Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей
Леонид Исаев

К. полит. н., доцент департамента политологии и международных отношений НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, с.н.с. Института Африки РАН, эксперт РСМД

Андрей Захаров

К. филос. н., редактор журнала «Неприкосновенный запас: дебаты о политике и культуре», доцент РГГУ

В каком контексте будет развиваться процесс стабилизации в Йемене? Саудовское военное вторжение реанимировало традиционный раскол страны на Север и Юг: части остаются в составе единого государства, но крайне слабо взаимодействуют между собой. Это, в свою очередь, неизбежно и скоро возродит дискуссию о федерализации Йемена, активно протекавшую до саудовского вторжения, а после него заглохшую.

25 марта 2016 г. исполнился год с начала военной кампании, реализуемой в Йемене коалицией во главе с Саудовской Аравией. Операции «Буря решимости» и «Возвращение надежды» не принесли их инициаторам желаемого результата. Осознавая это, 19 марта министерство обороны Саудовской Аравии заявило о том, что военная миссия королевства в Йемене близится к завершению. На смену военным действиям, как полагают саудовские власти, должен прийти процесс стабилизации. Но в каком контексте он будет развиваться? Саудовское военное вторжение реанимировало традиционный раскол страны на Север и Юг: части остаются в составе единого государства, но крайне слабо взаимодействуют между собой. Это, в свою очередь, неизбежно и скоро возродит дискуссию о федерализации Йемена, активно протекавшую до саудовского вторжения, а после него заглохшую.

Одно из самых молодых государств мира, Йеменская республика, закрепившая свои нынешние границы в 1990 г., стала воплощением давнего стремления правящих кругов Народно-Демократической Республики Йемен (НДРЙ) и Йеменской Арабской Республики (ЙАР) к политическому единству. С момента независимости и северяне, и южане не раз предпринимали попытки нащупать ту модель, которая могла бы гарантировать взаимовыгодное сосуществование двух абсолютно разных политических образований в рамках общего государственного пространства. Приемлемая формула была утверждена на встрече глав двух государств в Сане в апреле 1990 г., а 22 мая было обнародовано совместное решение о создании Йеменской республики. К сожалению, воспользоваться богатым опытом мирового федерализма йеменцам не удалось. Подтверждением тому стала гражданская война 1994 г., спровоцированная «оккупационной» политикой северян в отношении Юга. Вместо того чтобы пойти по пути уступок, сопутствующих любой федерализации, центральные власти в начале 1990-х гг. взяли курс на лишение южан сложившейся за годы независимости идентичности. По словам британского специалиста Питера Солсбери, элита времен президента Салеха «предпочла сокрушение и подавление «раскольников» интегрированию локальных групп в открытую и подотчетную управленческую систему» [1]. Иначе говоря, проблема разрешилась силовым путем и утверждением авторитарной власти, пресекавшей любой сепаратизм.

Политическая система Севера предоставляла Югу лишь «перспективу ретроградной эволюции в собственное прошлое, от которого население Юга с большим облегчением избавилось благодаря радикальным реформам, проведенным режимом НДРЙ в 1970-е гг.» [2]. В конечном счете, упорное нежелание правительства в Сане вести торг с региональными элитами привело к тому, что южане при первой же возможности воспользовались слабостью центра и заявили о желании выйти из единого государства.

История определяет настоящее

На первый взгляд, события 25-летней давности имеют мало общего с происходящим сегодня. Но это не совсем так — хотя бы потому, что обозначившаяся с лета 2015 г. условная «линия фронта», разделившая хусито-салеховский лагерь и его противников, почти идеально совпадает с бывшей границей между НДРЙ и ЙАР. Оценивая этот факт, следует иметь в виду, что былая экспансионистская политика Севера сформировала в рядах политической элиты южан стойкий сепаратистский комплекс. Победившему в 1994 г. режиму удалось лишь отсрочить назревающий конфликт: разлом по линии «Север-Юг» вновь обозначил себя после отставки Али Абдаллы Салеха в 2012 г. и начала работы Всеобщего национального диалога, в рамках которого обсуждалась реформа государственного устройства. К тому моменту подавляющее большинство йеменского политического класса не сомневалось в том, что единственная возможность сохранить Йемен в границах 1990 г. — федерализация страны.

Самой логичной и напрашивающейся опцией выглядело разделение Йемена на два субъекта федерации, территориально копирующих независимые государства, которые существовали до 1990 г. Однако обсуждение данного проекта быстро выявило его непрактичность, прежде всего из-за недовольства северян. Правящие круги Саны понимали, что в памяти южан свежи воспоминания о кровавых событиях 1994 г. Следовательно, подобная федеративная модель, по мнению северной элиты, предполагала риск полного прощания с Югом, едва ли готового вновь мириться с ролью политического аутсайдера. В итоге в декабре 2013 г. рабочая группа по проблемам Юга, приняв решение о преобразовании Йемена из унитарного государства в федерацию, не смогла договориться о количестве административных образований и их границах. Пока шло обсуждение, опасения йеменского руководства получили подтверждение — страна оказалась на грани полномасштабного конфликта, в котором вновь противостояли друг другу северяне и южане. Формальным поводом к обострению послужила хуситская революция 2014 г., которая была интерпретирована южным движением «Хирак» как переворот и после которой Мирное движение Юга и Революционное движение за освобождение Юга объявили о запуске процесса самоопределения, продолжающегося до сих пор.

Попытки хуситов достичь компромисса с лидерами «Хирака» не увенчались успехом, несмотря даже на то, что для хуситов федерализация по принципу «Север-Юг» была бы оптимальной. Почуявшие запах свободы южане к концу 2014 - началу 2015 г. уже не собирались соглашаться даже с самым выгодным для себя федералистским проектом, надеясь на дальнейшее ослабление (или полный крах) государственных структур на Севере.

Чуть ранее, в феврале 2014 г., участники диалога, как показалось, достигли согласия по альтернативному проекту президента Хади, предполагавшему формирование на территории страны шести провинций — четырех на Севере и двух на Юге. (Ими должны были стать Азал, Саба, Джанад, Тахама, Аден и Хадрамаут, причем города Сана и Аден получали особый статус.) Еще через месяц президент дал указание заложить в проект новой йеменской конституции принципы разграничения полномочий между центром и регионами. После этого не раз высказывалось опасение, что федерализм в Йемене погубит единое государство, но проверить его состоятельность не удалось: в стране началась гражданская война, сопровождающаяся внешней интервенцией. Тем не менее даже в теоретическом плане идея планируемой йеменской федерализации сталкивалась с серьезными возражениями. Прежде всего проект создания шести провинций не учитывал внутренние дисбалансы, традиционные для йеменской жизни. Так, если в регионе Джанад плотность населения составляет 370 человек на квадратный километр, то в Хадрамауте ту же площадь населяют всего 7 человек. При этом на долю Хадрамаута и Сабы совокупно приходятся 70 процентов экономического потенциала страны, в то время как остальным провинциям, в которых проживают 80 процентов йеменцев, достаются лишь оставшиеся 30 процентов.

Чуть подробнее, чем просто детали

REUTERS/Khaled Abdullah
Василий Кузнецов:
Спустя тысячу лет мы вновь оказались в
IX веке

Имеющиеся на сегодня договоренности обходят стороной важнейшие экономические аспекты функционирования будущей федеральной системы: во-первых, разграничение компетенций центральных, региональных и местных властей, и, во-вторых, принципиальнейшее распределение нефтегазовых доходов [3]. Конференция национального диалога затронула эти темы лишь вскользь, ограничившись констатацией того, что природные богатства Йемена принадлежат всему народу. Кроме того, создание новых «этажей» власти усугубит бремя и без того немалых государственных расходов: в Йемене на зарплаты бюджетников идет более 30% всех государственных расходов (10% ВВП). Для небогатой страны создание новых административных структур, сопровождающее федерализацию, может обернуться финансовой катастрофой.

Помимо серьезных экономических аргументов против проекта выдвигаются и весомые политические резоны. Вполне ожидаемым оказалось то, что отстаиваемый Хади план «шести субъектов» встретил жесткое противодействие со стороны хуситов и южан. Первых не устраивает низкий экономический потенциал будущей провинции Азал, вотчины «Ансар Аллах»: не имея выхода к морю и не обладая полезными ископаемыми, эта территория заведомо обречена на вечный статус дотационного региона. В свою очередь, южане, дорожащие идеей единого и неделимого южного Йемена, с крайним недоверием отнеслись к попыткам разобщить их вотчину на два субъекта, Хадрамаут и Аден. Их, в частности, страшит перспектива утраты контроля над месторождениями углеводородов, расположенными именно в южной части страны. Неудивительно, что план Хади привел к выходу ряда южных движений из Всеобщего национального диалога. «Объявление о создании шести регионов — переворот против того, что было согласовано в ходе диалога», — заявил экс-министр внутренних дел Южного Йемена Мухаммед Али Ахмед [4]. Шестичленную схему категорически отвергает и Йеменская социалистическая партия, которую возглавляет бывший руководитель Южного Йемена Али Насер Мухаммед, настаивающий на сохранении нынешнего биполярного деления. В итоге «федеративный рецепт, который был призван умиротворить южан и учесть их минимальные требования, еще больше разгневал их».

Почуявшие запах свободы южане к концу 2014 - началу 2015 г. уже не собирались соглашаться даже с самым выгодным для себя федералистским проектом, надеясь на дальнейшее ослабление (или полный крах) государственных структур на Севере.

Очевидно, что схема «шести субъектов» наилучшим образом отвечает интересам центральной власти, предоставляя ей возможность играть на противоречиях между регионами, которые попадают в зависимость от федерации. Но будущее его в условиях распадающейся государственности представляется туманным. По-видимому, желание местных политиков сохранить Йемен в нынешних границах в скором времени вновь сделает актуальной идею федерации, состоящей не из шести, а из двух субъектов, и предусматривающей за Югом широкие полномочия. Такой сценарий вероятен не только потому, что элита северян теперь относится к нему более мягко, нежели два года назад, но и из-за того, что часть южного истеблишмента, в том числе ряд фракций «Хирака» и Йеменская социалистическая партия, по-прежнему выступает за автономию. Еще в конце 2011 г. ими были выработаны так называемые «каирские принципы», в соответствии с которыми началу переговоров о федерализации страны должно предшествовать признание суверенитета Юга, утраченного в 1990 г.

Пять лет назад Сана и страны Персидского залива, под патронажем которых проходил Всеобщий национальный диалог, отказались идти на уступки южанам. Но реалии 2016 года меняют ситуацию: и для Саудовской Аравии, и для Севера, находящегося в основном под контролем хуситов и клана Али Салеха, федерализация страны по принципу «Север — Юг» стала бы сейчас самым оптимальным решением. Саудовская Аравия, уставшая от изнурительной интервенции, в последние месяцы вынуждена переключить внимание на Сирию, где разворачивается ее «холодное» противоборство с Ираном. Поэтому и ее вполне могла бы удовлетворить двучленная федерация, способствующая ослаблению хуситов и позволяющая королевству хотя бы частично восстановить каналы влияния на политические процессы в Йемене. Северянам же федерация двух субъектов предоставила бы возможность не только выйти из войны, но и избавиться от саудовской блокады.

У сторонних наблюдателей, однако, остаются сомнения. Основная претензия к намечаемым преобразованиям заключается в том, что федерализм, допуская наличие у составных частей государства собственных вооруженных формирований, налогов и политической инфраструктуры, теоретически облегчает противоборствующим группам вражду друг с другом. Ведь йеменская гражданская война 1994 г. стала возможной из-за того, что бюрократические и военные системы двух частей Йемена не сделались к тому моменту единым государственным целым. Результатом внедрения федерализма в разделенных обществах может оказаться не сплачивающий, а раскалывающий «этнический федерализм» [5]. И в этой связи стоит процитировать вывод британского исследователя, актуальный не только для Йемена, но и для других арабских государств: «Нет никаких гарантий того, что региональные лидеры, оказавшись в федеральной системе, начнут действовать более ответственно, чем их былые контрагенты, представлявшие центральную власть в централизованных системах» [6].

1. Salisbury P. Federalism, Conflict and Fragmentation in Yemen. London: Saferworld, Oct. 2015. P. 2.

2. Серебров С.Н. Революция и конфликт в Йемене // Конфликты и войны XXI века (Ближний Восток и Северная Африка). М.: Институт востоковедения РАН, 2015. C. 300.

3. В 2011 г. доходы от нефти составляли в Йемене от 60 до 70 процентов всех поступлений государственного бюджета.

4. Цит. по: Yemen Agrees On 6-region Federation // The National (Abu Dhabi). 10.02.2014.

5. Salisbury P. Op. cit. P. 6.

6. Ibid. P. 7.


Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся