Уже больше года Россия и Запад бьются над решением чрезвычайно трудной и деликатной украинской проблемы, но, несмотря на многочисленные прогнозы СМИ, никто так и не может сказать, как долго она будет определять их отношения. На протяжении длительного времени Германия была одним из самых близких партнеров России в ЕС, однако теперь в их диалоге наступил затяжной период охлаждения. РСМД обратился к Андреасу Метцу, директору по связям с общественностью Восточного комитета германской экономики (Ost-Ausschuss der Deutschen Wirtschaft) и одному из ведущих немецких экспертов по России, с просьбой поделиться соображениями о разрешении противоречий между Россией, Украиной и Европейским союзом, а также сопоставить санкционные Россию и Иран.
Уже больше года Россия и Запад бьются над решением чрезвычайно трудной и деликатной украинской проблемы, но, несмотря на многочисленные прогнозы СМИ, никто так и не может сказать, как долго она будет определять их отношения. На протяжении длительного времени Германия была одним из самых близких партнеров России в ЕС, однако теперь в их диалоге наступил затяжной период охлаждения. РСМД обратился к Андреасу Метцу, директору по связям с общественностью Восточного комитета германской экономики (Ost-Ausschuss der Deutschen Wirtschaft) и одному из ведущих немецких экспертов по России, с просьбой поделиться соображениями о разрешении противоречий между Россией, Украиной и Европейским союзом, а также сопоставить санкционные Россию и Иран.
Видите ли Вы нечто общее между Россией и Ираном в условиях санкционного давления? Как сейчас проходит работа германского бизнеса в Иране?
В краткосрочной перспективе санкции не работают. Если сравнивать две страны, то совершенно очевидно, что благодаря своим масштабам, географии и истории Россия гораздо глубже интегрирована в мировую экономику и ее нельзя изолировать как Иран. В экономическом плане Россия гораздо ближе Германии, чем Иран в любой исторический период их отношений.
В рекордном 2012 году российско-германский торговый оборот достигал 80 миллиардов евро, тогда как объем торговли между Германией и Ираном никогда не превышал пяти миллиардов евро. Контраст разителен. Россия не находится в международной изоляции. Против санкций выступают Китай, Южная Корея, Индия и Бразилия. И даже Швейцария не желает выполнять их в полном объеме.
Тем не менее санкции явно вредят российской экономике, прежде всего в банковском и энергетическом секторах. Правда, главным фактором для российской экономики выступают цены на нефть. Чем дольше продержатся санкции, тем лучше Россия будет к ним адаптироваться и находить лазейки.
Германия – второй после Китая торговый партнер России. Однако в результате украинского кризиса в 2014 году наш экспорт в Россию сократился на 6,5 миллиардов евро или на 18 процентов. В первые четыре месяца 2015 года темпы падения выросли еще на 34 процента. Больше других пострадали малые и средние компании, в первую очередь в Восточной Германии, специализирующиеся на российском рынке. Они ищут альтернативные рынки сбыта, борются за выживание и стараются не терять контакты. Одна из их главных задач заключается в том, чтобы получить разрешение на экспорт своей продукции. Но это дело долгое. Однако в целом германская экономика в хорошей форме. В Россию и на другие рынки в ЕС, юго-восточной Европы и Азии мы экспортируем менее трех процентов продукции. В целом текущий кризис не оказывает на германскую экономику сиюминутного воздействия. Объем экспорта продолжает расти, а безработица находится на рекордном низком за 25 лет уровне. Так что влияние санкций на германскую экономику минимальное.
Видите ли Вы пути для снятия санкций?
Если экономика Германии и в полном порядке, то двусторонние отношения с Россией серьезно испорчены. Санкции влекут за собой огромное психологическое бремя, инвестиции заморожены, а между партнерами нарастает недоверие. Мы теряем контакты, а это никак не отвечает интересам политиков и мешает поиску взаимоприемлемого решения. Торговля – это мост между странами, который нужен для получения политических и экономических дивидендов.
От санкций пользы нет ни одному субъекту европейской экономики, а наибольший ущерб несет Украина. В этой связи наша организация выступает за смягчение санкций в обмен на политические уступки со стороны России.
Что нужно сделать России, чтобы санкции были отменены?
Россия и Германия сейчас находятся в состоянии выжидания, кто первым уступит. Никто не хочет делать шаг первым. Не исключаю, что развязка может быть следующей: Украина не вступает в НАТО – учитываются некоторые российские возражения по поводу Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС – стороны начинают переговоры об общеевропейском рынке от Лиссабона до Владивостока. Со своей стороны, Россия должна прекратить свои военные кампании на стороне сепаратистов и уважать суверенитет и границы Украины. Москве необходимо активизировать работу в пользу прекращения боевых действий на востоке Украины и создания демилитаризованной зоны вдоль линии конфликта. Россия должна снять ограничения на торговлю с Украиной, Молдавией и Грузией. В крахе Украины не заинтересован никто, так что финансовую помощь для ее спасения должны оказать обе стороны.
Известные районы на востоке Украины надо наделить автономным статусом и как можно скорее провести свободные региональные выборы. Сиюминутного решения крымской проблемы я не вижу. Западные санкции против этой территории будут оставаться еще долго. Своими действиями Москва нарушила нормы международного права, в частности Будапештский меморандум 1994 года. Единственный выход просматривается в проведении под международным контролем еще одного референдума по вопросу о будущем Крыма.
Россия уже заявила, что не возражает против того, чтобы в 2016 году договориться с европейцами о Соглашении об ассоциации между Украиной и ЕС.
Россия предложила договариваться, а Еврокомиссия считает, что трехсторонние переговоры в Брюсселе проходят вполне конструктивно. Прогресс невелик, но дорогого стоит, поскольку речь идет о замене силового сценария на восстановление взаимного доверия. Россия дала повод для недоверия, а Крым только подтверждает агрессивность Президента В. Путина, который организовал там смену правительства. И такой шаг фактически размыл фундамент, на котором мы долгие годы строили наши отношения. Тем не менее ошибки имели место с обеих сторон. Нам просто необходимо продолжать диалог и искать компромиссы. Есть и люди, готовые работать в этом направлении. Но их пока мало.
Беседовала программный менеджер РСМД Елена Алексеенкова