Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Владислав Сенькович

К.э.н., специалист по торгово-экономическим вопросам сотрудничества России с арабскими странами, эксперт РСМД

Возможная исламизация Ливии впечатлит соседей, обеспокоит Запад и не помешает Китаю. России останется лишь наблюдать.

С приближением окончательной победы над лидером Джамахирии Муаммаром Каддафи приветственная риторика Переходного национального совета в адрес западной коалиции кажется все более сдержанной, но это только на первый взгляд.

События 2011 г. показали, что у страны, считавшейся до недавнего времени изгоем мирового сообщества, имеется широкий круг друзей. Однако «дружба» эта отнюдь не бескорыстна (подробнее об этом см. в статье «Свержение Каддафи: перспективы энергетических компаний в Ливии»).

Во многом благодаря активной поддержке коалиции НАТО ливийским повстанцам удалось свергнуть Муаммара Каддафи. В середине сентября ООН признала Переходный национальный совет (ПНС) легитимной властью в Ливии, предоставив на сессии Генеральной Ассамблеи место этой страны представителю Совета.

Поскольку гражданская война в Ливии близка к успешному для ПНС завершению, наступает время подведения предварительных итогов и рассмотрения возможных вариантов развития обновленного ливийского государства. Очевидно, что страны коалиции продолжают оказывать значительную поддержку ПНС. В частности, ЕС снял санкции с шести ливийских портов, нескольких нефтяных компаний и банков).

Помощь Запада

В начале сентября в Париже состоялась международная конференция «Друзей Ливии», в которой приняли участие высокопоставленные представители 60 государств, в том числе России и Китая, а также 8 международных организаций. На конференции президент Франции Николя Саркози заявил, что ее участники приняли решение разблокировать 15 млрд долл., принадлежавших Каддафи и его союзникам. Как пояснил глава Франции, «мы решили разморозить активы Ливии прошлого для финансирования развития Ливии будущего». Кроме того, по словам министра финансов Франции Франсуа Баруана, страны «Большой восьмерки» пригласили ПНС Ливии присоединиться к Довильскому партнерству — программе поддержки социально-экономических реформ в странах, переживших «арабскую весну».

Примечательно, что мировые СМИ не сообщают об обсуждении ни «Друзьями Ливии», ни ПНС конкретной программы экономического развития страны. Очевидно только, что с учетом важности энергетического сектора для экономики Ливии значительная часть средств Каддафи, переданных Западом, будет направлена на восстановление энергетической инфраструктуры, что отвечает интересам как Запада, так и ПНС.

Таким образом, вернув Ливии ее же активы и приведя к власти ПНС, Запад намерен получить дополнительные преференции при распределении энергетических и строительных контрактов.

Визит победителей

В середине сентября президент Франции Николя Саркози и премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон первыми из западных лидеров посетили Ливию после того, как ПНС захватил власть в Триполи. Говоря о цели визита инициаторов внешнего вмешательства в дела Джамахирии, Саркози подчеркнул, что, несмотря на оказываемую новым властям поддержку, Франция не рассчитывает на получение каких-либо преференций в Ливии. В свою очередь, Кэмерон подтвердил, что Великобритания будет содействовать тому, чтобы ПНС получил средства, замороженные на счетах режима Каддафи.

Есть основания полагать, что подобными заявлениями высокопоставленные представители Франции и Великобритании стремятся продемонстрировать свое уважение ливийскому народу. Ведь не секрет, что большинство мусульманского населения этой страны по-прежнему видят в лице Запада колонизаторов.

По всей вероятности, целью визита Саркози и Кэмерона в Ливию являлись личные встречи с руководителями входящих в ПНС группировок, которые придерживаются различных взглядов на будущее Ливии — от либеральных до радикальных исламистских. В нынешних условиях лидерам западного мира важно определить наиболее надежного союзника, который формально отстаивал бы интересы Ливии и одновременно не вступал в реальную конфронтацию с Западом.

В ходе визита сторонами могли обсуждаться вопросы формирования нового правительства Ливии, состав которого был позже одобрен членами ПНС.

В то же время нельзя исключать, что приток валюты на подконтрольные ПНС счета, в отсутствие согласованной программы дальнейшего экономического развития страны, усугубит и без того серьезные противоречия между членами Совета. Это ослабит потенциал новых властей Ливии и позволит участникам коалиции сохранить «ручное» управление в этой стране. Напряженность в Ливии может послужить предлогом для создания на ее территории военных баз, формальная задача которых будет заключаться в «защите мирного населения», а фактическая — в установлении контроля над транспортировкой сырья.

Исламская оболочка новой Ливии

В настоящее время ПНС взял на себя ответственность за обеспечение стабильности внутри Ливии. Если при новом правлении ситуация в стране не улучшится, число сторонников свергнутого Каддафи увеличится. В связи с этим ради сохранения власти новому правительству крайне важно поймать Каддафи как можно быстрее, пока для противников нового режима он не стал олицетворением борьбы с «западным произволом».

В целях повышения авторитета среди широких слоев населения ПНС, вероятнее всего, предпримет попытки демонстративно отмежеваться от западного влияния. Будущее Ливии представляется тесно связанным с исламизацией общественно-политической жизни страны. Выступая с первой программной речью в «освобожденном» Триполи, глава ПНС Мустафа Абдель Джалиль пообещал построить в стране «современное умеренное исламское государство», в котором шариат станет основой законодательства.

В случае построения модели государственного управления, основанной на шариате, следует ожидать более тесной интеграции Ливии с другими исламскими странами, за исключением, пожалуй, Ирана.

Одним из основных союзников новой Ливии уже выступает Турция. 16 сентября премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган прибыл с визитом в Триполи, чтобы выразить поддержку новому правительству страны. Турция, оказывавшая помощь ПНС во время гражданской войны, не без оснований рассчитывает на сохранение заключенных при Каддафи строительных контрактов на сумму 15 млрд долл.

Следует ожидать укрепления сотрудничества новой Ливии с арабскими государствами, прежде всего с дружественными НАТО монархиями Персидского залива. Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) еще в марте 2011 г. присоединился к «международной коалиции в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН». Более того, ВВС Катара и ОАЭ даже приняли активное участие в воздушной операции Запада в Ливии «во имя безопасности».

Выражение генеральным секретарем НАТО Андерсом Фогом Расмуссеном опасений по поводу возможного усиления исламских экстремистов в новой Ливии вызывает удивление. Достаточно вспомнить, что в период войны коалиция НАТО активно помогала бригаде Абдельхакима Бельхаджа, создателя организации «Ливийская исламская боевая группа», которая до недавних событий считалась террористической в США и Великобритании. В настоящее время Абдельхаким Бельхадж занимает пост руководителя военного совета Триполи.

Следует признать, что население современной Ливии ментально не готово к переходу к демократии западного образца. К тому же в стране нет авторитетного и поддерживаемого ливийцами лидера, который разделял бы ценности либерализма. В связи с этим хорошие шансы на победу на ближайших выборах имеют исламисты.

Альтернатива западному покровительству маловероятна

В условиях дальнейшей исламизации страны сверху тесные связи новых правителей Ливии с Западом все же сохранятся. Несмотря на получение формальной власти, ПНС не обладает внутриполитическими ресурсами, которые позволили бы ему принимать решения без консультаций с западными покровителями. Совет, по сути, является заложником политических интересов Запада.

Теоретически выходом из сложившейся ситуации могло бы стать укрепление сотрудничества с крупными державами развивающегося мира, особенно с КНР. В действительности же все не так просто, поскольку даже блок БРИКС не готов открыто противостоять экономической политике Запада. Хотя не исключено, что Китай будет активно отстаивать свои интересы в Ливии и попытается переориентировать внешнеэкономические взгляды ПНС.

Китай, не вмешивающийся, в отличие от Запада, во внутренние дела суверенных государств, может стать для ПНС отличным партнером. Как показывает опыт работы китайских компаний в Африке, за реализацию проектов и предоставление услуг китайская сторона охотно принимает плату в виде нефти и минералов. Поскольку Запад, как правило, на такие условия идти не готов, у КНР сохраняются определенные конкурентные преимущества. При этом навязчивая политика Запада в отношении новой Ливии может спровоцировать ПНС на более тесное взаимодействие с Китаем. К тому же Китай умеет ждать и делать выгодные предложения в подходящее время. Следовательно, Пекин может приступить к своей стратегии «дружественной экспансии» в тот момент, когда власти Ливии разочаруются в Западе.

Россия, конечно, вправе ожидать от ПНС предложений о сотрудничестве, однако не следует преувеличивать значение нашей страны в арабском мире. Влияние России несоизмеримо с той ролью, которую играл СССР в урегулировании конфликтов в странах этого региона, как по объективным, так и по субъективным причинам.

Во-первых, Россия, в отличие от СССР, не готова оказывать финансовую поддержку арабским странам.

Во-вторых, промышленная продукция современной России, за исключением вооружения, в значительной степени неконкурентоспособна на рынках арабского мира.
В-третьих, во многих арабских странах на смену кадрам, подготовленным в СССР и симпатизировавшим нашей стране, приходят специалисты, в большей степени ориентированные на Запад.

В связи с этим контракты, которые, возможно, предложат России новые ливийские власти, следует рассматривать как «знак внимания».

Вне всякого сомнения, добившись объединяющей всех оппозиционеров Ливии цели — свержения и осуждения Каддафи, повстанцы хотели бы стать полноправными хозяевами страны, самостоятельно определять судьбу многочисленных углеводородных месторождений и многомиллиардных контрактов, заключенных еще при прежнем режиме. Вместе с тем есть основания полагать, что в условиях технологического отставания от развитого мира и отсутствия единства во властных структурах в Ливии в обозримом будущем сохранится иностранное влияние, прежде всего западное и в меньшей степени — китайское.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся