Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

23 мая 2014 года РСМД совместно с посольством Республики Филиппины в России провел круглый стол «Проблемы безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе: позиция России и Филиппин». Мы публикуем вступительное слово заместителя министра иностранных дел Республики Филиппины Эвана Гарсии, который дает оценку динамике развития ситуации в Азии и описывает филиппинский подход к решению основных проблем безопасности региона.

Выступление Эвана П. Гарсии, заместителя министра иностранных дел Республики Филиппины, на круглом столе «Проблемы безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе: позиция России и Филиппин» (23 мая 2014 г., Москва).

Позвольте мне в первую очередь поблагодарить Российский совет по международным делам за сотрудничество с посольством Филиппин в Москве в рамках организации этого круглого стола. Я бы также хотел выразить признательность за тот интерес, который вы проявляете к Филиппинам и к нашему региону в целом.

Наш круглый стол, в котором одну сторону дискуссии представляют сотрудники дипломатической службы Филиппин, а другую - российские эксперты и аналитические центры, является механизмом, который позволяет нам взаимодействовать друг с другом на самых разных площадках и получать представление об истинных мыслях и устремлениях наших народов. Именно поэтому мы заинтересованы в дальнейшем развитии этого диалога.

Современная модель политической безопасности кардинально отличается от той картины, которая наблюдалась в мире сорок лет назад, когда между нашими странами впервые были официально установлены дипломатические отношения. Эти изменения, отражением которых сегодня является ситуация в Азиатско-Тихоокеанском регионе, были столь значительными, что осознать их в полной мере можно лишь в том случае, если и участники, и наблюдатели этих процессов будут постоянно обмениваться мнениями для лучшего понимания взглядов друг друга.

К таким глобальным изменениям можно с уверенностью отнести становление Восточной и Юго-Восточной Азии и в особенности Китая в качестве ключевых столпов мировой экономики и геополитики. Мне бы хотелось напомнить собравшимся, что подъем Китая совпал с укреплением позиций АСЕАН, ставшей важнейшим участником переговоров по безопасности в регионе. В 1967 г. АСЕАН представляла собой небольшую группу из пяти стран с чрезвычайно ограниченной сферой влияния. Сегодня это уважаемая и общепризнанная организация, которая является центральным звеном для почти всех региональных институтов и механизмов, ответственных за укрепление диалога и взаимопонимания по вопросам сотрудничества не только в сфере развития, но и в сфере обороны и безопасности.

Department of foreign affairs, Republic of
the Philippines
Посол Филиппин Эван Гарсия и Глава штаб-
квартиры ООН в Женеве Жомарт Токаев

В частности, Филиппинам удалось добиться впечатляющих экономических результатов. В 2013 г., несмотря на ущерб от тайфуна, которой стал причиной катастрофических разрушений в центральной части страны, темпы роста ВВП Филиппин составили 7,2% - по этому показателю мы уступаем только Китаю. Впервые в истории страны три ведущих кредитных рейтинговых агентства мира «Fitch», «Standard & Poor's» и «Moody's» повысили рейтинг Филиппин до инвестиционного уровня. В этом месяце агентство «Standard & Poor's» вновь пересмотрело инвестиционный рейтинг Филиппин в сторону повышения. Основанием для такого решения служат стабильность финансовой системы страны, устойчивость экономики, умеренный уровень инфляции и наличие потенциала для дальнейшего роста.

Безусловно, эти базовые макроэкономические показатели отражают ситуацию лишь за квартал, год или пять лет. Однако если рассматривать основные экономические тенденции в долгосрочной перспективе, то становится очевидно, что в следующие несколько лет Филиппины ждет «золотой демографический период», когда трудовые ресурсы страны будут состоять в основном из людей, не достигших среднего возраста. Это колоссальное преимущество, которое может принести выгоду не только нам, но и нашим соседям и партнерам. Таким образом, помимо позитивных краткосрочных макроэкономических показателей, которые я упоминал выше, Филиппины обладают значительным долгосрочным потенциалом развития.

Филиппинам удалось добиться столь впечатляющего экономического роста, несмотря на нестабильность ситуации как в регионе, так и в мире, во многом благодаря новой концепции управления, реализуемой действующим президентом страны. Его усилия по борьбе с коррупцией, обеспечению прозрачности, ответственности и открытости создали все предпосылки для устойчивого роста, не зависящего от прошлых циклов экономических спадов и подъемов. Этот рост остается стабильным и должен сохраниться в будущем.

Наряду с подъемом Китая и общим оживлением экономики в регионе мы наблюдаем заинтересованность в сотрудничестве с нами соседних государств - Японии, Кореи, Индии. Россия сегодня также заявляет о своем интересе к наращиванию более тесных связей с нашим регионом. Мы готовы к партнерству со всеми странами мира, стремящимися к сотрудничеству, так как этот период динамичного экономического роста является источником потенциальной выгоды для всех участников. Общие экономические показатели региона поражают. Они настолько впечатляющи, что я бы даже охарактеризовал их как «второе экономическое чудо». Рост экспорта, экономическая интеграция, подъем среднего класса, с моей точки зрения, являются вторым экономическим чудом, которое происходит на наших глазах, несмотря на азиатский финансовый кризис, замедление темпов роста европейской экономики и ослабление банков Северной Америки. Мы уверенно движемся вперед.

www.starproperty.my
Реставрационные работы на Площади
Независимости, Куала-Лумпур

С одной стороны, я как государственный служащий и гражданин Филиппин приветствую мирный подъем Китая и его вклад в обеспечение экономического роста. Нет никаких сомнений в том, что Китай играет позитивную роль в экономическом развитии.

С другой стороны, наши оптимистичные прогнозы по поводу будущего несколько омрачены ростом угроз в сфере региональной безопасности. Эти угрозы напоминают о том, что нам предстоит решать не только современные задачи, но и преодолевать ряд межгосударственных споров, возвращающих нас к методам ведения дел едва ли не XIX века. Это не то будущее, к которому мы стремимся, и не то видение, которое мы готовы разделить. Это проблемы настоящего, которые нам и нашим друзьям предстоит урегулировать. В первую очередь речь идет о спорах между нашими друзьями и соседями по поводу территорий в Южно-Китайском море, в Восточно-Китайском море и т.д.

Поскольку добиться значимых успехов в двусторонних переговорах с нашим соседом нам так и не удалось, мы намереваемся передать наш спор с Китаем на рассмотрение в международный арбитраж в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву. Мы полагаем, что это позволит добиться мирного и основанного на общих правилах урегулирования спора и тем самым расширить сферу международного права за счет уточнений возможных претензий, на которые имеют право те или иные государства. Как я уже говорил, мы пытались пойти по пути двустороннего диалога, но он не принес желаемых результатов.

Такова общая ситуация в регионе, к которому, к нашей глубокой радости и удовлетворению, Россия сегодня проявляет все больший интерес и стремление к участию.

В 2013 г. общий объем торговли России с шестью крупнейшими экономиками АСЕАН составил чуть более 17 млрд долл. Взаимные инвестиции между Россией и АСЕАН придадут дополнительный импульс экономической активности в регионе, что, в свою очередь, послужит стимулом для расширения общего сотрудничества. Мы отмечаем, что Россия уже добилась в этой сфере немалых успехов, о чем свидетельствует факт строительства АЭС во Вьетнаме. Россия может использовать опыт успешного взаимодействия с Вьетнамом для расширения сотрудничества с Филиппинами и другими странами АСЕАН. Разумеется, мы понимаем, что Россия, входящая в десятку крупнейших экономик мира, стремится к значительному присутствию в регионе не из абстрактных интересов, а на основании того факта, что она уже много лет является тихоокеанской и азиатской державой. По мере дальнейшего развития ее позитивное влияние должно сохраняться.

Мы также отмечаем особый интерес России к развитию ее Дальнего Востока, которое, как мне кажется, будет значительно легче обеспечить в том случае, если связать этот регион с нашей частью Азии. Процессы здесь происходили бы значительно быстрее, чем при использовании одних только связей и инвестиций со стороны Запада.

В этом контексте мне хотелось бы поблагодарить Российский совет по международным делам за предоставленную возможность обменяться мнениями. Мы надеемся узнать много нового от наших российских друзей и обещаем очень внимательно отнестись к вашим словам.

Впрочем, как я уже говорил, не все так мрачно. Если бы все следовали общепринятым нормам и не предъявляли завышенных претензий, то доброй воли, духа сотрудничества и доверия оказалось бы достаточно для выработки взаимоприемлемых решений. Перед тем как приехать сюда, я побывал в Джакарте, где мы завершили переговоры по разграничению наших исключительных экономических зон. Нам потребовалось на это целых двадцать лет. Это доказывает, что страны могут прийти к дружественному урегулированию спора при условии уважения закона, умеренности требований и встречных претензий. Впрочем, я должен заметить, что когда мы обратились в суд, в наш адрес прозвучал странный комментарий о том, что в Азии не принято рассматривать споры в суде. Однако целый ряд стран региона - Индонезия и Малайзия, Вьетнам, Таиланд и Камбоджа, равно как Сингапур и Малайзия - обращались в суд, когда у них возникали спорные вопросы. Так что ничего «неазиатского» в таком подходе нет.

На этом мне хотелось бы поблагодарить всех присутствующих. Мое выступление было кратким и, надеюсь, достаточно интересным для того, чтобы положить начало продолжительной дискуссии.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся