Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 8, Рейтинг: 4.5)
 (8 голосов)
Поделиться статьей
Андрей Кортунов

К.и.н., научный руководитель РСМД, член РСМД

Европа вполне заслужила такого союзника как Дональд Трамп. Об этом говорят итоги прошедшей в начале апреля во французском Динаре встречи министров иностранных дел стран — членов «Группы семи».

Встреча министров всегда предшествует очередному саммиту «Большой семерки», который на этот раз должен состояться во французском Биаррице в конце августа 2019 г. Министерскую встречу в Динаре ждали с нетерпением — между европейскими членами «семерки» и Соединенными Штатами накопилось много сложных проблем, и разговор обещал быть очень непростым. В частности, многие задавались вопросом о том, как в «семерке» отреагируют на неожиданное для многих решение администрации Трампа выйти из договора с Москвой о ракетах средней и меньшей дальности (ДРСМД). В частных беседах и на страницах газет ряд влиятельных европейских политиков высказывали серьезную озабоченность этим решением.

Взглянув на текст заключительного коммюнике, можно предположить, что раздел по ДРСМД готовился непосредственно в Пентагоне или в личном секретариате советника президента США по национальной безопасности Джона Болтона. Американские претензии к России воспроизводятся практически дословно, российские озабоченности в отношении США даже не упомянуты. «Семерка» полностью солидаризируется с ультиматумом, уже предъявленным Белым домом Кремлю: Москва должна немедленно и в одностороннем порядке ликвидировать спорную ракету 9М729, известную на Западе как SSC-8.

Нежелание спорить с американцами по вопросу ДРСМД, проявленное Канадой и Японией, еще как-то можно понять: обе страны находятся далеко от Европы, безопасность европейского континента — не самая главная головная боль Оттавы и Токио. Но откровенная сервильность со стороны европейских членов «семерки» не может не поражать. Ведь именно Европа неизбежно станет первой жертвой развала ДРСМД, именно европейская безопасность окажется под угрозой.

Можно бесконечно долго спорить о том, насколько виновата Москва в американском решении о выходе из ДРСМД. Можно соглашаться или не соглашаться с тезисом о том, что поведение российской стороны в истории с SSC-8 было, мягко говоря, не идеальным. Можно доверять или не доверять заявлениям Владимира Путина. Верить или не верить в агрессивные планы Кремля в Европе. Но одно представляется бесспорным — с Владимиром Путиным нельзя говорить языком ультиматумов. Такой разговор обычно ведет к последствиям, прямо противоположным ожидаемым.

Итоги встречи министерской «семерки» в Динаре показали, что нынешним лидерам Европы нечего противопоставить администрации США. Даже и в тех случаях, когда решения этой администрации напрямую затрагивают фундаментальные аспекты европейской безопасности.

Два века назад посланник Сардинского королевства в Санкт-Петербурге граф Жозеф де Местр высказал мысль о том, что «каждый народ имеет то правительство, которого он заслуживает». Мысль эта не слишком приятна для большинства из нас — обывателю свойственно быть вечно недовольным своим правительством и считать, что его народ, конечно же, заслуживает чего-то намного лучшего. Вокруг этой мысли уже двести лет кипят страсти и ломается немало копий. Сторонники народов и критики правительств ссылаются на превратности истории, на силу сложившихся обстоятельств и на ловкость проходимцев, добравшихся до власти и обманывающих своих наивных сограждан. Но убедительно опровергнуть де Местра, на мой взгляд, пока никому и не удалось.

Применительно к мировой политике эту мысль можно сформулировать следующим образом: «Каждая страна имеет тех союзников и партнеров, которых она заслуживает». Увы, Россия заслужила таких партнеров как Башар Асад, Роберт Мугабе или Николас Мадуро. В свою очередь, Европа вполне заслужила такого союзника как Дональд Трамп. Об этом говорят итоги прошедшей в начале апреля во французском Динаре встречи министров иностранных дел стран — членов «Группы семи».

Встреча министров всегда предшествует очередному саммиту «Большой семерки», который на этот раз должен состояться во французском Биаррице в конце августа 2019 г. Министерскую встречу в Динаре ждали с нетерпением — между европейскими членами «семерки» и Соединенными Штатами накопилось много сложных проблем, и разговор обещал быть очень непростым. В частности, многие задавались вопросом о том, как в «семерке» отреагируют на неожиданное для многих решение администрации Трампа выйти из договора с Москвой о ракетах средней и меньшей дальности (ДРСМД). В частных беседах и на страницах газет ряд влиятельных европейских политиков высказывали серьезную озабоченность этим решением.

Взглянув на текст заключительного коммюнике, можно предположить, что раздел по ДРСМД готовился непосредственно в Пентагоне или в личном секретариате советника президента США по национальной безопасности Джона Болтона. Судите сами. О выходе из Договора заявил Вашингтон, но вся ответственность за американское решение возлагается исключительно на Москву. Американские претензии к России воспроизводятся практически дословно, российские озабоченности в отношении США даже не упомянуты. «Семерка» полностью солидаризируется с ультиматумом, уже предъявленным Белым домом Кремлю: Москва должна немедленно и в одностороннем порядке ликвидировать спорную ракету 9М729, известную на Западе как SSC-8.

Если по вопросам отношений с Ираном и по проблемам израильско-палестинского конфликта в Динаре предпринимались робкие попытки оспорить непогрешимость политики США, то в отношении безопасности в Европе зафиксировано трогательное единодушие. Дональд Трамп, судя по всему, был заранее уверен в дисциплине своих союзников: он даже не счел нужным направить на встречу «семерки» госсекретаря США Майка Помпео, ограничившись его первым заместителем Джоном Салливаном.

И Дональд Трамп не ошибся! По итогам министерской встречи глава МИД Франции Жан-Ив Ле Дриан поспешил выразить полное удовлетворение как характером состоявшегося обсуждения, так и подписанным документом. Генерал де Голль, должно быть, вертелся в своем гробу на деревенском кладбище в Коломбе.

Нежелание спорить с американцами по вопросу ДРСМД, проявленное Канадой и Японией, еще как-то можно понять: обе страны находятся далеко от Европы, безопасность европейского континента — не самая главная головная боль Оттавы и Токио. Но откровенная сервильность со стороны европейских членов «семерки» не может не поражать. Ведь именно Европа неизбежно станет первой жертвой развала ДРСМД, именно европейская безопасность окажется под угрозой.

Не случайно именно в Европе сегодня ведется настойчивый поиск выхода из сложившегося тупика. Вспомним предложения двух немецких политиков — Родериха Кизеветтера (ХДС) и Рольфа Мютцениха (СДПГ) о перемещении всех ракет 9М729 за Урал и о предоставлении Соединенными Штатами доступа российским инспекторам к местам дислокации американских систем противоракетной обороны в Румынии. Вспомним нестандартные идеи бывшего министра иностранных дел ФРГ Зигмара Габриэля по новым форматам контроля над вооружениями в Европе.

Ничего даже отдаленно напоминающего эти новые подходы в коммюнике «семерки» не содержится. Нет даже напрашивающегося призыва к Москве и Вашингтону продолжать выполнение ДРСМД де-факто после прекращения Договора де-юре. Есть только невнятная угроза в адрес России относительно последствий отказа Москвы выполнить американский ультиматум: страны «семерки» сообщают, что намерены «внимательно наблюдать за последствиями, которые возникают в сфере безопасности в результате разработки и развертывания Россией ракет, параметры которых нарушают положения ДРСМД, и соответствующим образом реагировать на это».

Ну и что это могло бы значить — «реагировать соответствующим образом»? Согласиться на размещение новых американских систем средней и меньшей дальности в Европе? Усилить военную инфраструктуру НАТО на восточном фланге? Поддержать отказ США от продления Договора СНВ-3? Всем понятно, что любые односторонние военные шаги Запада будут лишь провоцировать дальнейшее усиление напряженности на континенте и все дальше уводить нас от решения проблемы.

Можно бесконечно долго спорить о том, насколько виновата Москва в американском решении о выходе из ДРСМД. Можно соглашаться или не соглашаться с тезисом о том, что поведение российской стороны в истории с SSC-8 было, мягко говоря, не идеальным. Можно доверять или не доверять заявлениям Владимира Путина. Верить или не верить в агрессивные планы Кремля в Европе. Но одно представляется бесспорным — с Владимиром Путиным нельзя говорить языком ультиматумов. Такой разговор обычно ведет к последствиям, прямо противоположным ожидаемым.

Четыре десятилетия назад, когда на европейском континенте впервые возникла проблема ракет средней и меньшей дальности, лидеры Европы проявили куда больше последовательности, политической воли и желания добиться решения проблемы. В значительной мере благодаря их усилиям и постоянному давлению европейских союзников на руководство США удалось начать советско-американские переговоры, которые в конечном счете и привели к подписанию ДРСМД. А ведь зависимость Европы от США сорок лет назад от США была ничуть не меньше, чем сегодня, а спорить с Рональдом Рейганом было отнюдь не легче, чем с Дональдом Трампом. Неужели за сорок лет в Европе окончательно угасла способность к стратегическому мышлению?

Итоги встречи министерской «семерки» в Динаре показали, что нынешним лидерам Европы нечего противопоставить администрации США. Даже и в тех случаях, когда решения этой администрации напрямую затрагивают фундаментальные аспекты европейской безопасности. Наверное, в Вашингтоне знают лучше самих европейцев, что хорошо для Европы, а что плохо. Но тогда у Европы и нет оснований сетовать на вызывающее поведение американского президента. Каждая страна имеет тех союзников, которых она заслуживает.

Впервые опубликовано на французском языке в Le Courrier de Russie.

Оценить статью
(Голосов: 8, Рейтинг: 4.5)
 (8 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся