Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 13, Рейтинг: 4.31)
 (13 голосов)
Поделиться статьей
Татьяна Зонова

Д.полит.н., профессор каф. дипломатии МГИМО МИД России, эксперт РСМД

Процесс секуляризации и дехристианизации, прежде всего в Европе, приводит к тому, что все меньшее число людей регулярно посещает богослужение, а духовные семинарии обнаруживают нехватку молодых людей, желающих посвятить себя церкви. Многие традиционные, веками не менявшиеся догмы не воспринимаются новым поколением. Интронизация Бергольо произошла именно в этот период, когда католическая церковь оказалась перед лицом новых вызовов. Недаром в своих выступлениях Франциск говорит, что «мы не просто живем в новой ситуации, произошла кардинальная смена эпох, а сегодняшняя церковь отстала от жизни на две сотни лет». Особую обеспокоенность Св. Престола вызывает процесс нарастающей милитаризации, нежелание отказаться от ядерного оружия, якобы «дающего ощущение безопасности», и ставка на все более грозные и совершенные виды оружия массового уничтожения. Повышенное внимание Ватикан уделяет сегодня процессам цифровизации. Утвержден Секретариат по проблемам коммуникации, который призван действовать в условиях цифровых СМИ и обеспечить соответствие новым задачам миссии церкви.

Можно констатировать, что время понтификата Франциска пришлось на весьма сложный исторический период, связанный с растущей во многих странах мира поляризацией протестных политических сил. В поисках выхода из создавшегося положения активизируются те, кто уверен в необходимости модернизации и проведения реформ, направленных на достижение социальной справедливости. Им противостоят политики, которые видят выход из кризисного состояния в решительном отказе от толерантности и пацифизма, они враждебно воспринимают новые идеи и требуют возвращения к традициям прошлого. Это сказывается и на положении в католической церкви. Франциск понимает, что процессы секуляризации и дехристианизации ставят церковь перед необходимостью решительных действий и реформ, направленных на сохранение и повышение роли церкви, прежде всего, среди новых поколений верующих. Нельзя не заметить, что современное состояние РКЦ заставляет вспомнить о годах, последовавших за Вторым Ватиканским собором (1962–1965 гг.), ставшим вехой в обновлении католической церкви и развитии диалога религий. Решения Собора были подвергнуты тогда и подвергаются по сей день резкой критике со стороны традиционалистов-фундаменталистов. Подобная критика раздается и в отношении понтификата Франциска. Не случайно Франциск, осознавая серьезность ситуации и пытаясь предотвратить расколы, уделяет огромное внимание реформам курии и других институтов Ватикана. Призывы к открытости перед лицом новых вызовов стали лейтмотивом его энциклик и пасторских выступлений. В диалоге религий и активизации деятельности Ватикана в азиатских странах, прежде всего, в КНР, а также на африканском и латиноамериканском континентах Франциск видит одну из своих первоочередных задач.

Процесс секуляризации и дехристианизации, прежде всего в Европе, приводит к тому, что все меньшее число людей регулярно посещает богослужение, а духовные семинарии обнаруживают нехватку молодых людей, желающих посвятить себя церкви. Многие традиционные, веками не менявшиеся догмы не воспринимаются новым поколением. Интронизация Бергольо произошла именно в этот период, когда католическая церковь оказалась перед лицом новых вызовов. Недаром в своих выступлениях Франциск говорит, что «мы не просто живем в новой ситуации, произошла кардинальная смена эпох, а сегодняшняя церковь отстала от жизни на две сотни лет». Особую обеспокоенность Св. Престола вызывает процесс нарастающей милитаризации, нежелание отказаться от ядерного оружия, якобы «дающего ощущение безопасности», и ставка на все более грозные и совершенные виды оружия массового уничтожения. Повышенное внимание Ватикан уделяет сегодня процессам цифровизации. Утвержден Секретариат по проблемам коммуникации, который призван действовать в условиях цифровых СМИ и обеспечить соответствие новым задачам миссии церкви.

Папа-реформатор

«Пришедший издалека» Хорхе Марио Бергольо в 2013 г. стал Папой Франциском, епископом Рима, первым папой-иезуитом, первым Папой из Нового Света и восьмым главой Города-государства Ватикан. Бергольо принял имя Франциска, поскольку именно святой Франциск Ассизский считается покровителем бедняков. С самого начала своего понтификата Франциск подчеркнуто демонстрирует свою близость по духу к францисканцам. Франциск решительно отказался от знаменитого пуленепробиваемого «папа-мобиле» и не стал селиться в папских покоях Апостольского дворца, предпочтя Дом святой Марфы, пристройку к базилике святого Петра в Ватикане, где останавливаются кардиналы — участники конклава. При Франциске стали отмечать Международный день бедняка.

Бергольо по праву можно назвать реформатором. Пожалуй, впервые после Второго Ватиканского собора в трудах и действиях Римского Папы особый акцент делается на новое видение проблем. Папа предостерег от соблазна поделить мир на «праведников и грешников», ибо «стремление ответить ненавистью и насилием на жестокость и несправедливость, чинимые тиранами, грозит превратить авторов этого решения в таких же деспотов». В августе 2018 г. Франциск принял решение об изъятии из Катехизиса положения о смертной казни, подчеркивая, что, несмотря на совершения человеком тягчайших преступлений, сохраняется его достоинство и можно надеяться на его раскаяние. Уголовный кодекс Ватикана также претерпел изменения. Было отменено пожизненное заключение, сведенное к 30–35 годам. Пытки, преступления против несовершеннолетних (продажа, склонение к проституции, сексуальное насилие), хранение порнографического материала, геноцид и апартеид были объявлены преступлениями. Были ужесточены наказания за коррупцию. Проводимые Франциском реформы затронули не только Город-государство Ватикан, но и Святой Престол. Ватиканские правоохранительные службы могут теперь заняться и преступлениями, совершенными за пределами Ватикана. Учитывая возрастающую роль женщин в современном мире, Франциск неоднократно подчеркивает свою убежденность в том, что «женщина дарует мир», а когда она «участвует в принятии решений, мир обретает большее единство и спокойствие». Действительно, в папской Комиссии по защите несовершеннолетних теперь соблюдается полное гендерное равенство и впервые в Синоде епископов 2019 г. приняли участие четыре женщины (три монахини и одна мирянка). Беспрецедентным стало и назначение специалиста по международному праву Франчески Ди Джованни заместителем секретаря Ватикана по проблемам отношений с государствами, что соответствует должности заместителя министра иностранных дел.

Франциск постоянно обращается к одной из наиболее острых проблем современного мира — проблеме миграции, при этом вспоминая о личном опыте, связанном с вынужденной эмиграцией его родителей из фашистской Италии в Аргентину. Папа настоятельно призывает правительства принимающих мигрантов стран приложить усилия для социальной интеграции людей, которые в результате нищеты, насилия, преследования, стихийных бедствий вынуждены покинуть свою страну. Ватикан выразил полную поддержку Глобального договора ООН о безопасной, упорядоченной и легальной миграции, равно как и Глобального договора по беженцам 2018 г.

Темой папской энциклики «Laudato si» (Хвала Тебе) стала проблема охраны окружающей среды. Презентация энциклики сопровождалась учреждением Международного дня молитвы о защите Божьего творения. Франциск призвал к борьбе за устойчивое и всеобщее развитие, отметив, что вызовы окружающей среды касаются всех и каждого. Он охарактеризовал экологический кризис как драматическое последствие бесконтрольной деятельности человека. Однако для него проблемы экологии выходят за рамки «зеленой политики». Приверженцы сегодняшней модели убеждены, что лишь ускоряющиеся темпы технологического и экономического развития обеспечивают прогресс — заключает энциклика. По мнению Франциска, решение проблем связано именно со сменой модели развития и роста, ибо существующая модель не способна гарантировать защиту окружающей среды, повышение уровня безопасности, полезности, благосостояния, силы и сохранение жизненно важных ценностей.

Серьезной проблемой для католической церкви стала коррупция. Уже в течение правления предшествующих пап в масс-медиа появлялись сведения о трате двухсот миллионов евро на содержание дворца в центре Лондона, о неправомерном использовании средств фондов, предназначенных для благотворительности, о скупке бумаг в банках Люксембурга для приобретения дорогостоящей недвижимости. Франциск произвел полную замену руководства Института религиозных дел (Банка Ватикана), был проведен внешний аудит финансовой отчетности Ватикана, произведен арест ряда замешанных в скандалах ватиканских служащих. В феврале 2020 г. папа открыл в Ватикане Год права, впервые посвященный не только нарушениям в области церковного права, но и тем преступлениям, которые были нацелены на превращение Ватикана в «райское убежище» для беспринципных дельцов и финансистов. Вскоре ожидается посещение Ватикана членами Комитета Совета Европы за финансовую прозрачность, борющегося с отмыванием денег и финансированием терроризма. Франческо напомнил, что «Св. Престол уже начал проверку соответствия церковного законодательства нормам международного права». Получившие широкую огласку случаи педофилии также заставили Папу принять решительные меры против священников-педофилов и учредить Комиссию по защите несовершеннолетних.

Диалог религий

Диалог религий и конфессий — проблема, часто стоящая на повестке дня деятельности понтифика. Значимым этапом в этом контексте стала названная «братской» встреча Патриарха Кирилла и Папы Франциска в Гаване в 2016 г., которая завершилась Совместной декларацией. Обе стороны осудили безудержное потребление, стремительно истощающее ресурсы планеты, в то время как возрастающее неравенство в распределении земных благ обостряет ощущение несправедливости. Главы обеих церквей обратились с призывом к международному сообществу содействовать предотвращению вытеснения христиан с Ближнего Востока и объединению усилий для того, чтобы покончить с терроризмом. Внимание привлекло и компромиссное решение одной из наиболее острых проблем двусторонних отношений, связанной с деятельностью греко-католиков. Католики признали, что метод «униатизма» не является путем к восстановлению единства. Со своей стороны, РПЦ согласилась с тем, что церковные общины, появившиеся в результате исторических обстоятельств, имеют право на существование, а православные и греко-католики нуждаются в примирении.

Осенью 2016 г. в преддверии 500-летия Реформации понтифик совершил визит в Швецию, чтобы вместе с лютеранами отдать должное Реформации и совершить экуменическую молитву в лютеранском соборе. В Совместном заявлении обе стороны осудили использование религии в политических целях. Франциск также принял в Ватикане делегацию Всемирной лютеранской федерации, назвав их братьями и предложив совместно идти по пути преодоления старых предрассудков в отношении Мартина Лютера.

В одном из своих обращений папа заявил о необходимости стремиться к мирному сожительству с мусульманами, даже когда имеют место устрашающие действия фанатиков, врагов диалога. Он осудил любые формы фундаментализма, империализма и колониализма. На недавней встрече в Ватикане с Великим имамом Каирского исламского университета он подтвердил, что христианство и ислам объединяет идея «человеческого братства» и положительно оценил проект строительства в Арабских Эмиратах «Дома авраамической семьи» (Abrahamic Family House), вмещающего мечеть, синагогу и церковь, посвященную Франциску Ассизскому.

Отклик получило предисловие Франциска к изданию «Библии дружбы», где сорок иудейских и христианских исследователей интерпретируют положения Торы/Пятикнижия. В своем предисловии папа призывает иудеев и христиан ощущать себя братьями и сестрами и поставить на службу человечеству исповедуемые ими ценности, традиции и идеалы.

Даниил Пареньков:
Один крест на двоих

Дипломатическая активность на мировой арене

Внешнеполитическая активность папы, пожалуй, не имеет прецедентов. За последнее время восьмидесятилетний понтифик посетил более 15 стран на европейском и свыше 33 стран на других континентах. Пожалуй, первостепенное значение Франциск придает перспективе установления дипломатических отношений с КНР. На этом пути он встречает серьезные препятствия в самом Китае. Однако на сегодняшний день ему удалось достичь договоренности с китайским правительством по поводу процедуры назначения епископов в многомиллионной китайской Католической Патриотической Ассоциации. По этому соглашению китайское правительство предлагает кандидатуры, а папа их одобряет (или не одобряет). Несколько епископов таким образом уже были назначены. Соглашение дает также возможность преодоления различий между китайскими «официальными» католиками и теми китайцами, кто не согласен с политикой Пекина и предпочитает «подпольный» католицизм. Поговаривают и о вероятном визите Бергольо в Китай.

Вооруженный конфликт на Украине неоднократно становился предметом папских обращений. Осудив нарушение международного права, допущенное, по его мнению, Россией, папа Франциск выступил с призывом предпринять все усилия, в том числе и на международном уровне, к продолжению диалога как единственно возможного пути восстановления мира и согласия на Украине. «Слова “победа” или “поражение” причиняют мне боль, — сказал понтифик. — Единственно правильное слово — “мир”».

Франциск несколько раз встречался с президентом Путиным. По сообщению Службы печати Святого Престола в ходе встречи в 2019 г. обсуждались актуальные международные проблемы, особое внимание было уделено ситуации в Сирии, Украине и Венесуэле. Стороны констатировали, что подходы России и Ватикана к таким вопросам, как борьба с терроризмом и религиозным экстремизмом, предотвращение экономических и техногенных катастроф и защита христиан в зонах конфликтов достаточно близки.

Противостояние Франциску со стороны ультраконсерваторов

Следует отметить, что деятельность Франциска вызывает резкое неприятие со стороны определенной части крайне консервативных католиков и крайне правых политиков. Так, недоброжелательный отклик в их СМИ получило выступление Франциска в 2015 г. в Конгрессе США. Подчеркивая возможность искупления греха, Франциск в своей речи решительно высказался против существующего в ряде американских штатов института смертной казни. Перед конгрессменами также был поставлен «неудобный» вопрос, почему ради извлечения прибыли смертоносное оружие продается тем, кто приносит невыразимые страдания как отдельным людям, так и всему обществу. Отсюда озвученное Папой требование прекратить торговлю оружием, приносящую «запятнанные кровью зачастую невинных людей» деньги. Завершая свое обращение к Конгрессу, понтифик призвал к изменению существующего представления о прогрессе, сделав его «более человечным, направленным на удовлетворение нужд общества».

Критику со стороны консерваторов-фундаменталистов вызвало Апостольское Увещание (обращение) «Amoris Laetitia» (Радость любви), публикация которого завершала работу двух синодов 2014 и 2015 гг., посвященных проблемам семьи. В своем обращении Папа обратил внимание на то, что многие молодые люди сегодня избирают гражданский брак или просто сожительство; это происходит как в результате получившего распространение недоверия к институтам и отказа от ответственности, так и вследствие неуверенности в обеспеченности рабочим местом и достойной заработной платой. Священник в этих случаях, по мнению Франциска, должен следовать чувству сострадания, отказаться от черно-белого видения проблемы и не выносить необоснованные обвинения в адрес так называемых нерегулярных семей, поскольку подлинное милосердие «безусловно и бескорыстно». Толерантное отношение папы распространялось и на людей гомосексуальной ориентации, он призвал церковь отказаться от их дискриминации. Стало широко известным высказывание понтифика по этому поводу: «Кто я, чтобы судить?».

Противники Франциска подвергли папу резкой критике также за предположение о возможности назначать женатых католиков священниками в тех регионах, где существуют кадровые проблемы. В частности, известный своими консервативными взглядами кардинал Робер Сара издал книгу о священническом целибате с большим количеством цитат из трудов Бенедикта XVI и указал Ратцингера в качестве одного из авторов, не поставив того в известность. Противники Франциска немедленно заявили о непримиримых противоречиях между двумя понтификами. Буквально на следующий день Ратцингер попросил убрать его имя из списка авторского коллектива. У критиков вызывают раздражение и заявления Бергольо «вне кафедры», например, когда он говорит о преувеличенном акцентировании мнения о продолжении рода как единственного смысла брака.

Дело дошло до того, что в ноябре 2019 г. был обнародован документ, подписанный сотней католиков и содержащий обвинение папы в «кощунственных» поступках и совершении «серьезного греха», причем те, кто следует за папой, по мнению авторов документа, «рискуют обречь себя на вечное проклятие». Поводом послужило изображение богини инков Пачамамы, оказавшееся в месте произнесения молитвы участниками синода епископов региона Амазонии. Синод проходил в Риме в октябре 2019 г. и был посвящен поиску новых путей евангелизации коренных народов этой области. Один из австрийских «суперкатоликов» похитил изображение и бросил его в Тибр. Среди обличителей папы фигурируют американский кардинал архиепископ Раймонд Берке и потребовавший отставки папы бывший апостольский нунций в Вашингтоне архиепископ Карло Мария Вигано. Противниками папы выступают и некоторые политики. Например, Стив Бэннон, крайне правый американский политический деятель, стратег предвыборной кампании Трампа и покровитель европейских правых популистов и евроскептиков, называет Франциска «врагом». Именно Бэннон пытался консолидировать католиков-фундаменталистов вокруг новой Академии, которую он предполагал учредить в Италии в монастыре Трисулти (область Лацио). Протесты итальянской общественности, поддержанные министерством культуры Италии, воспрепятствовали этим намерениям.

Попытки навесить на понтифика ярлык «марксиста», «коммуниста», «анархиста», а его выступления в защиту мигрантов выдать за «отказ от католической духовности и за потворство мусульманам» вызвали возмущение председателя Конференции итальянских епископов кардинала Гуалтьеро Бассетти. Кардинал в резкой форме осудил противников Франциска, которые «не упускают случая, чтобы подорвать авторитет Папы».

Можно констатировать, что время понтификата Франциска пришлось на весьма сложный исторический период, связанный с растущей во многих странах мира поляризацией протестных политических сил. В поисках выхода из создавшегося положения активизируются те, кто уверен в необходимости модернизации и проведения реформ, направленных на достижение социальной справедливости. Им противостоят политики, которые видят выход из кризисного состояния в решительном отказе от толерантности и пацифизма, они враждебно воспринимают новые идеи и требуют возвращения к традициям прошлого. Это сказывается и на положении в католической церкви. Франциск понимает, что процессы секуляризации и дехристианизации ставят церковь перед необходимостью решительных действий и реформ, направленных на сохранение и повышение роли церкви, прежде всего, среди новых поколений верующих. Нельзя не заметить, что современное состояние РКЦ заставляет вспомнить о годах, последовавших за Вторым Ватиканским собором (1962–1965 гг.), ставшим вехой в обновлении католической церкви и развитии диалога религий. Решения Собора были подвергнуты тогда и подвергаются по сей день резкой критике со стороны традиционалистов-фундаменталистов. Подобная критика раздается и в отношении понтификата Франциска. Не случайно Франциск, осознавая серьезность ситуации и пытаясь предотвратить расколы, уделяет огромное внимание реформам курии и других институтов Ватикана. Призывы к открытости перед лицом новых вызовов стали лейтмотивом его энциклик и пасторских выступлений. В диалоге религий и активизации деятельности Ватикана в азиатских странах, прежде всего, в КНР, а также на африканском и латиноамериканском континентах Франциск видит одну из своих первоочередных задач.

Оценить статью
(Голосов: 13, Рейтинг: 4.31)
 (13 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся