелых воззваний приведем проект Конституции для Шотландии 2002 г. Хотя регион еще не обрел независимость, проект Конституции на такой случай уже подготовлен. В разработанном проекте были указаны новые принципы для деятельности региональных властей: фиксированный срок работы парламента, сохранение одной палаты в парламенте, пропорциональное представительство, избрание премьер-министра парламентом, регулярный аудит конституционности законодательства, разрабатываемого парламентариями. Эти принципы являются новыми, так как отличают региональную власть Шотландии от деятельности Вестминстера. Некоторые из данных предложений уже были интегрированы в политическую жизнь Шотландии по Шотландскому Акту 1998 г. [2]. Наибольшая критика со стороны ШНП направлена на мажоритарные принципы в избрании парламента. В настоящее время выборы в региональный парламент осуществляются на основании двух принципов: пропорционального и мажоритарного, что пока влияет скорее негативно на его деятельность, так как вызывает споры между членами парламента, избранными по разным принципам [3].

Кроме того, партия отстаивает радикальную идею сецессии. Рост сецессионизма свидетельствует об укреплении позиций национальных партий [4]. Со второй половины прошлого века британское правительство постепенно приступило к децентрализации системы управления, начав передачу полномочий региональным властям. И это создало основания для включения региональных сил в политические процессы в стране. Сам факт присутствия в политической жизни сецессионистских политических движений укрепляет движение децентрализации [5].

ШНП предлагает наиболее радикальный вариант развития не только региона, но и всего государства, что позволяет шотландским националистам находиться в удобной позиции для критики политики центрального правительства за недостаточность мер [6]. И именно такой подход заставляет центр осуществлять реформы, хотя бы и постепенные. В настоящее время именно центр-периферийные напряжения создают пространство для различных политических и партийных конфигураций, в которых ШНП может себя ярко проявить [7]. Кроме того, апелляция к независимости со стороны ШНП воспринимается центром как серьезная проблема [8]. Этим противостоянием как раз объясняется тот факт, что центр все же идет на серьезные реформы в системе управления, вводя квазифедеральные принципы [9].

Кроме того, именно ШНП является партией-победительницей в развертывании процесса политической трансформации в Великобритании. Благодаря этой партии парламент стал ключевой частью политической жизни региона, который поддерживают более 80% населения [10]. А ШНП стала самой эффективной партией региона.

Во-вторых, ШНП умеет быстро реагировать на обстоятельства, способные улучшить ее позиции и в регионе, и в противостоянии с Лондоном. Так, длительное время слоган «Это Шотландская нефть» был драйвером роста поддержки партии. А в 2013 г. шотландские националисты отказались от этого лозунга, полагая, что сложности, связанные с формированием независимого государства, стоит решать на компромиссных основах с центром. Таким образом, они продемонстрировали готовность пожертвовать частично территорией (территориальными водами) для улучшения собственных будущих переговорных позиций [11].

В-третьих, ШНП успешно справляется с политической конкуренцией с мейнстримными партиями. ШНП показала себя настолько успешной, что у консерваторов даже возникла идея создать на основе своего регионального отделения новую независимую Шотландскую партию, которая будет располагаться на правоцентристском фланге. Это отчетливо показывает, что практически все партии, кроме ШНП, не смогли адаптироваться к деволюции, а также к постдеволюционному периоду.

В-четвертых, нельзя не отметить феномен успеха ШНП на общегосударственном уровне в борьбе с основными партиями. В то время как мейнстримные партии заняты межпартийной борьбой и медленно реагируют на новые проблемы, у малых партий вырастают шансы на укрепление позиций на общегосударственном уровне [12]. ШНП долгое время была партией на политическом крае, но с течением времени она не только стала устойчивым элементом политической системы, но и сама начала ее формировать, укрепив левый центр партийного спектра [13]. И в свете достигнутых успехов ШНП вряд ли теперь можно говорить о том, что британская политическая система является отчетливо двухпартийной [14]. Подчеркнем, что партийно-политическая картина в Шотландии резко отличается от аналогичной картины в Англии. В Шотландии все ведущие партии занимают левую нишу. В то время как в Вестминстере главная борьба проходит между левым и правым центром, в Шотландии она осуществляется исключительно на левом фланге.

В-пятых, ШНП предложила новые принципы работы с электоратом. Они выражаются в поддержке партией участия населения во всех региональных делах и политике [15]. ШНП создала каналы постоянной связи с избирателями, благодаря которым население Шотландии воспринимает ШНП как партию, выражающую интересы именно населения региона.

В-шестых, у ШНП есть «свое лицо», что делает ее легко узнаваемой. Узнаваемость концентрируется в понятии «шотландскость», которую пропагандирует ШНП, подчёркивая уникальные черты шотландского общества и его отличие от «британского общества». Поэтому неизбежно шотландские политики стремятся позиционировать себя как отличающихся от британских политиков [16]. Успех региональных движений всегда четко связан с национальной идентичностью [17]. Так, более 90% избирателей региона чувствуют себя шотландцами, выбирают эту идентичность как важнейшую или даже единственную. Это обеспечивает четкую динамику политической поддержки партии населением региона [17].

Указанные черты «новизны», которые вносит ШНП в политическую жизнь и на общегосударственном, и на региональном уровнях, обеспечили постоянный рост значения партии. Это показали избирательные кампании в парламент Соединенного Королевства и в парламент Шотландии.

Рассмотрим электоральные кампании ШНП в общегосударственный и региональный парламенты после реализации положений Шотландского Акта в 1999 г.

ШНП в избирательных кампаниях в общегосударственный парламент

Уже на первых выборах в общегосударственный парламент в 2001 г. ШНП заявила о себе как о партии, которая будет добиваться от центра уступок по вопросу проведения референдума о независимости Шотландии. При этом, по мнению шотландских националистов, достижение независимости может быть осуществлено постепенно, через дальнейшее расширение полномочий регионального парламента. Понимание и представление о независимости в предвыборном манифесте обыграны с помощью фраз о партнерстве и сохранении сотрудничества с Англией и другими регионами, а также «спрятаны» за словами о деволюции «нового курса», которая должна быть продолжена вне зависимости от исхода референдума о независимости Шотландии. В ходе данной избирательной кампании представители ШНП получили только 5 мест.

На следующих общегосударственных выборах 2005 г. шотландские националисты не только подтвердили, но и улучшили свои позиции в общегосударственном парламенте. ШНП получила уже 6 мест в Вестминстере. Основную ставку в манифесте 2005 г. партия сделала на ценности регионального сообщества, опираясь на них и апеллируя к ним, представляя свою партию как регионального лидера. Более того, националисты подчеркивали, что получить полный контроль над своей жизнью шотландцы смогут исключительно в рамках независимого государства [18]. Весь манифест 2005 г. построен на идее независимости.

Манифест ШНП, подготовленный партией к избирательной кампании 2010 г., содержит призыв к населению поддержать региональных лидеров, поскольку только они в общегосударственном парламенте способны обеспечить выполнение запросов избирателей. Кроме того, реализация интересов Шотландии в манифесте связана с критикой центра [19]. По итогам избирательной кампании ШНП сохранила 6 мест.

Кропотливая работа с избирателем, а также потеря доверия со стороны электората к мейнстримным партиям обеспечила ШНП в 2015 г. резкий рост своего представительства в общегосударственном парламенте — 56 мест, т.е. в парламент прошли 56 из 59 возможных партийных депутатов от региона. Шотландская национальная партия впервые в истории стала третьей силой в Палате общин. Лидер партии, Никола Стёрджен, назвала прошедшие выборы началом новой исторической эпохи в политической жизни Шотландии: «Я полагаю, что “исторический” — одно из тех слов, которые говорят слишком часто. Но сейчас, в данных обстоятельствах, не думаю, что оно в полной мере отражает случившееся. Тектонические плиты шотландской политики пришли в движение. Это впечатляющий результат, подобного перехода симпатий избирателей раньше не было».

ШНП снова шла на выборы с целью не допустить усиления власти тори, называя себя главной альтернативой, предлагая социально-ориентированную программу для всех. Независимость осталась центральным элементом манифеста, хотя указано, что эта независимость не является требованием текущей избирательной компании. Таким образом, ШНП сделала заявление сильной партии, значительно укрепившей свои позиции после референдума 2014 г., несмотря на их отрицательный итог. Именно после него ШНП стала третьей крупнейшей политической силой в стране (свыше 105 тыс. человек), увеличив численность партии на 80 тыс. человек [20].

Однако на досрочных выборах 2017 г. партия не смогла провести столь же убедительную избирательную кампанию. По ее итогам ШНП потеряла 21 из 56 мандатов. При этом на выборы 2017 г. ШНП шла, вдохновленная поддержкой своих основных идей населением Шотландии. И ШНП, и жители региона выступали против Brexit, который лишит его не менее 80 тыс. рабочих мест. Однако в манифесте ШНП к этой избирательной кампании содержались противоречивые данные, что сказалось и на риторике представителей партии. Например, лидер партии в манифесте указала, что именно эти выборы будут рассматриваться как пролог к будущему референдуму о независимости, но при этом в манифесте не содержалось никаких конкретных шагов к решению проблемы сохранения Шотландии в ЕС и одновременно связей с другими регионами Соединенного Королевства. Видимо, граждане страны также отчетливо себе не представляли, возможно ли вообще предложить хоть какое-то адекватное решение в сложившихся обстоятельствах. Поэтому неудивительно, что ШНП потеряла места в парламенте. Однако это не означает, что партия ухудшила свои позиции в регионе.

ШНП в избирательных кампаниях в региональный парламент

Длительное время главенствующей партией в Шотландии была Лейбористская партия, которая осуществила деволюцию и по этой причине получила поддержку избирателей. Так, в Шотландии лейбористы на первых выборах в Холируд в 1999 и 2003 гг. получили большее число мест. В 1999 г. ШНП из 129 мест регионального парламента приобрела только 35. В этой избирательной компании ШНП предложила избирателям сделать шотландцев снова нацией и заявила о подготовке стратегии движения к независимости с точки зрения удовлетворения региона Маастрихтским критериям для вступления в ЕС на самостоятельной основе.

Однако уже с 2003 г. география поддержки шотландских националистов начала расширяться. В ходе избирательной кампании 2003 г. ШНП сохранила политические установки предыдущей кампании. Тем не менее в это время ШНП не могла похвастаться стабильной поддержкой со стороны избирателей, получив на 8 мест меньше (27) по сравнению с 1999 г.

Но уже в 2007 г. ситуация изменилась, ведь тогда ШНП сформировала правительство меньшинства, получив 47 мест, приобретя дополнительно 20 мест по сравнению с кампанией 2003 г. Выборы 2007 года можно расценивать как показатель политического потенциала ШНП, который был признан избирателями, так как население региона осознало необходимость продолжения изменений, предложенных только ШНП. В манифесте 2007 года отчетливо был поставлен вопрос о независимости Шотландии, который должен быть решен на референдуме, а независимость была названа естественным правом для таких наций, как шотландская.

В 2011 г. партия укрепила свои позиции, организовав правительство большинства, что, исходя из условий избирательной системы сделать крайне сложно, а это означает, что в действительности победа ШНП является еще более значимой и грандиозной с точки зрения политических предпочтений населения. Избирательная кампания 2011 г. проверила на прочность все партии, но прошла проверку только ШНП. Именно сейчас партия шотландских националистов получила убедительное число мест в парламенте — 69 из 129. Именно ШНП стала единственной партией, которая смогла значительно расширить географию поддержки и сумела переиграть других крупных игроков. Победа ШНП объясняется не только идеями партии, но и безусловным доверием к партии со стороны избирателя, как к единственной политической силе в регионе. ШНП шла на выборы с манифестом, в котором избегала чётких указаний на независимость региона, но говорила о связях Шотландии с миром и о прогрессе внутри страны [21].

На выборах 2016 г. ШНП сохранила ведущие позиции, получив 46,5% голосов. Это уже пятые выборы в региональный парламент и третья победа ШНП. По итогам выборов партия получила 63 места (для абсолютного большинства не хватает только двух мест). Важно, что зеленые Шотландии улучшили свои позиции на 5 мест, а они часто выступают в поддержку ШНП.

Особую роль в развитии ШНП сыграл фактор двух референдумов — о независимости Шотландии в 2014 г. и о евроинтеграции в 2016 г. Эти референдумы ярко проявили феномен ШНП.

Фактор двух референдумов в развитии ШНП

Референдум о независимости Шотландии 2014 г., несмотря на то, что около 55% избирателей проголосовали за статус-кво, и только 45% высказались в поддержку идеи независимости, все же скорее обозначил победу ШНП. Во-первых, она подтвердила свою значимость для жизни региона и государства, ведь именно ШНП добилась проведения референдума, вопрос о котором ставила ранее. Во-вторых, ШНП обозначила необходимые уступки со стороны центрального правительства. В-третьих, ШНП доказала востребованность своей программы развития региона. В-четвертых, сразу после референдума ШНП стала третьей по численности партией в Соединенном Королевстве [22]. Кроме того, референдум высветил, насколько важна шотландская идентичность для избирателей региона.

Brexit также обратил внимание на ШНП, предоставив ей дополнительные очки в глазах регионального населения, 62% которого выступили против выхода из ЕС. Таким образом, разрыв в 24% между ними и теми, кто поддержал выход из ЕС, стал самым большим в стране.

Выводы

ШНП представляет интересный феномен с точки зрения развития региональной национальной партии в Европе. Успех ШНП настолько значим, что на сегодняшний день ее с уверенностью можно назвать самой успешной региональной национальной партией в ряду других европейских региональных партий, поскольку она оказывает влияние не только на политическую жизнь Шотландии, но и на все государство в целом.

Во-первых, она смогла получить статус «настоящей» оппозиционной партии в общегосударственном парламенте, совершив грандиозную трансформацию от малой региональной партии к крупной политической силе, способной влиять на принятие решений на самом высоком уровне. Во-вторых, именно ШНП предлагает повестку, наиболее отличающуюся от повестки мейнстримных партий, начиная от внутренней политики, заканчивая внешнеполитическими мероприятиями, которые осуществляет Лондон и с которыми не согласны в ШНП.

В-третьих, ШНП смогла выполнить задачу о проведении референдума о независимости в 2014 г., и нет сомнений, что в конечном итоге шотландские националисты проведут очередной референдум о независимости, хотя сроки его проведения пока никак не обозначены.

В-четвертых, политическая деятельность шотландских националистов основывается на формировании новых каналов связи с избирателем и внедрении новых принципов в работу парламента и правительства региона.

ШНП смогла стать партией, обещания которой электорату не расходятся с политической практикой, что высоко ценят сами шотландцы. Помимо этого, именно эта партия смогла создать такие устойчивые основания для своей деятельности, как апелляция к идентичности и ориентация на независимое будущее.

1. Holmes A. (2007). Devolution, coalitions and the Liberal Democrats: necessary evil or progressive politics? Parliamentary Affairs, Volume 60, Issue 4, 1 October, Pages 527–547.

2. Bulmer W. Elliot. (2011). An Analysis of the Scottish National Party's Draft Constitution for Scotland Parliamentary Affairs, Volume 64, Issue 4, 1 October, Pages 674–693.

3. Lundberg T.C. (2014). Tensions between Constituency and Regional Members of the Scottish. Parliament under Mixed Member Proportional Representation: A Failure of the New Politics. Parliamentary Affairs, Volume 67, Issue 2, 1 April, Pages 351–370.

4. Creus M.G. (2015). Visions of Sovereignty. Nationalism and Accommodation in Multinational Democracies (National and Ethnic Conflict in the 21st Century). Publius: The Journal of Federalism, Volume 45, Issue 3, 1 July, Pages 7.

5. Meguid B.M. (2018). Selective contestation: The impact of decentralization on ethnoterritorial party electoral strategy. Electoral Studies. Volume 52, April, Pages 94-102.

6. Bratberg Ø. (2010). Institutional resilience meets critical junctures: (re)allocation of power in three British parties post-devolution. Publius: The Journal of Federalism, Volume 40, Issue 1, 1 January, Pages 59–81.

7. Convery A. (2014). The 2011 Scottish Conservative Party Leadership Election: Dilemmas for Statewide Parties in Regional Contexts // Parliamentary Affairs, Volume 67, Issue 2, 1 April, Pages 306–327.

8. Walker W. (2014). International reactions to the Scottish referendum. URL: International Affairs, Volume 90, Issue 4, 1 July, Pages 743–759.

9. Gamble A. (2006). The Constitutional Revolution in the United Kingdom. Publius: The Journal of Federalism, Volume 36, Issue 1, 1 January, Pages 19–35.

10. McEwen N. (2006). Nationalism and the State: welfare and Identity in Scotland and Quebec. Brussels: P.I.E.- PETER LANG.

11. Tait D.A. (2014). Tae think again: the reversal of the Scottish government’s position on maritime boundary delimitation in the North Sea. The Journal of World Energy Law & Business, Volume 7, Issue 2, 1 April, Pages 162–167.

12. Tonge J., Leston-Bandeira Ch., Wilks-Heeg St. (2018). Conclusion: An Election that Satisfied Few and Solved Little. Parliamentary Affairs, Volume 71, Issue suppl_1, 1 March, Pages 267–276.

13. Denver D. (2013). The Scottish National Party: Transition to Power. Parliamentary Affairs, Volume 66, Issue 3, 1 July, Pages 673–676.

14. Webb P. (2005). The Continuing Advance of the Minor Parties. Parliamentary Affairs, Volume 58, Issue 4, 1 October, Pages 757–775.

15. Kisby B., Sloam J. (2012). Citizenship, Democracy and Education in the UK: Towards a Common Framework for Citizenship Lessons in the Four Home Nations. Parliamentary Affairs, Volume 65, Issue 1, 1 January, Pages 68–89.

16. Leith M.St. (2010). Governance and Identity in a Devolved Scotland. Parliamentary Affairs, Volume 63, Issue 2, 1 April, Pages 286–301.

17. Chrysanthou G.M., Guillo M.D. (2018). The dynamics of political party support and egocentric economic evaluations: The Scottish case. European Journal of Political Economy. March. Vol. 52. P.192-213.

18. If Scotland Matters to You. SNP Manifesto (2005). P.6.

19. Scottish National Party Manifest (2010). P. 4, 17-19.

20. Scottish National Party Manifesto (2011).

21. Scottish National Party Manifesto (2011).

22. Stronger for Scotland. SNP Manifesto (2015).


Оценить статью
(Голосов: 10, Рейтинг: 5)
 (10 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся