Распечатать Read in English
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Ирина Болгова

К.и.н., н.с. Центра постсоветских исследований МГИМО МИД России, эксперт РСМД

Евразийский экономический союз, обрамляющий на сегодняшний день процессы евразийской интеграции, перешёл от периода бравых рапортов об успехах и достижениях к этапу сожалений. Сожаления звучали в выступлениях президентов всех стран-участниц ЕАЭС на заседании Высшего евразийского экономического совета в Астане 31 мая 2016 г. Пока они носят скорее характер пожеланий на будущее, однако главным вопросом остаётся, насколько возможно будет учесть и реализовать все разнонаправленные интересы членов ЕАЭС.

Евразийский экономический союз, обрамляющий на сегодняшний день процессы евразийской интеграции, перешёл от периода бравых рапортов об успехах и достижениях к этапу сожалений. Сожаления звучали в выступлениях президентов всех стран-участниц ЕАЭС на заседании Высшего евразийского экономического совета в Астане 31 мая 2016 г. Пока они носят скорее характер пожеланий на будущее, однако главным вопросом остаётся, насколько возможно будет учесть и реализовать все разнонаправленные интересы членов ЕАЭС.

Пена дней

Экономические мотивы евразийской интеграции заявлены в качестве основных, особенно в контексте частых упреков в политической подоплёке и реставрационном характере ЕАЭС. Минимизация политической составляющей важна не только для общения с внешним миром, но и для нахождения равновесия в отношениях между странами-членами союза: не зря термин «экономический» был внесён в название организации вопреки изначальным намерениям.

Интеграция в рамках ЕАЭС не решает проблему торговых войн между странами-участницами.

Однако последние годы показывают проседание показателей экономической эффективности объединения. Объективные пределы роста взаимной торговли были достигнуты уже к моменту создания союза. Финансово-экономический кризис в России, негативно повлиявший и на экономики соседних государств, привёл к значительному снижению взаимного товарооборота в рамках ЕАЭС (около 25% за 2015 г., около 30% за первые месяцы 2016 г.), что было отмечено во всех выступлениях в ходе саммита.

Несмотря на работу Евразийской экономической комиссии, между странами сохраняются барьеры, препятствующие взаимной торговле, о чём особенно активно сожалел президент Белоруссии А.Лукашенко. Интеграция в рамках ЕАЭС не решает проблему торговых войн между странами-участницами, и на сегодняшний день проблема торговых запретов остро стоит в отношениях между Киргизией и Казахстаном.

Новеллой в повестке дня евразийской интеграции стали в 2016 г. вопросы безопасности. Именно о проблемах безопасности говорил в ходе заседания ВЕЭС президент Армении Серж Саргсян, который связал перспективы экономического процветания объединения со стабильностью на общесоюзном пространстве. С вступлением в ЕАЭС Армении объединение получило тлеющий международный конфликт на своей территории. Неоднозначное отношение стран-участниц к сюжету Нагорного Карабаха вносит дополнительный повод для разногласий между ними.

Наиболее остро и заметно разность подходов проявилась в ходе апрельского обострения в зоне карабахского конфликта. Не достаточно корректный текст официального заявления Минска по поводу «четырехдневной войны» стал причиной вызова белорусского посла в МИД Еревана для консультаций. Особая позиция президента Казахстана привела к срыву межправительственного совета ЕАЭС в Ереване. Астана без объяснения причин отказалась от участия в заранее запланированном мероприятии и настояла на его переносе в Москву, чтобы не возникли подозрения о поддержке союзом одной из сторон конфликта.

Беглый взгляд на общую неудовлетворенность и перечень взаимных претензий позволяет оценить степень расхождений между странами-участницами в понимании смысла интеграции и общего будущего. Тем настойчивее Россия пытается увлечь партнёров по объединению своим видением его перспектив.

Последние годы показывают проседание показателей экономической эффективности объединения.

Большие надежды

Сверхзадачей интеграционных инициатив России в Евразии стало создание эффективного и привлекательного объединения, способного вовлечь в орбиту своего влияния как можно большее число внешних участников и сформировать устойчивые связи между ведущими интеграционными блоками Европы и Азии. Именно эти темы, несмотря на текущее ослабление экономических показателей, занимают сейчас первые строки повестки дня ЕАЭС.

На подготовительных мероприятиях и на самом саммите в Астане широко обсуждались сюжеты, связанные с расширением внешнеэкономических связей объединения. По информации официальных источников в Евразийской экономической комиссии, интерес к развитию сотрудничества с ЕАЭС проявляют более 40 государств. Год назад страны ЕАЭС подписали первое соглашение о свободной торговле — с  Вьетнамом, которое предполагает обнуление пошлин почти на 90% товаров в течение десяти лет, что позволит увеличить товарооборот более чем в два раза. В контексте расширения круга партнеров ключевое место занимает Китай. На сегодняшний день приняты Директивы для начала переговоров с Китаем по формированию непреференциального торгово-экономического соглашения. Но это лишь верхний пласт вопросов внешнеэкономического сотрудничества ЕАЭС. Основной блок сюжетов взаимодействия с третьими сторонами составляет проблема скоординированности действий государств-членов объединения.

Лидеры государств решили отложить решение вопроса отношений с Европейским союзом и Украиной в контексте антироссийских санкций и контрсанкций. С 1 января 2016 г. Россия в одностороннем порядке отменила режим ЗСТ с Украиной и ввела таможенные тарифы ЕАЭС, что связано со вступлением Украины в зону свободной торговли с Евросоюзом, а также ввела продовольственное эмбарго в связи с присоединением Киева к антироссийским санкциям стран Запада.

Все государства-члены ЕАЭС — члены многосторонней ЗСТ СНГ, что определяет режим их сотрудничества с Украиной. Но сохранение торговых преференций чревато обострением торгово-экономических противоречий внутри самого союза, прежде всего в связи с углублением ситуации «внутреннего оффшора», которым достаточно успешно пользуется Белоруссия после введения режима взаимных санкций между Россией и ЕС. По словам А.Лукашенко в декабре 2015 года, Казахстан и Белоруссия рассматривают возможность «поддержать нашу союзническую Россию в непростой ситуации», однако никаких конкретных заявлений ни тогда, ни позже сделано не было. Покидавший пост председателя Евразийской экономической комиссии В. Христенко в декабре 2015 г. заявлял, что «страны ЕАЭС в течение первого полугодия 2016 г. выработают механизмы реагирования на ЗСТ Украина — ЕС, к лету 2016 г. будет создана и единая информационная система, учитывающая данные обо всех товарах, которые поступают из ЕС».

Однако уже в феврале 2016 г. по итогам заседания Белорусско-украинского консультативного совета делового сотрудничества, которое состоялось в Киеве, было официально заявлено о возможности использования преимуществ зоны свободной торговли Украины и ЕС в белорусско-украинских отношениях. С целью сохранить лицо ЕАЭС в этой непростой ситуации Москва в лице министра по интеграции и макроэкономике Евразийской комиссии Т.Валовой была вынуждена подчеркнуть, что возможность проведения самостоятельной политики — это большой плюс объединения, и поэтому «страны ЕАЭС ведут согласованную политику в тех сферах и до тех пор, пока это экономически целесообразно».

Усилия российской дипломатии направлены на повышение согласованности в рамках ЕАЭС и максимально возможную консолидацию и централизацию проектов сотрудничества между интеграционным ядром постсоветского пространства и Китаем.

Судя по повестке прошедшего саммита, вопрос поддержки внешней экономической политики России государства-участники ЕАЭС решили больше не поднимать, сфокусировав общую внешнюю экономическую политику на сюжетах, связанных с подписанием соглашений о зонах свободной торговли с третьими странами. Но и здесь существует риск нескоординированных действий, направленных на развитие двусторонних проектов прежде всего с Китаем, в частности со стороны Казахстана.  Поэтому усилия российской дипломатии на данном направлении направлены на повышение согласованности в рамках ЕАЭС и максимально возможную консолидацию и централизацию проектов сотрудничества между интеграционным ядром постсоветского пространства и Китаем. Об этом говорит, в частности, заявленное намерение подключить Шанхайскую организацию сотрудничества к инициативе «сопряжения» ЕАЭС и китайского Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП).

Наконец, различными источниками было озвучено новое направление внешнеэкономического сотрудничества ЕАЭС: сначала президент Казахстана Н.Назарбаев, затем спикер ГД РФ С.Нарышкин заявили о возможном проведении осенью форума Европейский союз — Евразийский экономический союз, на котором будет начат процесс сближения двух объединений. Визит президента Европейской Комиссии Ж.-К. Юнкера на Петербургский экономический форум рассматривается в качестве подготовительного шага на пути практической реализации данной идеи. Такая инициатива возвращает на верхние строки повестки дня идею «общего экономического пространства от Лиссабона до Владивостока», но уже в новых геополитических реалиях и на новых условиях взаимодействия.

***

ЕАЭС продолжает рутинную работу по отлаживанию механизмов экономической интеграции: об этом свидетельствует и одобренная Концепция формирования общего рынка нефти и нефтепродуктов, и форсирование процесса принятия Таможенного кодекса. Вместе с тем на передний план вынесены вопросы стратегического развития внешнеэкономических связей объединения, отчасти чтобы отвлечь внимание от отсутствия значимых прорывов в углублении интеграции, но, возможно, в большей степени, чтобы придать новый импульс процессу поиска интересов, общих для всех государств-членов. Соотношение этих двух направлений будет определять вектор развития ЕАЭС в краткосрочной перспективе, их успешное сочетание — долгосрочный потенциал.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся